Мастер класс по теме : «Финансовая грамотность дошкольников».
презентация к уроку по математике (старшая группа)
Цель мастер-класса : повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОУ.
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
-расширить кругозор посредством игр экономической направленности;
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_finansovaya_gramotnost_doshkolnikov.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс по теме : «Финансовая грамотность дошкольников».
Цель мастер-класса : повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОУ.
Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
-расширить кругозор посредством игр экономической направленности;
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.
Оборудование:
Аудитория слушателей: воспитатели ДОУ.
Ход мероприятия:
Притча:
Жила-была семья зажиточного купца: отец, мать и сын. Сын жил на всем готовом, в достатке и в сытости. И когда подрос, отец послал его искать работу, чтобы он учился быть хозяином и зарабатывать деньги для себя, для семьи и для дома. Но сын был ленив, и не понимал зачем ему работать, когда он всегда может взять денег у матери. Да и крестьянского труда он чурался, ибо считал себя высших кровей. И вот проходил целый день, но работу по душе не нашел. Мать пожалела сына и дала ему немного денег, чтобы он отнес их отцу. Радостный сын побежал к отцу и отдал ему деньги. Но отец сказал
- Это не ты заработал эти деньги - и бросил их в горящий очаг. Сын удивился тому, как догадлив отец, но ничего не сказал.
На следующий день всё повторилось.
"Откуда же он знает?" думал про себя сын. "Возможно эти деньги достаются мне слишком быстро или это потому, что я все время на виду у отца?"
Тогда сын взял у матери все накопления и ушел далеко. Жил целый месяц неизвестно где и вернувшись с остатком суммы, отдал его отцу. Но отец вновь ответил:
- Ты не зарабатывал эти деньги! - и бросил их в костер.
Сын был раздосадован и не понимал, что происходит. У матери денег больше не было, и сын пошел искать любую работу лишь бы прожить. Один кузнец согласился взять его помощником. Неделю он помогал раздувать мастеру меха в кузне, натер себе кровяные мозоли, а заработал лишь пару медных пятаков. И когда пришел домой, валился с ног от усталости.
- Вот, возьми, я заработал их сам! - бросил он на стол отцу деньги.
Отец молча взял монеты и. снова бросил их в огонь.
– Ты что творишь? – возопил юноша и голыми руками полез доставать деньги из горячих углей.
И тут отец ответил:
– Вот теперь я вижу, что эти деньги ты заработал сам.
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.» Тем не менее у большинства родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?».
Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
В современной России происходят глобальные преобразования в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие не только творческих и интеллектуальных способностей, но и социальной компетентности детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура личности дошкольника, характеризующаяся наличием представлений об экономических категориях. В этих условиях для ДОУ актуальным становится реализация программ, направленных на развитие предпосылок к финансовой грамотности дошкольников.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Финансовая грамотность помогает понять, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от достижения крупной цели.
К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.
Способность к осознанности и волевой саморегуляции – это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности как экономика.
Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Таким образом в старшем дошкольном возрасте вполне можно знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Блок «Потребности»
Педагогические задачи :
• знакомить с экономической категорией «потребность»;
• расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
• развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.
Первичное понимание экономических терминов: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности».
Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека.
«Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
«Надо» и «хочу».
Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.
Задачи:
1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
2. Сформировать представление о том, что желание и реальная потребность не совпадают.
3. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».
Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии). Слайд 8.
Блок «Труд - продукт (товар/услуга)»
Педагогические задачи :
• формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.
«Кто я?»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Материалы: шапочки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Врач) и карточки с изображениями орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля) по 4 к каждой профессии.
Ход игры: водящий-взрослый надевает на голову игрокам шапочки с изображением профессий так, чтобы игроки не видели, кто они. Затем игроки, не глядя, берут по 4 карточки с изображениями орудий труда и отдают тому, кому они необходимы. Игроки должны угадать свою профессию. После этого можно предложить каждому из играющих показать, как они выполняют свою работу (построить дом из кубиков, заплести куклу, а также получить зарплату (медальки, жетоны, деньги) Слайд 10.
Блок «Деньги, цена (стоимость)».
Педагогические задачи :
• познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
• воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
• дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
Понятие «деньги»
Что такое деньги и зачем они нужны:
• Деньги как мера стоимости; история денег.
• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).
• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом, пенсии, пособия, стипендии.
• Деньги как средство платежа, накоплений.
• Обмен денег (причины, правила).
• Откуда берутся деньги.
• Зачем людям нужны деньги.
«Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Ход игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей. Слайд 12.
Цена (стоимость)
• Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).
• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».
Торговля и торг
• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).
• Хозяин товара и продавец.
• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).
Бюджет (на примере бюджета семьи)
• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.
«Семейный бюджет»
Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи.
Задачи:
познакомить детей с многообразием потребностей человека, научить определять разницу между «хочу» и «надо»
развивать у детей кругозор и познавательный интерес.
воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие.
Атрибуты: 4 большие карточки и 12 маленьких карточек.
Ход игры:
Игра №1
Организационные правила:
- играют от 3-4 игроков. Выбирают ведущего. Ведущий раздает карточки с названием расходов, а карточки с изображением расходов кладет перед собой лицевой стороной вниз.
Дисциплинарные правила:
- не кричать, слушать ведущего.
Игровые действия:
- ведущий берет любую карточку с изображением расходов и показывает ее. Если она подходит к карточке с названием расхода игрока, игрок забирает ее себе. И так до тех пор, пока не соберутся карточки игроков.
- выигрывает тот, кто первый и правильно соберёт свои карточки.
Игра №2
Организационные правила:
- играют от 2-4 игроков. Все карточки с изображением расходов кладут перед собой лицевой стороной вниз в центре стола. Остальные карточки с изображением названием расхода забирают себе.
Дисциплинарные правила:
- не кричать, соблюдать очередность хода.
Игровые действия:
- участники игры определяют очередность хода. Первый игрок берет любую карточку с изображением расхода и переворачивает ее. Если она подходит к его карточке, игрок забирает ее себе. Если маленькая карточка не подходит, игрок кладет ее на место лицевой стороной вниз. В игру вступает следующий игрок.
- выигрывает тот, кто первый и правильно соберёт свою карточку.
Источники дохода
Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.
Блок «Реклама: желания и возможности».
Педагогические задачи :
• дать представление о рекламе, ее назначении;
• поощрять объективное отношение детей к рекламе;
• развивать у детей способность различать рекламные уловки;
• формировать умения отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
• формировать умения детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
Что такое реклама
• зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п., где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).
Сочиняем рекламу
• Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.
Какие виды рекламы вы знаете?
(Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты).
Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента.
«Рекламный агент»
Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ. Придумайте слоган к рекламе мороженого.
Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ.
Блок «Полезные навыки и привычки в быту».
Педагогические задачи :
• формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;
• воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
• воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;
• дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.
Представления о своем, чужом и общем.
Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами
Хороший хозяин (хозяйка).
Воспитание у детей следующих привычек:
• бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим взрослым, сверстникам;
• разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);
• экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);
• нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.
Сегодня я познакомила вас с играми которые вы легко можете использовать в работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников.
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.
В начале мастер-класса вам раздали банкноты методического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги вы вложили с пользой. Если мастер-класс был полезен, то вложите свою денежку в сбербанк, набегут методические проценты.
Кому был мастер-класс не очень полезен, то положите под подушку, может, придется когда-нибудь достать.
А если время было проведено зря – закопайте в огороде, пусть ждет своего часа.
Давайте посмотрим, где сосредоточился методический капитал нашего мастер-класса. Большинство вложили деньги в, значит….
Финансового благополучия вам и вашим детям! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами по теме: "Финансовая грамотность дошкольников"
Цель мастер-класса - совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности детей....
Мастер класс по теме: «Финансовая грамотность дошкольников»
Ни для кого не секрет, что человек, уверенный в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому, живя в современном мире, дети должны знать, как правильно пользоваться средствами, которые они б...
«Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников по средствам игр и мнемотаблиц»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39т посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район...
Мастер-класс на тему: «Финансовая грамотность старших дошкольников»
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в усл...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...
Мастер класс на тему: «Финансовая грамотность»
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. ...