Программа по самообразованию воспитателя детского сада.
методическая разработка по математике (младшая группа)
Тема: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников 3 – 4 лет» на 2022 – 2023 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию воспитателя детского сада.
Воспитатель: Большухина Олеся Александровна
Тема: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников 3 – 4 лет» на 2022 – 2023 гг.
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны решаться в рамках познавательно-речевого направления развития дошкольников в образовательной области «Познание», а также «интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей». Формирование простейших математических представлений у детей 3 -4 лет очень важно, так как является основой для познавательно – творческого развития личности ребёнка в последующие годы дошкольного детства.
Игра является важным моментом в жизни каждого ребёнка. Невозможно представить детей без игры! Игра учит и развивает детей. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и интеллектуальной деятельности происходит в игровой форме, изучение проблемы влияния развивающих игр на формирование интеллектуальных способностей, является актуальным.
Игра в детском саду, важная часть работы воспитателя. Игра сближает взрослого и ребенка дошкольного возраста. Через Игру между ребёнком и воспитателем возникают доверительные отношения. Единственный язык, который очень легко дается детям дошкольного возраста – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать все возникающие проблемы и сложности в отношениях со взрослыми, детьми, сверстниками. Поэтому, на вопрос: «Что больше всего любят дети?», можно не задумываясь ответить: «Играть».
Я предлагаю Вам ознакомится с разделом развивающих и дидактических игр по (ФЭМП) формированию элементарных математических представлений в младшей группе 3 – 4 лет.
1. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
2. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнении и измерении (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
3.«Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
4.«Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
5. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
В целом программа по ФЭМП представляет достаточно богатый материал по формированию математических представлений у дошкольников.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр. Прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- составить картотеку дидактических и развивающих игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
- развить у детей интерес к математике в дошкольном возрасте;
- развивать способности классифицировать, обобщать математический материал (цифры, геометрические фигуры и приобщать к образовательному процессу в игровой и занимательной форме.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
2. Обогащать развивающую среду в группе дидактическими играми, настольно-печатными играми, развивающими играми по ФЭМП;
3. Использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
4.Развивать творческие способности: любознательность, наблюдательность и чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности
5. Использовать консультации в взаимодействиях с родителями по ФЭМП.
Этапы работы | Содержание деятельности | Предполагаемый результат | Сроки и формы отчета |
Подготовительный этап. | Планировать работу с детьми на новый учебный год. Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих и дидактических игр по развитию ФЭМП для детей 3 – 4 лет.» 1.Изучение методической литературы: - З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990. - Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. - Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. - Волчкова В. Н., Степанова Н. В., Конспекты занятий во второй младшей группе. 1998г. - Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010. - Денисова Д. Математика для малышей (рабочая тетрадь). Младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010 - Издательство «Детство-Пресс» https://detstvo-press.ru; 2. Регулярный просмотр интернет – ресурсов: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru». 3. Разработать картотеку развивающих и дидактических игр по ФЭМП. 4. Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников». 5. Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у детей 3 – 4 лет». 6. Оформление в группе уголка «Математику люблю, с математикой дружу!» 7. Подготовка семинара-практикума для педагогов «Математические игры для дошкольников 3 – 4 года». 8. Участие в педагогических и детских конкурсах по развитию математических способностей. 4. Разработка НОД по ФЭМП на 2019 – 2020гг. | Ознакомление, изучение и накопления научно- теоретических материалов по теме самообразования. Формирование папки, электронной базы методических материалов. Презентация накопленных научно-методических материалов. | Сентябрь 2022 г – Май 2023г. В течение года В течении года. В течении года. |
Практическая часть. Работа с детьми. | |||
№ | Содержание работы. | Применение в различных видах играх. | Сроки выполнения. |
1. | Знакомство с понятиями: «Один», «Много», «Столько же», «Больше или Меньше». | «Больше или меньше», «Подари другу столько же», «Посылка», «Что меньше», «Что изменилось?», «Построим башню», «Игры с мячом», «Бусы», «Поезд», «Всем ли хватит места». | Сентябрь 2022 г. |
2. | Знакомство с: «Свойства предметов. Счёт до 2», «Ориентировка в пространстве», «Цифры 1 и 2», «Соотношение с количеством», «Круг. Свойства круга». | «Разноцветные фонарики», «Скажи по другому», «Сбор урожая овощей», «»Готовим салат», «Посылка двух медвежат», «Сложи листики», «Солнышко и дождик». | Октябрь 2022г. |
3. | Знакомство с: «Длиннее», «Короче», «Шар. Знакомство с Шаром, его свойствами», «Пространственные отношения: Справа, Слева», «Шире – Уже», «Счёт до 3. Число 3», «Расположение фигур», «Треугольник». | «Прогулка в лес», «Где дорожка длиннее», «Медведь и пчёлы», «Помоги цыплятам», «Сравни предметы». | Ноябрь 2022г. |
4. | «Знакомство с понятием НА, НАД, ПОД», «Счёт и знание цифры 3», «Знакомство с понятием: раньше, позже», «Формирование временных представлений», «Знакомство с понятием: выше, ниже», «Сравнение предметов по высоте».
| «Найди и обведи», «Котята и щенята», «Поезд», «Самолёты», «Гаражи», «Сделаем бусы на ёлку». | Декабрь 2022г. |
5. | «Счёт до 4. Число 4. Цифра 4», «Геометрическая фигура: Квадрат», «Свойства предметов: сходства и различия», «Временные представления», «Знакомство с понятием Куб», «Понятие: вверху, внизу». | «Кто живёт на крыше», «Четвёртый лишний», «Прокати в ворота», «Сфотографируй куб и шар», «Займи своё место в вездеходе». | Январь 2023г. |
6. | «Закрепить понятие: слева, справа, посередине», «Счёт до5. Число и цифра до 5», «Соотношение числа и количества», «Понятие: впереди, сзади», «Понятие: внутри, снаружи», «Признаки сходства и различия». | «Доктор Айболит», «Что сначала, что потом», «Строим детскую больницу», «Инсценировка по сказке «Репка»», «День – ночь», «Аквариум». | Февраль 2023г. |
7.
| 2Знакомство с понятием «Пара», представление о парных предметах», «Сравнение предметов по: длине, ширине, высоте», «Геометрическая фигура – Овал, Прямоугольник», «Сходства – Различия», «Определение места по заданному условию», «Ориентировка в пространственных ситуациях». | «Разложи по порядку», «Найди пару», «Перчатки», «Семья геометрических фигур», Пальчиковая игра «Семья», «Займи стал», «Найди игрушку», «Найди сходства и различия», «Сравни предметы». | Март 2023г. . |
8. | «Закрепление: счёт до 5», «Счёт на ощупь (по осязанию)», «Счёт: количественный и порядковый в пределах 5», «Ориентировка на листе бумаги», | «Теремок», «Чудесный математический мешочек», «Игра с обручем», «Пожарная машина», «Упражнение по ФЭМП – Насос», «Магазин игрушек», «Что изменилось?», «Кто быстрее пройдёт свой лабиринт», «Что за чем было?». | Апрель 2023г. |
9. | «Счёт количественный и порядковый в пределах 5», «Формирование временных представлений», «сосчитай и отсчитай (в пределах5)», «Что было раньше, что потом», «Повторить счёт до 5». | «Раньше – позже», «Найди медвежонка», «Поймай бабочку», «Сосчитай и найди», «Найди цепочку», «Хлебный магазин», Игра с обручем, «Найди столько же», «Справа как слева», «Волшебные дорожки». | Май 2023г. |
Общая практическая часть. | Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития ФЭМП): Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста: Работа с родителями: | «Интересная математика» Игры на логическое мышление, величину, счёт до 5, ориентировка в пространстве, во времени, геометрические фигуры и др. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Проведение индивидуальных консультаций и бесед. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». | В течении года. В течении года. В течении года. В течении года. Октябрь 2022 г. Март 2023г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование воспитателя детского сада "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 2 - 3 лет"
Материал по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 2 - 3 лет"....
Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг.
Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг....
Самообразование воспитателя детского сада
Рекомендации по составлению плана самобразования педагога...
План по самообразования воспитателя детского сада
В настоящее время в связи с вступлением ФГТ, особую актуальность приобретает проблема развития речи детского дошкольного возраста. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноце...
План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")
Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...
программа по самообразованию воспитателя детского сада:«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают ну...
Программа по самообразованию воспитателя детского сада Тема: «Использование развивающих игр при ФЭМП у дошкольников»
В дошкольном возрасте игра имеет важное значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта игра...