Развитие элементарных математических представлений через игровые технологии
презентация к уроку по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Понятие « игровые педагогические технологии » включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр, вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование к учебной деятельности. Структура данной технологии следующая : 1. игровая задача; 2. правила; 3. деятельность; 4. результат ;
Цели 1. развитие восприятия; 2. развитие внимания; 3. развитии памяти; 4. развитию мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое); 5. развитие творческих способностей и воображения ; Задачи 1. повышение уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка; 2. подбор средств активизирующих деятельность детей и повышающих ее результативность;
Счетные палочки Вариативность игровых технологий по формированию математических представлений у дошкольников. Игры и упражнения Игры головоломки Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием (ценники, монеты, купюры для игры в «Магазин»; м ерки для игры «Строитель»; цифры и буквы для игры «Школа»)
Игры с блоками Дьенеша Игры Воскобовича Игры с палочками Кюизенера Кубики Никитиных Дидактические и настольно-печатные игры
Игры с блоками Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш . Игры с блоками Дьенеша на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, способствуют развитию математических преставлений и начальных знаний по информатике . Игры с блоками Дьенеша развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша , ребенок выполняет разнообразные предметные действия, например: группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму.
Игры с палочками Кюизенера Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает . На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки"ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами, пространство. Со всеми этими понятиями ребенок знакомится абсолютно естественным образом — играя с цветными счетными палочками Кюизенера . Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Кубики Никитиных Борис Павлович Никитин советский и российский педагог, один из основоположников методики раннего развития придумал множество развивающих игр для своих детей. Эти игры и упражнения поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям кубики Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», « Уникуб ». Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.
Используя в занятиях с ребенком развивающие игры Никитиных, следует придерживаться определенных принципов. 1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всѐ необходимое из окружающей действительности самостоятельно. 2 . Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. 3 . Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи. 4 . Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.
Игры Воскобовича Развивающие игры петербургского автора игр и пособий для детей 3-7 лет, Воскобовича Вячеслава Вадимовича – это творческая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству. Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича : 1. развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности. 2. развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества . 3. развитие у детей эмоционально-образного и логического начал. 4. формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях. 5. развитие мелкой моторики . Чудо крестики Кораблик Плюх - Плюх Математические корзинки
Особенности развивающих игр Воскобовича : 1. многофункциональность и универсальность ; 2. вариативность игровых заданий и упражнений ; 3. творческий потенциал каждой игры ; 4. широкий возрастной диапазон; 5. игры разработаны, исходя из интересов детей; 6. систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал ; 7. методическое сопровождение ; Геоконт Чудо - соты Игровизор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений посредством игровой технологии «Палочки Кюизенера»
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений...
Описание опыта работы по теме «Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность»
Описание опыта работы по теме«Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность» ...
Конспект итогового занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием технологии проблемного обучения «Математическая тропинка» младшая группа
Итоговое занятие по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения...
Практикум для родителей по формированию элементарных математических представлений через игровую деятельность
Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность"
Мастер-класс поможет педагогам заинтересовать детей математикой, привить им любовь к этой науке....
Формирование элементарных математических представлений посредством игровой технологии «Палочки Кюизенера»
Консультация для родителей , как развивать математические способности с помощью "Палочек Кюизенера"...