Рабочая программа проекта по развитию логики и мышления «Умники и умницы»
рабочая программа по математике (старшая группа)
Рабочая программа
проекта по развитию логики и мышления
«Умники и умницы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_umniki_i_umnitsy.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа 657 дошкольное отделение 1
Рабочая программа
проекта по развитию логики и мышления
«Умники и умницы»
для детей 5-6 лет.
воспитателей Якубовой Н.Т.
Колтун А.В.
на 2022-23 учебный год.
г.Москва
Пояснительная записка.
Педагоги и психологи уверены, что развивать логическое мышление необходимо с детского возраста. И чем раньше, тем лучше!
Логика - это рассуждение. Логическое мышление -способность рассуждать. Логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому нужно научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно приходить к обобщениям.
Развитию мышления и логики у детей с успехом помогают специальные логические игры, разработанные и продуманные в соответствии с возрастом ребенка. Для развития логического мышления дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, среди которых выделяется дидактическая игра, которая способствует становлению и развитию интеллектуальных способностей ребенка.
Использование ИКТ игр также влияет на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.
Развитие логического мышления осуществляется через загадки и логические задачи( упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями).
Также развивать логическое мышление у детей 5-6 лет можно с помощью игр с карточками, головоломками ( "Танграм ", Вьетнамская игра", " Архимедова игра" и т.д), развивающими логическими играми ( " Логические блоки Дьенеша", " Палочки Кюизенера" и т.д.).
Актуальность.
Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в наше время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.
Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников логического мышления с использованием современных педагогических технологий.
Задачи:
1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации.
2.Развивать интерес к познавательной деятельности; произвольность внимания ; творческое воображение; умение рассуждать, делать выводы.
3.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
Сроки реализации программы – 1 учебный год
Количество детей – группа 30 человек.
Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, , занимательные вопросы, графический диктант, физкультминутки, пальчиковые упражнения.
Структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физкультминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.
Содержание программы.
Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.
Ожидаемые результаты: Проект будет способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясномыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Используемая литература:
- «Развитие логического мышления» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басова.
Изд. «ГРИНГО», 1995г.
- «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
- «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
- Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Е.В. Колесникова. Москва «Акалис», 1996г.
- «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
- «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы) Л.П.Морозова. ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
- АраловаМ.А.Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
- Колесникова Е.В. " Я считаю до десяти".Математика для детей 5-6 лет. - 3-е изд.,перераб. и дополн.- М.:ТЦ Сфера,2022. - 64с.
- Володина Наталья Владимировна. " Развиваем логику, память, внимание ".-Москва: Эксмо, 2022.- 80с.
Перспективный план проекта " Умники и умницы"
на 2022-2023 уч.год
Содержание занятий | Задачи | ||
Октябрь Занятие №1 | Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. 1.Оценка образно-логического мышления: "Нелепые картинки". "Перепутанные стихи". 2."Оценка словесно-логического мышления". | Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического мышления у детей. | |
Октябрь Занятие №2 | 1.Сравнение. Д/и "Давай, сравним" 2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. 3.Занимательные вопросы, загадки – шутки. | Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление. | |
Октябрь Занятие №3 | 1. Анализ – синтез. Д/и "Дополни картинку", "Что для чего" 2. "Чем похожи и чем отличаются" 3.Игра с палочками Кюизенера. " Собери по образцу". 4.Решение логическихзадач. | Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. Развивать логическое мышление , внимание. | |
Октябрь Занятие №4 | 1.Обобщение. Д/и "Логический поезд", "Назови одним словом" 2.Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами. 3.Решение логических задач | Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия. | |
Ноябрь Занятие №1 | 1.Классификация. Д/и " Найди два одинаковых предмета», «Разложи на группы», 2.Д/и "Подбери и назови". 3.Игра с палочками Кюизенера. 4.Учимся отгадывать загадки. | Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. | |
Ноябрь Занятие №2 | 1.Систематизация. Д/и "Картинки последовательные». 2.Игра с блоками Дьенеша. «Куда спрятался щенок». 3.Графический диктант. | Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Развивать пространственные представления. | |
Ноябрь Занятие №3 | 1.Ограничение. Д/и "Разукрашки"( раскрась только круглые ( квадратные)фигуры) 2. "Четвертый лишний". 3.Игра с блоками Дьенеша "Найди клад". 4. Решение логических задач | Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. | |
Ноябрь Занятие №4 | 1.Умозаключения. Решение логических задач. 2.Игры с палочками Кюизенера 3. Игра- головоломка " Волшебный квадрат". | Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. | |
Декабрь Занятие №1 | 1.Установление причинно – следственных связей. Д/и "Почему это произошло". 2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 3.Логическая мозаика. | Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. | |
Декабрь Занятие №2 | 1.Смысловое соотнесение. Д/и "Найди недостающее", "Подбери смысловые пары". 2. Игры с палочками Кюизенера 3.Нарисуй справа такую же фигуру. | Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства. | |
Декабрь Занятие №3 | 1.Игра с логическими блоками Дьенеша "Угадай - ка" 2.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы. 3.Игра -головоломка "Танграм" | Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета. | |
Декабрь Занятие №4 | 1 Игра с палочками Кюизенера. "Посудная лавка". 2.Задачи – шутки, занимательные вопросы. 3.Д/и "Что делать" | Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение. | |
Январь Занятие №1 | 1.Обобщение Д/и " Назови одним словом", " Логический поезд". 2.Выкладывание картин из пуговиц. 3Решение логических задач. | Учить находить связи между предметами, явлениями. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. | |
Январь Занятие №2 | 1Сравнение. Д/и "Найди отличия", " Скажи наоборот" 2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку. 3.Занимательные задачки. | Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление. | |
Январь Занятие №3 | 1.Анализ- синтез. Д/ и "Собери цветок" " Логические концовки" 2. Игра " Орнамент" ( выкладывание орнамента из геометрических фигур) 3. Игра - головоломка " Волшебный квадрат" | Развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу. | |
Февраль Занятие №1 | 1.Анализ - синтез. Д/и "Найти лишний предмет" "Составь узор" 2.Игра с блоками Дьенеша : " Чередование". 3.Решение логическихзадач. | Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. | |
Февраль Занятие №2 | 1.Обобщение. Д/и "Логические цепочки", " Группируем по признакам" 2.Игра с блоками Дьенеша. 3.Игра - головоломка " Сфинкс" | Совершенствовать умения в обобщении понятий для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Закреплять навык находить логическую связь между картинками. | |
Февраль Занятие №3 | 1.Классификация. Д/и "Вопрос – ответ", "Подбери и назови". 2.Игра с палочками Кюизенера. 3.Игра "Найди варианты". | Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. | |
Февраль Занятие №4 | 1.Систематизация. Д/и "Продолжи ряд предметов". 2.Игра с блоками Дьенеша "Где спряталась мышка". 3.Графический диктант. | Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ. | |
Март Занятие №1 | 1.Ограничение. Д/и "Найди фрагменты изображений". 2.Игра с блоками Дьенеша 3.Учимся разгадывать кроссворды. | Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. | |
Март Занятие №2 | 1.Умозаключения. Д/и "Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её". 2. Игра с блоками Дьенеша 3.Разгадываем загадки | Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. | |
Март Занятие №3 | 1.Установление причинно – следственных связей. Д/и " Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй". 2.Логическая мозаика. 3.Решение логических задач | Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. | |
Март Занятие №4 | 1.Смысловое соотнесение. Д/и "И хорошо и плохо". 2. Игра - головоломка " Архимедова игра". 3.Графический диктант | Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства. | |
Апрель Занятие №1-2 | Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. | Оценить уровень развития логического мышления у детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность по развитию логического мышления" Умники и умницы"
Цель: Развивать логическое мышление через игровую деятельность.Задачи: Развивать представления о различных видах транспорта (наземный, воздушны, водный, специальный, систематизировать знания о е...
Рабочая учебная программа развития логического мышления у детей 6 – 7 лет на основе занимательной математики «Логика»
Пояснительная запискаВы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только опр...
Проект по самообразованию "Умники и Умницы" (развитие логики у детей 4-5 лет)
Данный проект направлен на развитие логики у детей среднего дошкольного возраста....
Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»
Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет группы № 20 «Непоседы».
Цель программы: Развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр....
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет ...
Дополнительная образовательная программа «Умники и умницы» (развитие логико-математического мышления) для дошкольников 3-7 лет
Дополнительная образовательная программа "Умники и умницы"...