РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТА У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
статья по математике (средняя группа)

Бородаева Виолетта Викторовна

Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений.  От сформированности элементарных математических представлений в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка. Математическое развитие детей дошкольного возраста влечет за собой качественные изменения в познавательных психических процессах, развитии  представлений и понятий.

По мнению некоторых педагогов прошлого, начинать обучать детей счету возможно уже на третьем году жизни, постепенно расширяя границы сосчитываемого -  до пяти, до десяти, а потом -  до  двадцати,  опираясь при этом на наглядность.  При этом детей надо учить считать вперед и назад. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_deyatelnosti_scheta_u_detey_pyatogo_goda_zhizni.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТА У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений.  От сформированности элементарных математических представлений в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка. Математическое развитие детей дошкольного возраста влечет за собой качественные изменения в познавательных психических процессах, развитии  представлений и понятий.

По мнению некоторых педагогов прошлого, начинать обучать детей счету возможно уже на третьем году жизни, постепенно расширяя границы сосчитываемого -  до пяти, до десяти, а потом -  до  двадцати,  опираясь при этом на наглядность.  При этом детей надо учить считать вперед и назад.  

Л.В. Глаголевой разработана методика обучения детей счету. В ее пособиях раскрыты содержание, методы и приемы формирования у дошкольников математических знаний. Она рассматривает игру как главный метод обучения на занятиях по счету.

А.М. Леушина, Л.С. Метлина, считают, что обучение детей счету должно начинаться на пятом году жизни. Счетные операции проходят сложный путь развития, который совершается не сам по себе, а в результате организованного целенаправленного обучения.

И.В. Сушкова, рассматривая вопросы обучения детей дошкольного возраста счету, раскрывает особенности обучения разным видам счета – количественному, порядковому, прямому, обратному, счету групп предметов, счету предметов в различном расположении и др.

Счет представляет собой сложную деятельность, формирование которой предполагает овладение целым рядом действий, направленных на овладение отдельными сторонами счета.

Опираясь на выше написанное, мы обследовали детей средней группы №7 на начало учебного года. В обследовании принимали участие 20 детей пятого года жизни.

Диагностика счетной деятельности наших детей включала выполнение ими диагностических заданий: «Прилетели бабочки», «Сосчитай кубики», «Бабочки-цветочки», «Матрешки», «Ватрушки».

Были определены следующие критерии оценки:

1) адекватность:

- использование для счета правой рукой;

- выполнение счета слева направо или в зависимости от указанного  направления;

- владение количественным  и  порядковым счетом;

 - владение счетом групп предметов;

-  владение обратным счетом;

-  владение счетом парами;

2) самостоятельность (выполнение заданий  с помощью экспериментатора или без нее).

По результатам проведения педагогической диагностики был установлен неравномерный характер развития счетной деятельности у детей пятого года жизни на начало учебного года, который проявляется следующей иерархией уровней: выше среднего, средний, ниже среднего.  

Только 10% ребят владеют количественным и порядковым счетом до пяти.  

50% детей пятого года жизни в достаточной степени владеют навыками количественного и порядкового счета до пяти.

40% дошкольников допускают ошибки при количественном и порядковом счете.

Таким образом, большинство  наших детей (60%) в достаточной степени владеют навыками количественного и порядкового счета до пяти (считают правой рукой в направлении слева направо, начинают счет с первого элемента, не пропуская ни одного предмета и не сосчитывая один и тот же предмет дважды, относят последнее названное числительное ко всему множеству в целом, испытывают затруднения при ответах вопросы «сколько?» и «который по счету?»). Дети могут сравнить количество предметов в группах на основе счета, могут определить, каких предметов больше, меньше, равное количество. Трудности возникают при сравнении количества предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Достигают положительного результата выполнения заданий при помощи экспериментатора.

Выделенные и описанные выше особенности счетной деятельности детей в нашей группе могут быть положены в основу соответствующей педагогической работы по развитию этой деятельности в образовательном процессе ДОУ.  Такая работа предполагает учет данных особенностей при построении, как собственно образовательной работы в контексте реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» основной образовательной программы дошкольного образования, так и при организации взаимодействия воспитателей и родителей детей.

Мы знаем, что в качестве одного из традиционно важных средств развития деятельности счета выступает игровая деятельность. Поэтому нами были использованы известные, а также самостоятельно разработанные игры-тренажеры для развития деятельности счета. Особая роль в них отводится игровым действиям, которые в силу их многократной повторяемости, позволяли нам обеспечивать своеобразный тренинг детей  в овладении счетной операцией. При  организации этих игр  мы обеспечивали учет особенностей счетной деятельности детей среднего дошкольного возраста. В таблице № 1 приведены примерные направления работы по обеспечению данного учета.

Таблица № 1

Направления работы по учету особенностей счетной  деятельности детей пятого года жизни при использовании игр-тренажеров в образовательном процессе средней группы ДОУ

Особенности счетной деятельности

Направления работы

пропускают предметы при счете

использование игр-тренажеров,  в которых обращается внимание детей на соответствие названного  числительного с  показом предметов, с прикосновением к ним или с их передвижением.

сосчитывают один и тот же предмет дважды,

обогащение развивающей предметно-пространственной среды играми-тренажерами,  в которых  игровые материалы располагаются по-разному, в разных конфигурациях,  ; стимулирование называния числительных по порядку, А если расположение предметов хаотичное – установка на запоминание   с какого предмета начался  счет.  Установление соответствия названного  числительного с  показом предметов, с прикосновением к ним или с их передвижением.

не относят последнее названное числительное ко всему множеству в целом,

использование настольных игр-тренажеров,  в которых  делается акцент на называние последнего названного числительного вместе с существительным и прилагательным и обобщающими действиями (круговой жест рукой, сдвигание предметов, передача предметов, преставление предметов). Выделение цветом или фишкой последнего предмета и таким же цветом «кругового обведения всего множества».

не могут устанавливать группы с заданным числом элементов,  

индивидуальная работа с детьми с применением игр-тренажеров по отсчитыванию групп предметов и выполнению с ними заданных действий  с опорой на зрительное восприятие, слух, осязание .  

не могут   определять   порядковое место предметов в ряду,

Использование  игр со следующим алгоритмом: предъявлении множества объектов; ответы на вопросы; создание проблемной ситуации; упражнение дошкольников в определении порядкового места предметов в ряду; игровые действия на закрепление.

затрудняются в обратном счете предметов или вообще не справляются с предложенными заданиями.

Применение индивидуальных игр-тренажеров, в которых показывается небольшой видеоролик, мотивирующий ребенка к обратному счету, затем совместное выполнение заданий со взрослым и самостоятельное выполнение предусмотренных игрой заданий.  

        Ориентировка на вышеприведенные направления позволит существенным образом повысить результативность овладения детьми пятого года жизни, как операциональной  составляющей счета,  так  и счетной деятельностью, в целом,  а также обогатить технологические аспекты процесса математического развития детей  в дошкольных образовательных организациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ «РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Для умственного развития детей 5-го года жизни, имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование связной речи у ребенка, а также обогащает их словарный запас....

Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей пятого года жизни"

Автором представлен практический материал для родителей по развитию речи дошкольников....

Роль игровых этюдов в развитии театральной деятельности детей пятого года жизни

Использование игровых этюдов для развития театральной деятельности детей...

Учебно-методическое пособие " Лэпбук для развития математических способностей у детей пятого года жизни " Посчитаем- поиграем""

Лэпбук «Посчитаем - поиграем»В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я в своей деятельности нач...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ"

quot;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ"...

Использование театра теней как средства развитие мелкой моторики рук детей пятого года жизни

В жизни современного ребенка мелкая моторика имеет огромную роль.Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжени...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с группой детей пятого года жизни.

Методическая разработка совместной образовательной деятельностис группой детей пятого года жизнипо реализации содержания образовательной области«Художественно-эстетическое развитие»Тема: ...