Конспект открытого занятия "Вращение Земли вокруг Солнца" Подготовительная группа 2022г.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Рослова Лия Александровна

Понятия "Время " и  "Пространство" одни из самых сложных для восприятия дошкольников.Особую актуальность данная тема приобретает в старшем дошкольном возрасте, так как у ребят уже формируется умения устанавливать причинно-следственную связи между явлениями природы и человеческой деятельностью. У детей появляется необходимость планировать свое время и ориентироваться в разных отрезках времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Вращение Земли вокруг солнца"20.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект открытого комплексного занятия:                                  

    «Вращения Земли вокруг Солнца».

Цель: Формировать представление о смене дня и ночи,                                                       о смене времен года, а также формировать понятия «время».

Задачи:

Познакомить детей с движением  Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Формировать понятия: сутки, год, времена года.

Научить   пользоваться календарем и планировать  по нему свою жизнь.

Материалы: карта с графической моделью солнечной системы,

глобус,  человечек, настольная лампа, картинки четырех сезонов года и календарь, альбомные листы, гуашь и кисти.

     1часть:

- Здравствуйте ребята, сегодня у нас будет  увлекательное путешествие! (стук в дверь, Буратино принес конверт, прочитаем послание?)                                        Нам  нужно отгадать загадку:

          Мы все обязаны ему, оно дарует жизнь всему!

          На букву «С» оно зовется, Вы догадались это …(Солнце).

-Ребята, а что такое солнце?                                                                                           (Это огромная  звезда, раскаленный  газовый шар).

- Еще солнце  находится далеко от  нашей планеты Земля.                                                                                           - Что нам дает солнце?        (Солнце дает нам тепло и свет)                                           -  А без тепла и света возможна жизнь на Земле?                                                              - Дети отвечают: Без солнца жизнь невозможна. Мы бы замерзли, а еще плохо бы себя чувствовали, потому что без света нельзя быть здоровым.

- А что было бы, если не было Солнца?

- Дети: Если бы не было Солнца, то на Земле всегда была бы ночь.

Не пели птицы, не росли бы деревья и цветы, потому что без света ничего не растет. Без  солнца  всем плохо.

- А  Солнца на небе бывает всегда?

 Дети: - Нет, Солнце мы видим только днем.

- Ребята, а вы задумывались, почему день сменяет ночь, а потом опять приходит день?                                                                                                                             - Дети: Солнце  встает утром, а вечером садится за горизонт.

 - Правильно. Это мы видим, находясь в одном месте Земли.        

- А на самом деле  наша планета находится в постоянном движении и вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. В результате этого на Земле день сменяет ночь, проходят одни сутки и наступают следующие сутки.                                                                              - Как это можно проверить?

  Опыт:                                                                                                                                                       – Наша планета – это огромный шар.  Для того чтобы мы могли себе ее представить, ученые изобрели глобус.

-Возьмем глобус и настольную лампу.  К  глобусу прикрепим  человечка там,  где находится Москва.  Зажигаем лампу. Это Солнце. Оно светит на флажок –значит, там день. Вращаем глобус  вокруг своей оси. Мы видим, что флажок удаляется от «Солнца» и становится все менее освещенным, а затем вообще исчезает из вида и оказывается на противоположной стороне  глобуса.       Это значит,  что там, где флажок, наступила ночь.                                              Смена дня и ночи - это сутки.  Как происходит смена дня и ночи.               Почему на Земле то светло, то темно? Теперь на тоже место мы поставим  человечка и проследим, когда наступит в городе день, а когда ночь. И узнаем, когда человечку надо  спать, а когда пора вставать.

Вывод: День на Земле  сменяет ночь. Проходят сутки, за сутками. Это происходит, потому что планета Земля вращается вокруг своей оси и поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной.

Физкультминутка:

- Вот как солнышко встает, выше, выше, выше (руки  вверх).                                            – К ночи солнышко зайдет, ниже- 3раза ( сели на корточки, руки опустили)             – Хорошо, хорошо солнышко смеется( маршируем)                                                                             - А под солнышкам нам весело живется( хлопаем в ладоши).                                                                                                               

                                                                                                                                                       2часть: смотрим видео «Вращение Земли вокруг Солнца».

- А  еще Земля, как и все планеты солнечной  системы,  вращается вокруг Солнца. Полный круг делает за 365 дней, то есть за один год. И за это время сменяются все времена года.  Давайте их назовем.                                                      Дети: - Зима, весна, лето и осень.- Правильно.                                                             Когда Солнце далеко от нас и  светит на другую часть Земли, у нас наступает зима.  А  по каким признакам мы понимаем, что наступила зима?                      Солнце слабо греет, на улице холодно, лежит снег, ничего не растет.                    - А после зимы наступает весна. Какие признаки весны вы знаете?                             Дети: Солнце светит ярче, тает снег, набухают почки,  распускаются растения. – После весны наступает лето. Что происходит летом?                                    Дети: - Ярко светит солнце, на улице  жарко, расцветают цветы.  – Потом приходит осень. И опять Солнце  светит не так сильно. Опадают листья,  приходят заморозки. И все повторяется по кругу, зима, весна, лето и осень. Смена  всех времен года равна  одному году.

Вывод: Пока Земля вращается вокруг Солнца, проходят зима, весна, лето и осень и все это вместе составляет один год.                                                                        

- Чтобы людям было проще ориентироваться в таком большом периоде времени как год, был придуман календарь. Давайте и мы попробуем им воспользоваться ( работаем с календарем). Смотрите, все дни года разделены на месяцы. Их двенадцать, в каждом из них примерно 30 дней.                                                А теперь вспомните, пожалуйста, в каком  месяце  и  какого числа у вас день вашего рождения. ( Дети выходят и ставят флажок на,  число дня своего рождения).- Молодцы, ребята! Смотрите, сколько  праздничных дней  показывает наш календарь. Глядя на него мы можем спланировать в какие дни пойдем в гости, а в какие будем делать свои дела.                                                                                     - Давайте попробуем составить план на ближайшую  неделю. Например, завтра у нас занятия по музыке и развитию речи, вечером  идем на тренировку или в бассейн и так далее . Это задание вам на дом  составить план по дням, что вы важного будете делать на следующий недели. составить план по дням, что вы важного будете делать на следующий недели.

  - Сегодня мы с вами узнали много нового о Земле и о Солнце,  и о взаимодействии  этих планет. Вы запомнили, что наша планета вращается  вокруг своей оси, и с этим связана смена дня и ночи. А с вращением  Земли вокруг Солнца  связана смена времен года.   Мы узнали, что люди для удобства подсчета времени придумали календарь, он помогает нам планировать свое время. Ребята вы все сегодня молодцы.

- А давайте закрепим наши новые знания и нарисуем красками вращение Земли вокруг Солнца.

- Рисуем. Готовые рисунки кладем рядом и рассматриваем результат.

- Конец занятия.

                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия « Красота вокруг нас»

Занятие «Красота вокруг нас» включает в себя ещё один интересный компонент - экспрессивные этюды. Они используются для развития экспрессивной грамотности дошкольников - умения понимать эмоции других л...

Конспект открытого занятия "Воздух вокруг нас"- компенсирующая группа

Организация непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи.Тема: «Воздух вокруг нас»Автор конспекта НОД Рязанова В.В. воспитатель выс...

Конспект открытой образовательной деятельности в старшей группе «Дружат дети всей земли!» для воспитателей и родителей

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.Задачи:Образовательные:познакомить детей с разными народами, населяющими планету;закреплять понятийный аппарат: народ, стра...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по формирование целостного восприятия окружающего мира — «Богатство Земли» (эксперимент с воздухом)

Уважаемые коллеги! Все мы знаем насколько сложно составлять занятия, которые были бы интересны детям. Очень много нюансов, которые надо предусмотреть и особенно если это занятие - эксперимент....

Конспект открытого занятия во второй младшей группе. «Опасности вокруг нас» с элементами здоровьесбережения и здоровьеобогощения.

Цель: Закрепить знание детей правил пожарной безопасности. Закрепить знание детей об опасных предметах, встречающихся в окружающем пространстве.Задачи: Дать представление о том, во что нельзя играть, ...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Леса и горы и реки и поля – Всё называется – земля!».

Программные  задачи: закрепить первоначальные представления детей о Крыме; сформировать представления о разнообразии крымской природы; способствовать осознанию единства живой и неживой приро...