Проектная деятельность в младшей группе на тему: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ»
проект по математике (младшая группа)

Хасанова Лилия Рахимовна

Вид: фронтальный, информационно-творческий.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Сроки реализации: долгосрочный (01.09.21-01.09.22).

Образовательные области, охваченные проектной деятельностью:

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие».

 

Участники: дети  младшей группы, педагоги, родители.

Пояснительная записка:

 

Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее,  это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять.

Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, новых моделей учебной деятельности. Для этого необходима целенаправленная работа по формированию интеллектуально-развивающей среды.

Основным условием развития личности детей является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявлять инициативу,  внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.

                             Актуальность проекта:

 Сенсорное развитие детей данного возраста имеет самостоятельное значение, что является приоритетной задачей, т.к. обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем и является основой общего умственного развития.

Проект «Первые  шаги в математику»  разработан для детей трех-четырех лет. Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью.

       Большое внимание уделяется решению задач сенсорного развития, т.к. в ходе организуемой деятельности   малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.

     Отбор задач осуществлён исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно:

-придания обучению развивающего и воспитывающего характера;

-обеспечение максимальной активности детей;

-занимательности материала;

-последовательности в усложнении;

-интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.

    Проект направлен на развитие математических  способностей, что способствует дальнейшему развитию  детей в детском саду.

 

 

Цель проекта: Выявить эффективные способы формирования элементарных математических представлений  у детей  младшей группы.

 

Задачи проекта:

1.Формировать элементарные математические представления у детей.

2.Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.

3.Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях с детьми второй младшей группы.

4.Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию.

 

Методы проекта:

*познавательные;

*исследовательские;

*словесный;

*наглядный;

*наглядные;

*творческие;

*продуктивные.

 

Принципы реализации проекта:

*принцип наглядности: использование наглядного материала;

*принцип системности и последовательности – обучение ведется «от простого к сложному», с постепенным усложнением задач;

*принцип доступности – материал деется в доступной для детей форме (рассказ, ролевая игра, дидактическая игра и т.п.);

*принцип научности - вся непосредственная деятельность ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии;

*дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого ребенка, подбирает более удобную систему подачи материала практический занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка;

*принцип интеграции – развитие осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы, художественно – эстетической, трудовой.

 

Ожидаемые результаты:

 ориентированы не только на процесс формирования  отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

      Использование данного проекта будет способствовать обогащению и расширению знаний детей  и пониманию родителями важности обязательного проведения совместной работы семьи и детского сада по данной теме.

   

Этапы реализации проекта

I этап -подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи:

1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

2. Подбор литературы, пособий, атрибутов;

 

Мероприятия:

1.Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта (индивидуальные беседы, в группе в Контакте)

2. Составление тематического планирования мероприятий

 

Результат:

- Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения своего вклада в воспитательно – образовательный процесс.

 

II этап- основной (практический).

Цель: деятельность в соответствии с тематическим планированием.

 

Задачи:

-развивать желание у детей познавать что-то новое и интересное,

-приучать детей пользоваться игровым материалом самостоятельно,

-воспитывать дружеские отношения при совместной со сверстниками игровой деятельности,

 

Результат:

-Наличие тематического плана мероприятий направленных на ФЭМП.

-Улучшение показателей диагностики уровня развития математических  способностей у детей.

-Повышение привлекательности для детей процесса ФЭМП.

-Повышение педагогического мастерства педагогов по проблеме.

 

Мероприятия  с детьми:

1.Познавательное развитие:

 -«Математическая игралочка» - серия ООД с выполнением практических индивидуальных заданий на каждого ребенка;

-альбом «Цифроград»:рассматривание, выполнение заданий по счету в пределах1-3-5 (домашнее задание);

-настенное панно «На что похоже?» - закрепление сопоставления геометрических фигур и предметов из окружающего пространства.

 

2. Художественно-эстетическое  развитие:

- ООД  аппликация «Курочка с цыплятами»;

-ООД аппликация «В гостях у белочки»;

- ООД лепка «Украсим циферку»,

- ООД конструирование из кубиков «Дома на нашей улице»,

-ООД рисование «Чашки и блюдца одинакового цвета »,

 

3.Речевое развитие:

-чтение стихов про цифры, геометрические фигуры из серии «Занимательная математика» (автор Волина, авторы-составители Г.П.Попова, В.И.Усачева);

-ООД  «Литературный калейдоскоп-«В какой сказке живет цифра».

 

4.Физическое развитие:

-физкультминутки, пальчиковые игры: «Зайки, зайки – молодцы», «Раз, два, три, четыре, пять - будем в пальчики играть»,  «Вышли мыши как-то раз», «Я слепил пять караваев» и др.

- подвижные игры «Найди своих друзей», «Пройди по узкой (широкой) дорожке», «Хлопотушки».

 

5.Социально-коммуникативное развитие:

- дидактические игры (подгруппами и индивидуально): «Цветные дорожки», «Веселые пуговки», «Геометрическая мозаика», «Сделай по образцу», «Математические трафареты», «Найди свой домик», «Вкладыши», «Заплатки».

 

 

Мероприятия с родителями:

-объявление в родительском уголке о начале реализации проекта в группе;

-индивидуальные консультации по выбору и изготовлению дидактических игр и наглядных пособий по ФЭМП,

-консультация в уголок: «Учим математику дома»  

-памятка «Кухонные игры»;

III этап -заключительный

Цель:  анализ результатов работы.

Задачи:

- обогатить предметно-развивающую среду, 

-повысить компетентность педагогов и родителей в области ФЭМП,

-развитие взаимодействия с родителями,

- обобщение изученного  материала в открытом показе ООД

- презентация проекта на педагогическом совете.

 

Мероприятия:

-Оформление выставки детских работ в группе детского сада,

-Презентация проекта: открытый показ ООД «В гости к белочке» для педагогов ДОУ,

-фотоотчет  родителям по проведенным мероприятиям в группе  «Радуга» «Вконтакте»

-оформление фотостенда для родителей  «Математическая игралочка»

-Оформление проекта.

 

Продукт проектной деятельности:

-фотостенд для родителей;

-обновление и пополнение «Математического уголка» в группе дидактическими играми и наглядными пособиями для детей (игры, альбом для детей «В мире цифр»);

- пополнение картотеки игр, стихов, загадок, познавательных сказок  по теме «ФЭМП» в ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

* дети:

-у воспитанников повысилась сформированность  умений:

- группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т.д.);

- составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов,

-выделять один предмет из группы;

-находить в окружающей обстановке « один и много» одинаковых предметов;

-правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов:  «больше», «меньше», «столько же»;

-различать круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник,

-предметы, имеющие углы и круглую форму;

-понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, под, верхняя – нижняя (полоска).

-обогатился словарный  запас по теме.

 

* родители:

-испытали радость совместного  взаимодействия со своими детьми при изготовлении дидактических игр и разучивании стихов по математике;

-повысилась педагогическая культура взрослых по теме проектной деятельности в детском саду.

 

* воспитатели;

-обогатилась развивающая среда группы;

-повысился интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

-работа по проекту способствовала созданию в группе положительного эмоционального микроклимата.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Колокольчик» муниципального района

Давлекановский район Республики Башкортостан

Проектная деятельность в младшей группе на тему:

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ»

Выполнила:

воспитатель Хасанова Л.Р.

2021-2022 уч. год.

Вид: фронтальный, информационно-творческий.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Сроки реализации: долгосрочный (01.09.21-01.09.22).

Образовательные области, охваченные проектной деятельностью:

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие».

Участники: дети  младшей группы, педагоги, родители.

Пояснительная записка:

Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее,  это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять.

Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, новых моделей учебной деятельности. Для этого необходима целенаправленная работа по формированию интеллектуально-развивающей среды.

Основным условием развития личности детей является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявлять инициативу,  внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.

                             Актуальность проекта:

 Сенсорное развитие детей данного возраста имеет самостоятельное значение, что является приоритетной задачей, т.к. обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем и является основой общего умственного развития.

Проект «Первые  шаги в математику»  разработан для детей трех-четырех лет. Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью.

       Большое внимание уделяется решению задач сенсорного развития, т.к. в ходе организуемой деятельности   малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.

     Отбор задач осуществлён исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно:

-придания обучению развивающего и воспитывающего характера;

-обеспечение максимальной активности детей;

-занимательности материала;

-последовательности в усложнении;

-интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.

    Проект направлен на развитие математических  способностей, что способствует дальнейшему развитию  детей в детском саду.

Цель проекта: Выявить эффективные способы формирования элементарных математических представлений  у детей  младшей группы.

Задачи проекта:

1.Формировать элементарные математические представления у детей.

2.Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.

3.Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях с детьми второй младшей группы.

4.Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию.

Методы проекта:

*познавательные;

*исследовательские;

*словесный;

*наглядный;

*наглядные;

*творческие;

*продуктивные.

Принципы реализации проекта:

*принцип наглядности: использование наглядного материала;

*принцип системности и последовательности – обучение ведется «от простого к сложному», с постепенным усложнением задач;

*принцип доступности – материал деется в доступной для детей форме (рассказ, ролевая игра, дидактическая игра и т.п.);

*принцип научности - вся непосредственная деятельность ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии;

*дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого ребенка, подбирает более удобную систему подачи материала практический занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка;

*принцип интеграции – развитие осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы, художественно – эстетической, трудовой.

Ожидаемые результаты:

 ориентированы не только на процесс формирования  отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

      Использование данного проекта будет способствовать обогащению и расширению знаний детей  и пониманию родителями важности обязательного проведения совместной работы семьи и детского сада по данной теме.

   

Этапы реализации проекта

I этап -подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи:

1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

2. Подбор литературы, пособий, атрибутов;

Мероприятия:

1.Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта (индивидуальные беседы, в группе в Контакте)

2. Составление тематического планирования мероприятий

Результат:

- Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения своего вклада в воспитательно – образовательный процесс.

II этап- основной (практический).

Цель: деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Задачи: 

-развивать желание у детей познавать что-то новое и интересное,

-приучать детей пользоваться игровым материалом самостоятельно,

-воспитывать дружеские отношения при совместной со сверстниками игровой деятельности,

Результат:

-Наличие тематического плана мероприятий направленных на ФЭМП.

-Улучшение показателей диагностики уровня развития математических  способностей у детей.

-Повышение привлекательности для детей процесса ФЭМП.

-Повышение педагогического мастерства педагогов по проблеме.

Мероприятия  с детьми:

1.Познавательное развитие:

 -«Математическая игралочка» - серия ООД с выполнением практических индивидуальных заданий на каждого ребенка;

-альбом «Цифроград»:рассматривание, выполнение заданий по счету в пределах1-3-5 (домашнее задание);

-настенное панно «На что похоже?» - закрепление сопоставления геометрических фигур и предметов из окружающего пространства.

2. Художественно-эстетическое  развитие:

- ООД  аппликация «Курочка с цыплятами»;

-ООД аппликация «В гостях у белочки»;

- ООД лепка «Украсим циферку»,

- ООД конструирование из кубиков «Дома на нашей улице»,

-ООД рисование «Чашки и блюдца одинакового цвета »,

3.Речевое развитие:

-чтение стихов про цифры, геометрические фигуры из серии «Занимательная математика» (автор Волина, авторы-составители Г.П.Попова, В.И.Усачева);

-ООД  «Литературный калейдоскоп-«В какой сказке живет цифра».

4.Физическое развитие:

-физкультминутки, пальчиковые игры: «Зайки, зайки – молодцы», «Раз, два, три, четыре, пять - будем в пальчики играть»,  «Вышли мыши как-то раз», «Я слепил пять караваев» и др.

- подвижные игры «Найди своих друзей», «Пройди по узкой (широкой) дорожке», «Хлопотушки».

5.Социально-коммуникативное развитие:

- дидактические игры (подгруппами и индивидуально): «Цветные дорожки», «Веселые пуговки», «Геометрическая мозаика», «Сделай по образцу», «Математические трафареты», «Найди свой домик», «Вкладыши», «Заплатки».

Мероприятия с родителями:

-объявление в родительском уголке о начале реализации проекта в группе;

-индивидуальные консультации по выбору и изготовлению дидактических игр и наглядных пособий по ФЭМП,

-консультация в уголок: «Учим математику дома»  

-памятка «Кухонные игры»;

III этап -заключительный

Цель:  анализ результатов работы.

Задачи:

- обогатить предметно-развивающую среду, 

-повысить компетентность педагогов и родителей в области ФЭМП,

-развитие взаимодействия с родителями,

- обобщение изученного  материала в открытом показе ООД

- презентация проекта на педагогическом совете.

Мероприятия:

-Оформление выставки детских работ в группе детского сада,

-Презентация проекта: открытый показ ООД «В гости к белочке» для педагогов ДОУ,

-фотоотчет  родителям по проведенным мероприятиям в группе  «Радуга» «Вконтакте»

-оформление фотостенда для родителей  «Математическая игралочка»

-Оформление проекта.

Продукт проектной деятельности:

-фотостенд для родителей;

-обновление и пополнение «Математического уголка» в группе дидактическими играми и наглядными пособиями для детей (игры, альбом для детей «В мире цифр»);

- пополнение картотеки игр, стихов, загадок, познавательных сказок  по теме «ФЭМП» в ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

* дети:

-у воспитанников повысилась сформированность  умений:

- группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т.д.);

- составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов,

-выделять один предмет из группы;

-находить в окружающей обстановке « один и много» одинаковых предметов;

-правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов:  «больше», «меньше», «столько же»;

-различать круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник,

-предметы, имеющие углы и круглую форму;

-понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, под, верхняя – нижняя (полоска).

-обогатился словарный  запас по теме.

* родители:

-испытали радость совместного  взаимодействия со своими детьми при изготовлении дидактических игр и разучивании стихов по математике;

-повысилась педагогическая культура взрослых по теме проектной деятельности в детском саду.

* воспитатели;

-обогатилась развивающая среда группы;

-повысился интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

-работа по проекту способствовала созданию в группе положительного эмоционального микроклимата.

Используемая литература:

1.Громова О.Е. «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» М.,ТЦ Сфера,2005.

2.Ерофеев Т.И., Павлова Л.Н., В.П.Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М., 1992.

3.Калинченко А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. \\ «Ребёнок в детском саду», 2007, № 3.

4.Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.

5.Репина Г.А. «Математическое развитие дошкольников» современные направления. М.ТЦ Сфера,2008

6.Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» сост.К.Белая. Линка-пресс,2002.

7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655."Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

8.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»\\ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой., М.,: Мозаика-Синтез,  2011. 

9.Сербина Е.В. Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность второй младшей группы на тему: « Дорожная безопасность»

Цель проекта: Создание условий по обучению детей навыкам безопасного дорожного  поведения....

Проектная деятельность в младшей группе на тему: «Ласковое солнышко»

Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир....

Проектная деятельность в младшей группе по теме "Праздник Пасха"

Данный проект поможет приобщить дошкольников к духовно-нравственным ценностям, познакомить с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций....

Проектная деятельность в младшей группе на тему: «Как мы зиму встречали».

Тип проекта: информационно творческий, групповойВид проекта: групповойПродолжительность проекта: среднесрочный.Сроки реализации: с 01.12.20.- 29.12.20.Участники проекта: воспитатели, дети 3-4 лет, муз...

Проектная деятельность в младшей группе на тему: "Космические истории"

Способность элементарному пониманию значения "Космос"...

Проектная деятельность в младшей группе по теме "Моя семья" - В теремке живет 7я - очень дружная семья

Проект 2 младшей группы по теме "Семья"Цель: Создание условий для формирования у детей  младшего дошкольного возраста понятия «Семья, семейные ценности и традиции» чер...