Проектная деятельность в младшей группе на тему: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ»
проект по математике (младшая группа)
Вид: фронтальный, информационно-творческий.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки реализации: долгосрочный (01.09.21-01.09.22).
Образовательные области, охваченные проектной деятельностью:
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Участники: дети младшей группы, педагоги, родители.
Пояснительная записка:
Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять.
Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, новых моделей учебной деятельности. Для этого необходима целенаправленная работа по формированию интеллектуально-развивающей среды.
Основным условием развития личности детей является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие детей данного возраста имеет самостоятельное значение, что является приоритетной задачей, т.к. обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем и является основой общего умственного развития.
Проект «Первые шаги в математику» разработан для детей трех-четырех лет. Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью.
Большое внимание уделяется решению задач сенсорного развития, т.к. в ходе организуемой деятельности малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.
Отбор задач осуществлён исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно:
-придания обучению развивающего и воспитывающего характера;
-обеспечение максимальной активности детей;
-занимательности материала;
-последовательности в усложнении;
-интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.
Проект направлен на развитие математических способностей, что способствует дальнейшему развитию детей в детском саду.
Цель проекта: Выявить эффективные способы формирования элементарных математических представлений у детей младшей группы.
Задачи проекта:
1.Формировать элементарные математические представления у детей.
2.Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.
3.Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях с детьми второй младшей группы.
4.Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию.
Методы проекта:
*познавательные;
*исследовательские;
*словесный;
*наглядный;
*наглядные;
*творческие;
*продуктивные.
Принципы реализации проекта:
*принцип наглядности: использование наглядного материала;
*принцип системности и последовательности – обучение ведется «от простого к сложному», с постепенным усложнением задач;
*принцип доступности – материал деется в доступной для детей форме (рассказ, ролевая игра, дидактическая игра и т.п.);
*принцип научности - вся непосредственная деятельность ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии;
*дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого ребенка, подбирает более удобную систему подачи материала практический занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка;
*принцип интеграции – развитие осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы, художественно – эстетической, трудовой.
Ожидаемые результаты:
ориентированы не только на процесс формирования отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Использование данного проекта будет способствовать обогащению и расширению знаний детей и пониманию родителями важности обязательного проведения совместной работы семьи и детского сада по данной теме.
Этапы реализации проекта
I этап -подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи:
1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
2. Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Мероприятия:
1.Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта (индивидуальные беседы, в группе в Контакте)
2. Составление тематического планирования мероприятий
Результат:
- Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения своего вклада в воспитательно – образовательный процесс.
II этап- основной (практический).
Цель: деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Задачи:
-развивать желание у детей познавать что-то новое и интересное,
-приучать детей пользоваться игровым материалом самостоятельно,
-воспитывать дружеские отношения при совместной со сверстниками игровой деятельности,
Результат:
-Наличие тематического плана мероприятий направленных на ФЭМП.
-Улучшение показателей диагностики уровня развития математических способностей у детей.
-Повышение привлекательности для детей процесса ФЭМП.
-Повышение педагогического мастерства педагогов по проблеме.
Мероприятия с детьми:
1.Познавательное развитие:
-«Математическая игралочка» - серия ООД с выполнением практических индивидуальных заданий на каждого ребенка;
-альбом «Цифроград»:рассматривание, выполнение заданий по счету в пределах1-3-5 (домашнее задание);
-настенное панно «На что похоже?» - закрепление сопоставления геометрических фигур и предметов из окружающего пространства.
2. Художественно-эстетическое развитие:
- ООД аппликация «Курочка с цыплятами»;
-ООД аппликация «В гостях у белочки»;
- ООД лепка «Украсим циферку»,
- ООД конструирование из кубиков «Дома на нашей улице»,
-ООД рисование «Чашки и блюдца одинакового цвета »,
3.Речевое развитие:
-чтение стихов про цифры, геометрические фигуры из серии «Занимательная математика» (автор Волина, авторы-составители Г.П.Попова, В.И.Усачева);
-ООД «Литературный калейдоскоп-«В какой сказке живет цифра».
4.Физическое развитие:
-физкультминутки, пальчиковые игры: «Зайки, зайки – молодцы», «Раз, два, три, четыре, пять - будем в пальчики играть», «Вышли мыши как-то раз», «Я слепил пять караваев» и др.
- подвижные игры «Найди своих друзей», «Пройди по узкой (широкой) дорожке», «Хлопотушки».
5.Социально-коммуникативное развитие:
- дидактические игры (подгруппами и индивидуально): «Цветные дорожки», «Веселые пуговки», «Геометрическая мозаика», «Сделай по образцу», «Математические трафареты», «Найди свой домик», «Вкладыши», «Заплатки».
Мероприятия с родителями:
-объявление в родительском уголке о начале реализации проекта в группе;
-индивидуальные консультации по выбору и изготовлению дидактических игр и наглядных пособий по ФЭМП,
-консультация в уголок: «Учим математику дома»
-памятка «Кухонные игры»;
III этап -заключительный
Цель: анализ результатов работы.
Задачи:
- обогатить предметно-развивающую среду,
-повысить компетентность педагогов и родителей в области ФЭМП,
-развитие взаимодействия с родителями,
- обобщение изученного материала в открытом показе ООД
- презентация проекта на педагогическом совете.
Мероприятия:
-Оформление выставки детских работ в группе детского сада,
-Презентация проекта: открытый показ ООД «В гости к белочке» для педагогов ДОУ,
-фотоотчет родителям по проведенным мероприятиям в группе «Радуга» «Вконтакте»
-оформление фотостенда для родителей «Математическая игралочка»
-Оформление проекта.
Продукт проектной деятельности:
-фотостенд для родителей;
-обновление и пополнение «Математического уголка» в группе дидактическими играми и наглядными пособиями для детей (игры, альбом для детей «В мире цифр»);
- пополнение картотеки игр, стихов, загадок, познавательных сказок по теме «ФЭМП» в ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта:
* дети:
-у воспитанников повысилась сформированность умений:
- группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т.д.);
- составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов,
-выделять один предмет из группы;
-находить в окружающей обстановке « один и много» одинаковых предметов;
-правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»;
-различать круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник,
-предметы, имеющие углы и круглую форму;
-понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, под, верхняя – нижняя (полоска).
-обогатился словарный запас по теме.
* родители:
-испытали радость совместного взаимодействия со своими детьми при изготовлении дидактических игр и разучивании стихов по математике;
-повысилась педагогическая культура взрослых по теме проектной деятельности в детском саду.
* воспитатели;
-обогатилась развивающая среда группы;
-повысился интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;
-работа по проекту способствовала созданию в группе положительного эмоционального микроклимата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Колокольчик» муниципального района
Давлекановский район Республики Башкортостан
Проектная деятельность в младшей группе на тему:
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ»
Выполнила:
воспитатель Хасанова Л.Р.
2021-2022 уч. год.
Вид: фронтальный, информационно-творческий.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки реализации: долгосрочный (01.09.21-01.09.22).
Образовательные области, охваченные проектной деятельностью:
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Участники: дети младшей группы, педагоги, родители.
Пояснительная записка:
Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять.
Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, новых моделей учебной деятельности. Для этого необходима целенаправленная работа по формированию интеллектуально-развивающей среды.
Основным условием развития личности детей является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие детей данного возраста имеет самостоятельное значение, что является приоритетной задачей, т.к. обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем и является основой общего умственного развития.
Проект «Первые шаги в математику» разработан для детей трех-четырех лет. Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью.
Большое внимание уделяется решению задач сенсорного развития, т.к. в ходе организуемой деятельности малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.
Отбор задач осуществлён исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно:
-придания обучению развивающего и воспитывающего характера;
-обеспечение максимальной активности детей;
-занимательности материала;
-последовательности в усложнении;
-интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.
Проект направлен на развитие математических способностей, что способствует дальнейшему развитию детей в детском саду.
Цель проекта: Выявить эффективные способы формирования элементарных математических представлений у детей младшей группы.
Задачи проекта:
1.Формировать элементарные математические представления у детей.
2.Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.
3.Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях с детьми второй младшей группы.
4.Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию.
Методы проекта:
*познавательные;
*исследовательские;
*словесный;
*наглядный;
*наглядные;
*творческие;
*продуктивные.
Принципы реализации проекта:
*принцип наглядности: использование наглядного материала;
*принцип системности и последовательности – обучение ведется «от простого к сложному», с постепенным усложнением задач;
*принцип доступности – материал деется в доступной для детей форме (рассказ, ролевая игра, дидактическая игра и т.п.);
*принцип научности - вся непосредственная деятельность ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии;
*дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого ребенка, подбирает более удобную систему подачи материала практический занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка;
*принцип интеграции – развитие осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы, художественно – эстетической, трудовой.
Ожидаемые результаты:
ориентированы не только на процесс формирования отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Использование данного проекта будет способствовать обогащению и расширению знаний детей и пониманию родителями важности обязательного проведения совместной работы семьи и детского сада по данной теме.
Этапы реализации проекта
I этап -подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи:
1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
2. Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Мероприятия:
1.Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта (индивидуальные беседы, в группе в Контакте)
2. Составление тематического планирования мероприятий
Результат:
- Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения своего вклада в воспитательно – образовательный процесс.
II этап- основной (практический).
Цель: деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Задачи:
-развивать желание у детей познавать что-то новое и интересное,
-приучать детей пользоваться игровым материалом самостоятельно,
-воспитывать дружеские отношения при совместной со сверстниками игровой деятельности,
Результат:
-Наличие тематического плана мероприятий направленных на ФЭМП.
-Улучшение показателей диагностики уровня развития математических способностей у детей.
-Повышение привлекательности для детей процесса ФЭМП.
-Повышение педагогического мастерства педагогов по проблеме.
Мероприятия с детьми:
1.Познавательное развитие:
-«Математическая игралочка» - серия ООД с выполнением практических индивидуальных заданий на каждого ребенка;
-альбом «Цифроград»:рассматривание, выполнение заданий по счету в пределах1-3-5 (домашнее задание);
-настенное панно «На что похоже?» - закрепление сопоставления геометрических фигур и предметов из окружающего пространства.
2. Художественно-эстетическое развитие:
- ООД аппликация «Курочка с цыплятами»;
-ООД аппликация «В гостях у белочки»;
- ООД лепка «Украсим циферку»,
- ООД конструирование из кубиков «Дома на нашей улице»,
-ООД рисование «Чашки и блюдца одинакового цвета »,
3.Речевое развитие:
-чтение стихов про цифры, геометрические фигуры из серии «Занимательная математика» (автор Волина, авторы-составители Г.П.Попова, В.И.Усачева);
-ООД «Литературный калейдоскоп-«В какой сказке живет цифра».
4.Физическое развитие:
-физкультминутки, пальчиковые игры: «Зайки, зайки – молодцы», «Раз, два, три, четыре, пять - будем в пальчики играть», «Вышли мыши как-то раз», «Я слепил пять караваев» и др.
- подвижные игры «Найди своих друзей», «Пройди по узкой (широкой) дорожке», «Хлопотушки».
5.Социально-коммуникативное развитие:
- дидактические игры (подгруппами и индивидуально): «Цветные дорожки», «Веселые пуговки», «Геометрическая мозаика», «Сделай по образцу», «Математические трафареты», «Найди свой домик», «Вкладыши», «Заплатки».
Мероприятия с родителями:
-объявление в родительском уголке о начале реализации проекта в группе;
-индивидуальные консультации по выбору и изготовлению дидактических игр и наглядных пособий по ФЭМП,
-консультация в уголок: «Учим математику дома»
-памятка «Кухонные игры»;
III этап -заключительный
Цель: анализ результатов работы.
Задачи:
- обогатить предметно-развивающую среду,
-повысить компетентность педагогов и родителей в области ФЭМП,
-развитие взаимодействия с родителями,
- обобщение изученного материала в открытом показе ООД
- презентация проекта на педагогическом совете.
Мероприятия:
-Оформление выставки детских работ в группе детского сада,
-Презентация проекта: открытый показ ООД «В гости к белочке» для педагогов ДОУ,
-фотоотчет родителям по проведенным мероприятиям в группе «Радуга» «Вконтакте»
-оформление фотостенда для родителей «Математическая игралочка»
-Оформление проекта.
Продукт проектной деятельности:
-фотостенд для родителей;
-обновление и пополнение «Математического уголка» в группе дидактическими играми и наглядными пособиями для детей (игры, альбом для детей «В мире цифр»);
- пополнение картотеки игр, стихов, загадок, познавательных сказок по теме «ФЭМП» в ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта:
* дети:
-у воспитанников повысилась сформированность умений:
- группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т.д.);
- составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов,
-выделять один предмет из группы;
-находить в окружающей обстановке « один и много» одинаковых предметов;
-правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»;
-различать круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник,
-предметы, имеющие углы и круглую форму;
-понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, под, верхняя – нижняя (полоска).
-обогатился словарный запас по теме.
* родители:
-испытали радость совместного взаимодействия со своими детьми при изготовлении дидактических игр и разучивании стихов по математике;
-повысилась педагогическая культура взрослых по теме проектной деятельности в детском саду.
* воспитатели;
-обогатилась развивающая среда группы;
-повысился интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;
-работа по проекту способствовала созданию в группе положительного эмоционального микроклимата.
Используемая литература:
1.Громова О.Е. «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» М.,ТЦ Сфера,2005.
2.Ерофеев Т.И., Павлова Л.Н., В.П.Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М., 1992.
3.Калинченко А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. \\ «Ребёнок в детском саду», 2007, № 3.
4.Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.
5.Репина Г.А. «Математическое развитие дошкольников» современные направления. М.ТЦ Сфера,2008
6.Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» сост.К.Белая. Линка-пресс,2002.
7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655."Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
8.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»\\ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой., М.,: Мозаика-Синтез, 2011.
9.Сербина Е.В. Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность второй младшей группы на тему: « Дорожная безопасность»
Цель проекта: Создание условий по обучению детей навыкам безопасного дорожного поведения....
Проектная деятельность в младшей группе на тему: «Ласковое солнышко»
Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир....
Проектная деятельность в младшей группе на тему " Водичка, водичка"
Вода-красота всей природы...
Проектная деятельность в младшей группе по теме "Праздник Пасха"
Данный проект поможет приобщить дошкольников к духовно-нравственным ценностям, познакомить с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций....
Проектная деятельность в младшей группе на тему: «Как мы зиму встречали».
Тип проекта: информационно творческий, групповойВид проекта: групповойПродолжительность проекта: среднесрочный.Сроки реализации: с 01.12.20.- 29.12.20.Участники проекта: воспитатели, дети 3-4 лет, муз...
Проектная деятельность в младшей группе на тему: "Космические истории"
Способность элементарному пониманию значения "Космос"...
Проектная деятельность в младшей группе по теме "Моя семья" - В теремке живет 7я - очень дружная семья
Проект 2 младшей группы по теме "Семья"Цель: Создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста понятия «Семья, семейные ценности и традиции» чер...