Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста в различных формах математической деятельности
статья по математике

Петросян Рузанна Азатовна

В организации совместной организованной и самостоятельной деятельности детей огромную роль в развитии интеллектуальных способностей и познавательных интересов отводится развивающим играм. Так использование логических блоков Дьенеша или набора геометрических фигур дало возможность детям выполнить простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, размер, форма, толщина).

Для развития воображения, осознанного познания элементарных свойств геометрических фигур мы берем такие игры как «Квадрат Воскобовича», цветные счетные палочки, «Геоконт с цветными резинками». Мы помогаем ребенку не только воспринимать отношения объектов окружающего мира, но и формулировать соответствующее высказывание, пользоваться необходимой терминологией в игровой, практической деятельности. Игры и упражнения с палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию размерных и числовых отношений; игры с «Математическим лото», «Чудо цветиком» помогают детям освоить количественное и порядковое значение числа. Мы используем повседневный материал, как часть развивающей среды (коврограф «забавные фигуры», игры «Прозрачная цифра», «Конструктор цифр»). Не следует забывать об эффективной роли различного речевого материала, для этого в свою  работу включаем стихи, считалки, задачи-шутки, чтобы дети осваивали числа и действия с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r4.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей  среднего дошкольного возраста  в различных формах математической деятельности

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллектуальных способностей и познавательных интересов играет математика.  В математике заложены возможности для развития мышления детей, развитие познавательных интересов  с самого раннего возраста.

Вопросы формирования интеллектуальных способностей и познавательных интересов поднимали Л.С. Выготскийй, П.Я. Гальперин, Е.Н.Кабанова- Меллер, Н.А.Менчинская, В.Ф. Паламрчук, С.Л.Рубинштейн, Т.И. Шамова. И.С. Якиманская. Как результат обновления дошкольных образовательных программ в системе ДОУ, в последнее десятилетие наблюдается активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и парциальных программ, делаются попытки разработки концептуальных вопросов развития дошкольного образования.

Программа «Детство» разработанная  авторским коллективом: В. Логинова, Т. Бабаева, Н. Никитина и др. достаточно содержательна в плане формирования математических знаний. Программа предполагает усвоение не отдельных представлений, а математических отношений, связей, зависимостей, закономерностей,  что закладывает основы развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов дошкольника.

Цель нашей работы: содействовать развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов детей дошкольного возраста  в различных формах математической деятельности.

Задачи:

  • Создать условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в познавательную математическую деятельность.
  • Способствовать развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  ребенка  в деятельности сравнения, воссоздания, группировки и т.д.
  • Обеспечить преемственность общественного и семейного воспитания в  вопросах развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов дошкольника.

В организации совместной организованной и самостоятельной деятельности детей огромную роль в развитии интеллектуальных способностей и познавательных интересов отводится развивающим играм. Так использование логических блоков Дьенеша или набора геометрических фигур дало возможность детям выполнить простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, размер, форма, толщина).

Для развития воображения, осознанного познания элементарных свойств геометрических фигур мы берем такие игры как «Квадрат Воскобовича», цветные счетные палочки, «Геоконт с цветными резинками». Мы помогаем ребенку не только воспринимать отношения объектов окружающего мира, но и формулировать соответствующее высказывание, пользоваться необходимой терминологией в игровой, практической деятельности. Игры и упражнения с палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию размерных и числовых отношений; игры с «Математическим лото», «Чудо цветиком» помогают детям освоить количественное и порядковое значение числа. Мы используем повседневный материал, как часть развивающей среды (коврограф «забавные фигуры», игры «Прозрачная цифра», «Конструктор цифр»). Не следует забывать об эффективной роли различного речевого материала, для этого в свою  работу включаем стихи, считалки, задачи-шутки, чтобы дети осваивали числа и действия с ними.

Непосредственно образовательная деятельность  по математике проводится в игровой форме, понятной и интересной детям. Введение игровых  персонажей  (Буратино, Незнайка) побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Помогая героям выполнять задания (которые  они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости.

Внедряем методы и приёмы активного обучения, где ребёнок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности, применяем: игровые методы, проблемно-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.   

С целью развития активности ребенка мы организовываем разнообразные виды деятельности: совместные с ребенком индивидуальные коррекционные игры и упражнения, свободные игры (самодеятельность), развивающие линии – ситуации. Соблюдаем главное требование: способствовать становлению субъективной позиции ребенка, проявлению им исследовательского поведения в процессе математических и логических игр, решения творческих, проблемных задач, экспериментирования, что дает возможность избегать в обучении и развитии детей пассивных методов и приемов, таких как показы, длительные объяснения, частые подсказки и т.д.

Используемые нами приемы, обеспечивающие успех в деятельности ребенка, зависят от его личного опыта, общей активности, интересов, настроения. Активность может быть вызвана предложением подумать вместе, доброжелательным диалогом с ребенком, наведение его на аналогии, ассоциации,  одобрением направления поиска, умения замечать собственные ошибки и исправлять их, подсказкой алгоритма рассуждения.

Каждый ребенок выбирает себе игру, игровые пособия из имеющихся в предметно-игровой среде. Играет, ставя цель, включаясь в активный поиск решения игровой задачи, оценивая свои результаты. Мини-ситуации развивающей направленности планируются нами, но могут возникать стихийно. Мы включаемся в их разрешение, обогащая деятельность детей.

Семья  играет решающую роль в развитии интеллекта   детей.

На групповых собраниях  мы поднимали вопросы о развитии интеллектуальных способностей у детей. Вопросы, поднятые на собрании стали предметом обсуждения на консультациях. Индивидуальные беседы с родителями позволили установить тесный контакт с семьей и дифференцированно подойти к каждому ребенку, учитывая его особенности.

В родительском уголке выставлялись рекомендации для родителей «Давайте поиграем» («Лабиринты», «Игры со счетными палочками», «Учим считалочки»), были показаны и рекомендованы различные дидактические игры для дома – такие как «Сложи узор», «Чудо – крестики», «Логоформочки», «Чудо – цветик». Родители активно включались в процесс воспитания и обучения ребенка, помогали в создании предметно – развивающей среды.

Результаты работы показали, что возросло количество детей, которые инициативны, самостоятельно выявляют отношения равенства и неравенства, путем практического сравнения, активно пользуются числами. Дети стали охотно откликаться на предложения участвовать в общем деле, называют форму предметов, геометрических фигур, группируют по признакам,  выделяют некоторые отношения. Очень значимым результатом, на наш взгляд, явилось то, что возросла  активность и участие родителей в жизни группы.

Таким образом, организованная  нами работа содействовала повышению уровня  развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов детей, способствовала становлению субъективной позиции ребенка, проявлению им исследовательского поведения в процессе математических и логических

Перспективы своей работы мы видим в дальнейшем развитии  интеллектуальных способностей и познавательных интересов ребенка в различных формах математической деятельности, приносящей каждому ребенку личное удовлетворение, позволяющей проявлять коммуникативные умения, активность и инициативу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредствам логико-математических игр"

Передо мной стоит задача -  развивать интеллектуальные способности младших дошкольников посредством игр логико-математического содержания.Развивающие игры создают свое­образный микроклим...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

  Одна из актуальных проблем современности - развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современно...

Развитие познавательных интересов и творческих способностей детей дошкольного возраста с особенностями в развитии средствами песочной терапии

Песочная   терапия  для детей -  это  прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действен...

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей через позновательно-исследовательскую и конструктивную деятельность в младшем дошкольном возрасте

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей через познавательно-исследовательскую и конструктивную деятельность вмладшем дошкольном возрасте...

Развитие Познавательно интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста

Малыш – природный исследователь окружающего мира.                Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...