Проект по сенсорно – математическому развитию детей раннего возраста (2 – 3 года) «Математика для самых маленьких. Путешествие в страну геометрических фигур»
проект по математике (младшая группа)
Проект по сенсорно – математическому развитию
детей раннего возраста (2 – 3 года)
«Математика для самых маленьких.
Путешествие в страну геометрических фигур»
Воспитатель: Иванова О.А.
Паспорт проекта
1.Название проекта: «Математика для самых маленьких. Путешествие в страну геометрических фигур»
2.Вид проекта: познавательно-игровой.
3.Сроки реализации: 2 недели
4.Участники: дети, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта:
На всех этапах развития дошкольников математическое развитие занимает одно из центральных мест. Математическое развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большую значимость для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важных разделов программы.
Поэтому актуальность проекта заключается в том, что ведущим видом деятельности в раннем дошкольном возрасте, является игра. Поэтому элементарные занятия по сенсорно – математическому развитию детей раннего возраста можно объединить в систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, не замечая, что идет обучение. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Цель проекта:
Создание условий для повышения качества математического образования детей в группе. Формирование и развитие сенсорно – математических эталонов у детей группы раннего дошкольного возраста. Объединить усилия семьи и детского сада для сенсорно – математического воспитания детей.
Задачи проекта:
– формировать умение соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических фигур;
– продолжать развивать у детей зрительные способы обследования предметов;
– упражнять детей в умении различать цвета и правильно их называть;
– упражнять в умении различать предметы по форме и правильно их называть (круг, квадрат, треугольник, овал);
– учить различать предметы по величине (большой – маленький);
– учить группировать предметы, сравнивать и обобщать.
– продолжать развивать познавательные процессы, мелкую моторику, память, внимание, воображение у детей;
– обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова «цвет», «такой же», «большой», «маленький» и т.д.;
– содействовать развитию сенсорной сферы детей посредством игровых технологий;
– развивать наблюдательность, любознательность, желание получать новые знания.
– продолжать воспитывать бережное отношение к игрушкам;
– продолжать воспитывать усидчивость;
– воспитывать интерес к познавательной деятельности;
– привлекать внимание родителей к сенсорно – математическому воспитанию детей.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- дети умеют группировать предметы по заданному признаку (цвет, форма, величина);
- различают и называют основные цвета (в соответствии с возрастом);
- различают и правильно называют предметы по форме;
- различают и правильно называют предметы по величине.
Доступность игр и предметов в пространстве группы даёт детям возможность проявить самостоятельность. Дети смело знакомятся с новыми предметами, осваивают их. Ребёнок не является слушателем, пассивно воспринимая объяснения педагога, а напротив, активно приобретает знания, умения и навыки самостоятельной работы, учится исследовать окружающий мир.
Планирование и организация деятельности.
№ | Мероприятие | Цели | Ответственные |
1 этап – подготовительный | |||
| Сбор информации, материалов для реализации проекта | Расширить знания детей о математических представления у детей младшего возраста | Воспитатели |
| Подбор дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток | Расширять знания о геометрических фигурах. | Воспитатели |
| Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта | Информировать родителей по теме проекта. | Воспитатели |
| Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий игр. | Создать условия для ознакомления с геометрическими фигурами. | Воспитатели |
2 этап – основной | |||
| НОД по познавательному развитию «Три веселых друга – круг, квадрат и треугольник» | Знакомить детей с геометрическими формами - круг, квадрат, треугольник. | Воспитатели |
| Чтение стихов: М. Дружининой «Про всё на свете»; А. Барто «Мяч», И. Токмакова «Ходит солнышко по кругу» | Расширять и закреплять знания детей по теме при чтении художественной литературы. | Воспитатели |
| Рассказывание сказки «Колобок» с использованием театрализованных элементов | Формировать математические представления детей через использование русских народных сказок | Воспитатели |
| Продуктивная деятельность. Лепка на тему «Миска для медведей» (по сказке «Три медведя») | Закрепить знание геометрической формы - круг, упражнять в умении различать и называть величину (большой, поменьше, маленький). | Воспитатели |
| Конструирование с использованием различного вида конструктора: «Дома», «Башенки», «Гаражи», «Заборы» | Развивать математические представления детей в игровой деятельности, закреплять название строительных деталей (кубик, кирпичик, призма и т.д.) | Воспитатели, дети |
| Подвижные игры: «Найди свой домик», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели» | Закреплять название и формы геометрических фигур с использованием художественно-литературного сопровождения | Воспитатели, дети |
| Художественное творчество: выкладывание геометрических фигур из счетных палочек | Закрепить знание геометрических форм в самостоятельно-художественном творчестве с использованием счетных палочек | Дети |
| Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Геометрический паровозик», «Логические кубы», «Четыре фигуры», «Продолжи узор по образцу», «Волшебные баночки. Разложи фигуры по цвету», «На какую фигуру похож предмет?», «Где круг, а где квадрат?», «Найди лишнюю фигуру». | По средствам дидактических игр продолжать закреплять знание геометрических фигур, классифицировать их по цвету, форме, величине, развивать умение соотносить схожесть предметов с геометрическими фигурами. | Воспитатели, дети |
3 этап – итоговый | |||
| Обобщение материалов проекта |
| Воспитатели |
Результативность проекта.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры. У детей вырос уровень знаний по сенсорно – математическому развитию.
Большинство детей самостоятельно анализируют, сравнивают и обобщают предметы. Понимают, где много предметов, а где один; выбирают заданные фигуры, находят лишние, называют квадрат, круг.
Кроме того, дети научились общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в игровую и в общественно – полезную деятельность.
Сотрудничество с родителями способствовало повышению их компетентности в вопросах сенсорно – математического воспитания, проявлению заинтересованного отношения к работе педагогов.
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр: шнуровка, бусы, шумовые коробочки, «чудесный мешочек».
Рефлексия
Анализируя проделанную работу в рамках проекта «Математика для самых маленьких. Путешествие в страну геометрических фигур» я сделала вывод: при тесном взаимодействии с родителями дает хорошие результаты для усвоения детьми материала. Все родители отмечают положительные изменения в развитии детей.
Я на собственном опыте убедилась, что проектная деятельность даёт возможность педагогам более творчески подойти к организации образовательной деятельности, найти и использовать новые нетрадиционные формы работы с детьми, их семьями и наметить пути дальнейшего развития детей.
Материал, используемый при проведении проекта:
Картотека дидактических игр.
Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру».
Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.
Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».
Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной, треугольной.
Дидактическая игра «На какую фигуру похож предмет?»
Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик.
Дидактическая игра «Геометрический паровозик»
Детям предлагается прикрепить к паровозу вагончики с подходящими геометрическими фигурами. Например, круг – мяч, солнце, колесо и т.д.
Дидактическая игра «Логические кубы»
Детям предлагается куб с отверстиями для геометрических форм. Задача детей подобрать нужную форму для отверстия в кубе.
Дидактическая игра «Четыре фигуры»
Детям предлагается сгруппировать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) 4 цветов по форме на деревянной основе.
Дидактическая игра «Продолжи узор по образцу»
Детям предлагается продолжить узор из геометрических плоскостных фигур по образцу.
Дидактическая игра «Волшебные баночки. Разложи фигуры по цвету».
Детям предлагается 4 баночки разных цветов (желтого, красного, зелёного, синего) с отверстием на крышке. Задача для детей правильно распределить геометрические фигуры по цвету.
Дидактическая игра «Где круг, а где квадрат?»
Детям предлагается узнавать и называть геометрические фигуры, классифицируя их по форме, величине и цвету.
Стихи про фигуры.
Треугольник Самолет летит по небу, Треугольное крыло, На моем велосипеде, Треугольное седло, Есть такой предмет – угольник, И все это – треугольник. *** Треугольник - три угла, *** Стороны в нем тоже три:
| Круг Посмотрите-ка вокруг! *** Наше солнышко в окне - Квадрат Познакомьтесь, вот квадрат! *** Стороны четыре в нём, |
Загадки.
*** Три угла, три стороны Могут разной быть длины (треугольник)
*** Нет углов у меня И похож на блюдце я На тарелку и на крышку На кольцо, на колесо Кто же я такой, друзья? (круг)
*** Прикатилось колесо, | *** Он давно знаком со мной Каждый угол в ней прямой Все четыре сторон одинаковой длины. Вам его представить рад. А зовут его (квадрат)
*** Не овал я и не круг,
*** Я фигура – хоть куда, |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_femp_gruppa_2.docx | 110.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по сенсорно – математическому развитию
детей раннего возраста (2 – 3 года)
«Математика для самых маленьких.
Путешествие в страну геометрических фигур»
Воспитатель: Иванова О.А.
Паспорт проекта
Название проекта: «Математика для самых маленьких. Путешествие в страну геометрических фигур»
Вид проекта: познавательно-игровой.
Сроки реализации: 2 недели
Участники: дети, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта:
На всех этапах развития дошкольников математическое развитие занимает одно из центральных мест. Математическое развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большую значимость для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важных разделов программы.
Поэтому актуальность проекта заключается в том, что ведущим видом деятельности в раннем дошкольном возрасте, является игра. Поэтому элементарные занятия по сенсорно – математическому развитию детей раннего возраста можно объединить в систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, не замечая, что идет обучение. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Цель проекта:
Создание условий для повышения качества математического образования детей в группе. Формирование и развитие сенсорно – математических эталонов у детей группы раннего дошкольного возраста. Объединить усилия семьи и детского сада для сенсорно – математического воспитания детей.
Задачи проекта:
– формировать умение соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических фигур;
– продолжать развивать у детей зрительные способы обследования предметов;
– упражнять детей в умении различать цвета и правильно их называть;
– упражнять в умении различать предметы по форме и правильно их называть (круг, квадрат, треугольник, овал);
– учить различать предметы по величине (большой – маленький);
– учить группировать предметы, сравнивать и обобщать.
– продолжать развивать познавательные процессы, мелкую моторику, память, внимание, воображение у детей;
– обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова «цвет», «такой же», «большой», «маленький» и т.д.;
– содействовать развитию сенсорной сферы детей посредством игровых технологий;
– развивать наблюдательность, любознательность, желание получать новые знания.
– продолжать воспитывать бережное отношение к игрушкам;
– продолжать воспитывать усидчивость;
– воспитывать интерес к познавательной деятельности;
– привлекать внимание родителей к сенсорно – математическому воспитанию детей.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- дети умеют группировать предметы по заданному признаку (цвет, форма, величина);
- различают и называют основные цвета (в соответствии с возрастом);
- различают и правильно называют предметы по форме;
- различают и правильно называют предметы по величине.
Доступность игр и предметов в пространстве группы даёт детям возможность проявить самостоятельность. Дети смело знакомятся с новыми предметами, осваивают их. Ребёнок не является слушателем, пассивно воспринимая объяснения педагога, а напротив, активно приобретает знания, умения и навыки самостоятельной работы, учится исследовать окружающий мир.
Планирование и организация деятельности.
№ | Мероприятие | Цели | Ответственные |
1 этап – подготовительный | |||
Сбор информации, материалов для реализации проекта | Расширить знания детей о математических представления у детей младшего возраста | Воспитатели | |
Подбор дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток | Расширять знания о геометрических фигурах. | Воспитатели | |
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта | Информировать родителей по теме проекта. | Воспитатели | |
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий игр. | Создать условия для ознакомления с геометрическими фигурами. | Воспитатели | |
2 этап – основной | |||
НОД по познавательному развитию «Три веселых друга – круг, квадрат и треугольник» | Знакомить детей с геометрическими формами - круг, квадрат, треугольник. | Воспитатели | |
Чтение стихов: М. Дружининой «Про всё на свете»; А. Барто «Мяч», И. Токмакова «Ходит солнышко по кругу» | Расширять и закреплять знания детей по теме при чтении художественной литературы. | Воспитатели | |
Рассказывание сказки «Колобок» с использованием театрализованных элементов | Формировать математические представления детей через использование русских народных сказок | Воспитатели | |
Продуктивная деятельность. Лепка на тему «Миска для медведей» (по сказке «Три медведя») | Закрепить знание геометрической формы - круг, упражнять в умении различать и называть величину (большой, поменьше, маленький). | Воспитатели | |
Конструирование с использованием различного вида конструктора: «Дома», «Башенки», «Гаражи», «Заборы» | Развивать математические представления детей в игровой деятельности, закреплять название строительных деталей (кубик, кирпичик, призма и т.д.) | Воспитатели, дети | |
Подвижные игры: «Найди свой домик», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели» | Закреплять название и формы геометрических фигур с использованием художественно-литературного сопровождения | Воспитатели, дети | |
Художественное творчество: выкладывание геометрических фигур из счетных палочек | Закрепить знание геометрических форм в самостоятельно-художественном творчестве с использованием счетных палочек | Дети | |
Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Геометрический паровозик», «Логические кубы», «Четыре фигуры», «Продолжи узор по образцу», «Волшебные баночки. Разложи фигуры по цвету», «На какую фигуру похож предмет?», «Где круг, а где квадрат?», «Найди лишнюю фигуру». | По средствам дидактических игр продолжать закреплять знание геометрических фигур, классифицировать их по цвету, форме, величине, развивать умение соотносить схожесть предметов с геометрическими фигурами. | Воспитатели, дети | |
3 этап – итоговый | |||
Обобщение материалов проекта | Воспитатели |
Результативность проекта.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры. У детей вырос уровень знаний по сенсорно – математическому развитию.
Большинство детей самостоятельно анализируют, сравнивают и обобщают предметы. Понимают, где много предметов, а где один; выбирают заданные фигуры, находят лишние, называют квадрат, круг.
Кроме того, дети научились общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в игровую и в общественно – полезную деятельность.
Сотрудничество с родителями способствовало повышению их компетентности в вопросах сенсорно – математического воспитания, проявлению заинтересованного отношения к работе педагогов.
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр: шнуровка, бусы, шумовые коробочки, «чудесный мешочек».
Рефлексия
Анализируя проделанную работу в рамках проекта «Математика для самых маленьких. Путешествие в страну геометрических фигур» я сделала вывод: при тесном взаимодействии с родителями дает хорошие результаты для усвоения детьми материала. Все родители отмечают положительные изменения в развитии детей.
Я на собственном опыте убедилась, что проектная деятельность даёт возможность педагогам более творчески подойти к организации образовательной деятельности, найти и использовать новые нетрадиционные формы работы с детьми, их семьями и наметить пути дальнейшего развития детей.
Материал, используемый при проведении проекта:
Картотека дидактических игр.
Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру».
Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.
Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».
Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной, треугольной.
Дидактическая игра «На какую фигуру похож предмет?»
Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик.
Дидактическая игра «Геометрический паровозик»
Детям предлагается прикрепить к паровозу вагончики с подходящими геометрическими фигурами. Например, круг – мяч, солнце, колесо и т.д.
Дидактическая игра «Логические кубы»
Детям предлагается куб с отверстиями для геометрических форм. Задача детей подобрать нужную форму для отверстия в кубе.
Дидактическая игра «Четыре фигуры»
Детям предлагается сгруппировать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) 4 цветов по форме на деревянной основе.
Дидактическая игра «Продолжи узор по образцу»
Детям предлагается продолжить узор из геометрических плоскостных фигур по образцу.
Дидактическая игра «Волшебные баночки. Разложи фигуры по цвету».
Детям предлагается 4 баночки разных цветов (желтого, красного, зелёного, синего) с отверстием на крышке. Задача для детей правильно распределить геометрические фигуры по цвету.
Дидактическая игра «Где круг, а где квадрат?»
Детям предлагается узнавать и называть геометрические фигуры, классифицируя их по форме, величине и цвету.
Стихи про фигуры.
Треугольник Самолет летит по небу, Треугольное крыло, На моем велосипеде, Треугольное седло, Есть такой предмет – угольник, И все это – треугольник. *** Треугольник - три угла, *** Стороны в нем тоже три: | Круг Посмотрите-ка вокруг! *** Наше солнышко в окне - Квадрат Познакомьтесь, вот квадрат! *** Стороны четыре в нём, |
Загадки.
*** Три угла, три стороны Могут разной быть длины (треугольник) *** Нет углов у меня И похож на блюдце я На тарелку и на крышку На кольцо, на колесо Кто же я такой, друзья? (круг) *** Прикатилось колесо, | *** Он давно знаком со мной Каждый угол в ней прямой Все четыре сторон одинаковой длины. Вам его представить рад. А зовут его (квадрат) *** Не овал я и не круг, *** Я фигура – хоть куда, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математики в средней группе "Путешествие в страну геометрических фигур"
Занятие по теме: «Путешествие в страну геометрических фигур» обеспечивает баланс разных видов активности детей: умственной, познавательной, интеллектуальной, а так же разных видов детской деятельности...
Конспект НОД по математике в старшей группе « Путешествие в страну геометрических фигур»
Конспект НОД по математике в старшей группе « Путешествие в страну геометрических фигур»...
План-конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Геометрических фигур»
Программное содержание:Образовательная область «Познание»:• Учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 8;• Закрепит умение делить квадрат на две равные...
Занятие по математике в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»
Занятие рекомендовано для воспитателей, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста. Материал направлен на закрепление знаний о геометрических фигурах....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур» ( с использованием современных образовательных технологий ИКТ)
laquo;Путешествие в страну геометрических фигур»Цель:Закрепление у детей знаний о геометрических фигурах на основе словесного описания и зрительного восприятия Задачи:• Закр...
Конспект комплексного занятия по математике в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе«Путешествие в страну геометрических фигур»...
Проект по сенсорно – математическому развитию детей раннего возраста (2 – 3 года) «Математика для самых маленьких. Путешествие в страну геометрических фигур»
Проект по сенсорному развитию детей раннего возраста...