Занятие по математике
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по математике23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по математике  для детей старшего  возраста.

Тема: «Счет до семи. Число и цифра 7»

Задачи:                                                                                                                                                                                                                 1) сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 с количеством;                                                                                                                                                                                                      2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;                                                                                3) закрепить геометрические представления, счетные умения, умения выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать двумя способами группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;                                                                                                                                                                                    4) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение, развивать память, внимание,  речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, инициативность.

Материалы к занятию:                                                                                                                                                                                   Раздаточный:  карточки с цифрами 1-9; 7 кругов разного размера; 7 треугольников разного цвета, по 7 желтых квадратов и треугольников одинакового размера.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.                                                                                                                                          Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.                                                                                           Воспитатель:                                                                                                                                                                                                           - Любите ли вы, кода к вам приходят гости?                                                                                                                                        - Хотите, чтобы к нам  сейчас пришли гости?

2.Актуализация знаний.                                                                                                                                                                                      2.1.Игра: «Гости»                                                                                                                                                                                                          Дидактические задачи:                                                                                                                                                                                                                     1) актуализировать счетные умения детей в пределах 6, умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчета;                                                                                                                                                                2) закрепить умения определять свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру;                                                                                                                                                    3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Воспитатель,  показывая на круги, разложенные перед ними, рассказывает детям о том, что к ним в гости пришли гномы.                                                                                                                                                                                                  - Сколько пришло гостей?                                                                                                                                                                          - А как вы думаете, почему они разного размера? (младше, старше)                                                                                                      - Разложите гномов по возрасту от самого старшего до самого маленького.                                                          Белоснежка сшила гномам колпачки.                                                                                                                                                   - Сколько колпачков сшила Белоснежка?                                                                                                                                              - Хватит ли всем гномам по колпачку?                                                                                                                                                              - Почему вы думаете, что хватит?(их 6 и 6-поровну)                                                                                                                                      Но гномы считать не умеют и волнуются, хватит ли каждому по колпачку.                                                                                                     -Как это проверить?                                                                                                                                                                             Дети прикладывают колпачок к каждому гному.

3.Затруднение в игровой ситуации.                                                                                                                                                         3.1. Игра: «Колпачки» (начало)                                                                                                                                              Дидактические задачи:                                                                                                                                                                     1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 7, счета до семи;                                                                               2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;                                                                                                                                        3) тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.                                                                                                                                                                                                              - Прибежал еще один гномик. Дети выкладывают еще один круг.                                                                                                       - Найдите место гномика в общем ряду.                                                                                                                                                                                                             - Сколько стало гномиков? Не все дети могут посчитать, возникает затруднение.                                                                     - Смогли вы посчитать,  сколько стало гномов? (нет)                                                                                                                                                       - Почему не смогли? (не умеют считать до 7)

4.Открытие нового знания.                                                                                                                                                                                                            4.1.Игра: «Колпачки»(окончание)                                                                                                                                                                                                          Дидактические задачи:                                                                                                                                                                                                                      1)закрепить представлении детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе семь, умение считать до семи, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из семи предметов;                                                                                                                                                                                         2) сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;                                                                                                                                                                                                                                            3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

-Значит, что нам надо сделать? (узнать, как считать дальше)                                                                                                                                   - Кто знает, какое число следует при счете за числом шесть?                                                                                                      - Давайте, хором почитаем гномов.                                                                                                                                                           Воспитатель делает вывод: при счете за числом 6 следует число 7.                                                                                                                      - Как получилось число 7? (было 6 гномов, прибавили еще одного)                                                                                                      - Поровну ли теперь гномов и колпачков? (нет)                                                                                                                                                      - Как сделать, чтобы гомов и колпачков стало поровну? (добавить один) Дети добавляют один треугольник.                                                                                                              - Сколько теперь гномиков?(7)                                                                                                                                                                                                                  - Сколько колпачков? (7)                                                                                                                                                                                        -Какой можно сделать вывод? (их поровну)                                                                                                                                                     - На каком месте стоит гномик в красном колпачке? (в желтом, в синем?)

5.Подвижная игра: «Подбери ключи»                                                                                                                                                             Дидактические задачи:                                                                                                                                                                                           1) закрепить умение распознавать форму геометрических фигур.                                                                                                                                            2)тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать внимание.

Воспитатель просит помочь гномам найти свои домики. Каждый ребенок берет со стола ключ-карточку с геометрическими фигурами и ищет сой домик, расположенный в разных местах группы. Воспитатель по окончании игры благодарит детей за помощь оказанную гномикам.

6.Затруднение в игровой ситуации.                                                                                                                                                          6.1. Игра: «Цветы для Белоснежки»(начало)                                                                                                                                  Дидактические задачи:                                                                                                                                                                          1) создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 7;                                                                         2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;                                                                                                                      3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Воспитатель рассказывает, что гомы решили порадовать свою подружку Белоснежку и подарить ей цветы. На цветочную поляну отправили самого младшего гнома и попросили нарвать столько цветов, чтобы каждый гном смог подарить по одному цветочку.                                                                                                                                                              - Сколько цветов нужно сорвать гному?(7)                                                                                                                                                      - Но маленький гном боится забыть, сколько нужно сорвать цветов?                                                                                               - Как нам ему помочь? (показать, как пишется цифра 7)                                                                                                                                  - А, вы знаете, как пишется цифра? (нет, или не все)

7.Преодоление затруднения.                                                                                                                                                                       7.1.Игра: «Цветы для Белоснежки» (окончание)                                                                                                                                                  Дидактические задачи:                                                                                                                                                                                                                                                               1) познакомить детей с цифрой 7, сформировать у них умение распознавать цифру 7 среди других цифр и соотносить ее с количеством;                                                                                                                                                                            2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;                                                                           3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.

Воспитатель показывает детям карточку с цифрой  7, и делает вывод: цифра 7 пишется в том случае, когда имеются 7 предметов. Дети выбирают карточку с цифрой на наборном полотне.

8.Включение нового знания в систему знаний.                                                                                                                                        8.1.Игра: «Бусы для Белоснежки»                                                                                                                                                                                                 Дидактические задачи:                                                                                                                                                                    1)закрепить представление о геометрических формах, умение соотносить цифру с количеством, умение видеть и продолжать закономерность;                                                                                                                                                           2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь.

Дети работают в паре. На столе лежат квадраты и треугольники разных цветов. Воспитатель просит детей сделать для  Белоснежки бусы.                                                                                                                                                                        - Возьмите вот столько ( карточка с цифрой 7) неквадратных бусин.                                                                                                  - Возьмите столько же квадратных бусин.-Чередуя бусины, составьте бусы.(одна квадратная, одна треугольная)

9.Итог занятия.                                                                                                                                                                           Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

- Кто сегодня приходил к нам в гости?                                                                                                                                                         - Чем мы помогли гномам?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли одеть гномиков, найти их домики, сделать для Белоснежки бусы и подарить цветы, потому что научились считать до 7, и узнали, как записывается цифра 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План-конспект занятия по теме: Занятие по математике с детьми среднего дошкольного возраста. "Математика в сказках".

Цели: Формирование умения соотносить количество предметов с числом,цифрой. Закрепить знание детей о простейших геометрических фигурах, счета до 5-ти, таких понятий, как: широкое-узкое, высокое-н...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...