Консультация для педагогов: Авторские развивающие игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)

Салопова Валентина Александровна

Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников.

Цель:

Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старших дошкольников, используя авторские наглядные пособия.

 

Задачи:

-Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию логического мышления.

- Повышать профессиональной компетенции педагогов

- Обобщать передовой опыт

- Развить коммуникативные качества педагогов,

- Повышать уровень профессионализма воспитателей, умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

Видеопрезентация, компьютер, наглядные пособия для развивающих игр.

 

Такие пособия, в форме развивающих игр,  очень разнообразны.

Различные  виды счётного материала, игр на развитие логического мышления,  демонстрационный  и раздаточный материал , используемый на занятиях по ФЭМП   у старших дошкольников в форме развивающих игр,  можно изготовить  своими руками.

Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь закладывается система психологических функций, в центре которой лежат познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

В своей работе использую разнообразные  наглядные пособия по математике, которые создаю своими руками.  Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности. Я попробовала заменить их на  прищепки . Прищепки потому что они дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

 

  1. Карточки « Паровоз и вагоны» на количественный счёт.

Задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомство со счетом в пределах 20. Знакомство с числами второго десятка. Закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет),

Знакомство с составом чисел от 0 до 10. Формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка);

 

 

  1. Карточки  где знаки действий и знак отношения (равно ) уже даны.

Ребёнок составляет пример ( используем прищепки).

    

   3.Кароточки на закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7       больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

      Игра « Больше-меньше» , «Равенство-неравенство». Педагог использует прищепку с цифрой( камешки пронумерованные) , дети должны правильно подобрать вариант ответа ( выбрать большую или меньшую цифру, решить заданный пример).

 Хочу остановиться на камешках.  Помимо прищепок используем  камешки,  так как их с успехом можно применить в логопедической работе с детьми. Камешки приятны на ощупь. Игры с этим незатейливым пособием  способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентировке, зрительно-двигательной координации у детей.

Мы с ребятами играем в игру « Сказка про камешки»

-Можно добавить как элемент-ракушку. Предложить детям задание на порядковый счёт. Какая ракушка посчёту?

 

  1. Карточки для правильного подбора пропущенных цифр .

 С помощью прищепок или камешков заполнить пропуски.

 Игра « Подбери пропущенные числа»

 

  1. Карточки  для закрепления умения определять последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой.

 

  1. Игра на совершенствование навыков количественного счёта в пределах 10. Устный счёт.

« Стаканчики»

 

  1. Игры. « Логичекие задачки»

 Развивать внимание, память, логическое мышление.

Педагог читает задание . Воспитанникам даётся время на обдумывание ответа.

 

- Как только груша падала с дерева, её начинал есть червяк.

-Подумай, какая груша упала раньше всех?

-Какая груша упала позже всех?

-Почему?

            - Какого цвета свечку зажгли раньше?

              -Какую позже?

           -Какие свечки ещё горят?

-Какие уже погасли?

 

-Какого цвета матрац лежит ниже всех?

-Какого цвета – выше всех?

-Какой матрац положили раньше других?

-Какой позже?

 

- Кто прыгнул выше всех?

        -Кто - ниже всех?

     -Кто – дальше всех?-Кто прыгнул ближе всех?

 

8. Математические пазлы - запоминаем порядок цифр и их графический образ.

Дополнительно можно подключить функцию автоматизации нужного звука, работу над слоговой, связной речью и даже артикуляционную гимнастику. На примере дифференциация звуков Ж-Ш.

9.«Гусеница-счетовод»

 В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Но интереснее для ребёнка будет « Гусеница-счетовод» , это пособие поможет в самом начале изучения цифр и количества! Ребенок видит не только цифру, но и количество пуговиц, которое соответствует цифре!

10. Карточки на идентификацию дробей.

Правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

 

11. Игра «Капризный покупатель».

Официально разрешаем малышам капризничать . Для игры нужно много разных фигур разного цвета. Это товары в магазине, куда приходит капризный покупатель. У него на карточке указано, что он хочет купить, но примерно так: не красное, не круглое, но квадратное. Нужно убрать те карточки, которые не нравятся покупателю и оставить только те, что подходят по критериям. Малыши таким образом постигают основы теории множеств, сами того не замечая.

Игра  на развитие  пространственного мышления. Знакомимся с предлогами "перед", "за", "под", "над"

Предложите ребёнку повторить позицию фигур на примере. Проговаривайте предлоги места ( за, перед, под, и др.). Заодно будет запоминать цвета, знакомиться с разными геометрическими фигурами.

 

12. Игра «Косточка для собачки». Нужны несколько коробочек, разные по размеру, обклеены разной цветной бумагой. Есть собачка, которая ищет косточку (легко меняем на персонажа, который есть в наличие у вас дома). Косточку прячем в одну из коробок и даем подсказку: «косточка в коробке между синей и красной» или «в коробке над желтой». Для старших детей можно посложнее «не в красной, но выше синей». Высший пилотаж — пусть ребенок спрячет кость и загадывает такую задачку вам.

Вашему ребенку предлагается выполнить упражнения и задания, которые помогут развить логическое мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность и память. Детям необходимо вовремя научиться рассуждать, сравнивать, выявлять закономерность, классифицировать и решать логические задачки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_avtorskie_razv_igry.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

МОУ СОШ №24 «Ласточка» дошкольное отделение

Консультация для педагогов:

Авторские развивающие игры, как средство развития логического мышления

старших дошкольников.

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Салопова В.А.

г.о.Подольск,

2023г.

Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников.

Цель:

Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старших дошкольников, используя авторские наглядные пособия.

Задачи:

-Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию логического мышления.

- Повышать профессиональной компетенции педагогов

- Обобщать передовой опыт

- Развить коммуникативные качества педагогов,

- Повышать уровень профессионализма воспитателей, умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

Видеопрезентация, компьютер, наглядные пособия для развивающих игр.

Такие пособия, в форме развивающих игр,  очень разнообразны.

Различные  виды счётного материала, игр на развитие логического мышления,  демонстрационный  и раздаточный материал , используемый на занятиях по ФЭМП   у старших дошкольников в форме развивающих игр,  можно изготовить  своими руками.

Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь закладывается система психологических функций, в центре которой лежат познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление. Использую разнообразные  наглядные пособия по математике, которые создаю своими руками.  Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности. Я заменить их на прищепки . Прищепки потому, что они дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

  1. Карточки  «Паровозик» на количественный счёт.

Задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомство со счетом в пределах 20. Знакомство с числами второго десятка. Закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет),

Знакомство с составом чисел от 0 до 10. Формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка);

  1. Карточки,  где знаки действий и знак отношения (равно ) уже даны.

Ребёнок составляет пример (используем прищепки).

     

   3.Кароточки на закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7       больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

      Игра «Больше-меньше» , «Равенство-неравенство». Педагог использует прищепку с цифрой( камешки пронумерованные) , дети должны правильно подобрать вариант ответа ( выбрать большую или меньшую цифру, решить заданный пример).

 Хочу остановиться на камешках.  Помимо прищепок используем  камешки,  так как их с успехом можно применить в логопедической работе с детьми. Камешки приятны на ощупь. Игры с этим незатейливым пособием  способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентировке, зрительно-двигательной координации у детей.

Мы с ребятами играем в игру « Сказка про камешки» 

-Можно добавить как элемент-ракушку. Предложить детям задание на порядковый счёт. Какая ракушка посчёту?

  1. Карточки для правильного подбора пропущенных цифр .

 С помощью прищепок или камешков заполнить пропуски.

 Игра « Подбери пропущенные числа»

  1. Карточки  для закрепления умения определять последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой.

  1. Игра на совершенствование навыков количественного счёта в пределах 10. Устный счёт.

« Стаканчики»

  1. Игры. « Логичекие задачки» 

 Развивать внимание, память, логическое мышление.

Педагог читает задание . Воспитанникам даётся время на обдумывание ответа.

- Как только груша падала с дерева, её начинал есть червяк.

-Подумай, какая груша упала раньше всех?

-Какая груша упала позже всех?

-Почему?

            - Какого цвета свечку зажгли раньше?

              -Какую позже?

           -Какие свечки ещё горят?

-Какие уже погасли?

-Какого цвета матрац лежит ниже всех?

-Какого цвета – выше всех?

-Какой матрац положили раньше других?

-Какой позже?

- Кто прыгнул выше всех?

        -Кто - ниже всех?

     -Кто – дальше всех?-Кто прыгнул ближе всех?

8. Математические пазлы - запоминаем порядок цифр и их графический образ.

Дополнительно можно подключить функцию автоматизации нужного звука, работу над слоговой, связной речью и даже артикуляционную гимнастику. На примере дифференциация звуков Ж-Ш.

9.«Гусеница-счетовод»

 В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Но интереснее для ребёнка будет « Гусеница-счетовод» , это пособие поможет в самом начале изучения цифр и количества! Ребенок видит не только цифру, но и количество пуговиц, которое соответствует цифре!

10. Карточки на идентификацию дробей. 

Правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

11. Игра «Капризный покупатель». 

Официально разрешаем малышам капризничать . Для игры нужно много разных фигур разного цвета. Это товары в магазине, куда приходит капризный покупатель. У него на карточке указано, что он хочет купить, но примерно так: не красное, не круглое, но квадратное. Нужно убрать те карточки, которые не нравятся покупателю и оставить только те, что подходят по критериям. Малыши таким образом постигают основы теории множеств, сами того не замечая.

Игра  на развитие  пространственного мышления. Знакомимся с предлогами "перед", "за", "под", "над"

Предложите ребёнку повторить позицию фигур на примере. Проговаривайте предлоги места ( за, перед, под, и др.). Заодно будет запоминать цвета, знакомиться с разными геометрическими фигурами.

12. Игра «Косточка для собачки». Нужны несколько коробочек, разные по размеру, обклеены разной цветной бумагой. Есть собачка, которая ищет косточку (легко меняем на персонажа, который есть в наличие у вас дома). Косточку прячем в одну из коробок и даем подсказку: «косточка в коробке между синей и красной» или «в коробке над желтой». Для старших детей можно посложнее «не в красной, но выше синей». Высший пилотаж — пусть ребенок спрячет кость и загадывает такую задачку вам.

Вашему ребенку предлагается выполнить упражнения и задания, которые помогут развить логическое мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность и память. Детям необходимо вовремя научиться рассуждать, сравнивать, выявлять закономерность, классифицировать и решать логические задачки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников

Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....

Консультация для педагогов: Использование занимательного материала как средство развития логического мышления дошкольников ( по ФЭМП)

   Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные...

"Развивающие игры, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассмотрена тема развивающих игр как средства развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Авторы отмечают, что развитие логического мышления ребёнка дошкольного возрас...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...

Консультация для педагогов «Музыкальные подвижные игры как средство развития творческих способностей дошкольников»

Музыкальные подвижные игры  составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста, они развивают, радуют, воспитывпют, учат соблюдать правила игры. Игры помогают ...