Развивающие игры в формировании элементарных математических представлений
статья по математике
Доклад "Развивающие игры в формировании элементарных математических представлений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры в формировании элементарных математических представлений
Л.Я. Демина, воспитатель
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
Приморский детский сад
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В.А.Сухомлинский)
В дошкольном возрасте начинается всестороннее развитие ребенка и формируется его личность. В это время у детей происходит психическое, физическое, интеллектуальное, познавательное развитие. Формирование математических представлений является сильным средством интеллектуального развития дошкольника.
В детском саду для развития у детей математических представлений используются занимательные игры и упражнения. Именно через игры процесс познания становится интересным и занимательным, а значит и успешным. Играя, ребенок развивает способности, приобретает новые знания, навыки, умения, даже не догадываясь об этом.
При организации педагогической диагностики детей подготовительной группы по ФЭМП, дети показали не очень хорошие результаты (в.у.-15,3%, с.у.-52%, н.у.-32,7%). Поэтому я определила проблему по формированию математических способностей у детей и поставила цель – сформировать у детей интерес к математике через занимательные игры, задания, способствовать развитию сообразительности, памяти, внимания, умения рассуждать, способности логически мыслить и делать выводы.
С начала учебного года в образовательной деятельности с детьми использую занимательный математический материал.
- Различные дидактические игры с геометрическими фигурами на развитие логического мышления, цифрами на ориентацию в пространстве, путешествия во времени.
- Занимательные задачи в стихах, загадки о числах, геометрических формах, времени.
- Загадки-шутки при решении и составлении простых арифметических задач, действий с числами, формировании временных представлений.
- Головоломки со счётными палочками - задачи на смекалку геометрического характера. В ходе решения таких задач идет перекладывание палочек по образцу или по замыслу ребенка. У ребенка формируется наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, вырабатывается усидчивость.
- Также использую игру «Танграм» - головоломка, заключающаяся в решении задач с квадратом, который состоит из семи плоских фигур. Фигуры складывают определённым образом для получения более сложной фигуры с изображением буквы или цифры, животного, какого-то предмета и т. д. В решении головоломки соблюдаются правила: в фигуре нужно использовать все семь элементов, и элементы не должны накладываться друг на друга. Игра развивает у детей умение выполнять инструкции, играть по правилам, понимать величину, форму и цвет, умение визуально делить целое на части.
- Математический планшет (игра «Геометрик»). Данный планшет мы используем для изучения цифр и их написания, геометрических фигур, «рисования» различных предметов, узоров. Игра развивает мелкую моторику, логику, внимание и усидчивость, свободное ориентирование на плоскости, развивает способность действовать по образцу, схеме и самостоятельно.
В группе я создала развивающую предметно пространственную среду, а также центр «Веселая математика». В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. В него вошли разнообразные игры: развивающие, настольно-печатные, игры-ходилки с фишками и кубиком и др. Работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей.
В работе с детьми мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети, спеша на помощь персонажу, сами превращаются из обучаемых в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение, выводы.
Наблюдая за детьми, я заметила, что во время игр с занимательным математическим материалом дети все больше учатся находить решения самостоятельно. Регулярные занятия в решении задач таким способом повышает умственную активность, инициативу, повышает уровень математической готовности к школе и возможность применения математических знаний в повседневной жизни детей.
В дальнейшем планирую:
- провести конкурсы с родителями по изготовлению дидактических пособий: «Математический планшет», «Обучающие часы Никитина»;
- КВН по математике (ФЭМП) с детьми подготовительной группы и 1 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877931-1484499128.jpg)
План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-820312-1474779040.jpg)
Презентация развивающей игры по формированию элементарных математических представлений «Чемоданчики»
Презентация развивающей игры по формированию элементарных математических представлений «Чемоданчики»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/18/picture-1403282-1652865705.jpg)
Дистанционная консультация для родителей "Развивающие игры для формирования элементарных математических представлений"
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/12/picture-1438200-1670815386.jpg)
Проект. «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
Аннотация. Дети младшего дошкольного возраста уже способны обучаться, различению количества предметов (один, много, ни одного), сравнению, чего больше, чего меньше, различению предметов по величи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/28/picture-1453609-1674905077.jpg)
План самообразования на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
План самообразования на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/05/picture-1118345-1554478282.jpg)
Методическая разработка по теме «Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников»
Методическая разработка по теме «Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/19/picture-1474765-1684519862.jpg)
«Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в центрах развития
Рекомендуется особое внимание уделять построению предметно-пространственной среды как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ор...