Обучение шахматам. План занятий. (расширено и дополнено)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Несколько слов в пользу планового обучения шахматам. Родители спокойны, они знают, что их дети будут изучать на следующих уроках, что из чего вытекает и почему.
Обучение шахматам по плану эффективнее беспорядочных надёрганных из разных книг лекция, уроков, занятий. Вот я думаю так.
Все наработки постепенно сводятся в одну таблицу. Она находится ниже. (подпишитесь на новости сайта и вы не пропустите обновления и изменения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ШАХМАТАМ. ПЛАН ЗАНЯТИЙ. (РАСШИРЕНО И ДОПОЛНЕНО)
Несколько слов в пользу планового обучения шахматам. Родители спокойны, они знают, что их дети будут изучать на следующих уроках, что из чего вытекает и почему.
Обучение шахматам по плану эффективнее беспорядочных надёрганных из разных книг лекция, уроков, занятий. Вот я думаю так.
Все наработки постепенно сводятся в одну таблицу. Она находится ниже. (подпишитесь на новости сайта и вы не пропустите обновления и изменения).
Естественно этот план занятий шахматами- не догма, будет дополняться новыми интересными уроками , занятиями, такими , к примеру эксклюзивными, ни на что не похожими, моими собственными наработками, такими как избавление от зевков, концентрация внимания и памяти, а так же стратегия и оценка позиции, составление плана на игру, простые и сложные змейки, двухходовые шахматы, поддавки, микс-мини-турниры и т.д и т.п.
Это только начало обучения шахмат, азы, но начинают с азов обучения все без исключения люди, в том числе и чемпионы мира по шахматам.
Я, как тренер по шахматам, буду писать примерное количество занятий по каждой теме.
По умолчанию этот план работы составлен для детей от 5 до 8 лет. Для более маленьких каждое занятие нужно повторять, и, возможно, несколько раз. Конечно, если заниматься по часу теорией и два дня в неделю, то результаты будут гораздо нагляднее, но здесь уже и денежные вопросы и нехватка времени у старших. Поэтому с маленькими так.
Внимание у них слабо фиксируется, маленькие ребята постоянно отвлекаются, удержать и закрепить пройденное в памяти сложно. Поэтому, возможно, я думаю, что до 4 лет детей в принципе не надо учить шахматам. Рано. Начинать возможно уже с 4,5 — 5-ти лет. Такие дети после двух-трёх занятий втягиваются в процесс обучения и спокойно ав дальнейшем переносят полчаса, сорок минут теории шахмат. В любом случае детям нужно давать играть между собой. В игре закрепляются навыки и детям некогда скучать.
Режим тренировок один раз в неделю по одному часу конечно недостаточен. Родители, которые имеют возможность отправлять своих детей ко мне для обучения шахматам два раза в неделю, имеют преимущество детей в развитии, материал лучше закрепляется, не выветривается из памяти. Для тех , кто такой возможности лишён, советую заниматься с детьми дома, самим, по 15-20 минут раза два- три в неделю, материалы здесь выложены, ими можно пользоваться.
Если некогда совсем, хотя бы скачать рекомендуемые мной приложения на телефон или планшет или дать детям возможность раза два в неделю по полчаса играть прямо на сайте, здесь есть очень удобная красивая программа.
Итак- очень примерный план обучения шахматам для дошкольников
Знакомство | Урок первый- Знакомство (могут присутствовать и родители) | |
Шахматная игра (1 занятие) | Познакомить детей с шахматами. Рассказать о том, что игра в шахматы – древняя интересная игра. Факты и легенды о зарождении шахмат, Чатуранга, проникновение шахмат в Россию. Легенда о шахматной доске и рисовых зёрнышках. | 11111 |
Шахматная доска (2 занятия) | Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. На занятии, одном или нескольких- рисовать, постепенно закрашивая и уточняя, шахматную доску. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. | |
Шахматная доска — продолжение (3 занятия) | Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между игроками. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная, вертикальная и диагональная линии. Рисовать, показывать руками, заучивать, пока дети не запомнят. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий. (Змейка простая и сложная, повторять занятие, пока не будет доведено до автоматизма) | |
Шахматная нотация- азы (3 занятия) | Буквы, цифры, поля, клетки, которые они обозначают. Не путать английские буквы и латинские. Практика- рисовать доску и вокруг неё- буквы и цифры. Закрасить чёрные и белые поля. Адреса и цвет клеток. А2, D5 H8 G3 и так далее. повторять постоянно, лучше дома с родителями. Находить на доске, показывать рукой. | |
Шахматные фигуры (3 занятия) | Познакомить детей с шахматными фигурами. Каждую фигуру нарисовать в тетрадке. Так , как её видит ребёнок, желательно каждую в пол-листа, крупно. Если тяжело рисовать, обвести по контуру, положив на лист бумаги. Рисовать одну под другой, к каждой добавляя значёк фигуры, её обозначение в шахматной нотации. Далее читать соответствующий пост. | будет |
Шахматные фигуры (продолжение) (3 занятия) | Ценность шахматных фигур, сколько будет в пешках. два коня против ладьи, что сильнее, ферзь против двух ладей, слон против ладьи. Дети должны научится понимать ценность фигур, их различие, как они ходят, по каким линиям, есть ли какие-то исключения (рокировка, взятие на проходе и т.д.) | будет |
Шахматные фигуры — Король (2 занятия) | Всё про шахматного короля | |
Шахматные фигуры — Ферзь (2 занятия) | Всё про шахматного ферзя | |
Шахматные фигуры — Пешка (3 занятия) | Маленькая слабая фигура, но сколько возможностей таит в себе. Взятие на проходе, пешечный забор , дыры в заборе, изолированные пешки, превращение пешки, ходы и взятие, по каким линиям, пешка и король против короля- как выиграть? | будет |
Шахматные фигуры — Ладья (3 занятия) | Всё про шахматную фигуру- ладью | будет |
Шахматные фигуры — Слон (3 занятия) | Всё про шахматную фигуру- слона | будет |
Шахматные фигуры — Конь (3 занятия) | Всё про шахматную фигуру- коня | будет |
Кто как ходит и бьёт (3 занятия) | Кто как ходит и бьёт (по вертикалям, горизонталям, диагоналям и буквой Г) Учебная игра- «ЗМЕЙКА» Два вида- простая и сложная Змейка. | будет |
Шахматные фигуры — как ходят и бьют (1 занятие) | Для отстающих и плохо воспринимающих. Советы по установке приложений с зелёными полями. | будет |
Шах и мат (4 занятия) | Шах, Мат, Пат. Чем шах отличается от мата. Три способа защититься от нападения. Шах и мат различными фигурами. Мат ферзём, мат ладьёй. | будет |
Расстановка фигур в начале партии (2 занятия) | Начало партии, как расставить фигуры, Ферзь любит свой цвет, какое поле должно быть слева внизу у белых и т.д. | |
Дебют- начало партии (4 занятия) | Каким фигурами нужно ходить, какими не рекомендуется, зачем делать рокировку, что такое центр и зачем его захватывать, какие бывают дебюты, чем отличаются. | |
Стратегия и тактика в шахматах. КОМБИНАЦИИ (7 — 10 занятий) | Что такое стратегия и тактика в игре, что такое комбинации зачем они нужны и какие бывают. В первый год обучения каждой комбинации, а их множество, нужно уделить по одному- два занятия, на втором году обучения по два- три, включая и решение предложенных задач. Двойной удар, связка, отвлечение, завлечение, промежуточный ход, перекрытие и другие. | |
Лечение от зевков (5 занятий) | Сложные позиции, проработка и постепенное запоминание. | |
Стратегия и тактика в шахматах. Позиционная игра. (4 — 7 занятий) | Что такое стратегия и тактика в игре, что такое позиционная игра. Оценка позиции, факторы оценки, что делать дальше, как строить планы на игру, на какую-то её часть, как совмещать позиционную игру с небольшими уколами, наскоками, то есть с комбинациями. | будет |
Малофигурный, пешечный эндшпиль (5-7 занятий) | Всё, что касается пешек в конце игры. | будет |
Учебно-тренировочные партии | Игра с роботом разных уровней без контроля времени или с живыми игроками (Личесс, Чесском) с контролем времени 30 минут на партию. Ученик обдумывает ходы, выбирает 2-3 варианта, объясняет причины выбора, озвучивает в результате дискуссии лучший, по его мнению, и тренер на своём рабочем столе ходит фигурами. То есть тренер играет со своего учебного аккаунта, а ученик видит рабочий стол тренера с позицией и говорит, как нужно ходить чётко, с использованием шахматной нотации. | Будет |
Концентрация внимания, улучшение кратковременной и долговременной памяти (4 — 5 занятий) | Упражнения на концентрацию. Чрезвычайно важно для детей. Реально делает их умными. |
Начало изучения шахмат. Дети 5-7 лет ПОСЛЕ
- первого года обучения ( в моём варианте- индивидуальные занятия по часу два раза в неделю)
- или после двух лет обучения ( группы по 5-7 человек два раза в неделю) в итоге должны хорошо знать и представлять себе примерно (не обязательно) следующие шахматные вещи.
Кстати, можете проверить знания у своих детей прямо на сайте. Справа вверху кнопка «ТЕСТ». Уверяю вас- очень интересно…. Итак.
Дети должны — |
-знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья; |
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию; |
— знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, |
— знать правила хода и взятия каждой фигурой; |
— различать диагональ, вертикаль, горизонталь; |
— знать ценность шахматных фигур; |
знать Шахматную нотацию. Обозначение шахматных фигур и терминов |
знать технику матования одинокого короля ферзём, ладьёй, двумя ладьями |
центр шахматной доски, края доски, где лучше располагаться фигурам в начале партии, |
стратегия и тактика для детей, позиционная и комбинационная игра, оценка позиции, |
концентрация внимания, памяти, первоначальные навыки игры вслепую, |
избавляться от зевков, видеть доску всю, а не маленькие участки, |
— уметь проводить элементарные комбинации; Двойной удар, связка, промежуточный ход, отвлечение, завлечение, уничтожение защиты |
— уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту |
своих фигур; |
— уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; |
— Правила хода и взятия каждой из фигур |
— лёгкие и тяжёлые фигуры, пешки, |
— рокировка, |
— взятие на проходе, |
-превращение пешки. |
— принципы игры в дебюте; простейшие маты, ловушки, названия дебютов, |
— основные тактические приемы |
— термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. |
— грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; |
— находить несложные тактические удары и проводить комбинации; |
— точно разыгрывать простейшие пешечные окончания |
В конце года проводятся контрольные, тесты, мини-турниры на понимание основ.
Вот здесь можно скачать сам план занятий шахматами.
Всё видно хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные методы обучения шахматам
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организов...
План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза (1 год обучения)
Вашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада. Он включает перспективное планирование по обучению детей грамоте, охватывает все лексические темы, изуч...
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Методика обучения шахматам
Это обучение шахматам детей с 3 до 7 лет предложено педагогом из Санкт-Петербурга Сергеем Влащенко...
Конспект НОД по обучению шахматам
подготовительная группа...
Конспект по обучению шахматам в старшей группе. Тема: «Шахматные фигуры».
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру....
Развитие мотивационной готовности к школьному обучению. Тематический план занятий
Тематический план занятий по развитию мотивационной готовности к школьному обучению. Примеры детских работ....