Математические сказки в развитии логико-математического мышления дошкольников
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников , через математические сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_skazki.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические сказки
в развитии логико-математического мышления дошкольников
«Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным»
Б. Паскаль
Цель: формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Задачи:
- развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок;
- создать оптимальные условия для развития математических способностей детей;
- способствовать развитию первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени);
- развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;
- учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;
- формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сказка — это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения математике позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету. Поэтому сказка является одним из важных средств формирования математических представлений у дошкольников.
До начала школьной жизни детям предстоит многое узнать и многому научиться: познакомиться с цветами, формами и размерами, выучить цифры, освоить счёт и решение простых примеров на сложение и вычитание…
Мир сказки – особенный мир со своими законами, чудесами, загадками, обаянием, юмором, своей философией. Сказки ведущий жанр фольклора. В них мечта, фантазия, творчество, объединение таинственного и все это в чудесных образах, остроумном тексте, сочном языке. Следовательно, сказка привлекает ребенка сказочными персонажами, сюжетом, фантастическими образами, желанием помочь персонажам и изменить сказку. Живой интерес у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.
Сказка — универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Сказки позволяют ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор и компьютер в этом поединке с книгой без труда вышли победителями: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора (компьютера, планшета), чем с книгой.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве , а также числа и др.
В 6-7 лет математические сказки используются для достижения следующих целей:
Научиться считать до двадцати, узнавать пропущенное число и вести счёт в обратном порядке.
Соотносить количество вещей с цифрой.
Понимать значение величин: ширина, длина, высота, объем (вместимость) и масса (вес).
Уметь различать и понимать сложные геометрические фигуры: отрезок, угол, многоугольник, объёмные фигуры.
Развивать умение ориентироваться по часам, быстро определять час и проговаривать его вслух.
Уметь выполнять простейшие арифметические действия.
Развить способность заменять героя сказки определённым предметом («Кубик-рубик» — берём в руки куб).
Запомнить наименование дней недели и месяцев и их очерёдность.
Знакомить с геометрическими фигурами. Полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е., прятать героев в фигуры, которые легко можно угадать по форме и величине.
На основе сказки также придумываются задачки и считалки, или задачки с числами, или рифмованная строчка о цифре.
Работа с детьми
1.Чтение сказок ( «Цветик - Семицветик», « Козленок, который умел считать до 10», « Три медведя», « Два жадных медвежонка»), познавательной, художественной литературы, заучивание стихов (С. Маршак «Веселый счет»), заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта
2.Продуктивная деятельность детей
рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»,
лепка « Моя любимая цифра»,
конструирование « Выложи геометрическую фигуру из счетных палочек»
3. Игровая деятельность
дидактические игры « Рыболовы», « Репка», «Математические цветочки», «Будь внимательным»;
подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики», «Найди свое место»; сюжетно – ролевые игры : « Аптека», « Магазин», « Школа»
4. Непосредственно образовательная деятельность (« Колобок на новый лад», « Стоит в поле Теремок», « Маша и гуси – лебеди»)
5. Папки для рассматривания: «Веселый счет», «Математические домики» (состав числа), «Сказочные лабиринты» и т.д.
6. Дидактические игры: «Сказочный счет», «Математические пазлы», «Математическое панно «Теремок», «Домики сказочных героев» (состав числа).
Сотрудничество с родителями
1.Индивидуальные беседы
2. Анкетирование « Математика для развития вашего ребёнка»
3. Наглядно-информационные консультации: «Сказочная математика для дошкольников», «Развитие математических способностей у дошкольников»
4.Творческое задание « Сочини математическую сказку» (дома)
Работа с педагогами
1.Консультация «Роль сказки в формировании элементарных количественных представлений»;
2.Памятка для педагогов по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через сказку»
Для повышения профессиональной компетентности поставила следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
2. Создать предметно – пространственную развивающую среду в группе (разработка картотеки игр и игровых упражнений для формирования математических представлений через сказку у дошкольников).
Как и сказка в широком понимании, математические истории тоже имеют разновидности.
Прежде всего, это классификация по возрасту детей.
Так, существуют сказки для дошкольников и для школьников.
Отличительной чертой последних является то, что они созданы на основе известных сюжетов и математические понятия, чаще всего, выполняют вспомогательную роль (например, Баба-Яга ищет решение уравнения с одним неизвестным), а не основную, как в сказках для младших дошкольников.
По форме сказки могут быть:
театрализованные;
иллюстрированные или
без картинок;
стихотворные или в прозе.
Математическая сказка непременно имеет уклон в какую-то одну область математики: арифметики или элементарной геометрии.
Если в сюжете представлены фигуры, то ребёнок запомнит названия форм и их вид, а если цифры — то скорее научится считать.
Сказка для дошкольников должна быть с рисунками: им трудно воспроизводить необычных персонажей в своей голове, тем более если понимание математики сводится к нулю.
Только изображения, сопровождаемые текстом (именно в таком порядке!), способны полностью раскрыть содержание сказки.
Театрализованные сказки тоже хороши, но часто в беззаботном веселье проходит мимо памяти та доля смысла, которая как раз и должна остаться.
Ребёнку потребуется время, чтобы проработать логические повороты в действиях героев, ведь математические сказки несут определённую интеллектуальную нагрузку.
Если же сделать представление, то детская усидчивость испарится.
В некоторых традиционных (народных, авторских) сказках изначально предусматривается математический подтекст.
Дошкольная математика — важная составляющая развивающих занятий с детьми.
До начала школьной жизни детям предстоит многое узнать и многому научиться: познакомиться с цветами, формами и размерами, выучить цифры, освоить счёт и решение простых примеров на сложение и вычитание…
Чтобы обучение математике было эффективным и увлекательным, используйте разнообразные педагогические приёмы: дидактические игры, пособия, графические задания.
Хорошим помощником вам станут увлекательные математические сказки для дошкольников.
Мир сказки – особенный мир со своими законами, чудесами, загадками, обаянием, юмором, своей философией. Сказки ведущий жанр фольклора.
В них мечта, фантазия, творчество, объединение таинственного и все это в чудесных образах, остроумном тексте, сочном языке.
Согласно словарю С.И. Ожегова
Сказка -это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
В словаре Д. Н. Ушакова
Сказка –это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.
Следовательно, сказка привлекает ребенка сказочными персонажами, сюжетом, фантастическими образами, желанием помочь персонажам и изменить сказку.
Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности сказки в воспитании и обучении детей.
Сказки всегда привлекают детей.
В них занимательный сюжет, есть герои, они действуют, совершают поступки, они очень эмоционально воспринимаются детьми.
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации.
Жанр сказки позволяет соединять в себе и то и другое.
Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей.
Вживаясь в события сказки ребенок, как бы становится ее действующим лицом.
При этом повышается познавательная активность: ребенок стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них.
Живой интерес у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.
Что такое математическая сказка
Математическая сказка — художественный текст, основанный на жанре приключений.
В сюжете главные герои связаны с определёнными математическими понятиями, которые имеют необычный, «живой» вид, привлекающий внимание читателей.
Выдуманные персонажи во время подвигов осуществляют логические операции, и ребёнок проворачивает процесс у себя в голове, что является первостепенной задачей игрового обучения.
Поразительно, что в сказках часто отсутствует логика, но в математических сказках она незаметно оседает в памяти слушателей ценными знаниями.Помнению З.А. Михайловой, математическая сказка -самая простая и ненавязчивая, цель которой -передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения.
Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить.
Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты.
Чем хороша математическая сказка?
У математической сказки много плюсов и пользы.
Математическая сказка:
пробуждает у ребенка интерес к математике;
стимулирует развитие творческих способностей;
помогает лучше уловить суть развивающего задания;
учит до всего доходить своим умом, не бояться мыслить нестандартно;
создает игровую ситуацию на занятии, которая позволяет разрядить обстановку и вовлечь детей в процесс поиска выхода из проблемной ситуации. .
Математическая сказка, отмечает Л.М.Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление.
В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», «Маша и медведи», «Колобок» и т.д.).
Слушая интересные сказки, дошкольник одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, логически мыслить, ументировать ход своих рассуждений.аргСюжет сказок и сказочные герои привлекают детей.
Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом.
При этом повышается познавательная активность детей, ребёнок стремится вмешаться в сложившиеся сказочные ситуации и помочь героям.
Живой интерес, который возникает у ребенка, можно применять для повышения эффективности обучения и закрепление материала.
Обучение математике не должно быть скучным занятием.
Детская память избирательна.
Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или же испугало.
Он вряд ли запомнит что-то не интересное, даже если взрослые будут на этом настаивать.
Персонажи сказки приглашают маленьких слушателей поиграть с ними, знакомят с правилами, предлагают детям разные задания. Выполняя задания, дети учатся думать, фантазировать и самое главное идет усвоение количественных представлений, числа, закрепление счета, усвоение арифметических операций.
Для поддержания интереса детей, в образовательную деятельность можно включить занятия-путешествия. Вместе с детьми отправляемся в сказку, где нас ждут интересные задания, выполнив которые мы окажем помощь какому-либо сказочному герою.
В процессе обучения математике, когда используется сказка, главной целью становится не запоминание учебной информации, а глубокое ее понимание, сознательное и активное усвоение, потому что, заинтересовываясь, дети не замечают, что учатся, развиваются, закрепляют, познают и запоминают новое.
Придумывая сказку, нужно обязательно помнить, что она ни в коем случае не должна сократиться до уровня дидактического средства.
Сказка должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством.
В сказке, для математического развития, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления.
Слушая интересные сказки, ребёнок одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, дошкольник учится рассуждать, находить причинно-следственные связи, логически мыслить, обосновывать ход своих рассуждений.
После прочтения или рассказывания сказки всегда проводится беседа по ее содержанию, в которую включаются вопросы математического характера.
Математическая сказка — это повествование сказочного содержания, раскрывающее для ребёнка мир математических понятий, а также развивающее логическое мышление и познавательную функцию через осмысление сюжета истории.
Героями таких историй могут быть:
цифры;
геометрические фигуры;
обычные сказочные персонажи, действующие в рамках определённых математических представлений.
В процессе работы дошкольники:
включаются в решение математических задач;
учатся рассуждать; определяют причинно-следственные связи;
мыслят логически;
аргументировано доказывают свою точку зрения.
Это достигается за счёт того, что:
ребёнок входит в образ для решения той или иной задачи;
ищет пути решения поставленных познавательных задач, а для этого активизирует такие мыслительные операц ии, как синтез, анализ, сравнение, обобщение и т.д.
Понятие и виды математических сказок для детей
Сказка — такой же неотъемлемый атрибут детства, как и игра
Народные, авторские, собственного сочинения — они помогают через чудо и волшебство давать детям первые житейские уроки: учить детей дружбе, доброте, трудолюбию.
Сказка развлекает, воспитывает и обучает!
Сказки с математическим содержанием помогают формировать у детей элементарные математические представления, знакомят их с основными математическими понятиями, стимулируют их познавательную деятельность и развивают логическое мышление, учат рассуждать и делать выводы на основе полученной информации.
Л.М. Кулагина выделяет следующие виды математической сказки в соответствии с изучаемыми разделами:
понятийные сказки, которые включают основные и математические понятия и термины;
цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;
геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;
комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.
Математическая сказка представляет собой сложный и многогранный феномен, позволяющий в игровой и занимательной форме решать различные педагогические задачи на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Старшим дошкольникам будет интересно следить за динамичным сюжетом, где между цифрами и фигурами случаются ссоры и примирения, ну, а, школьники не только с удовольствием выслушают историю и помогут действующим лицам найти решение, но и быстро включаться в процесс придумывания детективного сюжета и с легкостью расскажут свои собственные математические сказки, в которых, скажем, «жила-была упрямая задача».
Подготовительная к школе группа(6 –7 лет)
«Волк и лиса» (обр. И. Соколова-Микитова)
«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)
«Старик-годовик» (В.Даль) и др.
Из предложенного списка сказок видно, что математическое начало заложено в названии самой сказки «Три поросенка», «Семь Симеонов –семь работников», «Три золотых волоска Деда-Всеведа» и
Использование сказок в совместной образовательной деятельности помогает детям добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
Задачи со сказочным сюжетом помогают детям увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.
ЧТО ПОМОЖЕТ ПРИДУМАТЬ СКАЗКУ
1.Разбудите свое воображение.
Воображение — это способность видеть необычное в обычном, создание образов и сюжетов, оживление неживого и нереального. Дайте волю фантазии и оживите неживое. Пусть заговорит дверь, начнет играть перед сном кровать, или убегать из-под ног дорога
2. Придумайте главного героя.
Главный герой сказки — стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса. В математической сказке это могут быть геометрические фигуры, цифры, арифметические действия и т.д.
3. Набросайте план будущей сказки.
Подумайте о чем или о ком будет ваша сказка. Что именно вы хотите
донести до слушателя.
Напишите план. В план должно входить:
Начало истории (где? кто? когда?)
Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)
Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)
Итог (возвращение или иное завершение сказки)
Безусловно, это очень и очень приблизительный план.
4. Переделайте старую сказку
Возьмите за основу любую сказку и поменяйте в ней что-нибудь.
Введите в сказку нового персонажа или наделите старого новыми
чертами характера или возможностями.
Пусть, например, Маша, заблудившись в лесу, попадет не в дом опрятных медведей, а в домик трех поросят и накроет им стол количеству персонажей.
Или медведи придут в гости к трем поросятам.
Здесь уже необходимо будет произвести сложение.
Сравнить количество поросят и медведей и т.д.
5. Поиграйте в словесные игры
Слова — клеточки сказочного творения. Можно поиграть и с ними, может и что-то новое и получится.
Возьмите два разных слова (можно кого-нибудь попросить назвать вам слова, или наугад ткнуть пальцем в книжку). И придумайте пару сюжетов с этими словами.
Например, возьмем слова — замок и королева Математики.
Каждое утро из замка Цифроград, выходила погулять Королева Математика, которая очень любила, пересчитывать цветы на королевской клумбе... Но однажды…
В замке королевы Математики жила принцесса, которая совсем не умела считать…
Как придумать математическую сказку
Для того, чтобы грамотно и качественно придумать математическую сказку, вам потребуется совершить следующую последовательность действий:
Определяем область знаний, которой будет посвящена сказка. Это может быть уже пройденный материал, который ребенок недостаточно хорошо усвоил, или какие-то совсем новые понятия и арифметические действия, которые надо объяснить понятным языком.
Определившись с материалом для проработки, начинаем подбирать действующих лиц из числа понятий, фигур или цифр, которые относятся к данной области знаний.
Придумайте действующим лицам характеры и раздайте роли. Выберите, кто будет смирным и спокойным, а кто наоборот удивит склочностью и раздражительностью. Очеловечивание цифр и математических величин обычно вызывает живейший интерес со стороны ребенка. Посоветуйтесь с ним, как он представляет себе, например, единицу – скорее всего он ответит, что это вечно худая и недовольная тетенька. В общем здесь есть, где разгуляться вашей творческой фантазии.
Чтобы математическая сказка удерживала внимание, используем простейший прием, который применяют все писатели – завязка сюжета. В сказочной стране, населенной цифрами и геометрическими фигурами должно произойти что-то невероятное и интригующее. Кто-то с кем-то подерется, потеряется или наоборот найдет что-то интересное, главное передать суть математических понятий, придать смысл действиям героев.
Ну и, конечно, же завершающим этапом должно стать непосредственно решение задачи – герои мирятся, выясняют кто прав, а кто нет и как они должны правильно себя вести, чтобы не нарушать математические законы, аксиомы и теоремы, которым они подчиняются.
В завершении обязательно придумайте название для сказки, чтобы потом ребенок мог легче ее вспомнить и применить полученные знания.
Для родителей можно подобрать консультации, памятки, провести родительское собрание о пользе сказки для математического развития.
Можно предложить родителям вместе с детьми самим придумать математические сказки, загадки, стихи о цифрах и числах и т. д.
Родители могут помочь воспитателю в создании предметно — развивающей среды в группе, чтобы она была художественно оформленная и тематически оснащенная развивающими игрушками и пособиями, обучающими играми и материалами математических сказок, которые систематически должны пополняться.
https://skazkibasni.com/matematicheskie-skazki
https://paidagogos.com/matematicheskie-skazki-dlya-doshkolnikov.html
Киселёва, О. А. Сказка как средство развития количественных представлений у дошкольников / О. А. Киселёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61509
file:///C:/Users/nikbe/OneDrive/Рабочий%20стол/Математическая%20сказка/Matematicheskie_skazki_dlya_doshkolnikov.pdf
Игры и игровые упражнения подбирала по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. В группе оборудовали центр «Сказочная математика» (Приложение):
Подобрали дидактические игры; развивающая игра "Математика"; конструктор "Цифры"; развивающая игра "Собери сказку"; математическое домино; развивающая игра "Поиграем, посчитаем» и т.д.;
Оформили папки для рассматривания: «Веселый счет», «Математические домики» (состав числа), «Сказочные лабиринты» и т.д.;
Оформили театрализованный уголок. Театры разных видов: настольные (деревянные, бумажные), театр на фланелеграфе, кукольный театр, (в качестве героев выступают сами дети).
Подобрали методическую, художественную литературу, - аудио и – видео записи через которую дети инсценируют сказку, у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по проблеме «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»
В статье представлены материалы из опыта работы...
Материалы по самообразованию "Развитие логико-математического мышления старших дошкольников при помощи дидактических игр"
Теоретическое обоснование и планирование работы на год....
Статья «Использование развивающих игр и информационно-коммуникативных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников»
Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией ра...
Рекомендации для педагогов по развитию логико - математического мышления дошкольников
Дорогие педагоги!Данный материал пригодится для работы наставников с молодыми воспитателями....
ПРОЕКТ «Развитие логико-математического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.Задачи:Образовательные:-...
Проект Развитие логико-математического мышления дошкольников посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка, и обеспечения возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности, эмоционального благоп...
Мастер-класс «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»
laquo;Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»...