Методическая разработка
методическая разработка по математике (старшая группа)
"Развитие пространственных представлений у детей старшего возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Развитие пространственных представлений у детей старшего возраста.
Введение
Актуальность работы в том, что одним из важнейших показателей целостного гармоничного развития ребенка является уровень овладения пространственными представлениями, умение свободно ориентироваться в пространстве и знание основных пространственных понятий. Сформированные пространственные представления необходимы в различных видах деятельности и формах активности детей, таких как двигательная деятельность, игра, счет, письмо, рисование, конструирование, чтение и другие.
Над этой проблемой работали многие известные специалисты в области дошкольной психологии и педагогики. Определенные закономерности в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста были установлены в исследованиях Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой и др.
Цель: определить педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Рассмотреть содержание понятия «Ориентировка в пространстве
- Раскрыть последовательность формирования умений ориентировки на листе бумаги.
- Разработать задания для детей по формированию умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, схемах и др.
- Содержание понятия «Ориентировка в пространстве»
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);
• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.
Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
1) ориентировку «на себе» (знание собственного тела);
2) ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;
4) определение расположения предметов в пространстве «от себя»;
5) определение собственного положения в пространстве;
6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;
7) определение расположения предметов на плоскости.
«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).
В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Пространственные представления возникают очень рано, их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой и др.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
В младшем возрасте ведущую роль в познании пространственных отношений играет практический опыт ребенка (игра, прогулка,...). По мере его накопления все большее значение начинает приобретать слово.
Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:
• вверху — это там, где голова;
• внизу — это там, где ноги;
• впереди — это там, где лицо;
• позади — это там, где спина;
• справа — это там, где правая рука;
• слева — это там, где левая рука, и т. д.
Ориентировка на своем теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. Обычно выделяется одно направление и на основе сравнения осознается другое:
под -» над;
справа -> слева;
вверху -» внизу;
сзади -> впереди.
Этапы восприятия пространственных отношений между предметами:
I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.
II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.
III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом.
Большую роль играет слово. Практические действия постепенно сворачиваются и переходят в умственные.
При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.
- Методика обучения ориентировки на листе бумаги Предварительная работа
Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, например в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа.
Во II младшей группе на занятиях по математике дети знакомятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начинают понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево:
—Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, раскладывай слева направо (или сверху вниз).
—На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.
Методика обучения
Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.
Последовательность формирования ориентировок:
1. Знание плоскости листа.
Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ. Для решения этой проблемы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (также помогает работа на фланелеграфе).
2. Понимание пространственных отношений на листе.
Рассматривание карточек-перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок. Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).
3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.
«Составь узор по описанию» (Математический диктант с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).
Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку
В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с размеченными клеточками.
Последовательность обучения:
1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:
• Лист состоит из двух страниц.
• Тетрадь состоит из листов.
2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
3. Изучение клеточного и строчечного микропространства.
Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции.
4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.
Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:
5. Рисование фигур по точкам:
Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения:
6. Запись цифр.
При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+,-,<,>, =) на листе бумаги в клетку.
3. Задания для детей по формированию умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, схемах и др.
Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное). ( Приложение )
Усложнение заданий:
1. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью игрушечной мебели).
2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:
• игрушечной мебели;
• плоских изображений предметов;
• условных знаков;
• геометрических фигур.
3. На схеме обозначить стрелками словесные направления
движения.
4. Пользуясь картой, найти клад.
5. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом.
В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются планы-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проделывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения.
Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития логического мышления и вызывает интерес у ребенка.
Заключение
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по математике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют детские представления.
Значение развития пространственных представлений у дошкольников
· Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.
· Активизируется речь, увеличивается словарный запас.
· Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.
· Развивается логика, мышление, воображение.
· Формируются навыки ориентировки на улице.
· Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.
· Способствует развитию игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности. · Развивает кругозор и др.
Список литературы
- Белошистая А.В. Обученик математике в ДОУ: Методическое пособие. -М: Айрис – пресс, 2005
- Ковалец И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. – М.: ВЛАДОС, 2014.
- Михайлов З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного развития. Детство – пресс, 2008
- Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение. 2014
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019
- Теория и технология развития математических представлений у детей: учебнк для студ. учреждений высш. образования /Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015
- Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М: ИД «Форум» - ИНФА - М, 2006
Интернет – источники
- Организация работы по формированию пространственных ориентировок посредством дидактических игр в старшей группе ДОУ http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMATP_MAT2014D12.pdf
- Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возрастаhttp://www.dissercat.com/content/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenii-u-detei-mladshego-vozrasta
- Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр.http://kref.ru/infoshkolnajaprogramma/133368/2.html
Приложение
Игры на умение «читать» графические изображения пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, чертежа, плана, схемы
- Игры на освоение условных знаков для обозначения предметов (это могут быть геометрические фигуры), условные знаки для обозначения пространственных направлений (линии, стрелки) и т. д.:
- Игра «Кукла Маша купила мебель»
Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель (не более 3 - 4 предметов), лист бумаги, изображающий кукольную комнату (на нем в соответствующих местах черточками отмечены окна и двери), геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник).
Воспитатель сообщает о том, что, кукла Маша купила новую мебель и расставила ее в своей комнате. Посередине она поставила стол, рядом с ним – стул, у стены под окном – диван. Рассказ сопровождается размещением соответствующих предметов в нужных местах комнаты. Затем воспитатель рассказывает о том, что медвежонок Миша пришел к Маше в гости и увидел, как Маша удобно расставила мебель в комнате, и ему тоже захотелось поставить стол, стул и диван на тех же местах. Воспитатель показывает детям Мишину комнату – лист бумаги – и разъясняет, где расположены дверь, а где – окна. Потом говорит, что у Миши вместо стула, стола и дивана будут геометрические фигуры и показывает, какая фигура будет замещать какой предмет мебели. Затем дети размещают фигуры в соответствующих местах листа бумаги, т. е. составляют план кукольной комнаты. При этом, комната-образец располагается не рядом с листом, а за ним.
В дальнейшем, при проведении игры игровая ситуация усложняется: должно увеличиваться количество предметов.
- Игры на умение читать готовые схемы (графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве) и самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы):
- Игра «Кукольная комната»
Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель (вначале не более 3 - 4 предметов); план, предварительно начерченный на листе бумаги (пространственное положение плана и комнаты должно быть одинаковым: двери и окна располагаются с одной и той же стороны). Можно рассказать такую историю: «Кукла Маша купила новую мебель, но она не знала, как лучше расставить ее в комнате. Медвежонок решил помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал, как надо поставить мебель». Затем воспитатель разбирает план: устанавливается соответствие обозначений на плане каждому из предметов кукольной мебели. Затем дети расставляют мебель по плану.
В дальнейшем следует увеличивать количество предметов мебели. Полезно использовать одинаковые предметы (например, 2 кресла) или разные предметы, которые на плане обозначаются одинаково (так, диван и шкаф можно обозначить одинаковыми прямоугольниками).
- Игры на умение находить предметы, пользуясь планом (независимо от того, в какой точке комнаты они находятся)
- Игра «Куда спрятался жучок?» (Игра «Где мишка?»)
Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель, план комнаты. На нарисованном плане красным кружком отмечается предмет, под который спрятался жучок. Дети должны по этому указанию отыскать его в игрушечной комнате. Игру можно повторять несколько раз: жучок каждый раз будет заползать под разные предметы.
В дальнейшем, дети уже могут сами задавать друг другу подобные задачи: сначала прятать жучка в кукольной комнате, затем на плане отмечать его расположение красным кружком. Кто первый находит жучка, загадывает следующую загадку.
- Игра «Кукла Маша купила пианино»
Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель, план комнаты (лист бумаги с отмеченными окнами и дверями и расположенными геометрическими фигурами, соответствующими предметам кукольной мебели), игрушечное пианино и прямоугольник из картона.
Дети рассматривают план и комнату и устанавливают соответствие обозначений на плане каждому из предметов кукольной мебели. Воспитатель сообщает, что кукла Маша, которая живет в этой комнате, купила пианино, но не знает, куда его поставить. Для этого нужно переставить остальную мебель. Предлагает помочь детям. Одному ребенку воспитатель дает картонный прямоугольник, обозначающий пианино, и просит переставить мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. Чтобы правильно решить эту задачу, нужно пианино поставить у стены, перед ним оставить место для стула, разместить остальные предметы. Ребенок реализует новый вариант расстановки мебели в самой кукольной комнате. Остальные дети следят за его действиями и исправляют ошибки.
В дальнейшем можно усложнять игру: покупаются сразу несколько новых предметов, которые нужно разместить.
- Игра «Где кукла?»
Потребуется план группы, в которой проводится игра (на плане начерчены стены группы, обозначены окна и двери, изображены проекции всех находящихся в ней предметов мебели); кукла, которую можно спрятать под любым предметом мебели; красный кружок, с помощью которого можно отметить на плане, где спряталась кукла. Перед началом игры воспитатель прячет куклу под каким-нибудь предметом мебели. Затем сообщает детям, что кукла Маша решила поиграть с ними в прятки и уже спряталась где-то в комнате, но она оставила рисунок комнаты и отметила, где она спряталась - красным кружком. Один из детей ищет с помощью плана куклу, а остальные наблюдают. При повторном проведении игры кукла прячется под другим предметом.
- Игра «Чье это место?»
Понадобится фланелеграф, вырезанные из картона прямоугольники по количеству столов, за которыми сидят дети; квадраты по количеству стульев детей; прямоугольник, обозначающий доску (Можно использовать план, который рисуется на листе бумаги при детях); 2 маленьких красных кружка. Эта игра проводится в той части группы, где находится доска и ряды детских столов и стульев. При участии детей воспитатель делает на фланелеграфе план группы. Сначала он отмечает на плане расположение окон и дверей, затем доски, столов и стульев. При этом называются имена детей, сидящих за каждым столом. Такое поэлементное составление плана облегчает ориентировку детей в одинаковых объектах, которыми являются детские столы.
Затем воспитатель отмечает на плане кружочком место одного из детей , прикрепляя кружок в том месте, где обозначен стул. Ребенок, сидящий на этом месте, должен встать.
- Игра «Поменяйтесь местами»
Вариант игры «Чье это место?». Она отличается тем, что воспитатель отмечает на плане 2 места за различными столиками и предлагает детям, сидящим за этими столиками, поменяться местами.
- Игра «Секреты»
Понадобится план группы (участка), где проводится игра. Незаметно для детей воспитатель прячет в группе (на участке) игрушку. Затем воспитатель красным кружком отмечает на плане место спрятанной игрушки. Воспитатель с детьми рассматривает план, устанавливая соответствие изображений на плане реальным предметам группы (участка)а дети ее ищут.
Можно попросить ребенка спрятать предмет и отметить на плане, где он находится.
Можно разделить детей на команды и устроить соревнование: кто быстрей найдет спрятанный предмет.
Можно одновременно спрятать несколько предметов, тогда каждая команда будет искать по плану свой секрет.
- Игра «Принеси карандаш»
Понадобится:
- план этажа детского сада, где расположены помещения, в которых работают взрослые (медсестра, повар, прачка, заведующий и др.) и находятся группы. На плане должны быть отмечены все двери этажа.
- красный кружок (им отмечается дверь, в которую должен войти ребенок).
Перед проведением игры следует договориться со всеми взрослыми, находящимися на этаже, что к ним может зайти ребенок.
Воспитатель сообщает детям, что ему нужен карандаш и его надо попросить у человека, который находится вот за этой дверью (показывает план коридора, одна из дверей которого помечена кружком). Затем выбирает ребенка, который будет должен выполнить задание и помогает ему найти на плане место, на котором он находится перед началом поиска. Ребенок берет план, находит по нему соответствующую комнату и просит у взрослого карандаш. Когда он возвращается с карандашом в группу, дети спрашивают, у кого он попросил карандаш, и проверяют по плану правильно ли их товарищ выполнил задание. Если задание выполнено правильно, то воспитатель перемещает кружок на другую дверь и за карандашом идет следующий ребенок.
Задания может придумывать не только воспитатель, но и сами дети.
- Игра «Найди ведерко»
Понадобится несколько планов участка детского сада, ведерко.
Во время прогулки на участке детям предлагается прятать и искать ведерко. Дети разбиваются на две команды: первая команда сначала прячет, а вторая – ищет. Когда ведерко будет спрятано, участник первой команды берет один из планов и прочерчивает на нем путь, по которому нужно двигаться, чтобы найти ведерко. Участники второй команды в это время отворачиваются. Затем идут по прочерченному на плане участка пути и пытаются найти ведерко. При удаче команды меняются местами. При неудаче все вместе с помощью воспитателя обсуждают, какая команда ошиблась (допущена ли ошибка при прочерчивании схемы пути или ее использовании).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....