Конспект ООД Познавательное развитие(математика) Тема: «Число 0. Цифра 0.»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект ООД
Познавательное развитие(математика) воспитатель: Васина Е.Е.
Тема: «Число 0. Цифра 0.» Дата проведения:
Цель и задачи:
- Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
- Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.
- Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.
Материалы к занятию: Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1. (наклеены на стульчики).Карточки с цифрами от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.
Карточки с цифрами 0 (по количеству детей).
Карточки с разным количеством геометрических тел.
Карточки с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка).
Карточка без точек (на каждого ребенка).
Набор цифр от 0 до 9.
Применение ИКТ: презентация «Число 0»
Ход ООД
- Введение в ситуацию.
- Ребята, вы когда-нибудь были в осеннем лесу? (ответы детей)
- А что вы там делали? (ответы детей)
- Как изменился лес осенью? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью? (ответы детей)
- Ребята, к нам за помощью обратился егерь. Кто такой егерь? (ответы детей)
- У егеря осенью в лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес и помочь егерю? (ответы детей)
- Сможете? (ответы детей)
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра «Покупка билетов»
- А как мы можем добраться до леса? (ответы детей)
(Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на электричке).
- Что нужно сделать, прежде чем сесть в электричку? (ответы детей)
- Нужно купить билет.
- Электричка набирает скорость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_poznavatelnoe_razvitie.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
Познавательное развитие(математика) Воспитатель: Васина Е.Е.
Тема: «Число 0. Цифра 0.» Дата проведения:
Цель и задачи:
- Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
- Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.
- Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.
Материалы к занятию: Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1. (наклеены на стульчики).Карточки с цифрами от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.
Карточки с цифрами 0 (по количеству детей).
Карточки с разным количеством геометрических тел.
Карточки с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка).
Карточка без точек (на каждого ребенка).
Набор цифр от 0 до 9.
Применение ИКТ: презентация «Число 0»
Ход ООД
- Введение в ситуацию.
- Ребята, вы когда-нибудь были в осеннем лесу? (ответы детей)
- А что вы там делали? (ответы детей)
- Как изменился лес осенью? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью? (ответы детей)
- Ребята, к нам за помощью обратился егерь. Кто такой егерь? (ответы детей)
- У егеря осенью в лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес и помочь егерю? (ответы детей)
- Сможете? (ответы детей)
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра «Покупка билетов»
- А как мы можем добраться до леса? (ответы детей)
(Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на электричке).
- Что нужно сделать, прежде чем сесть в электричку? (ответы детей)
- Нужно купить билет.
- Электричка набирает скорость.
(Дети топают ногами быстрее.)
- Электричка приближается к станции.
(Дети замедляют топот.)
- Электричка остановилась.
(Дети перестают топать).
- Вот мы и приехали в лес.
2.2 Игра «Домики для птичек»
- Ребята, смотрите как красиво в лесу! Давайте полюбуемся красотой осеннего леса, вдохните этот прохладный свежий воздух.
- На мой телефон пришло СМС-сообщение. Это сообщение от егеря. Он извиняется, что не может встретить нас. Но вот, что он пишет в сообщении:
- Некоторые птицы собираются в стаи, чтобы улететь в теплые края. Нужно посчитать, сколько птиц собралось в каждую стаю и подписать их количество.
- Как называются птицы, которые улетают зимовать в тёплые края? (ответы детей)
- Это перелетные птицы.
- Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)
- Как называются птицы, которые остаются на зиму и не улетают? (ответы детей)
- Они называются зимующими.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
- Готовы посчитать птиц в каждой стае? (ответы детей)
- Я приглашаю вас подойти к столам.
(Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки, на которых нарисованы птички-точки.)
- Как вы будете подписывать стаи? (ответы детей)
(Пересчитаем, сколько птичек собралось в стаю, и внизу карточки поставим цифру, соответствующую количеству птиц).
(Дети выполняют задание.)
3. Затруднение в ситуации
- Ребята, еще одна стая птиц осталась неподписанная.
(Воспитатель выкладывает перед каждым ребенком пустую карточку.)
- Ребята, сколько птичек собралось в эту стаю? (ответы детей)
- Ни сколько, ни одной.
- Когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят: ноль или равно нулю.
- Сколько птичек собралось в эту стаю?
(Ответы детей: Ноль птичек, количество птичек равно нулю.)
- Предлагаю написать нужную цифру на этой стае.
(Дети в затруднении.)
- Смогли мы помочь егерю и подписать все стаи?
(Ответы детей: Не смогли)
- Почему не смогли?
(Ответы детей: Потому что не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).
- Значит, что нам нужно узнать? Что нужно сделать?
(Ответы детей: Познакомиться с новым числом. Узнать, как пишется число ноль).
4. Открытие нового знания.
- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
(Ответы детей: Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).
(Дети предлагают придумать самостоятельно цифру.)
- Ребята, придумывать цифру – это очень не простое дело. Я приглашаю вас прогуляться по лесу.
(Дети гуляют под звуки природы, пение птиц)
- Смотрите, ребята, сколько грибов и орехов кругом! Давайте пособираем их на зиму зверям.
- Кого угостим грибами? (ответы детей)
- Кто ест орехи? (ответы детей)
- Срывайте и складывайте их в мешок.
- Погуляли, отдохнули, собрали угощение для зверей на зиму.
- Ой, а мешок-то наш пустой оказался! Как такое могло случиться? (ответы детей)
- Наверное, в нашем мешке дырка.
- Сколько грибов мы принесли в дырявом мешке?
(Ответы детей: ноль грибов).
- Сколько орехов мы принесли в дырявом мешке?
(Ответы детей: ноль орехов).
- Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке?
(Дети показывают пальцами дырку).
- А пусть это и станет обозначением цифры ноль.
- Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0.
(Дети пробуют нарисовать символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.)
- Получилось? А теперь проверим себя.
(Воспитатель вывешивает карточку с цифрой 0. Дети сравнивают свой рисунок с цифрой 0).
- Похоже? (ответы детей)
- Цифра вроде буква 0,
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
- А теперь мы можем подписать оставшуюся карточку? (ответы детей)
- Возьмите карточку, на которой написана цифра ноль, и положите на оставшуюся карточку стаи)
- Ребята, что обозначает эта цифра?
(Ответы детей: Ни одного. Отсутствие предметов.)
Вывод:
Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.
(Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что егерь благодарит их).
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5.1 Игра «Покорми зверей» (работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе», ч.3, №1, с.13)
Ребята, рассмотрите картинку.
- Пришло новое сообщение от егеря. Он просит собрать в мешок (который уже зашили) корм для животных.
- Сначала нужно положить в мешок морковку для зайцев (треугольники).
- Потом кубики соли для лосей и оленей (квадратики).
- И, наконец, орешки для белочки (круги).
- Обведите одной линией отдельно треугольники, круги, квадраты.
- Сосчитайте сначала морковку (треугольники) и соедините с соответствующим числом. Сложили в свой мешок.
- Затем таким же образом поступите с кубиками соли (квадратами) и орешками (кругами).
- И их сложили мы в свой мешок.
- Сколько морковок осталось?
(Ответы детей: Ни одной, ноль).
- Сколько кубиков соли осталось?
(Ответы детей: ни одного, ноль).
- Сколько орешков осталось?
(Ответы детей: ни одного, ноль).
- Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0?
(Ответы детей: Что не осталось ни одного предмета).
- Как вы думаете, сто больше один или ноль? (ответы детей)
- Где должен стоять ноль в числовом ряду? (ответы детей)
- Давайте назовём по порядку все цифры от 0 до 9. (ответы детей)
(Можно расположить по порядку карточки с цифрами.)
5.2 Игра «Напиши записку»
- Ребята, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом не забыть, о чем рассказать дома маме, давайте запишем, кого мы сегодня в лесу встретили, что делали, что собирали.
- А как мы запишем, ведь писать буквы еще не умеем? (ответы детей)
- Можем мы записать это цифрами и картинками? (ответы детей)
- Предлагаю наклеить рассказ в наших дневничках. Согласны? (ответы детей)
(Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола соответствующие карточки и наклеивают в дневнички.)
«Сегодня в лесу я встретил 6 кукушек, 8 уток, 3-х журавлей. Собрал 7 орехов, 9 морковок и 8 кубиков соли. но я не видел ни одного волка, ни одной лисы и ни одного медведя».
- Кто хочет прочитать, какая запись у вас получилась?
(Дети по желанию читают свою запись).
6. Итог. Рефлексия.
- Ребята, где мы сегодня побывали? (ответы детей)
- Кому нам удалось помочь? (ответы детей)
- Как мы помогли егерю? (ответы детей)
- Что делали? (Ответы детей: мы подписали стаи птичек, сложить в мешки корм для зверей, и т.д..)
- Какое новое знание нам помогло это сделать? (Ответы детей: мы узнали как записывается число 0).
- Ребята, где это знание может пригодиться? Что пока не получилось? Как справились с затруднениями? - Молодцы, что вы это заметили! Вы справились с очень трудными заданиями. Значит, все получится! А сейчас самостоятельно оцените свою работу лучиками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике. Тема: Числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи
Тема: Числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -, <, >, понятия «слева», «справа», «впере...
Конспект НОД по математическому развитию «Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части»
Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, познакомить с цифрой 7, учить порядковому счёту....
Конспект занятия в средней группе «Число и цифра 1»
Конспект занятия в средней группе «Число и цифра 1»...
Конспект НОД в средней группе "Число и цифра 8"
Материал содержит игровые упражнения, оъедиенные единым сюжетом "В гостях у матрешки"....
конспект занятия в старшей группе «Число 0. Цифра 0.»
конспект занятия в старшей группе «Число 0. Цифра 0.»...
Конспект открытого занятия на тему: "Число и цифра 3"
Конспект открытого занятия на тему: "Число и цифра 3"...
Конспект НОД "Счёт до пяти. Число и цифра 5."
Цель: Закрепить с детьми счёт в пределах пяти, познакомить с цифрой 5.Задачи:Обучающие:учить устанавливать связь между числом и количеством предметов;учить обозначать число пять цифрой 5;закрепить кол...