конспект занятия в старшей группе «Число 0. Цифра 0.»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Давидовская Наталья Александровна

конспект  занятия в старшей группе «Число 0. Цифра 0.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Давидовская Наталья Александровна____________________

Дошкольная организация: МБДОУ «ЦРР-ДС № 9»_______________________

Должность: воспитатель____________________________________________

Сценарий занятия в старшей группе

Тема: «Число 0. Цифра 0.»

Цель:

  1. Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
  3. Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.
  4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1. (наклеены на стульчики).

Карточки с цифрами от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей).

Раздаточный материал:

Карточки с разным количеством геометрических тел.

Карточки с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка).

Карточка без точек (на каждого ребенка).

Набор цифр от 0 до 9.

Дневнички.

Карточки с изображением утки, журавля, кукушки, треугольника (морковка), квадрата (кубики соли), круга (орехов), лисы, волка, медведя, набор цифр от 0 до 9, две карточки с цифрой 8, три карточки с цифрой 0.

Ход занятия:

  1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, вы когда-нибудь были в осеннем лесу? (ответы детей)

- А что вы там делали? (ответы детей)

- Как изменился лес осенью? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью? (ответы детей)

- Ребята, к нам за помощью обратился егерь. Кто такой егерь? (ответы детей)

- У егеря осенью в лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес и помочь егерю? (ответы детей)

- Сможете? (ответы детей)

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра «Покупка билетов»

Дидактические задачи: Актуализировать умение соотносить цифру и количество предметов, упражнять в счете в пределах 9, закреплять умение узнавать и называть геометрические тела; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, абстрагирование; развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.

- А как мы можем добраться до леса? (ответы детей)

(Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на электричке).

- Что нужно сделать, прежде чем сесть в электричку? (ответы детей)

- Нужно купить билет.

(«Билеты» лежат на отдельном столе.

Дети покупают билет, встав предварительно в очередь. На «билетах» нарисовано разное количество геометрических тел (шаров, кубов, пирамид, цилиндров, конусов).

Электричка построена из стульев, на которых написаны цифры. Дети должны занять свое место в соответствии с количеством фигур на «билете». Воспитатель – контролер проверяет билеты. Пассажир должен сказать, какое количество геометрических тел нарисовано на его билете и указать место (цифру), какое он займёт.

Воспитатель следит за правильным согласованием числительного и существительного в роде и числе.

Когда билеты проверены, электричка отправляется в путь. Дети могут изображать стук колес, топая ногами по полу.)

- Электричка набирает скорость.

(Дети топают ногами быстрее.)

- Электричка приближается к станции.

(Дети замедляют топот.)

- Электричка остановилась.

(Дети перестают топать).

- Вот мы и приехали в лес.

2.2 Игра «Домики для птичек»

Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить число с количеством, развивать мышление, воображение, внимание.

- Ребята, смотрите как красиво в лесу! Давайте полюбуемся красотой осеннего леса, вдохните этот прохладный свежий воздух.

- На мой телефон пришло СМС-сообщение. Это сообщение от егеря. Он  извиняется, что не может встретить нас. Но вот, что он пишет в сообщении:

- Некоторые птицы собираются в стаи, чтобы улететь в теплые края. Нужно посчитать, сколько птиц собралось в каждую стаю и подписать их количество.

- Как называются птицы, которые улетают зимовать в тёплые края? (ответы детей)

- Это перелетные птицы.

- Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)

- Как называются птицы, которые остаются на зиму и не улетают? (ответы детей)

- Они называются зимующими.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

- Готовы посчитать птиц в каждой стае? (ответы детей)

- Я приглашаю вас подойти к столам.

(Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки, на которых нарисованы птички-точки.)

G:\ИГРАЛОЧКА\!курсы\5\Новая папка\Безымянный.png

- Как вы будете подписывать стаи? (ответы детей)

(Пересчитаем, сколько птичек собралось в стаю, и внизу карточки поставим цифру, соответствующую количеству птиц).

(Дети выполняют задание.)

G:\ИГРАЛОЧКА\!курсы\5\Новая папка\Безымянный.png

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0, создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

G:\ИГРАЛОЧКА\!курсы\5\Новая папка\0.png

- Ребята, еще одна стая птиц осталась неподписанная.

(Воспитатель выкладывает перед каждым ребенком пустую карточку.)

- Ребята, сколько птичек собралось в эту стаю? (ответы детей)

- Ни сколько, ни одной.

- Когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят: ноль или равно нулю.

- Сколько птичек собралось в эту стаю?

(Ответы детей: Ноль птичек, количество птичек равно нулю.)

- Предлагаю написать нужную цифру на этой стае.

(Дети в затруднении.)

- Смогли мы помочь егерю и подписать все стаи?

(Ответы детей: Не смогли)

- Почему не смогли?

(Ответы детей: Потому что не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).

- Значит, что нам нужно узнать? Что нужно сделать?

(Ответы детей: Познакомиться с новым числом. Узнать, как пишется число ноль).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

(Ответы детей: Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).

(Дети предлагают придумать самостоятельно цифру.)

- Ребята, придумывать цифру – это очень не простое дело. Я приглашаю вас прогуляться по лесу.

(Дети гуляют под звуки природы, пение птиц)

- Смотрите, ребята, сколько  грибов и орехов кругом! Давайте пособираем их на зиму зверям.

- Кого угостим грибами? (ответы детей)

- Кто ест орехи? (ответы детей)

- Срывайте и складывайте их в мешок.

- Погуляли, отдохнули, собрали угощение для зверей на зиму.

- Ой, а мешок-то наш пустой оказался! Как такое могло случиться? (ответы детей)

- Наверное, в нашем мешке дырка.

- Сколько грибов мы принесли в дырявом мешке?

(Ответы детей: ноль грибов).

- Сколько орехов мы принесли в дырявом мешке?

(Ответы детей: ноль орехов).

- Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке?

(Дети показывают пальцами дырку).

- А пусть это и станет обозначением цифры ноль.

- Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0.

(Дети пробуют нарисовать символ, обозначающий ноль.  Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.)

- Получилось? А теперь проверим себя.

(Воспитатель вывешивает карточку с цифрой 0. Дети сравнивают свой рисунок с цифрой 0).

- Похоже? (ответы детей)

-  Цифра вроде буква 0,

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

- А теперь мы можем подписать оставшуюся карточку? (ответы детей)

- Возьмите карточку, на которой написана цифра ноль, и положите на оставшуюся карточку стаи)

- Ребята, что обозначает эта цифра?

(Ответы детей:  Ни одного. Отсутствие предметов.)

Вывод:

Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

(Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что егерь благодарит их).

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1 Игра «Покорми зверей» (работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе», ч.3, №1, с.13)

Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0.

(Дети открывают тетрадь.)

- Ребята, рассмотрите картинку.

- Пришло новое сообщение от егеря.  Он просит собрать в мешок (который уже зашили) корм для животных.

- Сначала нужно положить в мешок морковку для зайцев (треугольники).

- Потом кубики соли для лосей и оленей (квадратики).

- И, наконец,  орешки для белочки (круги).

- Обведите одной линией отдельно треугольники, круги, квадраты.

- Сосчитайте сначала морковку (треугольники) и соедините с соответствующим числом. Сложили в свой мешок.

- Затем таким же образом поступите с кубиками соли (квадратами) и орешками (кругами).

- И их сложили мы в свой мешок.

- Сколько морковок осталось?

(Ответы детей:  Ни одной, ноль). 

- Сколько кубиков соли осталось?

(Ответы детей:  ни одного, ноль).

- Сколько орешков осталось?

(Ответы детей:  ни одного, ноль).

- Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0?

(Ответы детей:  Что не осталось ни одного предмета).

- Как вы думаете, сто больше один или ноль? (ответы детей)

- Где должен стоять ноль в числовом ряду?  (ответы детей)

- Давайте назовём по порядку все цифры от 0 до 9. (ответы детей)

(Можно расположить по порядку карточки с цифрами.)

5.2 Игра «Напиши записку»

Дидактические задачи: Закреплять умение соотносить зрительный образ числа с его словесным обозначением, развивать воображение, память, речь, мышление, внимание.

- Ребята, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом не забыть, о чем рассказать дома маме, давайте запишем, кого мы сегодня в лесу встретили, что делали, что собирали.

- А как мы запишем, ведь писать буквы еще не умеем? (ответы детей)

- Можем мы записать это цифрами и картинками? (ответы детей)

- Предлагаю наклеить рассказ в наших дневничках. Согласны? (ответы детей)

(Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола соответствующие карточки и наклеивают в дневнички.)

«Сегодня в лесу я встретил 6 кукушек, 8 уток, 3-х журавлей. Собрал 7 орехов,   9 морковок и 8 кубиков соли.  но я не видел ни одного волка, ни одной лисы и ни одного медведя».

- Кто хочет прочитать, какая запись у вас получилась?

(Дети по желанию читают свою запись).

6. Осмысление.

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

- Ребята, где мы сегодня побывали? (ответы детей)

- Кому нам удалось помочь?  (ответы детей)

- Как мы помогли егерю? (ответы детей)

- Что делали? (Ответы детей: мы подписали стаи птичек, сложить в мешки корм для зверей, написали в дневничке записку на память.)  

- Какое новое знание нам помогло это сделать? (Ответы детей: мы узнали как записывается число 0).

- Молодцы, вот не знали бы этого, ничего у нас бы получилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе)« Число и цифра 4.»

Конспект занятия по математике для дошкольников по теме       « Число и цифра 4.»  /Соотнесение цифры и количества. Состав чисел (игра «Волшебные домики»)....

Конспект занятия по математике старшая группа "Число и цифра 10"

Задачи;Образовательная;  Закрепление навыков количественного и  порядкового  счета в пределах 10, знание цифр и состава чисел 8,9. Сформировать представления о числе и цифре 10, его обр...

Конспект занятия-путешествия по ФЭМП в старшей группе: «Число 6. Цифра 6.»

Конспект занятия-путешествия по ФЭМП в старшей группе: «Число 6. Цифра 6.»Тема: знакомство с цифрой «6» с помощью счета от 1 до 6 на слух.Цель: формирование умения сосчитать предметы на слух; развитие...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Число и цифра 8".

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Число 8. Цифра 8».Математические задачи:1. Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать ...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 1»

Занятие в старшей группе "Познание"- ФЭМП...

Конспект по математике в старшей группе "Число и цифра 9"

Ход занятия. - Сегодня мы вновь в волшебной стране «Математика». - Итак, начинаем счёт: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. - Что напоминает вам цифра 6? Дети: «Цифра шесть – Дверной замо...