конспект занятия в старшей группе «Число 0. Цифра 0.»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
конспект занятия в старшей группе «Число 0. Цифра 0.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия в старшей группе «Число 0. Цифра 0.» | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога: Давидовская Наталья Александровна____________________
Дошкольная организация: МБДОУ «ЦРР-ДС № 9»_______________________
Должность: воспитатель____________________________________________
Сценарий занятия в старшей группе
Тема: «Число 0. Цифра 0.»
Цель:
- Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
- Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.
- Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1. (наклеены на стульчики).
Карточки с цифрами от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.
Карточки с цифрами 0 (по количеству детей).
Раздаточный материал:
Карточки с разным количеством геометрических тел.
Карточки с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка).
Карточка без точек (на каждого ребенка).
Набор цифр от 0 до 9.
Дневнички.
Карточки с изображением утки, журавля, кукушки, треугольника (морковка), квадрата (кубики соли), круга (орехов), лисы, волка, медведя, набор цифр от 0 до 9, две карточки с цифрой 8, три карточки с цифрой 0.
Ход занятия:
- Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Ребята, вы когда-нибудь были в осеннем лесу? (ответы детей)
- А что вы там делали? (ответы детей)
- Как изменился лес осенью? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью? (ответы детей)
- Ребята, к нам за помощью обратился егерь. Кто такой егерь? (ответы детей)
- У егеря осенью в лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес и помочь егерю? (ответы детей)
- Сможете? (ответы детей)
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра «Покупка билетов»
Дидактические задачи: Актуализировать умение соотносить цифру и количество предметов, упражнять в счете в пределах 9, закреплять умение узнавать и называть геометрические тела; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, абстрагирование; развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.
- А как мы можем добраться до леса? (ответы детей)
(Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на электричке).
- Что нужно сделать, прежде чем сесть в электричку? (ответы детей)
- Нужно купить билет.
(«Билеты» лежат на отдельном столе.
Дети покупают билет, встав предварительно в очередь. На «билетах» нарисовано разное количество геометрических тел (шаров, кубов, пирамид, цилиндров, конусов).
Электричка построена из стульев, на которых написаны цифры. Дети должны занять свое место в соответствии с количеством фигур на «билете». Воспитатель – контролер проверяет билеты. Пассажир должен сказать, какое количество геометрических тел нарисовано на его билете и указать место (цифру), какое он займёт.
Воспитатель следит за правильным согласованием числительного и существительного в роде и числе.
Когда билеты проверены, электричка отправляется в путь. Дети могут изображать стук колес, топая ногами по полу.)
- Электричка набирает скорость.
(Дети топают ногами быстрее.)
- Электричка приближается к станции.
(Дети замедляют топот.)
- Электричка остановилась.
(Дети перестают топать).
- Вот мы и приехали в лес.
2.2 Игра «Домики для птичек»
Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить число с количеством, развивать мышление, воображение, внимание.
- Ребята, смотрите как красиво в лесу! Давайте полюбуемся красотой осеннего леса, вдохните этот прохладный свежий воздух.
- На мой телефон пришло СМС-сообщение. Это сообщение от егеря. Он извиняется, что не может встретить нас. Но вот, что он пишет в сообщении:
- Некоторые птицы собираются в стаи, чтобы улететь в теплые края. Нужно посчитать, сколько птиц собралось в каждую стаю и подписать их количество.
- Как называются птицы, которые улетают зимовать в тёплые края? (ответы детей)
- Это перелетные птицы.
- Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)
- Как называются птицы, которые остаются на зиму и не улетают? (ответы детей)
- Они называются зимующими.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
- Готовы посчитать птиц в каждой стае? (ответы детей)
- Я приглашаю вас подойти к столам.
(Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки, на которых нарисованы птички-точки.)
- Как вы будете подписывать стаи? (ответы детей)
(Пересчитаем, сколько птичек собралось в стаю, и внизу карточки поставим цифру, соответствующую количеству птиц).
(Дети выполняют задание.)
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0, создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
- Ребята, еще одна стая птиц осталась неподписанная.
(Воспитатель выкладывает перед каждым ребенком пустую карточку.)
- Ребята, сколько птичек собралось в эту стаю? (ответы детей)
- Ни сколько, ни одной.
- Когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят: ноль или равно нулю.
- Сколько птичек собралось в эту стаю?
(Ответы детей: Ноль птичек, количество птичек равно нулю.)
- Предлагаю написать нужную цифру на этой стае.
(Дети в затруднении.)
- Смогли мы помочь егерю и подписать все стаи?
(Ответы детей: Не смогли)
- Почему не смогли?
(Ответы детей: Потому что не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).
- Значит, что нам нужно узнать? Что нужно сделать?
(Ответы детей: Познакомиться с новым числом. Узнать, как пишется число ноль).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.
- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
(Ответы детей: Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).
(Дети предлагают придумать самостоятельно цифру.)
- Ребята, придумывать цифру – это очень не простое дело. Я приглашаю вас прогуляться по лесу.
(Дети гуляют под звуки природы, пение птиц)
- Смотрите, ребята, сколько грибов и орехов кругом! Давайте пособираем их на зиму зверям.
- Кого угостим грибами? (ответы детей)
- Кто ест орехи? (ответы детей)
- Срывайте и складывайте их в мешок.
- Погуляли, отдохнули, собрали угощение для зверей на зиму.
- Ой, а мешок-то наш пустой оказался! Как такое могло случиться? (ответы детей)
- Наверное, в нашем мешке дырка.
- Сколько грибов мы принесли в дырявом мешке?
(Ответы детей: ноль грибов).
- Сколько орехов мы принесли в дырявом мешке?
(Ответы детей: ноль орехов).
- Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке?
(Дети показывают пальцами дырку).
- А пусть это и станет обозначением цифры ноль.
- Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0.
(Дети пробуют нарисовать символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.)
- Получилось? А теперь проверим себя.
(Воспитатель вывешивает карточку с цифрой 0. Дети сравнивают свой рисунок с цифрой 0).
- Похоже? (ответы детей)
- Цифра вроде буква 0,
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
- А теперь мы можем подписать оставшуюся карточку? (ответы детей)
- Возьмите карточку, на которой написана цифра ноль, и положите на оставшуюся карточку стаи)
- Ребята, что обозначает эта цифра?
(Ответы детей: Ни одного. Отсутствие предметов.)
Вывод:
Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.
(Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что егерь благодарит их).
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5.1 Игра «Покорми зверей» (работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе», ч.3, №1, с.13)
Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0.
(Дети открывают тетрадь.)
- Ребята, рассмотрите картинку.
- Пришло новое сообщение от егеря. Он просит собрать в мешок (который уже зашили) корм для животных.
- Сначала нужно положить в мешок морковку для зайцев (треугольники).
- Потом кубики соли для лосей и оленей (квадратики).
- И, наконец, орешки для белочки (круги).
- Обведите одной линией отдельно треугольники, круги, квадраты.
- Сосчитайте сначала морковку (треугольники) и соедините с соответствующим числом. Сложили в свой мешок.
- Затем таким же образом поступите с кубиками соли (квадратами) и орешками (кругами).
- И их сложили мы в свой мешок.
- Сколько морковок осталось?
(Ответы детей: Ни одной, ноль).
- Сколько кубиков соли осталось?
(Ответы детей: ни одного, ноль).
- Сколько орешков осталось?
(Ответы детей: ни одного, ноль).
- Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0?
(Ответы детей: Что не осталось ни одного предмета).
- Как вы думаете, сто больше один или ноль? (ответы детей)
- Где должен стоять ноль в числовом ряду? (ответы детей)
- Давайте назовём по порядку все цифры от 0 до 9. (ответы детей)
(Можно расположить по порядку карточки с цифрами.)
5.2 Игра «Напиши записку»
Дидактические задачи: Закреплять умение соотносить зрительный образ числа с его словесным обозначением, развивать воображение, память, речь, мышление, внимание.
- Ребята, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом не забыть, о чем рассказать дома маме, давайте запишем, кого мы сегодня в лесу встретили, что делали, что собирали.
- А как мы запишем, ведь писать буквы еще не умеем? (ответы детей)
- Можем мы записать это цифрами и картинками? (ответы детей)
- Предлагаю наклеить рассказ в наших дневничках. Согласны? (ответы детей)
(Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола соответствующие карточки и наклеивают в дневнички.)
«Сегодня в лесу я встретил 6 кукушек, 8 уток, 3-х журавлей. Собрал 7 орехов, 9 морковок и 8 кубиков соли. но я не видел ни одного волка, ни одной лисы и ни одного медведя».
- Кто хочет прочитать, какая запись у вас получилась?
(Дети по желанию читают свою запись).
6. Осмысление.
Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
- Ребята, где мы сегодня побывали? (ответы детей)
- Кому нам удалось помочь? (ответы детей)
- Как мы помогли егерю? (ответы детей)
- Что делали? (Ответы детей: мы подписали стаи птичек, сложить в мешки корм для зверей, написали в дневничке записку на память.)
- Какое новое знание нам помогло это сделать? (Ответы детей: мы узнали как записывается число 0).
- Молодцы, вот не знали бы этого, ничего у нас бы получилось!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе)« Число и цифра 4.»
Конспект занятия по математике для дошкольников по теме « Число и цифра 4.» /Соотнесение цифры и количества. Состав чисел (игра «Волшебные домики»)....
Конспект занятия по математике старшая группа "Число и цифра 10"
Задачи;Образовательная; Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 10, знание цифр и состава чисел 8,9. Сформировать представления о числе и цифре 10, его обр...
Конспект занятия-путешествия по ФЭМП в старшей группе: «Число 6. Цифра 6.»
Конспект занятия-путешествия по ФЭМП в старшей группе: «Число 6. Цифра 6.»Тема: знакомство с цифрой «6» с помощью счета от 1 до 6 на слух.Цель: формирование умения сосчитать предметы на слух; развитие...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Число и цифра 8".
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Число 8. Цифра 8».Математические задачи:1. Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать ...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 1»
Занятие в старшей группе "Познание"- ФЭМП...
Конспект по математике в старшей группе "Число и цифра 9"
Ход занятия. - Сегодня мы вновь в волшебной стране «Математика». - Итак, начинаем счёт: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. - Что напоминает вам цифра 6? Дети: «Цифра шесть – Дверной замо...
Конспект интегрированного занятия в старшой группе "Число и Цифра 8. Приключения царевны Несмеяны и Золушки"
В данном конспекте обучение детей цифре и числу 8...