Конспект занятия по ФЭМП "Ориентирование в пространстве"
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Алла Ивановна Шебанова

Конспект занятия по ФЭМП

 Ориентирование в пространстве

 

Цель:  создать условия для формирования элементарных математических представлений.

Задачи:

Обучающие :

- упражнять в умении определять положение предмета, используя слова «Вверху, внизу, впереди – сзади», предлоги на, за , над, в.

- формир-ть умениие различать: один, много,мало, столько же, поровну; закреп-ть умение различать и называть геометрические фигуры.

Развивающие:

-  Формировать внимание, мышление, воображение, память.

- Развивать слуховое восприятие.

Воспитательные:

-  Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

Виды детской деятельности : познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Методы:

Практические методы: дидактическая игра; пальчиковая игра; физминутка, сам.работа.

Наглядный метод: просмотр иллюстраций;

Словесные методы: беседа по наглядности, вопросы; коллективные повторы.

Ход занятия:

1.Орг. момент.  П/ гимнастика “Прятки”.

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

И головки убирали. (Ритмично сгибать и разбирать все пальцы одновременно.)

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Я вам рада, детвора!

Поздороваться пора:  С добрым утром ,дети!

 

2. Мотивационно- побудительный этап

- Ребята, вы любите сказки? Да.

- Я предлагаю отправиться в сказку и узнать, чем заняты сказочные герои: Встаем.Повернись, покружись, в сказке окажись!

3.Основной этап

-  Сказка начинается ( на столе: 3 домика  из конструктора основных цветов ).

Стоит в поле теремок

Он не низок, ни высок.

Кто в теремочке живет?

Выставляю на скамеечку игрушки: медведь, собака, утенок.

-Кто же живёт в теремочке?

-Кто самый большой? Дети - Медведь

- Кто поменьше? Дети - Собачка

- А кто самый маленький? Дети - Утенок

- Ребята, хотите узнать, кто в каком домике живет? Дети – Да

- Вы должны помочь разобраться ( вызывает 3-х детей, и говорит):

-тот, кто самый большой (медведь) живет в красном доме,

- тот, кто поменьше (собака) живет в зеленом доме,

- а кто самый маленький (утенок) в синем домике.

Дети выполняют задание, рассаживают зверей по домикам.

- Сколько медведей? ( один ) Сколько собачек? ( одна)  Ск.утят? ( один )

-Сколько домиков? ( много)

-  Ребята, давайте угостим наших гостей чаем: для этого поставим чашку медведю, чашку - собачке, чашку - утёнку.

-Сколько чашек я поставила? (  много, столько же сколько..)

- Чего больше (меньше): чашек или гостей? ( поровну)

 - Молодцы! С заданием справились.

- Страничка меняется, другая сказка начинается .(Работа по теме )

Выставляю на стол разноцветную башенку и мишку.

-  Из какой сказки мог прийдти Мишка?(Маша и Медведь, Три медведя, Теремок)

- Сколько на столе башенок(пирамидок): много или мало? ( мало )

-  Мишка любит играть в прятки. Мишка спрятался.

- Где сейчас мишка?

Дети:  За  башенкой-  сзади, впереди  башенки,  с боку  от башенки

- А еще мишка любит подыматься по ступенькам.(Имитируем : как он поднимается по лесенке- топ-топ + руками показ)

- Где сейчас мишка? ?(  на  верху )

-А если бы Мишка поднялся на воздушном шаре- вот так,то где бы он оказался? (  над  башней)

- А сейчас он где?  ( внизу )

- В какие цвета украшена башенка?

-Мишка предлагает поиграть

Игра «Зеркало»:  вы будете повторять за мной движения и объяснять, что делаете

- Повтори. Что делаете? (показываем как на муз. занятии фонарики)

- Повтори. Что делаете? (положили руки  на  колени)

-Повтори. Что делаете? ( Встали и подняли  над г оловой)

- Повтори: Спрячьте руки  в  карманы- если есть

-Повтори. Что делаете? (вытянули руки  вперёд)

-Повтори. Что делаете? ( Сели ,опустили руки  вниз)

-Повтори .Что делаете? (Спрячем руки  за  спину)

 

П/г «Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

 

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного .

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

 

-Мишка принёс фотог-ию и предлагает поиграть в  игру « Кто где?»

- в какой части картинки нарисованы мышка, ежик, заяц, гусь ( используя в рассказе предлоги : « Вверху, внизу ,за, под, посередине.)

 

-Загадка: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).

-Из какой сказки могла прибежать мышка? (Теремок)

-  Наш мишка большой боится мышку? Почему? Она любит его щекотать, поэтому мышка прячется от мишки. Подскажем мишка где прячется мышка.

- д/и «Куда спряталась мышка?»

Предлагаю детям закрыть глаза, а мышка в это время прячется (воспитатель ставит ее на стол, под шкаф). Дети, открыв глаза, ищут мышку, найдя ее ребята должны сказать, где она находилась, используя слова:  вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п.

 

 

Физминутка «Три медведя»( или Зеркало)

Три медведя шли домой  Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой.  Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом,  Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто.  Присесть.
Очень маленький он был,  Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил.  Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.  Дети имитируют игру с погремушками.

 

- А сейчас мы на страничке другой сказки.  (  появляется курочка.)

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней цыплёнок – малый желторотик.

Ко -ко - ко, ребятки вы не видели моего цыплёнка?

-Из какой сказки пришла курочка? ( Три цыплёнка)

-Ребята, давайте поможем отыскать ее цыплёнка: для этого собёрём его из геометрических фигур. Вот их сколько ( креплю на доску)

-Назовите их ( круг и треугольник)

- Сколько их? Они одинаковые или  разные (по цвету и размеру )

- Курочка довольна и дарит нам палочки . А я предлагаю сесть за стол и построит из этих палочек треугольники: большой и маленький (  даю по 1 набору на стол)

 

Самостоятельная работа:  сели ровно, спинки прямые.

- Что вам нужно построить? Какие треугольники должны у вас получиться?

III.ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

- Где мы побывали? (в сказках)

- Что интересного там делали?

-Что понравилось больше всего?

Дети выполняют задание. Курочка радуется, что нашла своих цыплят.

- Из каких геометрических фигур построили домик?

- Из чего сделана крыша?

- Из чего сделана стена?

- Окно?

- Какого цвета крыша?

- Какого цвета стены дома?

На ваших столах тоже есть такие фигуры. Постройте домик.

- Сколько этажей в вашем доме?

- Постройте двухэтажный дом.

- Молодцы.

- Скажите, чем отличается треугольник от квадрата?

- А сколько углов у круга?

 

Проводится игра

"Что бывает круглым?"

Ответы детей:солнце, колесо, тарелка, кружок, глаз, серединка у цветка,голова.

- Ребята, а в этой сказки есть волшебная досточка.

Воспитатель рисует геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) дети называют.

Проводится игра

"Чей домик"

Воспитатель выкладывает 3 обруча, в них лежат геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, раздает детям геометрические фигуры ;по сигналу дети занимают, каждый свой домик.

В конце занятия дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель подводит итог занятия, спрашивает у детей что им понравилось больше всего.

а) Какие деревья выросли возле домика с левой стороны?

б) Сколько деревьев?

в) Какого цвета?

г) Из каких фигур сделаны ёлочки?

д) Сколько треугольников использовали для высокой ёлочки?

е) Сколько треугольников использовали для низкой ёлочки?

- Молодцы! Снег растаял.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ориентировке в пространстве для детей среднего возраста с нарушением зрения "В гости к сказке"

Конспект коррекционного занятия для детей 4-5 лет  с нарушением зрения. Раздел "Ориентировка в пространстве". Тема "В гости к сказке"....

планы конспекты занятий по ориентировке в пространстве

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВОМ Представьте, что вы находитесь на улице незнакомого вам города. У вас в руках карта этого города, и вы пытаетесь найти ту улицу, на которой находитесь. Для многих такая з...

конспект занятия по ориентированию в пространстве "Сказки домового"

Занятие направлено на развитие у детей умения изображать направление движения на карте, использовать заместители реальных объектов при составлении плана комнаты, закрепления навыка использования услов...

Конспект занятия по ориентировке в пространстве.

Тема: «Ориентировка в групповой комнате на основе схемы».Цель: учить детей ориентироваться по схеме помещения; самостоятельно составлять по схеме модель групповой комнаты....

Конспект занятия Путешествие в космическое пространство

Путешествие в космическое пространство...