сенсорика в раннем возрасте
календарно-тематическое планирование по математике
календарно-тематическое планирование дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию для детей от 1 до 3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tem.planir.po_sensoriki.docx | 163.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование дидактический игр и упражнений по сенсорному развитию
(для детей 1 – 3 лет)
Содержание
2.Перспективный план 1 -2 года 6
3.Дидактические игры и упражнения 9
4.Перспективный план 2 -3 года 15
5.Дидактические игры и упражнения 18
6.Используемая литература……………………………………………….......................... 23
1.Пояснительная записка
Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой позиции мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи, каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем больше ребёнок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. На раннем этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль.
Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики такие как Ф. Фребель, М. Монтессори, Декроли, а также, известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакули справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, необходимого для успешного обучения в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Актуальность:
В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.
Актуальность заключается в том, что значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, познание человеком окружающего мира начинается с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Формирование многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий.
Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.
При достаточно обширном рассмотрении теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе и значительными наработками в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного воспитания все так же существует проблема более результативного его осуществления в образовательном процессе.
Цель:
Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей раннего дошкольного возраста.
Развитие собственного познавательного опыта.
Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО, создание образовательной среды для познавательного, речевого развития детей, обогащение их сенсорного опыта.
Задачи:
- Сформировать у детей раннего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).
- Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
- Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Планируемые результаты:
- выполняет дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов (игрушек).
- сравнение (по форме, цвету, величине и др. признакам);
- обобщение (по выделенным признакам).
- собирает самостоятельно двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку (матрешка, бочонок) складывает и вкладывает в большую. С помощью взрослого и при непосредственном его участии собирает трехместные игрушки;
- подбирает соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2 деталей. При помощи взрослого -- из 3 деталей
- подбирает к коробкам крышки подходящей формы (круглой, квадратной, треугольной).
- с помощью взрослого раскладывает предметы по убыванию или возрастанию величины. Понимает слова "побольше" и "поменьше".
- самостоятельно собирает пирамидку из 2--3 колец контрастных размеров. С помощью взрослого -- из 4-5 колец разной величины.
- выполняет "поручения" взрослого по подбору предметов того или иного цвета (сначала взрослый показывает нужный цвет).
- выполняет задания по ориентировке на 2 свойства одновременно: цвет и величину (большой и маленький красные шарики), форму и цвет (красные шарики и кубик). При этом используются дидактические и народные игрушки, бытовые предметы.
- в игре с картинками и дидактическими игрушками выполняет задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4 цветов (красный, желтый, синий и зеленый), выбирает один из 2 предметов, запоминает названия и повторяет за взрослыми.
- с помощью взрослого "выстраивает" в практических действиях с предметами и игрушками систему "большой, маленький".
Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
2. Перспективный план 1 -2 года
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | «Соберем петушка» (пирамидка). | Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. |
«Вкладыши и башенки» | Знакомить с величиной в ходе практических действий. | |
«Веселые матрешки» | Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие. | |
«Соберем пирамидку» | Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах. | |
Октябрь | «Огурчики и помидорчики». | Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы. |
«Цветные колпачки» | Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков. | |
«Найди такую же фигуру» | Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения. | |
«Разложи фигурки по домикам» | Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения. | |
Ноябрь | «Две коробки».
| Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. |
«Соберем пирамидку». | Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец. | |
«Занимательная коробка». | Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы. | |
«Грибы на поляне». | Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много. | |
Декабрь | Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. | Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине |
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех. | Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме. | |
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. | Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету. | |
Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета | Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы. |
Январь | Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». | Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов. |
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». | Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | |
Февраль | «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). | Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. |
«Сделаем матрешки бусы». | Закрепить умение чередовать предметы по цвету. | |
«Башенки для гномиков». | Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий. | |
«Забавные бутылочки». | Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера. | |
Март | «Где Мишка?» | Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. |
«Тут и там». | Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко. | |
«Цирковые собачки». | Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами. | |
«Поручения».
| Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие. | |
Апрель | Разрезные картинки. | Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое. |
«Что потеряли котятки» | Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета. | |
«Пирамидки в гостях у малышей». | Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению. | |
«Чудесный мешочек». | Умение подбирать предметы по цветовому тождеству. | |
Май | «Летящие бабочки». | Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету. |
«Ловись, рыбка».
| Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи. | |
«Забавные лодочки». | Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – |
тонут. Организовать детское экспериментирование. |
3. Дидактические игры и упражнения
- Собери пирамидку
Цель: учить составлять пирамидку, ориентируясь на размер колец.
Ход игры. Воспитатель на глазах у детей составляет пирамидку, приговаривая: "Возьму самое большое кольцо (надевает его на стержень), теперь возьму немного меньше кольцо, теперь меньше этого". Предлагает детям составить башенку и при этом тоже говорить. Если ребенок ошибается, можно посоветовать ему приложить одно кольцо к другому, обвести пальцем, выбрать нужное.
- Подружи матрешек
Цель. Учить детей разбирать и складывать трёхместную матрешку, ориентируясь на размер. Формировать умение подбирать имя каждой матрешки.
Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть матрешек. Одна большая, другая — меньше, а третья — самая маленькая. Затем дети раскрывают матрешек, располагают их части одна под другой. Это помогает им соотнести детали при дальнейшем составлении предмета.
- Вкладыши и Башенки
Цель: знакомство с величиной при выполнении практических действий со специальными игрушками, знакомство с понятием "самый большой".
Ход игры:
Сначала вместе с ребёнком разберите "башенку" или "мисочки-вкладыши". Рассмотрите детали, обратите внимание, что все они разного размера. предложите малышу самостоятельно собрать башенку или спрятать все мисочки. Ребёнок будет использовать доступный для него способ промеривания, реже зрительного соотнесения. Если он не может справиться с задачей и не понимает, что следует учитывать величину деталей, спокойно объясните, что каждый раз необходимо брать самый большой вкладыш и ставить его на предыдущий.
- Пирамидка
Цель: учить сравнивать предметы по величине способом наложения.
Важно: лучше начинать с пирамидок, у которых три кольца одинакового цвета, чтобы малыш не отвлекался на цвет. Постепенно количество колец увеличивать.
Ход игры:
Обратить внимание на собранную пирамидку, она гладкая.
Попросите ребёнка снять колечки, рассмотрите их: найдите самое большое и самое маленькое, обратите внимание на разный размер.
Объясните ребёнку, что надо всё время выбирать самое большое колечко. Сначала активно помогайте, постепенно помощь сведите на нет.
- Рамки – вкладыши
Цель: учить подбирать нужную форму, раскладывать фигуры, учитывая форму. Важно: целесообразно подключать данные игры после того, как ребёнок научится соотносить 1 - 2 фигуры с прорезями.
Для этого Вы сами можете подготовить материал: пустые железные коробочки из под молочной смеси с пластиковыми крышками. На крышке одной коробочки вырезать отверстие в форме круга, а в другой - в форме квадрата (размер должен соответствовать деталям, которые у Вас есть дома -шарики, кубики). Сначала Вы учите малыша опускать только шарики в коробочку с круглым отверстием, затем кубики в коробочку с квадратным отверстием.
Когда малыш справится с заданием самостоятельно, следует предложить сразу две коробочки и кубики с шариками вместе.
- Я пеку всем друзьям по пирожку (игры с песком)» Цель: определять количество сыпучего материала.
Ход игры:
Предложить ребёнку насыпать песок в два одинаковых ведра, и сравнить количество песка в них. Постепенно отсыпать песок из одного ведра, обращая внимание. что в синем ведре песка много, а в красном мало; также аналогично наоборот - досыпать песок. Затем предложить насыпать песок в два разных по размеру ведра и сравнить количество песка путём зрительного соотнесения: высыпать в две кучки: одна кучка большая - в ней песка много, а другая маленькая - в ней песка мало.
- Игры с водой
- вариант
Цель: определять количество жидкости или сыпучего материала (если вместо воды взять фасоль, гречку, рис), практическое знакомство с понятиями "много", "мало", "пусто".
Ход игры:
Перед ребёнком стоит пустой кувшин. Взрослый зачерпывает кружкой воду и наливает в кувшин. Обратить внимание, что кувшин уже не пустой, в нём вода, но её мало. Затем ребёнок самостоятельно доливает в кувшин воды до краёв.
Теперь в кувшине много воды. Попросите малыша полить из кувшина на игрушку (если в ванной) или на цветочки (если на даче). "Ты вылил всю воду и теперь в кувшине опять пусто".
- вариант.
Цель: та же.
Ход игры:
Взрослый наполняет пластиковые бутылки водой (воду можно подкрасить): Одну бутылку до краёв, вторую - на треть, третью - на половину. Вместе с ребёнком сравните количество воды: где много, где мало, где полная бутылка, где половина бутылки. Потом попросите малыша самостоятельно налить заданное количество: много, мало, половину.
8. Вкладыши-пирамидки
Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием самый большой.
Материалы. Вкладыши-пирамидки.
Ход занятия
1-й вариант игры — «Башенка-пирамидка». Игра проводится индивидуально.
Покажите ребенку игрушку, попросите разобрать ее и построить высокую башню пирамидку. Пусть малыш использует доступный ему способ действия — метод проб и ошибок, практическое промеривание или зрительное соотнесение. Если ребенок не может справиться с задачей или долго действует методом проб и ошибок, не переходя на следующий уровень действий, не понимает, что следует учитывать величину деталей, объясните ему, что все фигурки нужно поставить донышком вверх, и каждый раз выбирать самый большой вкладыш, ставя его на предыдущий. 2-й вариант игры— «Вкладыши». Когда ребенок построит башню несколько раз, попросите его собрать вкладыши — вложить их друг в друга. Если малыш не понял словесную инструкцию, объясните ему, что сначала надо перевернуть вес детали донышком вниз, затем выбрать самый большой вкладыш и вложить его в предыдущий.
Сначала малышам следует предлагать 2-4 вкладыша, постепенно увеличивая их количество.
9. Разложи фигурки по домикам (форма)
Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материалы. «Геометрик», 4 коробочки с изображением определённых геометрических форм: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.
Ход игры.
Разложите перед ребенком разноцветные фигурки и расставьте в ряд коробочки с изображенными геометрическими фигурами. Предложите малышу разложить по коробкам-домикам фигурки. Начните выполнять задание: «Давай разложим фигурки по коробочкам. Здесь живут кружочки, складывай сюда все кружочки. А здесь живут квадратики, складывай сюда все квадратики. Вот так.» Пусть ребенок продолжит раскладывать фигуры.
- Занимательная коробка
Цель игры: учить различению форм — шар и куб, круг и квадрат, употреблению названий «шарик» и «кубик».
Детям дается коробка, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и малого размеров, а также шары и кубы тоже двух размеров. Коробка с одной стороны открыта.
На первом занятии воспитатель дает детям в руки по большому шарику и предлагает показать их, затем таким же образом дает кубик, детям предлагает показать то куб, то шар. «А теперь будем опускать в коробку большой шар и большой кубик. Куда же нам шар опустить? В какое окошко? (Шар в диаметре больше, чем сторона квадратного отверстия, поэтому он не может пройти через это отверстие.) Вот в это окошко опустим шарик! А теперь кубик опустим. Куда же его опустить? Вот сюда!» Затем по предложению воспитателя дети сами опускают шар и куб, а потом игрушка целиком поступает в их распоряжение. Детям предлагают называть шар и кубик.
- В лес за грибами
Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).
- Разложи шарики по цвету
Цель: учить группировать предметы по цвету (раскладывать шарики красные и синие в коробки соответствующих цветов).
Материал: Деревянные шарики красного и синего цветов, коробки (ведерки) таких же цветов.
Ход игры. Показать детям шарики красного и синего цветов. Предложить показать красный шарик и синий (индивидуальны ответы чередовать с групповыми), ведерки тех же цветов. Затем дать задание: "Посмотрите, какие красивые куклы к нам в гости пришли (куклы могут быть в платьях соответствующих цветов), давайте подарим кукле в синем платье шарики в синем ведерке, а кукле в красном платье - красные шарики в красном ведерке". Можно показать способ действия. Дети выполняют задание, отбирая нужные шарики, называя цвет разложенные по цвету шарики вручают куклам.
- Разложи грибы по местам
Цель: учить соотносить предметы по величине (размещать грибки разных размеров в соответствующих отверстиях).
Материал: Изображение корзинки с большими и маленькими отверстиями в форме грибков, большие и маленькие грибки - вкладыши.
Ход игры. Воспитатель говорит: "Дет, сейчас мы пойдем в лес собирать грибы". Дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат грибы - вкладыши, отметить, что грибы разного размера, попросить показать большой грибок, маленький грибок, ответить на вопрос, какой гриб показывает воспитатель.
- Курочка и цыплята (выкладывание из мозаики)
Цель: дать детям представление о том, что цвет является признаком предмета и может использоваться для его обозначения.
Материал: Картинка с изображением курочки и цыплят, мозаика: один белый и несколько желтых элементов на каждого ребенка.
Ход игры. Показать картинку, на которой белая курочка и желтые цыплята расположены в ряд. Спросить, какого цвета курочка, какого цвета цыплята. Показывая мозаику белого цвета, сказать, что такого цвета будет курочка, а такого цвета (желтого) - цыплята. Разместить белую мозаику под изображением курочки, еще раз объяснить, что это курочка - она будет такого цвета. Затем рядом с курочкой разместить элементы желтого цвета - цыплят (дети делают это по очереди). Когда все цыплята будут размещены за курочкой, раздать мозаику детям для самостоятельной работы. Если ребенок ошибается, подсказать ему: "У тебя все цыплята одинаковые? Разве такого цвета бывает цыпленок?" Закончить игру можно чтением стихотворения:" Вышла курочка гулять..."
- Елочка и грибочки" (чередование мозаики по цвету)
Цель: продолжать формировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может использоваться для их обозначения. Учить чередовать мозаику по цвету.
Материал: Картинка с изображением елочек и грибков, расположенных поочередно, по пять зеленых и красных элементов мозаики и несколько элементов других цветов (для усложнения).
Ход игры. Показать картинку, на которой в ряд расположены елочки, а между ними грибки, выяснить с детьми цвет елочек и грибков. Затем взять элементы зеленой мозаики и пояснить, что такого цвета бывают елочки, разместить их на столе, затем показать элементы красной мозаики и сказать, что такого цвета бывают грибы и разместить на столе. Затем снова взять элемент зеленой мозаики (елочку) и красной (грибок). Действие можно сопровождать словами: "Елочки зеленые встали в рядок, и за каждой елочкой красненький грибок". Дети по очереди выполняют задание на столе. Затем каждому ребенку дать мозаику для самостоятельной работы.
- Бусы для кукол
Цель: учить выкладывать круги ("бусинки"), чередуя их по размеру.
Материал: Логические блоки Дьенеша: круги разного размера или круги из бумаги, куклы: большая и маленькая.
Ход игры. На столе две куклы - большая и маленькая с корзинками, в которых лежат блоки Дьенеша круглой формы, большие и маленькие. Дети отмечают, что куклы разные по размеру: одна - большая, другая - маленькая. Затем обратить внимание, что куклы принесли блоки; все они круглые, но у большой куклы в корзинке большие, а у маленькой - маленького размера. "Дети, давайте сделаем для кукол бусы, чтобы куклы не обиделись, мы будем брать "бусины" (блоки) и у большой, и у маленькой куклы по очереди". Показать способ действия, проговаривая его: "Возьму большую бусину у большой куклы, а теперь - маленькую бусину у маленькой куклы", выкладывая блоки на карточку. Затем это делают по очереди дети. После того, как они выложили по два блока, раздать блоки для самостоятельной работы, во время которой напоминать о чередовании "бусин" по размеру.
- Собери картинку
Цель. Складывать картинку, разрезанную на 2 частей. Действовать путём прикладывания.
Оборудование. Разрезные картинки из 2-х частей. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.
Ход игры: перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомых героях из сказок (пчелка Мая, муравей, и тд.). Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания. Далее усложняю задание: собирание картинки по памяти.
- Посади бабочку
Цель: закреплять представления детей о четырех цветах. Учить выделять цвета, развивать мелкую моторику пальцев.
Ход занятия:
Воспитатель раскладывает большие цветы на фланелеграфе и показывает бабочек. Воспитатель: «Бабочки хотят найти «свои» цветы – сесть на такой же цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться».
Воспитатель кладёт бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же), бабочку «не видно» - она спряталась.
- Плывет, плывет кораблик
Цель: учить соотносить предметы по форме (размещать вкладыши - круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы в отверстиях соответствующей формы). Материал: Карточки с изображением корабликов и отверстиями разных форм, вкладыши таких же форм.
Ход игры.
У детей карточки, на которых изображены кораблики с отверстиями разных форм: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, и вкладыши таких же геометрических форм. Дети рассматривают вкладыши, показывают воспитателю квадраты, круги (дети их уже знают и могут назвать). Попросить ответ на вопрос: "Дети, а у вас есть фигура вот такой формы?" Дети по образцу находят фигуру, побуждать определять сходство и различие словами: "такая же - не такая", "одинаковые фигуры - не одинаковые". Дать задание: "Хотели фигурки поплавать на корабликах, да забыли, у какой фигурки какой кораблик, давайте поможем им. Возьмите квадрат, найдите ему кораблик". Далее фигуры размещаются в соответствующих местах.
4. Перспективный план 2 -3 года
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | «Спрячь мышку» | Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями |
Игра с шариками «Топают ножки по цветной дорожке» | Учить узнавать и называть красный и синий цвета. | |
«Подбери листочки» | Сравнивать два предмета по величине. Учить различать предметы по размеру, сравнивать (такой – не такой). | |
«Занимательные коробки» | Учить узнавать и называть зелёный цвет, закреплять красный, синий, жёлтый цвета. Закреплять знание круглой формы. | |
Октябрь | «Ёжики поссорились» | Продолжать учить, узнавать и называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета. Учить определять размер и качество предметов: большой – маленький; мягкий – твёрдый. |
«Что ты пробовал? (покажи, скажи)» | Развивать вкусовые ощущения. | |
«Лесные детишки» | Закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий, быстрый – медленный» | |
«Разноцветные шары» | Соотнесение предметов по цвету. | |
Ноябрь | «Собери пирамидку» | Учить собирать пирамидку по образцу (цвет, по желанию). |
«Чайная посуда» | Закреплять знание основных цветов. Учить соотносить предметы разные по свойствам. Учить осуществлять выбор из предметов двух разновидностей | |
«Магазин посуды» | Закреплять знание основных цветов. Учить обыгрывать небольшой сюжет. Побудить, заинтересовать детей общаться друг с другом. | |
«Подбери фигуру» | Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником. Закрепить у детей знание основных цветов. | |
Декабрь | «Подбери одежду для кукол» | Продолжать учить различать и называть цвета. Определять свойства предметов (мягкий, колючий, гладкий, шершавый, тёплый, холодный). |
«Подбор крышек к коробкам разной формы» | Продолжать учить детей определять форму (круг, квадрат, цвет, величину предметов и их частей). Учить соотносить отдельные части. | |
«Нарядные бусы» | Учить чередовать предметы по величине, цвету, форме | |
«Магазин» | Обучению детей сопоставлению формы |
предметов с эталонами формы. | ||
Январь | Найди такой же | Развитие умений находить цвет по образцу |
«Подушки-пирамидки» | Закреплять основные цвета (шесть цветов, развивать мелкую моторику рук, глазомер). Учить ориентировке в величине. | |
Февраль | «Помоги куклам найти свои игрушки» | Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. |
«Найди игрушку» | Закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки «высокий, низкий» | |
Поставь букет цветов в вазу | Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. | |
«Кто где спит?» | Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями; формирование действия подбора по образцу | |
Март | «Варежки» | Соотнесение предметов по цвету. |
«Собери картинку» | Учить складывать картинки из двух половинок. | |
«Маленький секрет» | Различать и называть цвет и форму игрушки. | |
«Вот какая красота, правильно нашли цвета» | Учить детей находить предметы по цвету. | |
Апрель | «Закроем окошки в вагончиках» | Учить соотносить предметы по величине и форме (размещать вкладыши в соответствующих отверстиях). |
«Найди окошко такого же цвета» | Учить соотносить предметы по цвету (размещать в отверстиях на домиках квадраты - вкладыши соответствующего цвета). | |
«Что за предмет? » | Учить называть предмет и его описывать. | |
«На день рождения к мишке» | Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы; обучение выделению параметров величины предметов; обучение фигур на ощупь. | |
Май | «Угадай игрушку» | Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. |
«Что звучит?» | Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть. | |
«Матрешка, матрешка, откройся немножко» | Развивать у детей умение правильно воспринимать и называть величину предметов | |
«Помоги построить | Учить соотносить предметы по цвету |
домик» | (размещать треугольники - крышу над квадратами - домики соответствующего цвета). |
5 Дидактические игры и упражнения
1. Спрячь мышку
Цель: закреплять у детей представления о шести цветах.
Материал: Мышка, кошка, листы бумаги шести цветов (посередине окошко с нарисованной мышкой) Ход игры:
Воспитатель: - Ребята отгадайте загадку!
Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки. (Мышь)
Воспитатель показывает игрушку мышку. Воспитатель: А кого боится мышка? (кошку) Воспитатель показывает игрушку кошку.
Воспитатель: А у нашей мышки есть подружки и живут они в разноцветных домиках. Мы с вами сейчас поможем мышкам спрятаться от кошки.
Воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой).
Воспитатель: - Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.
- Подбери листочки
Подбери листья, которые похожи на треугольник, овал.
Цель: закрепить восприятие геометрических форм, выделяя их в листьях деревьев. Ход игры: Взрослый кладет на стол две геометрические фигуры треугольник и овал и предлагает ребёнку, около треугольника положить листочки треугольной формы, а около овала положить листочки овальной формы.
- Занимательная коробка
Цель: Обучение ориентировки ребёнка в конфигурации объёмных геометрических фигур подбор к соответствующим по форме отверстиям.
Материал: коробка с отверстиями и набор объёмных геометрических фигур.
Проведение: педагог обращает внимание ребёнка на коробку и говорит: «Посмотри, какой у меня есть домик. В нём живут разные фигурки, вот они вышли погулять» высыпает фигуры из коробки и закрывает крышку). Ребёнку предоставляется возможность потрогать фигуры руками, посмотреть на них. Затем педагог предлагает вернуть фигурки в домик, и обращает внимание на то, что у каждой фигуры своя дверь и что в домик он может попасть только через свою дверь. В процессе игры выявляется умение ребёнка ориентироваться в ко
- Разноцветные шары
Цель: Соотнесение предметов по цвету.
Материал: Разноцветные колечки
Ход игры: у детей были разноцветные колечки и цветные карандаши шести цветов. Им предлагалось подобрать к каждому карандашу колечко соответствующего цвета.
- Собери пирамидку
Цель: Развитие умения соотносить предметы по величине.
Материал: мозаика, альбом.
Ход игры: у ребенка есть опыт собирания игрушечной пирамидки. Попросите найти мозаику нужного цвета как на первой странице альбома. Закрепить ее на игровом поле. Выполнить пошаговые действия, опираясь на альбом. Назвать какого цвета колечки получились у пирамидки.
- Чайная посуда
Цель: Соотнесение предметов по цвету.
Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов. Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.
- Подбери фигуру
Цель: развивать представлений о форме.
Материал: набор плоских геометрических фигур круг, квадрат, треугольник, листы с изображением этих фигур - "домики".
Проведение: педагог предлагает ребёнку разложить фигуры по своим «домикам».
- Подбери одежду для кукол
Цель: учить группировать предметы по цвету (подбирать для кукол предметы одежды соответствующих цветов).
Материал: Куклы, наборы одежды 2-х цветов: желтого и зеленого.
Ход игры.
На столе три куклы. Обратить внимание детей на то, что одна кукла красиво одета (дети отмечают, что на ней платье, шапочка, передник одного цвета, называют предметы одежды, цвет). А две других куклы загорали на солнышке и сидят в одних трусиках (желтого и зеленого цветов), а вся другая одежда перепуталась (одежда лежит рядом). Предложить помочь найти куклам свою одежду. Дети берут предметы одежды, называют их, определяют цвет и одевают на соответствующую куклу.
- Нарядные бусы
Цель: учить выкладывать круги ("бусинки"), чередуя их по размеру.
Материал: Логические блоки Дьенеша: круги разного размера или круги из бумаги, куклы: большая и маленькая.
Ход игры.
На столе две куклы - большая и маленькая с корзинками, в которых лежат блоки Дьенеша круглой формы, большие и маленькие. Дети отмечают, что куклы разные по размеру: одна - большая, другая - маленькая. Затем обратить внимание, что куклы принесли блоки; все они круглые, но у большой куклы в корзинке большие, а у маленькой - маленького размера. "Дети, давайте сделаем для кукол бусы, чтобы куклы не обиделись, мы будем брать "бусины" (блоки) и у большой, и у маленькой куклы по очереди". Показать способ действия, проговаривая его: "Возьму большую бусину у большой куклы, а теперь - маленькую бусину у маленькой куклы", выкладывая блоки на карточку. Затем это делают по очереди дети. После того, как они выложили по два блока, раздать блоки для самостоятельной работы, во время которой напоминать о чередовании "бусин" по размеру.
- Найди такой же
Цель: Развитие умений находить цвет по образцу.
Материал: кубики, окрашенные в семь цветов спектра.
Проведение: педагог предлагает ребёнку построить башню из кубиков. Он берёт один кубик определённого цвета и предлагает ребёнку найти такой же. Ребёнок из множества кубиков должен найти и дать педагогу кубик заданного цвета. В процессе игры выявляется понимание и ориентировка ребёнка в семи цветах спектра.
- Помоги куклам найти свои игрушки
Цель: закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.
- Поставь букет цветов в вазу
Цель: закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов
Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре , произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.
- Варежки
Цель: Соотнесение предметов по цвету.
Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.
Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, так, как, варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти, такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание, и игра продолжается.
- Маленький секрет
Цель: различать и называть цвет и форму игрушки.
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.
Ход: Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там?» Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?
- Закроем окошки в вагончиках
Цель: учить соотносить предметы по величине и форме (размещать вкладыши в соответствующих отверстиях).
Материал: Плоскостные изображения вагонов с отверстиями разного размера и формы, вкладыши квадраты и круги, большие и маленькие, игрушка.
Ход игры.
Показать изображение вагончика с отверстиями - окошками квадратной или круглой форм и разного размера. Отметить, что окошки разные. Дети выясняют сначала размер, затем форму окон, отвечая на вопросы: "зайка смотрит в окно, - какого оно размера? Какой формы?". Затем дети работают с раздаточным материалом, обводя пальчиков окошки, выясняют форму, показывают большое (маленькое) круглое окно, и большое (маленькое) квадратное. Затем предложить закрыть окошки, чтобы в вагонах было тепло: взять по любому большому вкладышу, отыскать и закрыть соответствующее окно, затем маленькими вкладышами этой же формы закрыть другое окно. Когда задание будет выполнено, предложить детям поиграть в подвижную игру "поезд".
16. Найди окошко такого же цвета
Цель: учить соотносить предметы по цвету (размещать в отверстиях на домиках квадраты - вкладыши соответствующего цвета).
Материал: Карточки - домики четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Ход игры.
У детей карточки - домики четырех цветов с квадратными отверстиями (на карточки с обратной стороны наклеена белая бумага, чтобы вкладыши не сдвигались, а в отверстии ("окошке") - любые персонажи, например: лиса, заяц и др.) Показывая домики, уточнить их цвет, назвать персонажи. "Саша, покажи, кто у тебя в синем домике живет? Рома, в домике какого цвета у тебя живет лисичка? «Затем дать задание: "Холодно стало на улице подул холодный ветер, давайте закроем окошки в домиках, чтобы звери не замерзли". Дети подбирают вкладыши - квадраты соответствующего цвета. Для усложнения к вкладышам можно добавить вкладыши другого размера, формы или цвета.
17. Помоги построить домик
Цель: учить соотносить предметы по цвету (размещать треугольники - крышу над квадратами - домики соответствующего цвета).
Материал: Карточки с квадратами красного и желтого цветов, треугольники таких же цветов. Ход игры.
На карточках квадраты красного и желтого цветов, над ними треугольники белого цвета. Выяснив у детей, что это домики, определить их цвет. Обратить внимание, что крыша у домиков другого цвета. Предложить "покрасить" крышу в такой же цвет, как цвет домика. Дети подбирают треугольники соответствующих цветов, побуждать называть цвет квадрата, треугольника, сопровождать выполнение задания проговариванием действий. Детям, без труда выполнившим задание, можно предложить подобрать треугольники (крыши) по цвету и размеру.
6.Используемая литература:
- М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
- Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
- Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
- Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М.:1988, с.3-14, 34-80.
- Лямина Г.М. Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опытом по работе с детьми раннего возраста с ЗПР. Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: «Цыплята на лугу».
Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: "Цыплята на лугу"...
Сенсорика в раннем возрасти
Важность развития сенсокных качеств у детей раннего возраста...
Дидактическая игра для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста Книжка-малышка «Колобок»
Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентации, развитие зрительного восприятия, развитие тактильных ощущений, восприятия цвета и формы, умение пользоваться разными видами застежек; развити...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка по сенсорному развитию детей раннего возраста "Мир сенсорики". Возраст воспитанников: от 1,6-3 лет Срок реализации: 2 года (57 часов) с1.12.2020 по 31.05.2022 учебный год.
Дополнительная общеобразовательная программа кружка по сенсорному развитию детей раннего возраста"Мир сенсорики".Возраст воспитанников: от 1,6-3 летСрок реализации: 2 года (57 час...
Презентация "Дидактические игры на развитие сенсорики в раннем возрасте"
Практический материал поможет педагогам и родителям развивать сенсорные эталоны у детей раннего возраста...
РАБОЧИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Занимательная сенсорика» группа раннего возраста от 2-х до 3-х лет
РАБОЧИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Занимательная сенсорика» группа раннего возраста от 2-х до 3-х лет...
Конспект занятия по познавательному развитию «Сказка в стране сенсорики» в группе раннего возраста 1,5-2 лет Автор: воспитатель группы раннего возраста No1 «Малышок» Ниязметова Ирина Бакбергеновна
Цели: Создание условий для закрепления у детей сенсорных эталонов.Задачи:Образовательные: - обогащать сенсорный опыт детей, закрепить знанияцветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть...