Консультация для родителей «Как помочь дошкольникам сформировать элементарные математические представления»
консультация

Ощепкова Наталья Викторовна

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ, дошкольнику необходим достаточный уровень развития, и математических способностей тоже. Понятие «формирование элементарных математических представлений является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных игр, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx102.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как помочь дошкольникам сформировать элементарные математические представления»

C:\Users\ксюша\Desktop\hello_html_m300dcb94[1].jpg

  Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ, дошкольнику необходим достаточный уровень развития, и математических способностей тоже.

  Понятие  «формирование элементарных математических представлений является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.

  Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных игр, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Словесные игры

-«Да и нет».

Родитель загадывает какой-нибудь предмет, ребёнок должен его отгадать. Отвечать только «да» или «нет».

Например, этот предмет круглый? (Да.) он стоит на верхней полке?

Во время игры нельзя задавать вопросы о назначении предмета. Можно спрашивать о форме, величине, месте расположения.

Математическая игра

«Что стоит у нас в квартире»

Цель игры:  развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль

развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры:  предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

С целью развития у детей мышления, рекомендуется использовать различные игры и упражнения.

«На нахождение пропущенной фигуры»,

-«Продолжения ряды фигур, знаков»

-«Цепочки закономерностей»

В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того, можно предложить задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. 

Математическая игра

 «Кого не хватает?»

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур, пазлы.: 

Математическая игра

 «Собери бусы»

Цель игры:  развивать восприятие цвета, размера; развивать  умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

Ход игры:  для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (клеенки и др. материала), любые другие предметы.

Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"): 

  «Назови похожий предмет»

Цель игры:  развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры:  взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы. В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

 «Какие цифры потерялись?» 

Способствует развитию мыслительной и речевой деятельности.

Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.

Для развития мыслительной и речевой деятельности, также рекомендуется использовать загадки, загадки—шутки.

Загадки математического содержания

  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы)
  • Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)
  • Пять братцев в одном домике живут. (Варежка)
  • Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы)
  • Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели)
  • В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Времена года)
  • 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)
  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. (Вилка)
  • У него 4 лапки, лапки – цап — царапки, пара чутких ушей, он – гроза для мышей. (Кот)
  • Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это должно быть, им очень обидно. (Глаза)

Задачи – шутки

  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
  • Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить её на угол стола)
  • На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (Переложить крайнюю)
  • Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их на угол стола)
  • Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2кг.)
  • Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного)
  • На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

Скороговорки

     Возле грядки -две лопатки,
   Возле кадки -два ведра.

Два щенка щека к щеке
Щиплют травку в уголке.

Три сороки тараторки
Тараторили на горке.

        Пошёл Игнат лопаты покупать

        Купил Игнат пять лопат

Считалки

Можно использовать считалки, которые способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества. Предлагаем  использовать считалки с детьми старшего дошкольного возраста с  целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке, а также развития временных представлений

1. Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Выплыл ясный месяц.

       

2. Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,

        Кто из нас пойдет искать.

       

3. Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,

А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой — воскресенье,
В этот день пекут печенье.

Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!

Сказки

Благодаря сказке ребёнок начинает отличать реальное от необычного. Сказка помогает развивать не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Сказочный герой даёт возможность ребёнку перенестись в воображаемую ситуацию. Поставить перед собой игровые задачи, принять игровую роль помощника, защитника, учителя и ученика. Реальность персонажа помогает ребёнку принять поставленную задачу, связать воедино игровую, учебную и практическую задачи.

«Цветик — семицветик»

 Ребёнок знакомится с составом числа семь, закрепляет знания о временах года и днях недели.

Посредством сказки закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, ребёнок начинает понимать: считать можно любые предметы.

«Колобок»

Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,

В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
А от лисы не успел уйти.

Вопросы:

Сколько зверей встретил колобок?

Сколько раз он смог уйти?

«Репка»

Посадил дед репку — выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может.

 А вытащили репку только тогда, когда стали тянуть всем семейством: дед, бабка, внучка, собака Жучка, кошка Дашка и мышка.

Вопросы:

 «Сколько человек тянули репку?

«Которой  по счёту была собака, внучка?» и т.д.

«Три медведя»

Загадав ребёнку следующую загадку: 

«Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке, там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без под сказки: кто герои этой сказки?» 

(Три медведя).

Вопросы:

Как называется эта сказка?

 Какой математический термин вы услышали в названии этой сказки?

 (Число 3.) 

Каких предметов в этой сказке было по три?

 (Три стула, три кружки, три кровати, три подушки).

Напиши цифру 3 в воздухе ладонью, сложив три пальчика клювиком, двумя руками одновременно. Вспомнить загадки и сказки, в названии которых встречаются это число и цифр

 ( «Три медведя»«Три толстяка» и др.).

 Анализируя вместе с родителями то или иное литературное произведение, осваивая средства художественной выразительности, ребёнок овладевают способностью передавать в образном слове определенное математическое содержание. Это способствует прежде всего формированию представлений о временах года, частях суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных отношений.

Счёт в дороге

 Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие автобусы, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы считаете маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое?»

Счет на кухне

 Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений в детском саду."

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе....

Консультация для родителей «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений»

Предлагаем вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по формированию элементарных математических представлений...

Консультация для родителей подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений

Консультация для родителей подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений...

Дистанционная консультация для родителей "Развивающие игры для формирования элементарных математических представлений"

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику....

Консультация для родителей "Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры для математического развития можно разделить на следующие группы: • Игры с числами и перечислениями• Игры с путешествиями во времени• Игры с пространственной ори...