Консультация для родителей «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений»
консультация (старшая группа)

Нясимя Фатиховна Халимова

Предлагаем вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по формированию элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_matematike.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Консультация для родителей

«Дидактические игры

по формированию элементарных математических представлений»

воспитатель :

Халимова Н.Ф

Пгт Стройкерамика, 2021

Дидактические игры

по формированию элементарных математических представлений.

Значимую помощь в овладении ребенком дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка старшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

Предлагаем вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по формированию элементарных математических представлений.

«Что стоит у нас в квартире»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль; развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

Игра- упражнение «Назови похожий предмет»

Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы. В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Ход игры: У ребенка картинка (коврик) с узором. Ребёнок должен рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник.

«Что бывает такой формы?»

Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.

Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.

Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т.д.

«Три квадрата».

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

Материал. Комплекты прямоугольников и квадратов  разной величины.

Взрослый предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга. (Можно использовать разные геометрические фигуры.

 «Какие бывают фигуры».

Цель: закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник,  давая их в паре  с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла,  крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. На каждого игрока: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Кукла приносит фигуры. Показывает квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

 

 «Назови фигуры, которые использовал художник для изображения картинки?»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать зрительное восприятие, память.

 «Сколько нужно геометрических фигур для изображения этого рисунка…»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, учить соотносить количество изображенных фигур с числом и называть их по картинке.

Материал: разнообразные картинки, изображения которых состоят из геометрических фигур.

 «Найди и назови»

Цель: закреплять умение находить быстро геометрическую фигуру и называть.

Материал:  геометрические фигуры разного цвета и размера. (10-12)

« Назови одним словом»

Цель: развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

«Посмотри вокруг» 

Цель: помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы .

Содержание: Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов , не имеющих углов , и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает  фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

 «Угадай, что спрятали»

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

«Помоги исправить ошибку»

Цель: учить зрительно определять ошибку, выделять закономерности между рядом геометрических фигур.

Материалы:  геометрические фигуры разного цвета. (Одинаковые фигуры должны быть одного цвета.)

 «Игры - договорки»

Цель: учить по описанию, называть геометрическую фигуру.

Материал: загадки о геометрических фигурах.

Нет углов у меня 
И похож на блюдце я, 
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.

Четыре угла и четыре сторонки, 
Похожи точно родные сестренки. 
В ворота его не закатишь, как мяч, 
И он за тобою не пустится вскачь. 
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.

На фигуру посмотри
И в альбоме начерти 
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность - 
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник -

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие...

Ответ: Фигуры

(Все загадки могут варьироваться, представлены материалы для примера дидактической игры)

 «Волшебный мешочек»

Цель: развивать умение на ощупь угадывать предметы разной геометрической формы.

Материалы: тканевый мешочек красиво украшенный, предметы разных геометрических форм.

Настольно-печатные дидактические игры:

«Выложи по образцу»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, формировать умение выявлять закономерность, развивать зрительное внимание.

Материал: карточки с последовательно изображенными фигурами. Отдельно вырезанные фигуры.

«Построй из геометрических фигур»

Цель: учить выкладывать из геометрических фигур разные картинки. Закреплять названия геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением картинки из геометрических фигур, геометрические наборы.

«Фигуры»

Материал и ход: нужно вырезать из разноцветного картона различные геометрические фигуры. Разбросать фигуры на полу (или столе) и придумать игровую ситуацию. Например, «из геометрического королевства сбежали синие квадраты. Поможем их найти?» Или, «в некотором царстве, в геометрическом государстве жили-были фигуры. И у каждой семьи был свой дом. Круги жили в синей коробке, а треугольники — в жёлтой. Поможем им найти свои домики?».

Ребёнок сортирует сначала фигуры по форме и раскладывают их в коробки. Затем задание усложняется – сортировка происходит по форме и цвету. Далее добавляется сортировка по размеру.

        

«Подбери заплатку для ковра»

Цель: упражнять детей в умении различать и называть круглую, треугольную, прямоугольную и квадратную форму.

Материалы: рисунок с изображением ковра с заплатками, заплатки разных форм (треугольники, квадраты, овалы, круги).

 

  «Веселые шары»

Цель: развивать представления о форме, цвете.

Материал: рисунок шаров (10-12 штук) овальной и круглой формы, флажок.

Ход игры: «Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные — красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».

«Найди фигуры»

Цель: развивать зрительное восприятие геометрических форм.

Материал: чертежи геометрических фигур.

Ход игры: «Посмотрите на эти рисунки. Найдите геометрические фигуры. Кто больше найдет фигур, и, главное, быстрее, тот и выиграл.

«Кто быстрее соберет фигуры своего цвета»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить быстро выполнять задания педагога.

Материал: геометрические фигуры пяти разных цветов (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник).

«На, что похоже, дорисуй»

Цель: развивать воображение, повторять геометрические фигуры. (дорисовать фигуру, до полноценного предмета).

Материал: печатные изображения геометрических фигур.

«Выложи из счетных палочек геометрическую фигуру»

Цель: закреплять геометрические фигуры, учить выкладывать фигуры из счетных палочек.

Материал: счетные палочки, большие геометрические фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у ребёнка»

ПАМЯТКА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у ребёнка»...

Консультация для родителей. "Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений в детском саду."

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе....

Дистанционная консультация для родителей "Развивающие игры для формирования элементарных математических представлений"

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику....

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы».

Роль дидактической игры в ФЭМП.В дошкольном возрасте игра имеет важное значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в дошкольном возрасте и...

Консультация для родителей "Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры для математического развития можно разделить на следующие группы: • Игры с числами и перечислениями• Игры с путешествиями во времени• Игры с пространственной ори...