КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОМОЧЬ ДОШКОЛЬНИКАМ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СФОРМИРОВАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
консультация по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Тесля Ирина Сергеевна

Консультация для родителей, имеющих детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОМОЧЬ ДОШКОЛЬНИКАМ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СФОРМИРОВАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ, дошкольнику необходим достаточный уровень развития, и математических способностей в тоже. Характерные особенности развития детей с ОНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков. Речевые нарушения ведут к затруднениям в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста:

  • затруднения при освоении сенсорных эталонов;
  • затруднения при освоении пространственного расположения вещей;
  • затруднения в целостном восприятии предметов, ошибки при их сравнении, сопоставлении, выявлении сходства и различия между предметами;
  • затруднения в понимании, речевом оформлении и решении арифметических операций.

Поэтому формирование математических навыков у детей с ОНР должно быть направленно на исправление и речевой патологи и совершенствовании познавательной сферы.

Понятие «формирование элементарных математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных игр, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Словесные игры

«Да и нет».

Родитель загадывает какой-нибудь предмет, ребёнок должен его отгадать. Отвечать только «да» или «нет».

Например, этот предмет круглый? (Да.) он стоит на верхней полке?

Во время игры нельзя задавать вопросы о назначении предмета. можно спрашивать о форме, величине, месте расположения.

Такие игры как:

«НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ», «ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

С целью развития у детей мышления, рекомендуется использовать различные игры и упражнения.

Это «На нахождение пропущенной фигуры»,

«Продолжения ряды фигур, знаков»

«Цепочки закономерностей»

В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того, можно предложить задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета.

Игра «КОГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур, пазлы. Такие игры как: «СОБЕРИ БУСЫ»«НАЙДИ ОШИБКУ»«КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?» и т.п. способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности.

Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.

Для развития мыслительной и речевой деятельности, также рекомендуется использовать загадки, загадки—шутки.

Загадки математического содержания

  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы)
  • Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)
  • Пять братцев в одном домике живут. (Варежка)
  • Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы)
  • Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели)
  • В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Времена года)
  • 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)
  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. (Вилка)
  • У него 4 лапки, лапки – цап — царапки, пара чутких ушей, он – гроза для мышей. (Кот)
  • Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это должно быть, им очень обидно. (Глаза)

Задачи – шутки

  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
  • Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить её на угол стола)
  • Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной. (6)
  • На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (Переложить крайнюю)
  • Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их на угол стола)
  • Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2кг.)
  • Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного)
  • На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  • У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца)
  • Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит)

Скороговорки

Возле грядки—две лопатки
Возле кадки—два ведра.

______________________

Два щенка щека к щеке
Щиплют травку в уголке.

______________________

Три сороки тараторки
Тараторили на горке.

Опять пять ребят
Нашли у пеньков пять опят.
______________________

Пошёл Игнат лопаты покупать

Купил Игнат пять лопат.

______________________

Три вороны на воротах.

Можно использовать считалки, которые способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества. Мы предлагаем использовать считалки с детьми старшего дошкольного возраста целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке, а также развития временных представлений и т. д.

1. Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Выплыл ясный месяц.

        ______________________

2. Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,

          Кто из нас пойдет искать.

         ______________________

3. Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,

А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой — воскресенье,
В этот день пекут печенье.

Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!

Известный математик А. И. Маркушевич отмечал, что благодаря сказке ребёнок начинает отличать реальное от необычного, сказка помогает развивать не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Сказочный герой даёт возможность ребёнку перенестись в воображаемую ситуацию. Поставить перед собой игровые задачи, принять игровую роль помощника, защитника, учителя и ученика. Реальность персонажа помогает ребёнку принять поставленную задачу, связать воедино игровую, учебную и практическую задачи. Например, в сказке «Цветик — семи цветик» ребёнок знакомиться с составом числа семь, закрепляет знания о временах года и днях недели.

Посредством сказки закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, ребёнок начинает понимать: считать можно любые предметы.

Например,

Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,

В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
А от лисы не успел уйти.

Вопросы:

Сколько зверей встретил колобок?

Сколько раз он смог уйти?

______________________

2. Посадил дед репку — выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может. А вытащили репку только тогда, когда стали тянуть всем семейством: дед, бабка, внучка, собака Жучка, кошка Дашка и мышка.

К данной задаче можно поставить следующие вопросы: «Сколько человек тянули репку? Сколько животных помогали тащить репку? Который по счёту была собака, внучка» и т.д.

Загадав ребёнку следующую загадку: «Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке, там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без под сказки: кто герои этой сказки?» (Три медведя). Как называется эта сказка? Какой математический термин вы услышали в названии этой сказки? (Число 3.) Каких предметов в этой сказке было по три? (Три стула, три кружки три кровати, три подушки и т. Напиши цифру 3 в воздухе ладонью, сложив три пальчика клювиком, двумя руками одновременно. Вспомнить загадки и сказки, в названии которых встречаются это число и цифра ( «Три медведя»«Три толстяка» и др.).

Анализируя вместе с родителями то или иное литературное произведение, осваивая средства художественной выразительности, ребёнок овладевают способностью передавать в образном слове определенное математическое содержание, способствует прежде всего формированию представлений о временах года, частях суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных отношений.

Таким способом можно помочь детям сформировать математические представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, ...

Консультация для родителей "Использование игровых технологий при формировании у детей элементарных математических представлений"

   Нужна ли крошечному малышу математика ? Начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве и такие понятия, как разме...

Консультация для родителей "Влияние развивающих игр и упражнений на формирование элементарных математических представлений"

В представленном материале даны рекомендации родителям как увлечь детей математикой, развить интерес при помощи занимательных игр и упражнений....

Консультация для родителей «Как помочь дошкольникам сформировать элементарные математические представления»

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ, дошкольнику необходим достат...

Проектная деятельность и её роль в обучении и воспитании дошкольников с общим нарушением речи

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и пр...