Программа "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (старшая группа)
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_kruzhok_skoba_.doc | 451 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание Программы:
№ п/п | Разделы Программы | Страница |
1. | Паспорт Программы | 3-4 |
2. | Пояснительная записка | 5-7 |
3. | Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы познавательной направленности "Занимательная математика" | 8-13 |
4. | Результаты мониторинга реализации программы | 14-17 |
5. | Список используемой литературы | 18 |
6. | Приложение | 19 |
I. Паспорт программы
1 | Наименование Программы | Программа дополнительного образования познавательной направленности "Занимательная математика". |
2 | Основание для разработки Программы | Закон РФ «Об образовании» Программа «Развитие образования г. Нижневартовска на 2015-2020годы»; Программа развития МАДОУ ДС № 68 «Ромашка» на 2015-2020гг. |
3 | Заказчик Программы | Родители, педагоги ДОУ |
4 | Исполнители Программы | Скоба Татьяна Анатольевна . |
5 | Разработчики Программы | Скоба Татьяна Анатольевна , воспитатель высшей квалификационной категории |
6 | Адрес образовательного учреждения – исполнителя Программы | Город Нижневартовск, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, ул. Чапаева 11 А., тел. 46 – 16 – 30, факс 46 - 60 - 32 |
7 | Целевые группы | Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет). |
8 | Срок реализации Программы | 2 года |
9 | Цель Программы | Формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления. |
10 | Задачи Программы | 1.Способствовать развитию познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. 2.Способствовать развитию наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности. 4. Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму познания, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности. |
11 | Проблемы, которые призвана решить Программа | 1.Контрастность в развитии дошкольников: некоторые дети опережают сверстников в развитии, у других наблюдаются сенсомоторные и речевые нарушения, гиперактивность, повышенная отвлекаемость, неустойчивость внимания, слабо развита мелкая моторика кистей рук, поэтому необходим индивидуальный подход в обучении. 2. Дети забывают сложные словесные конструкции, элементарную последовательность выполнения заданий. 3.Вопросы интеллектуальной готовности к школьному обучению вызывают волнения у педагогов и родителей воспитанников. |
12 | Ожидаемые результаты | 1. Сформированы познавательные логические универсальные учебные действия в интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с возрастом. |
13 | Система организации контроля за исполнением Программы | Исполнение представленной программы анализируется два раза в год в соответствии с педагогическим мониторингом. Отчет об исполнении заслушивается один раз в год на итоговом педагогическом совете ДОУ. |
Пояснительная записка
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, введением нового ФГОС ДО, стандартизация содержания дошкольного образования призвана обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе, а это значит, наша главная задача - выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребёнка соответствующим образом. Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры. Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Абстрактное логическое мышление предполагает развитие интеллектуальной готовности дошкольника к школьному обучению в первую очередь через формирование элементарных математических представлений.
Работа по организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, логическое мышление. Программа кружковой работы составлена на основе методических пособий "Математика от трёх до семи", "Игровые занимательные задачи для дошкольников" З.А.Михайловой, "Сказочные лабиринты игры" В.В.Воскобовича, "Развивающие игры в ДОУ" Г.М. Бондаренко. Главными путями реализации программы кружковой работы является игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет, построенная на основе познавательных и развивающих игр и упражнений с цифрами, знаками, геометрическими формами, самостоятельной детской деятельности, решении логических задач и головоломок, математических конкурсов, применении эффективных учебно-игровых пособий (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, модели, пособия Воскобовича, "Математический планшет" и др.), работа в рабочих тетрадях Е.В.Колесниковой "Я решаю логические задачи", "Геометрические фигуры". Дети включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математическое отношение и зависимости любым доступным способом. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.
Цель: Формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи:
1.Способствовать развитию познавательного интереса. желания и потребности узнать новое.
2. Способствовать развитию наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения ).
4. Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму познания, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Сформированы познавательные логические универсальные учебные действия в интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
2. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
Учебный план реализации программы кружка.
Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Количество НОД в год |
1 | 4 | 32 |
Календарно-тематическое планирование работы с детьми 5-6 лет.
Программные задачи | Методические приёмы |
1неделя: Развитие комбинаторских способностей путём комбинирования цвета и формы. | Игра «Обручи» , игровые упражнения «Моделируем прямоугольник», "Подбираем крышу к домику (палочки Кюизенера). «Найди пару» |
2неделя: Развитие наблюдательности, творческого воображения, умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму. | Игра - конструирование "Дом и мебель для матрёшки" (палочки Кюизенера), игровое упражнение "Найди лишнюю фигуру", «Развесь ключи». |
3неделя: Развитие сообразительности, смекалки; умение составлять геометрические фигуры из определённого количества счётных палочек, высказывать предположительное решение, догадываться. | Игры "Отгадай последнее слово", "Четвёртый лишний", игра – головоломка: «Составь фигуру из счётных палочек». «Находилки» «Найди кусочки» |
4неделя: Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты. | Восстановление рисунка по точкам, игра-головоломка "Сложи квадрат". «Проверни и найди кусочки» |
5неделя: Развитие аналитической деятельности, упражнять в умении решать задачи путём целенаправленных проб и обдумывания хода решения. | «Головоломки со счётными палочками", игровое упражнение "Найди отличия". «Пиксельмания» |
6неделя: Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, развитие творческого воображения. | Игра «Заполни пустые клетки», «Танграм». «Алгоритмы по клеточкам» «Гирлянда» |
7неделя: Развитие воображения, логики мышления и действия. | Игра - головоломка "Пифагор", игровое упражнение "Найди два одинаковых предмета". «Подарки» |
8неделя: Развитие мышления сообразительности, смекалки, конструктивных умений, ориентации на плоскости. | Игра "День рождения куклы Кати" (игровизор), игра - конструирование "Собачка", "Кошечка" (палочки Кюизенера., «Контурные прятки» |
9неделя: Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, ориентации на плоскости листа бумаги в клетку. 10неделя: Развивать геометрическое и пространственное воображение, логическое внимание, зрительную память, осваивать числа и фигуры. | Игровое упражнение"Лабиринт", графический диктант "Собачка" (игровизор). «Ниточки» Игры Воскобовича " Восьмёрка", "Квадрат - домино". «Бусины» |
11неделя: Развитие мелкой моторики рук, способности ориентироваться на плоскости, считать предметы по порядку, соотносить цифру и количество. | Игра "Волшебная страна чисел и знаков", игра Воскобовича "Кораблик", лото "Цифры". «Домики» |
12неделя: Развитие умения анализировать, ориентироваться на плоскости, логического мышления | Игра "Реши головоломку"(счётные палочки), знакомство с пособием "Математический планшет". «Грузовичок» |
13неделя: Развитие умения ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить. | Игра "Проложи маршрут" (с пособием "Математический планшет"), игра "Дом, который построю я" (из 8 треугольников). |
14неделя: Развитие умения различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве. | Игра "Обручи" (блоки Дьениша), игровое упражнение "Дни недели" (по кодовым карточкам). |
15неделя: Развитие мелкой моторики рук, способности ориентироваться на плоскости, считать предметы по порядку, соотносить цифру и количество, решать простые арифметические примеры. | Игра "Волшебная страна чисел и знаков", игра Воскобовича "Кораблик", игра "Занимательные карточки". «Постройка» |
16неделя: Развитие умения ориентироваться на плоскости, анализировать, подбирать палочки нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру предмета. | Игра"Рисуем цветными палочками" (палочки Кюизенера), игра "Кто больше назовёт отличий", "Восьмёрка". «Числовые змеи» |
17неделя: Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ, развитие конструктивных способностей. | Практическая деятельность "Построим куб из палочек и пластилина", работа в рабочих тетрадях "Я решаю логические задачи- «Вам письмо». |
18неделя: Вызывать желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. | Игра - развлечение: "Вырежи снежинку", "Составь робота из геометрических фигур", игра "Отгадай загадку" (математического содержания) |
19неделя: Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения составлять целое из частей. | Игры «Сердечко», «Колумбово яйцо», решение задач - шуток. |
20неделя: Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения. 21неделя: Развитие пространственного мышления, комбинаторских способностей. | Игра - конструирование "Поезд", "Лесенка широкая и узкая" ( палочки Кюизенера), игры "Кто запомнит", "Кого не хватает". Игра "Построй ракету" (математический планшет), игра "Поиск девятого", "Пифагор". |
22неделя: Развитие творческого воображения, логического мышления, умения предвидеть результаты деятельности, работать по схеме. | Игра "Дорисуй"(игровизор), игра "Собери стрекозу"(блоки Дьениша), игра"Ассоциации". «Тележки сбагажом» |
23неделя: Развитие произвольного внимания, зрительной памяти. | Игры с картинками «Чем похожи и чем отличаются»,«Что изменилось», работа в рабочих тетрадях "Я решаю логические задачи"- «Чей богаж» |
24неделя:Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам. | Игра - развлечение "В королевстве Сладкоежек": игровое упражнение "Пройди в ворота", "Колумбово яйцо", "Найди пару", "Таблица с 9 предметами". |
25неделя: Развитие навыков вычислительной деятельности, умение умения устанавливать зависимость между количеством и числом. | Настольно-печатная игра «Аппликация», игра Воскобовича "Кораблик". «За покупками» |
26неделя: Развитие умения ориентироваться на плоскости листа бумаги в клетку. | Игра "Превращения волшебного квадрата" (квадрат Воскобовича),работа в рабочей тетради Колесниковой "Я решаю логические задачи". |
27неделя: Способствовать освоению геометрическими понятиями: точка, прямая линия, отрезок, луч. | Игровая обучающая ситуация "Путешествие в страну Геометрию" ("Сказка про фиолетовый лес"), работа на игровизорах. |
28неделя: Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки. | Игры с блоками Дьенеша: «Транспорт» по схемам, словесно – логические упражнения «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово». |
29неделя: Развитие умения ориентироваться ближайшем окружении, пользоваться планом-картой, находить спрятанный предмет на участке детского сада. | Игра "Найди клад". «Лабиринт» |
30неделя: Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий. | Игра «Посуда" (палочками Кюизенера), работа в тетрадях Колесниковой "Геометрические фигуры" - преобразование геометрических фигур в предметы. |
31неделя: Развитие умения делить целое на части, воссоздавать предмет из частей. | Игра "Волшебный круг", игры-головоломки со счётными палочками, Игры "Четвёртый лишний", "Перевёртыши", "Угадай предмет по силуэту". |
32неделя: Доставить детям радость и удовольствие от игр познавательной направленности, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявлять настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. | Вечер развлечений (соревнование двух команд) "Путешествие в страну чудес": "Пройди лабиринт", "Отгадай загадку - шутку", игры "Составь картинку", "Составь число из двух чисел", "Сложить из игры "Колумбово яйцо" черепаху", итог игры. |
Календарно-тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет.
Программные задачи | Методические приёмы |
1неделя: Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы. | Игры «Готовимся к поиску Антлантиды»,«Отгадай название подводной лодки" (кубики "Сложи узор"). |
2неделя: Развитие наблюдательности, творческого воображения, умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму. | Игры "Отгадай последнее слово", "Найди недостающую фигуру", "Составь" (кубики "Сложи узор") |
3неделя: Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки; умение анализировать свойства изображений, воссоздавать силуэты, выделять закономерности. | Игра "Найди такой же предмет", "Вьетнамская игра - волшебный круг", "Найди недостающую кошку", игра "Где сокровища" (игровизор) |
4неделя: Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты. | Восстановление рисунка по точкам, решение логических задач, игра "Обручи" (блоки Дьенеша). |
5неделя:Планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в результате преобразования. | «Головоломки со счётными палочками", игровое упражнение "Полминутки для шутки", игра "Построй дом по схеме" (блоки Дьенеша). |
6неделя: Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, развитие творческого воображения. | Игра "Танграм", игра "Заполни пустые клетки", решение ребусов. |
7неделя: Развитие воображения, логики мышления и действия. | Развлечение: "Решим воз задач, отгадаем воз загадок, рассмотрим три воза рисунков». |
8неделя: Развитие мышления сообразительности, смекалки, конструктивных умений, ориентации на плоскости. | Игра "Лабиринт" (игровизор), игра "Кубики для всех", "Уникуб", "Сложи узор"(работа по подгруппам), решение логических задач. |
9неделя: Развитие комбинаторных способностей, упражнять в умении различать порядковый и количественный счёт, составлять числа из двух меньших. | Игра "Кораблик" (Воскубовича), игра "Занимательные картинки", игра "Какие лесенки умеет строить Незнайка" (палочки Кюизенера). |
10неделя: Развитие умения анализировать, ориентироваться на плоскости, мышления. | Игра "Построй замок по схеме" (блоки Дьениша), игра "Найди выход". |
11неделя: Развитие умения ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить. | 11. Игра "Проложи маршрут" (с пособием "Математический планшет"), игра "Собери предмет" (из 8 треугольников). |
12неделя: Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческого воображения, речи, мышления. | Игра "Пройди по тропинке" (работа по схеме), «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками). |
13неделя: Развитие умения ориентироваться на плоскости, анализировать. | Игра "Реши кроссворд", игра "Сложи квадрат". |
14неделя: Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ, развитие конструктивных способностей. | Работа в рабочих тетрадях "Геометрические фигуры", конструирование из "ЛЕГО". |
15неделя: Вызывать желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. | Развлечение: "Вырежи снежинку","Составь робота из геометрических фигур", "Кубики для всех", "Головоломка со счётными палочками", "Отгадай код". |
16неделя: Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения составлять целое из частей. | Игры «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо», игра "Найди лишний предмет". |
17неделя: Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения. | Игры «Лебедь», «Составь число» (палочки Кюизенера), игры "Кто запомнит", "Кого не хватает". |
18неделя: Развитие пространственного мышления, комбинаторских способностей. | Игра "Построй ракету" (математический планшет), игра "Поиск девятого", "Архимедова игра". |
19неделя: Развитие творческого воображения, логического мышления, умения предвидеть результаты деятельности. | Игра "Придумай логическую задачу", игра "Вьетнамская игра - волшебный круг", головоломка "Сердечко". |
20неделя: Развитие произвольного внимания, зрительной памяти. | Игры с картинками «Чем похожи и чем отличаются»,«Что изменилось», работа в рабочих тетрадях "Я решаю логические задачи". |
21неделя: Развитие зрительной памяти, ориентировки на плоскости листа бумаги в клетку. | Графический диктант. |
22неделя: Доставить детям радость и удовольствие от игр познавательной направленности, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. | Развлечение "Путешествие в страну чудес". |
23неделя: Развитие навыков вычислительной деятельности, умение различать порядковый и количественный счёт. | Игры "Кораблик" , "Восьмёрка"Воскубовича игровая ситуация "Кубарик спешит на помощь". |
24неделя: Развитие навыков вычислительной деятельности, умение умения устанавливать зависимость между количеством и числом, | Настольно-печатная игра «Аппликация», игра «Алгоритм», работа в рабочей тетради "Геометрические фигуры" Колесниковой.. |
25неделя: Освоение понятий: точка, прямая линия, отрезок, луч. | Игровая обучающая ситуация "Путешествие в страну Геометрию" (игровизор). |
26неделя:Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки. | Игры с блоками Дьенеша: «Транспорт» по схемам, игра "Размышляй-ка". |
27неделя: Развитие умения ориентироваться ближайшем окружении, пользоваться планом-картой, находить спрятанный предмет на участке детского сада. | Игра "Найди клад". |
28неделя: Развитие умения преобразовывать геометрические фигуры в предметы, составлять числа из двух меньших. | Игра "Кто в домике живёт" (палочки Кюизенера», работа в тетрадях "Геометрические фигуры" . |
29неделя: Развитие умения делить целое на части, воссоздавать предмет из частей. | Игра "Волшебный круг", "Сложи квадрат", "Четвёртый лишний". |
30неделя: Развитие умения решать задачи на основе мыслительного анализа путём выдвижения гипотезы и проверки её. | Игры - головоломки со счётными палочками, игра "Перевёртыши", "Угадай предмет по силуэту". |
31неделя: Развитие пространственного мышления, комбинаторских способностей, умение работать по схемам. | Игра "Квадрат Воскобовича", игра "Математический планшет", игра "Лабиринт" (блоки Дьениша). |
32неделя: Определение уровня умственного развития детей по реализации программы | Игра "Маленький эрудит". |
Педагогическое обследование оценки основных показателей усвоения программы "Занимательная математика" проводится по методике Л.Ф.Тихомировой "Определение обобщающих понятий" и методике Э.Ф.Замбицамчене "Определение уровня умственного развития старших дошкольников".
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень. Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и подгруппе.
Средний уровень. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в подгруппах.
Низкий уровень. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.
Варианты диагностического обследования детей.
«Определение обобщающих понятий» автор Л.Ф.Тихомирова.
Ребёнку предлагается один из наборов, в каждом из которых 10 слов.
Задание ребёнку: дать определение каждому из предлагаемых слов.
1. Школа, больница, автобус, самолёт, сапоги, пальто, карандаш, хлебница, чашка, слива.
2. Улей, берлога, автомобиль, троллейбус, ботинки, рубашка, ручка, маслёнка, яблоня, тарелка.
3. Аквариум, скворечник, трамвай, теплоход, фломастер, кроссовки, тетрадь, куртка, сахарница, груша.
На то, чтобы дать определение для каждого слова, отводится 30 секунд. За каждый правильный ответ даётся один балл. Если ответ ребёнка не совсем точен, даётся 0,5 балла. Исследователь должен быть уверен, что ребёнок знает предлагаемое слово. Только после этого его просят самостоятельно дать определение.
Оценка результата: Максимальное количество баллов — 10, минимальное — 0. При повторном проведении исследования детям даётся 2-ой и 3-ий набор слов.
8-10 баллов — высокий уровень развития.
4-7 баллов — средний уровень развития.
1-3 балла — низкий уровень развития.
«Определение уровня умственного развития старших дошкольников» (Э.Ф.Замбицавичене)
Тест состоит из 4-ёх субтестов.
Ø Исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний.
Ø Исследование операций обобщения, способности выделить существенные признаки предметов.
Ø Исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Ø Выявление умения обобщать.
Пробы для ребёнка читаются вслух.
Субтест №1.
Выберите одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 7) месяцев.
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Самая большая птица (ворона, страус, воробей, сокол, орёл).
6. Розы – это (фрукты, овощи, цветы, дерево).
7. Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днём).
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
10. Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия).
Субтест №2.
В каждой строке даны пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его.
1. Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Томск, Новосибирск, Москва, Новокузнецк, Кемерово.
5. Тополь, берёза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, указка, прямоугольник, квадрат.
7. Иван, Сергей, Нестеров, Никита, Андрей.
8. Число, плюс, минус, равно, неравно.
9. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Субтест №3.
В первом примере дана пара слов, которые находятся в определённой связи между собой.
Для второго слова необходимо подобрать одно из пяти слов, приведённых в скобках, так, чтобы они находились в такой же связи.
1. Огурец – овощ;
Георгин – (сорняк, роса, садик, цветок, земля).
2. Учитель – ученик;
Врач – (почки, больные, палата, термометр, больница).
3. Огород – морковь;
Сад – (забор, скамейка, яблони, колодец, собака).
4. Цветок – ваза;
Птица – (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).
5. Перчатка – рука;
Сапог – (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).
6. Тёмный – светлый;
Мокрый – (солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный).
7. Часы – время;
Термометр – (стекло, температура, кровать, больной, врач).
8. Машина – мотор;
Лодка – (река, моряк, болото, парус, волна).
9. Стул – деревянный;
Игла – (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).
10. Стол – скатерть;
Пол – (мебель, доска, гвозди, ковёр, пыль).
Субтест №4.
Эти пары слов нужно назвать одним названием.
1. Метла, лопата – 6. Шкаф, диван —
2. Окунь, карась – 7. День, ночь —
3. Лето, зима – 8. Слон, муравей —
4. Огурец, помидор – 9. Июнь, июль —
5. Сирень, шиповник — 10. Дерево, цветок —
Оценка результатов тестов.
За правильный ответ после первой попытки– 1 балл. Если ответ неверный, предлагается подумать. За правильный ответ после второй попытки – 0,5 балла.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ребёнок – 40.
32 - 40 баллов — высокий уровень развития.
20 - 31 балл — средний уровень развития.
1 - 19,5 балла — низкий уровень развития.
Педагогическое обследование "Определение уровня умственного развития старших дошкольников проводится по методикам Л.Ф.Тихомировой и Э.Ф.Замбицамчене ".
Фамилия, имя ребёнка | Определение обобщающих понятий | Общий запас знаний | Способность выделять существенные признаки | Способность устанавливать логические связи и отношения между предметами | Умение обобщать | Вывод |
Список литературы.
1. Г.М.Бондаренко "Развивающие игры в ДОУ" - "Метода"Воронеж, 2013г.
2. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова "Математика в старшей группе" - ТЦ "Учитель", Воронеж, 2004г.
3. Л.Д.Комарова "Как работать с палочками Кюизенера?" - Москва, 2008г.
4. "Развивающие игры Воскобовича"- Санкт-Петербург, 2014г.
5. Т.Г.Харько, В.В.Воскубович "Сказочные лабиринты игры" - Санкт-Петербург, 2007г
6. Михайлова З.А., 4. Никитин Б.П. «Математика от трёх до шести» — Санкт-Петербург, 1997.г
7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» — пособие. Санкт – Петербург, 2002г.
8. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»
9. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
10. Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
11. Л.Г.Петерсон, Е. Е. Кочемасова "Игралочка". Москва, 2003г.
Приложение
Игровая обучающая ситуация "Путешествие в страну геометрию".
Дидактические задачи:
-закреплять знания о геометрических фигурах ( «Познание»);.
-закреплять умения составлять задачи по картинкам и решать их («Познание»);
-практическое овладение детьми нормами речи («Коммуникация»);
-развивать навыки взаимодействия детей друг с другом («Социализация»);
-развивать двигательную активность детей («Физическая культура»).
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к познавательной деятельности;
-воспитывать умение слушать и выполнять работу самостоятельно;
-развивать активность.
Материалы и оборудование:
геометрические фигуры, картинки для составления задач, цифры, знаки неравенства, картина с изображением лесной полянки, картинки животных, запись стихов на диске, запись музыки для физкультминутки, письмо от «Кубарика».
Логика образовательной деятельности:
Воспитатель сообщает детям, что получено письмо от знакомого им всем Кубарика из страны Геометрии, читает письмо: «Дорогие ребята, я шлю вам большой привет, а еще сюрприз. Вы скоро пойдете в школу, и мне очень хочется узнать, как вы готовы к школе. Если вы пойдете по стрелкам, выполняя задания, то обязательно найдете мой сюрприз.
Ваш Кубарик.»
1 задание.
-Узнай фигуру (овал)
-На фигуре лежит карточка с заданием – назови четные числа до 20, если верно назвали, то услышите стихотворение об этой фигуре.
2 задание.
-Назови фигуру (круг)
-Придумай задачу по картинке и реши ее, если ответ верен, то услышишь подтверждение стихотворением о круге.
3 задание.
-Узнай фигуру (треугольник).
-Размести зверушек на полянке правильно и услышишь стихотворение о треугольнике.
4 задание.
-Назовите фигуру (овал).
-Поставь знаки неравенства и равенства правильно
4 5, 8 9, 4 4, 7 3, 5 6 и услышишь стихотворение об овале.
5 задание.
-Следующую фигуру узнаем, когда пройдем лабиринт.
В середине лабиринта сюрприз - шоколадки прямоугольной формы.
Загадка о прямоугольнике.
Рефлексия
-Как нас запутал «Кубарик»?
-Что понравилось?
Примечание: задания читают дети, во время ходьбы по стрелкам, ведущие- дети всегда меняются.
Итоговая обучающая ситуация «Кубарик спешит на помощь»
в подготовительной к школе группе
Дидактические задачи
«Познание»
-Закреплять знания детей о количественном счете.
-Закреплять умения ориентироваться в пространстве.
-Продолжать закреплять знания о живой природе.
-Закреплять умения решать задачи.
«Коммуникация»
-Практическое овладение детьми нормами речи.
-Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.
-Активизировать словарь детей
Слева, справа, прямо, внизу, сверху, задача, решение, загадка.
Воспитательные задачи
-Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
-Воспитывать умение слушать и выполнять работу самостоятельно.
Материал и оборудование
Панно с изображение лесной полянки, лягушка-игрушка, клубочек, шапочка зайца, забор, изображение зайцев за забором, болото из зеленой ткани, тетради по математике Колесниковой и карандаши.
Логика образовательной деятельности:
1. Дидактическая игра «Угадай на что похоже?»
Детям предлагается внимательно посмотреть на свои картинки, подумать: на какую геометрическую фигуру ваш предмет похож и найдите свое место за столом.
/пока дети ищут сходство между геометрической формой и формой предмета и садятся на свои места звенит колокольчик, неожиданно появляется Кубарик грустный-грустный, с темным конвертом в руках, на конверте портрет Бабы-Яги/
Кубарик объясняет причину своего грустного настроения: он спешил к ребятам сегодня, чтобы поздравить с окончанием учебного года, готовил поздравления, подарки. Но злая Баба Яга их утащила. Кубарик просит помощи у детей: вернуть подарки, помочь ему в беде.
2.«Путешествие к Бабе Яге»
/ звучит музыка, дети встают со стульев и отправляются к опушке леса/
- Ребята, посмотрите зайчик, такой пушистый, да он кого-то ищет. Зайка ты кого ищешь?
Зайка
Я со своими друзьями играл в прятки, досчитал до 5, они спрятались, а я их найти не могу. Помоги найти моих друзей.
Дети
Да вон они за забором спрятались, одни ушки торчат.
Зайка
А сколько их там спряталось? Помогите сосчитать? И сколько нас всего играло в прятки?
/ дети считают ушки, уточняют, что у одного зайчика их два/
Дети
- 8 ушек, значит, четыре зайчика спрятались за забором. А всего пять зайчиков играло в прятки.
Зайчик
- А как вы узнали?
- давайте, ребята, поможем зайчику ответить на этот вопрос, составим задачу.
Был 1 зайчик да еще 4 спряталось за забором, сколько всего ? Пять.
/ дети записывают решение задачи с помощью цифр и знаков/
Зайчик
- Молодцы, ребята! За то, что вы умеете так хорошо решать такие трудные задачи, я подарю вам волшебный клубочек. Куда он покатится, туда и вы ступайте.
/зайчик катнул клубочек, он покатился к лесу, звучит музыка, дети идут за ним/
-Посмотрите, ребята, клубочек привел нас на опушку леса.
Панно с изображением лесной полянки расположено на стене.
Вопросы:
- Кто сидит в левом верхнем углу?
- Кто сидит внизу?.
- Где находится лиса?
- Кто бежит в правом нижнем углу?
- Что изображено в центре лесной полянки?
Воспитатель обращает внимание на корзинку в лапах лисы, в корзинке у нее записка, в которой лежит схема дальнейшего пути, и имя того, кто ждет ребят.
Загадка о лягушке
Не зверь, и не птица, всего боится.
Половит мух – и в воду – плюх!
Дети приходят на лесное озеро, где их встречает царевна-лягушка со стрелкой. Стрела должна указать, где находится избушка бабы Яги. Но отдаст она ее ребятам в том случае, если они выполнят задания в тетрадях. Дети садятся и выполняют задание ( стр. 31 тетрадь )
Лягушка отдает стрелу, она показывает , в каком направлении надо идти к избушке Бабы Яги. Дети подходят к избушке, дразнят ее, пытаясь выманить из избушки. Баба Яга выходит, просит ребят развеселить ее, тогда она отдаст подарки. Все пляшут, Баба Яга отдает подарки.
Рефлексия
- Что интересного было в нашем путешествии?
- Где мы сегодня побывали?
Игровая ситуация "Превращения волшебного квадрата".
Дидактические задачи: Познакомить детей квадрата трансформироваться бесчисленное количество раз; закрепить понятие диагональ; развивать фантазию, воображение; упражнять кисти рук с целью развития мелкой моторики.
Материал: Разноцветные геометрические фигуры для ковролина, игра "Квадрат Воскобовича".
Содержание логической деятельности:
1. "Сказка о волшебном квадрате". В самом обыкновенном городе жила совсем обыкновенная семья: мама-трапеция, папа-прямоугольник, их сынишка-квадрат. У квадрата был дедушка-четырёхугольник (по ходу рассказа выставляются фигуры). Дедушка жил далеко, и часто писал письма. Вот однажды он написал письмо, в котором спрашивает: кем хочет стать его любимый внук? Мама с папой ушли на работу, а квадрат остался один, подошёл к зеркалу, осмотрел себя и сказал: "Интересно, а кем я могу стать?" На него смотрел обыкновенный квадрат с равными сторонами и равными углами. "Всюду одинаковый и ничем не примечательный", - с грустью подумал квадрат.
Дети, действительно ли это так? Сможем ли мы помочь ему измениться и превратить его в какой-нибудь предмет?
2.Игра "Квадрат Воскобовича". Посмотрите, у меня в руках тот самый квадрат. Он пришёл не один: перед вами на столах его близнецы-квадратики, наши помощники. Внимательно рассмотрите квадрат, он состоит из отдельных треугольников, которые соединены равными дорожками, самые длинные - диагонали. Одна диагональ начинается в левом верхнем углу и заканчивается в правом нижнем, а другая в правом верхнем начинается и заканчивается в левом нижнем. Найдите их и проведите пальчиком. Посмотрите, уголки моего квадрата пришли в движение, и он сложился. Что получилось? (Домик). Сложите себе такой же домик.
Квадрат решил ответить на дедушкино письмо. Он знал, что обычно письмо отправляют в конверте. Помогите нашему квадрату превратиться в конверт. Кто смог бы пронести письмо через кустарник? (Мышка) Почему? (Она не боялась колючек, низко наклонялась, легко пробиралась сквозь ветки и быстро бежала). Дети складывают мышку из квадрата. Почему мышка может не донесла письмо? (Чуть не съела, т.к. чесались зубки)
Тогда квадрат решил превратиться во что-нибудь более надёжное, чтобы можно было шагать по дорожке. В кого он превратился? (В башмачок). Шёл, шёл башмачок, да чуть не утонул, потому что подошёл к реке. В кого или во что нужно превратиться квадрату? Дети выполняют превращения - лодка. На лодке так и не удалось добраться до другого берега. Кто помешал? (Лягушки прыгали в лодку и стали её раскачивать, лодка потеряла управление и стала крутиться на месте). Пришлось квадрату из лодки срочно превратиться в рыбку, но рыбке было тяжело нести письмо и наш волшебный квадрат превратился в самолёт. Самолёт взлетел и понёс письмо прямо к дедушке.
Да, квадрат действительно был необыкновенным, так много удивительных приключений-превращений с ним произошло. Это квадрат - трансформер, ещё раз внимательно рассмотрите его, в нем прячется ещё один квадрат, найдите и выложите его. Что для этого надо сделать? (Опустить уголки самого большого квадрата) Сколько квадратов меньшего размера спряталось в этом квадрате? (4) Сколько треугольников входит в каждый маленький квадрат? (2) Сосчитайте все квадраты? (16) А теперь попробуйте сложить квадрат пополам разными способами. Какие фигуры получились? (Треугольники, прямоугольники)
Вы любите превращения? А знаете, они часто начинают происходить, когда мы по-разному смотрим на один и тот же предмет. Посмотрите, что это? (Воспитатель делает башмачок, затем переворачивает его и получается птица)
Попробуйте сами сделать любой предмет из квадрата, можно использовать схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»
Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
конспект по математике " Юный математик"
Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...
Конспект занятия по математике. "Путешествие в страну МАТЕМАТИКА".
В помощь воспитателям....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.
Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам "Королевы математики"...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...