Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
статья по математике

Талолина Юлия Дмитриевна

 В статье говорится об особенностях формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_femp.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков, а также развитие логического мышления и познавательных способностей.

Математическое развитие дошкольников определяется качественными изменениями в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в итоге формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

При систематическом обучении математике дошкольники осваивают специальную терминологию: названия чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементы фигур (сторона, вершина, основание) и т. п.

Большое внимание в математической подготовке детей дошкольного возраста уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, развитию представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. Происходит также обучение дошкольников счету, развитие представлений о количестве и числе в пределах первого десятка.

Такой комплекс задач включен в программу математического развития, обеспечивает более глубокое понимание детьми дошкольного возраста количественных и других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления. Одновременно все это способствует умственному развитию дошкольников и успешной подготовке их к обучению в школе.

Целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями, является составляющей формирования элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений ставит своей целью не только подготовку к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

В организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений воспитатели используют разнообразные методы такие, как: указание и объяснение, образец, вопросы детям, ответы детей, подвижные игры, беседа, дидактические игры и упражнения, рассказ, показ реальных предметов, картин, описание и др.

В течение всего учебного года дети упражняются в счете. С большим интересом дети выполняют задания в дидактических играх: «Что изменилось?», «Найди ошибку», «Чудесный мешочек», «Считай дальше», «Считай – не ошибись», «Кто быстрее назовет», «Сколько», «Поймай мяч» и др.

Одна из главных задач в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – осуществить математическую подготовку детей и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. Комплексное использование всех методов и приемов, а также форм обучения способствуют ее успешному решению. Возраст детей и индивидуальные особенности каждого ребенка необходимо учитывать при организации и проведении занятий по формированию элементарных математических представлений.

К общедидактическим принципам, составляющим основу методики обучения математике, относятся:

  • систематичность;
  • последовательность;
  • постепенность;
  • индивидуальный подход;
  • научность;
  • доступность;
  • непрерывное повторение материала.

Программы обучения и воспитания в ДОО и в начальной школе по математике имеют преемственную связь. К отставанию по математике в школе может привести то, что ребенок плохо усвоил какое-либо правило или понятие в детском саду. Поэтому задача воспитателя - включить дошкольников в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого он должен хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала, а также их мотивацию.

Учет индивидуальных особенностей детей при проведении образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений позволяет не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, а также обеспечить активное участие всех детей в общей работе. Это способствует развитию внимания и умственных способностей дошкольников, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных детей, воспитывает целеустремленность, настойчивость и другие волевые качества.

Воспитатель должен стараться развить у детей дошкольного возраста способности к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. В организации образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений все эти вопросы воспитатель решает с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

Образовательную деятельность у детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений воспитатель осуществляет на занятиях и вне их 1-2 раза в неделю. Как правило, несколько занятия объединяются одной темой. Каждое занятие обязательно должно содержать физкультурную минутку для снятия умственного и физического напряжения, протяженностью 1-3 минуты. Такие перерывы включают в себя динамические упражнения с речевым сопровождением или пальчиковую гимнастику, или упражнения на релаксацию, или упражнения для глаз. На каждом занятии дошкольники выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у них математических знаний.

Таким образом, при планировании организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, преемственность образовательных программ, степень усвоения программного материала детьми, а также сочетать различные виды детской деятельности, методы, приемы и формы ее организации.

Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2013. - 210 с.

Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3. - С. 23-29.

Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. / Т.И. Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 2015. - 210 с.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2002. - 494 с.

Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 2000. - 368 с.

Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. - М., 1990. - 96 с.

Алябьева Е. И., Кочанжи М. В., Дикарёва Д. В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является ра...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....