Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша"
методическая разработка по математике
Логические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития дошкольника. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка. На основе этих фигур можно предлагать ребятам множество вариантов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, спортивных) с увлекательным сюжетом и различными задачами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.03 КБ |
![]() | 638.23 КБ |
![]() | 189.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша -универсальный дидактический материал формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста»
План проведения мастер-класса:
1.Знакомство с блоками Дьенеша.
2.Практические игры и упражнения с блоками.
3.Рефлексия.
Оборудование: ноутбук, проектор, блоки Дьенеша, карточки, альбомы серии «Блоки Дьенеша».
Слайд 1
Добрый день уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию мастер класс на тему: «Логические блоки Дьенеша -универсальный дидактический материал формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста»
Слайд 2
Ознакомление воспитателей с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша и формами работы.
Слайд 3
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому главной формой организации детской деятельности является игра. С детьми нужно и важно играть.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач.
В связи с этим особое внимание необходимо уделить проблеме развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Поэтому перед нами педагогами стоит задача поиска альтернативных форм и методов работы с детьми. Обучение должно предполагать индивидуальный подход, а именно применение дифференцированных заданий и упражнений разной сложности.
Слайд 4
Золтан Дьенеш - всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии. Его считают создателем прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика».
Слайд 5
Одним из направлений работы с детьми в нашем образовательном учреждении являются развивающие игры - логические блоки Дьенеша.
Какие задачи, используя логические блоки в работе с детьми решаются? Задачи представлены на слайде.
Слайд 6
Методы и приёмы работы которые мы используем в своей работе (на слайде)
Слайд 7
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
а) блоки можно использовать и в непрерывной образовательной деятельности, обеспечивая наглядность, системность, доступность. Например, на интегрированных занятиях их можно использовать в работе по конструктивной деятельности.
б) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
б) настольно-печатных играх. Например, игра «Расставь блоки по местам». Для этого нужно изготовить игровое поле и дети должны расставить по нему блоки.
в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). Например, дети приходят в магазин. На товаре (кукле) висит ценник (форма – треугольник, цвет красный, маленький домик, тонкий человечек). Ребенок должен в качестве денег выбрать маленький, тонкий красный треугольник. Блоки Деньеша являются прекрасными заместителями предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а синий круг прекрасным пирожным в сюжетно-ролевой игре «День рождение». Тем самым вместе с детьми можно придумать много разных игр.
Слайд 8
Что же представляют из себя блоки Дьенеша?
Логический набор состоит из 48 геометрических фигур.
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.
Слайд 9
Карточки с символами
Начала я работу с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми формами организации работы с логическими блоками.
Слайд 10
Для детей младшего дошкольного возраста предлагаются самые простые задания:
- Покажи блок такого же цвета как этот.
- Найди блок такой же формы.
- Найди такой же блок по цвету и форме.
- Найди не такой блок по цвету.
- Найди такой же блок как этот по цвету и форме, но другого размера.
- Помоги животным разделить блоки.
- Работа по простым схемам.
Слайд 11
Предлагаю вам сейчас поработать с простыми схемами.
Слайд 12
Даля детей средней группы задания уже усложняются. Они знакомятся с символами и схемами.
Слайд 13
Игра: Цепочка (пример) - от произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения разнообразны:
- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера,толщины)
- чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру. Но разные по форме и т. д.
Слайд 14
С детьми 6-7 лет используются более усложнённые варианты. Еще одним интересным видом деятельности для детей является освоение декодирования. Здесь нужно по знакам-символам выбирать нужные блоки. Хорошо развиваются внимание, мышление и т.д.
Слайд 15
И сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Выкладываем дорожки».
Ход игры: Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.
Коллеги, что то мы с вами засиделись, предлагаю выйти на небольшую физкультминутку
«Кошки - мышки»
Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Ну, что все готовы!
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.
Спасибо, присаживайтесь на стульчики
Слайд 16
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.
Слайд 17
Рефлексия:
Вот и посмотрели мы с вами несколько вариантов работы с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
1) В подвижных играх.
2) Настольно-печатных играх.
3) В сюжетно-ролевых игах.
Итогом нашего мастер-класса будет ваш ответ на сколько полезным и интересным для вас показался мастер-класс. Для этого проведем игру. На слайде показаны схемы блоков и объяснения к ним. Если вы считаете, что на мастер-классе ничего нового не узнали, значит поднимает блок, соответствующий первой схеме. Если чуть-чуть дополнили свои знания по данной теме, то поднимаете блок, соответствующий второй схеме и т. д.
Очень много заданий можно найти в специальных альбомах серии «Блоки Деньеша», которые являются составной частью игрового методического комплекса.
Вы можете сегодня взять этот материал на свои флешки. (Предложить ознакомиться).
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Ознакомление воспитателей с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша и формами работы.
Актуальность Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач. В связи с этим особое внимание необходимо уделить проблеме развития интеллектуально - творческого потенциала ребёнка. Поэтому перед нами педагогами стоит задача поиска альтернативных форм и методов работы с детьми.
Золтан Пал Дьенеш Венгерский математик, психолог и педагог. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
Задачи Развиваем логическое мышление. Формируем представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания). Развиваем умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать. Знакомим с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развиваем пространственные представления. Развиваем умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Воспитываем самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развиваем познавательные процессы, мыслительные операции. Развиваем творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) трёх цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
- форма - размер - цвет - толщина Знакомятся с карточками символами свойств
Методы и приёмы работы
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность , системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков , дорожек, лабиринтов); В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места. В предметно-развивающей среде (ИЗО - деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры ).
Логические блоки Дьенеша Начала я работу с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть : выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми формами организации работы с логическими блоками.
Для детей младшего дошкольного возраста предлагаются самые простые игры Покажи блок такого же цвета как этот. Найди блок такой же формы. Найди такой же блок по цвету и форме. Найди не такой блок по цвету. Найди такой же блок как этот по цвету и форме, но другого размера. Помоги животным разделить блоки. Работа по простым схемам .
Для детей среднего возраста задания идут на усложнени е. Они знакомятся с символами и схемами. Игра "Цепочка " От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.); в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Игра "Домино " В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. Ходить можно по-разному. Например: а) фигурами другого цвета (формы, размера); б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы; в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины); г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету); д ) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
С детьми старшего дошкольного возраста используются более усложнённые варианты. Еще одним интересным видом деятельности для детей является освоение декодирования. Здесь нужно по знакам-символам выбирать нужные блоки. Хорошо развиваются внимание, мышление и т.д. Например игра «Выкладываем дорожки».
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.
- Ничего нового не узнали Рефлексия Немного дополнили свои знания - Узнали много нового
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Блоки Дьенеша"
Тема: «В стране блоков и обручей»Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возрастаЗадачи: - Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать задачи по перемещению.- Учи...

Мастер-класс «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»
В данном материале представлена система работы с дошкольниками по использованию блоков Дьенеша....

Мастер – класс «Блоки Дьенеша для развития логического мышления».
Знакомство родителей с развивающей игрой «Логические блоки Дьенеша» для развития логического мышления....
Методическая разработка. Конспект мастер-класса " Блоки Дьенеша"
Мастер-класс создан для ознакомлегия родителей с интересным дидактическим материалом, блоками Дьенеша. Игры и упражнения с блоками позволяют развивать у детей психические познавательные процессы, мате...

Мастер класс "Блоки Дьенеша"
Цель: Максимально способствовать эмоциональному положительному взаимодействию родителя с ребенком, интеллектуальному, личностному развитию детей, их социальной адаптации....