Проект " Диагностика по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста"
проект по математике (старшая группа)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность проекта | 20.41 КБ |
диагностические задания | 58 КБ |
сводная таблица | 20.21 КБ |
справка | 13.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок»
Утверждено:
Заведующий МАДОУ
____________ Н.П.Фомина
«31» августа 2022г.
ПРОЕКТ
Диагностика по формированию элементарных математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста
(начало учебного года)
(срок реализации 1.09.2022-31.09.2022)
Воспитатель:
Шевченко О.А.
Август 2022г.
Название проекта: Диагностика по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: Исследовательский.
Возраст детей: 5 лет.
Руководители проекта: Воспитатели: Шевченко Ольга Анатольевна
Участники: Педагоги, дети.
Продолжительность проекта: Долгосрочный (сентябрь 2022).
Актуальность проекта: Ввиду внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос отслеживания качества дошкольного образования и индивидуального подхода к каждому ребенку. Необходимо грамотно подойти к вопросу диагностики уровней развития детей. В современном понимании, педагогическая диагностика – это система методов и приёмов, специально разработанных педагогических технологий, тестовых заданий, позволяющих определить уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребёнка дошкольного возраста. Главное ее назначение – анализ и устранение причин, порождающих недостатки в работе, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства.
В качестве основных направлений работы с детьми, можно выделить: определение склонности ребёнка, разработка индивидуальных маршрутов математического развития ребёнка, дополнительное образование.
Проблема:
Формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место.
Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала (стихи, знания из истории математики, задания на развитие логического мышления, математические праздники и развлечения). Элементы театральной математики, маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Цель проекта: Определение уровня развития детей по усвоению программного материала, наметить и разработать индивидуальные маршруты математического развития воспитанников с использованием дифференцированных заданий.
Задачи проекта:
- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам диагностики формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать сводную таблицу по итогам диагностирования.
- Составить аналитическую справку.
Методы и приёмы: регулярные наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации
Материально-техническое обеспечение:
Демонстрационный и раздаточный материал.
Предметно-развивающая среда.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
старшая группа
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
1. Умение счи-тать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными порядковыми числительными | 1. Дидактическое упражнение Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек). 2. Дидактическое упражнение Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.) | 1. Ребенок считает количество предметов в любой группе. Вопросы: - Посчитай солдатиков. Сколько их всего? - Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д. 2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п. | 3 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». 2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?». 1 балл — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов |
2. Умение срав-нивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов | Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал | Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов. - Сколько всего солдатиков? - Сколько матрешек?
| 3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы). 2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом. 1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может |
3.Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями | Диагностическая игра «Часть и целое». Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов | Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания:
- Какие это части? (Первая часть — куклы, вторая часть — мишки, третья — машины.)
- В какой части игрушек меньше? - Что можно сказать об этой части игрушек? Примечание. Можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм | 3 балла - ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого). 2 балла - ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях. После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть. 1 балл - ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями |
4.Умение сравнивать предметы различной величины | 1. Дидактическая игра «Построй солдат». Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте. 2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки». Материал: ленточки разной длины и ширины, 7-10 штук | Вопросы: - Что ты видишь на столе? -Посмотри, все ли солдатики одинаковы? - Чем они отличаются? Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий». | 3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты). 2 балла — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания. 1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок |
5.Знания о форме предметов | Дидактическая игра «Что где лежит?». Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Предметные картинки -мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос | Задания: - Рассмотри все геометрические фигуры и картинки. - Какие геометрические фигуры ты видишь? -Чем отличаются круг и овал от других фигур? - Соотнеси картинку с геометрической фигурой. -Разложи фигуры в ряд, под каждой из них | 3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку. 2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами. 1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок |
6.Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям | Игра «Встань там, где я скажу» | Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:
| 3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя. 2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям. 1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно |
7.Знания о днях недели, последовательности частей суток | 1. Дидактическая игра «Наш день». Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д. 2. Дидактическое упражнение | 1. Ребенок рассматривает картинки, изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: Задание: разложи картинки по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.) 2. Вопросы:
| 3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели. 1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов |
Высокий уровень - 20-24 балла; средний уровень- 13-19 баллов; низкий уровень- 8-12 баллов.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными порядковыми числительными | Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов | Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями | Умение сравнивать предметы различной величины | Знания о форме предметов | Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям | Знания о днях недели, последовательности частей суток | Нач. года | Кон. года | |
1.Акулова София | |||||||||
2.Артёменко Яков | |||||||||
3.Бойко Ангелина | |||||||||
4.Вазетдинов Артем | |||||||||
5.Гужавин Илья | |||||||||
6.Гусак Ефим | |||||||||
7.Журавлев Тимур | |||||||||
8.Коваленко Богдан | |||||||||
9.Коновалов Вячеслав | |||||||||
10.Кузнецова Валерия | |||||||||
11.Ламсаргис Артём | |||||||||
12.Лапенкоа Анна | |||||||||
13.Лисинскас Дмитрий | |||||||||
14.Мальшакова Мария | |||||||||
15.Пенягина Маргарита | |||||||||
16.Перминова Диана | |||||||||
17.Пономарев Влад | |||||||||
18.Роде Ярослав | |||||||||
19.Русакова Виктория | |||||||||
20.Смык Кира | |||||||||
21.Филиппов Богдан | |||||||||
22.Шахоткина Есения | |||||||||
23.Шихалева Полина |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
По результатам педагогической диагностики в старшей группе
Количество диагностируемых детей: 23
Дата проведения: сентябрь 2022 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Методы мониторинга: регулярные наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.
Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 5 лет
Всего детей в группе: 23 человек
Диагностируемые дети: 23 человек
Мальчиков: 12 человек
Девочек: 11 человек
Диагностика оценивалась четырем уровнями: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно (11человек);
Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого (6 человек);
Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого (5 человек);
Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи воспитателя (1 человек).
Высокий уровень – 18-21 баллов, средний уровень – 11-17 балла, низкий уровень – 7-10 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика диагностики игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
Проведение маниторинга выявлений игровых умений у детей старшего дошкольного возраста...
Диагностика уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством сказкотерапии. Мастер-класс.
Игровые упражнения №18. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди. Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть. Задачи:1.Преодоление барьеров общения в системе «ребе...
педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми
педагогическое сопровождение очень актуальное направление, предлагаю вашему вниманию пример сопровождения старшего дошкольника в ощении со взрослыми...
Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка содержит практический материал для проведения диагностики социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Диагностика моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Представлена методика изучения моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»
«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...