НОД по ФЭМП "Письмо из Простоквашино"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Трубицина Марина Сергеевна

Данная образовательная деятельность проводилась в конце учебного года средней группы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_srednyaya_gruppa_tnr.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

для детей среднего дошкольного возраста

 с ТНР (ОНР, ФФНР)

Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)

Интеграция образовательных областей: развитие речи, социально-коммуникативное

Вид занятия: по совершенствованию и применению полученных знаний, умений и навыков в решении практических и познавательных задач; в форме дидактических игр и упражнений.

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.

Тема: «Письмо из Простоквашино»

Задачи:

Образовательные:

-Продолжать упражнять в  счете до пяти, умении соотносить цифры с количеством;

-упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

-совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь;

-продолжать формировать навыки плоскостного конструирования с опорой на образец.

Коррекционно-развивающие:

-Обогащать словарный запах детей через развернутые ответы на вопросы;

-развивать фонетико-фонематическую и лексико –грамматическую  стороны речи посредством дидактических упражнений;

-развивать общую и мелкую моторику через плоскостное конструирование.

Воспитательные:

-Воспитывать уважительное отношение к отвечающим через выслушивание их ответа не перебивая;

-воспитывать усидчивость, трудолюбие путём выполнения всех заданий;

-воспитывать желание помочь друг другу.

Методы и приёмы руководства: вопросы, беседа, поощрение.

Материал:

Демонстрационный материал: письмо (формат А4 с изображением главных героев сказки); картинки с изображением частей суток; мяч; скворечники с изображением геометрических фигур (4 скворечника: один с красным кругом, один с зелёным треугольником, один с жёлтым квадратом, один с синим прямоугольником); схематичное изображение стрекозы для плоскостного конструирования (образец формата А 4);

Музыкальный материал: музыкальная колонка, произведение Е. Железновой «Вышли мышки как-то раз», весёлая фоновая музыка.

Раздаточный материал: 

-карточки с точками в пределах пяти (карточка формата А5, всего 5 карточек);

 -плоскостные геометрические фигуры (20 штук: 5 кругов красного цвета, 5 треугольников зелёного цвета, 5 квадратов жёлтого цвета и 5 прямоугольников синего цвета);  

-мячики-ёжики (массажные мячики в кол-ве 20 штук);

-счетные палочки (20 коробок).

Подготовка к занятию, предварительная работа: изготовление воспитателем дидактических пособий к занятию, чтение и обсуждение сказки Э.Успенского «Трое из Простоквашино», прослушивание аудиосказки с дальнейшим обсуждением «Каникулы в Простоквашино»; прослушивание различных мелодий с дальнейшим обсуждением их характера.

Ход занятия:

Организационно-мотивационная часть

(Проводится на стульях, которые расставлены в круг на ковре)

Воспитатель: «Ребята, давайте мы пожелаем соседу слева доброго утра или хорошего дня, передадим мяч и назовём его имя ласково. Давайте я начну: доброе утро, Алисонька. (по аналогии дети передают мяч соседу слева и называют его имя ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы).

-Молодцы, ребята.

-Дети, ой, что утром было,  я же вам сказать забыла! Шла я в садик, утром рано, почтальона повстречала. Он ребятам слал привет, и вручил он мне конверт. (Достает конверт и показывает детям).

-Вот такой конверт мне вручил почтальон. Без вас я открывать конверт не стала и письмо я не читала. Ребята, а вам интересно, что написано в письме?

Дети: да!

Воспитатель: Интересно, от кого оно? Посмотрите внимательно на конверт. Как вы думаете, от кого письмо?

(Выслушиваю варианты ответов).

-Конечно же, ребята, это письмо от уже знакомых нам героев Простоквашино.

-Давайте я его прочитаю. Согласны?

Дети: да!

(Открываю конверт, читает письмо):

-Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам дядя Фёдор. Ребята, у нас в школе проходит конкурс на звание «Знаток математики». Я очень хочу получить это звание и медаль, но у меня возникли сложности с выполнением некоторых задания. Я прошу вас помочь мне и тоже получить звания «Знатоков математики». Надеюсь, у вас всё получится.

Воспитатель:  Да, ребята, перед вами стоит большая ответственность, очень не хочется не подвести дядю Фёдорова и помочь ему в получении звания. Готовы ему помогать?

Дети: Готовы!

Воспитатель: тогда, давайте перейдем к выполнению заданий.

Деятельностная часть

Воспитатель: ребята, предлагаю вам немного поиграть. Я буду называть вам разные звуки, когда вы услышите звук «А», то хлопните в ладоши. Готовы? Тогда начинаем. (Называю по очереди звуки, гласные и согласные).

Ну а сейчас давайте послушаем первое задание дяди Фёдора. Он просит вас посчитать количество точек на карточке и выполнить любое движение столько раз, сколько точек на карточке. Готовы? Прохор, выходи и переворачивай первую карточку. Сколько на ней изображено точек?

Ребёнок: (например): на карточке изображено три точки.

Воспитатель: какое движение ты хочешь сделать?

Ребёнок: я хочу прыгать.

Воспитатель: сколько раз ты будешь прыгать?

Ребенок: (в зависимости, сколько точек): я буду прыгать три раза.

Воспитатель: А давайте мы с вами все будем повторять движения.

(Таким образом встают со стульев и переворачивают карточки пять человек, показывают количество движений равное количеству точек).

Воспитатель: отлично, ребята! Вы здорово справились с этим заданием!

Сейчас я предлагаю вам посмотреть под свои стулья. Что там видите?

Дети: геометрические фигуры.

Воспитатель: Аиша, как называется твоя геометрическая фигура?

Аиша: круг.

Воспитатель? Аиша, каким цветом твой круг?

Аиша: красным цветом.

Воспитатель: Аиша, а теперь попробуй сказать полным ответом: у меня в руках круг красного цвета.

Аиша: У меня у руках круг красного цвета.

Воспитатель: Умница. Ребята, у кого ещё круг красного цвета?

(Дети поднимают руки. Всего 5 человек.)

Воспитатель спрашивает одного из детей с красным кругом: Арсений, посчитай, пожалуйста, у скольки детей круг красного цвета?

Арсений: у пятярых детей круг красного цвета.

(По аналогии проводится работа со всеми геометрическими фигурами).

Воспитатель: Отлично, ребята. Мы помогли вспомнить дяде Фёдору названия геометрических фигур. Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и потанцевать. Но мы будем не просто танцевать. Посмотрите на мольберт. У меня здесь расположены скворечники. Чем они отличаются?

Дети: у них окошки в форме разных геометрических фигур.

Воспитатель: Всё правильно. У меня пять скворечников с окошками в виде круга, квадрата, треугольника и прямоугольника. Предлагаю вам взять свои геометрические фигуры и пойти с ними танцевать. Пока звучит музыка, вы танцуете, веселитесь. Как только музыка затихает – ваша задача найти скворечник с такой геометрической фигурой, какая у вас в руках и встать рядом с этим скворечником. Готовы? Начинаем!

(Включается весёлая музыка, дет танцуют, прыгают. Как только музыка выключается, дети бегут и ищут свой скворечник. Игра проходит три раза. Каждый раз я меняю скворечники местами).

Воспитатель: Отдохнули, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: садитесь на стулья. Мы с вами танцевали под музыку. А кто мне может сказать какая она? Какой у неё характер?

Дети: (возможные варианты) она быстрая, она весёлая, она танцевальная, она ритмичная, она заводная, она озорная, она звонкая.

Воспитатель: вот казалось бы простая мелодия, а как здорово мы её с вами смогли охарактеризовать!

-Ну, давайте послушаем следующее задание, которое вызвало проблемы у дяди Фёдора. Дядя Фёдор просит вас теперь посчитать количество точек и найти соответствующую цифру. Давайте ему поможем. Серафима, выходи, пожалуйста, к мольберту. Бери любую карточку. Сколько на ней точек?

Ребёнок: (считает в слух) на ней пять точек (к примеру).

Воспитатель: давайте проверим, правильно ли Серафима посчитала количество точек? Давайте посчитаем с вами хором: один, два, три, четыре, пять. Всё верно. Серафима, найди, пожалуйста цифру, которая будет соответствовать этому количеству точек. (на дочке расположены цифры от одного до пяти, дети ищут правильную цифру). Давайте посмотрим, всё ли правильно сделала Серафима?

(Дети проверяют).

Дети: всё правильно.

Воспитатель: Серафима, я не сомневалась, что у тебя всё получится. Ты умница. Садись, пожалуйста, на стул.

(К доске-мольберту выходят ещё четыре человека и выполняют это задание).

-Ребята, я вами горжусь. Вы сделали всё абсолютно правильно.

-Теперь дядя Фёдор просит ему помочь выложить стрекозу из счетных палочек. Возьмите свои стулья и пройдите, пожалуйста, за свои столы. Справа от вас лежат счетные палочки. В этой работе нам не важен цвет палочек, нам важно их количество. Но прежде чем приступить с выполнению этого сложного задания, давайте разомнём наши пальчики. Я включаю уже знакомую вам песенку «Вышли мышки», и вы делаете движения пальцами и руками в соответствии с тестом. Итак, начинаем.

(Включаю песню Е. Железновой «Вышли мышки как-то раз», дети с ней знакомы, выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом песни).

-Ребята, слева от вас лежат мячики-ёжики. Возьмите мячик в правую руку и помните его рукой. Передайте мячик в левую руку и потрите мячик левой рукой. Теперь зажмите ёжика между ладоней и потакайте его вверх/вниз. Если вы правильно работаете с ёжиками, то у вас на ладошках остаются «вмятинки».

-Помните о том, что чтоб красиво говорить нужно с пальцами дружить.

-Итак, посмотрите на образец стрекозы. Он висит на доске. Из сколько палочек состоит тело стрекозы?

Дети: из трех палочек.

Воспитатель: из сколько палочек состоят крылья стрекозы?

Дети: из двух палочек с каждой стороны.

Воспитатель: давайте приступим с работе. Сядьте, пожалуйста, ровно, спина прямая, ноги вместе. Кто затрудняется –поднимайте руки. Я вам помогу. (Для кого выложить стрекозы по образцу становится сложно, я даю схемы, и дети выкладывают палочки на схеме).

-Давайте посмотрим, всё ли у вас получилось? Отлично.

-Ребята, а стрекоза это что?

Дети: это насекомое.

Воспитатель: А каких насекомых вы ещё знаете?

(варианты детей).

-Ну и давайте поможем дяде Фёдору с последним заданием. Он сделал фотографии для доклада по окружающему миру, но забыл в какие части суток он фотографировал.

-Напомните мне, пожалуйста, а сколько всего частей в сутках? Назовите их.

Дети: в сутках четыре части: утро, день , вечер, ночь.

Воспитатель: посмотрите на доску. Здесь четыре фотографии. Как вы думаете, какие части суток на них изображены и почему вы так считаете?

Дети: на фотографии в верхнем правом углу изображено утро, потому что все сидят завтракают, солнце только  встает и все сидят ещё в пижамах.

Воспитатель: правильно, ребята, в верхнем правом углу утро. А что мы еще делаем утром?

Дети: (высказываются).

(так проводится работа по всем трём оставшимся картинкам).

Воспитатель: ребята, ну какие же вы молодцы. Не зря мы целый год учились с вами, трудились. Я думаю, что дядя Фёдор благодаря вашей помощи обязательно получит звание «Знатока математики»!

Рефлексивно-оценочная часть

Воспитатель: ребята, давайте с вами вспомним, что мы с вами выполняли, какие задания? У меня в корзинке лежат тучки и солнышки. Если вам понравилась наша деятельность, то возьмите, пожалуйста, солнышки. Если не понравилась, то возьмите тучки.

-Изабелла, что именно тебе понравилось больше всего?

(Спрашиваю несколько человек. Если кто-то взял тучку, то тоже спрашиваю почему).

-Ребята, вы славно потрудились. За вашу работу я тоже хочу вручить вам медали «Знатоков математики»! Спасибо за ваши знания, умения, за ваше упорство и трудолюбие!

(Вручаю медали).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История про Простоквашино

Занятие в подготовительной группе на развитие мышления. Дети помогают героям мультфильма из деревни Простоквашино. Дети помогают Шарику  "сделать фотографии" героев из деталей "Монгольской и...

Осень в Простоквашино. Сценарий утренника для детей младшей и средней групп

Почтальон Печкин приносит в детский сад письмо от дяди Федора с просьбой навестить в Простоквашино его друзей. Дети собираются и едут к Шарику и Матроскину на поезде. Приехав они застают Шарика за его...

«В гости в Простоквашино»

Технологические карты по методу проекта....

Развлечение для детей подготовительной к школе группы "Осень в ПРОСТОКВАШИНО"

Программное содержание:Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровы...

"В гости в Простоквашино"

Технологическая карта проекта. Цель этого проекта – познакомить детей с трудом работников сельского хозяйства (фермеров); рассказать о том, что результаты труда фермеров зависят от работы электри...

Игровая образовательная ситуация во второй младшей группе "Путешествие в Простоквашино"

В разработке предоставлен игровой материал для закрепления знаний детей по теме "Транспорт"...

Бадӟым группаысь нылпиослы дышетон ужманеръя конспект Простоквашиное путешествие (Путешествие в Простоквашино)

Материал для педагогов, изучающих удмуртский язык с детьми дошкольного возраста...