Дополнительная общеразвивающая программа «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ»
рабочая программа по математике (старшая группа)
В настоящее время очень много разных методических пособий и технологий, с помощью которых педагоги и родители могут развивать детей и готовить к школе. Но как это сделать занимательно и интересно для малышей? Только игра сможет решить эту проблему! Мы предлагаем детям цветные счетные палочки Кюизенера для обучения числам в форме игры. Что такое палочки Кюизенера? Свое название они получили от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Кюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. У игрового материала имеется второе название - «числа в цвете». В набор Кюизенера входят брусочки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество. Наша программа способствует развитию полезных умений у малышей. Заниматься с брусочками детям всегда очень увлекательно и познавательно. Давайте играть вместе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pdo_volshebnye_palochki_18-19uch.g.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1935»
109431, Москва, ул. Авиаконструктора Миля, дом 18, кор.2, тел. (495) 704-08-40/факс (495)704-26-11
ОКПО 18564631, ОГРН 1037739069708, ИНН 7721179357, КПП 772101001
E-mail: 1935@edu.mos.ruСайт: http://sch1935uv.mskobr.ru/
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школа №1935 от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа №1935 ___________________ А.В.Цветова «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ»
Направленность программы: общеобразовательная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год (68 часов)
Автор-составитель программы:
Воробьева Ольга Михайловна
воспитатель
.
г.Москва, 2022 г.
Пояснительная записка
В настоящее время очень много разных методических пособий и технологий, с помощью которых педагоги и родители могут развивать детей и готовить к школе. Но как это сделать занимательно и интересно для малышей? Только игра сможет решить эту проблему! Мы предлагаем детям цветные счетные палочки Кюизенера для обучения числам в форме игры. Что такое палочки Кюизенера? Свое название они получили от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Кюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. У игрового материала имеется второе название - «числа в цвете». В набор Кюизенера входят брусочки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество. Наша программа способствует развитию полезных умений у малышей. Заниматься с брусочками детям всегда очень увлекательно и познавательно. Давайте играть вместе.
Цель программы
развить у ребенка интерес к математике в игровой форме
Задачи программы:
развитие креативности, умений моделировать и конструировать;
формирование активности познавательного характера и наглядно-действенного способа мышления, а также всех видов внимания и детального восприятия окружающей действительности;
улучшение мелкой моторики;
учить составлять цветные цифры, при этом сопоставляя символы с понятиями;
различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху);
знакомить с математическими понятиями (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т.п.);
с базовыми математическими навыкам: сложению и вычитанию; разбирать числа на составляющие;
учить понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры.
Формы и методы проведения занятий
Основными принципами формирования программы являются - широкая вариативность и модульность. Содержание отдельных занятий, игры подбираются с учетом психо - физических и возрастных особенностей обучающихся.
Вариативность программы позволяет, не изменяя цели и задачи, наиболее полно раскрыться творческим способностям педагога. В программе предусматриваются различные формы и методы проведения занятий:
- Словесные – объяснение;
- Наглядные – показ, книги, иллюстрации;
- Поисковые – поиск новых идей, материалов;
- Креативные – творческий подход.
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
- Традиционные
- Игровые
- Обучающие
- Познавательные
Реализация программы
Программа рассчитана на дошкольников 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Ожидаемый результат
1. Развитие познавательных способностей детей.
2. Положительный результат в дальнейшем при подготовке к школе
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Теория | Практика | Всего | Формы аттестации / контроля |
1.Вводное занятие | 1 | - | 1 | Входной контроль |
2.Общие занятия | - | 32 | 32 | Текущий, промежуточный и итоговый контроль |
3.Занятия с видио- уроками | - | 12 | 12 | Текущий, промежуточный и итоговый контроль |
4.Игровые занятия | - | 23 | 23 | Текущий, промежуточный и итоговый контроль |
Итого: | 1 | 67 | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Раздел №1. Вводное занятие.
История возникновения палочек и знакомство с ними. Техника безопасности на занятиях.
Раздел №2. Общие занятия и подготовка.
Ознакомление с палочками
Сначала малыш просто будет играть со счетным материалом, словно с кубиками.
Затем идут игры и задания в любой последовательности (перечисли цвета всех брусков; найди тот, который будет длиннее красного и короче синего; отыщи все бруски одинакового оттенка; выкладывай полоски двух цветов, чередуя – красная-синяя; найди брусок НЕ желтого оттенка; выбери две полоски и сравни их по длине; найди самую короткую и назови цвет; отбери по одной каждого оттенка).
«Угадай-ка». Один брусочек спрячьте. Ребенок угадывает, какого он цвета, задавая вопросы на «да», «нет». Например, «Недостающая палочка короче желтой?», «Она длиннее черной?».
«Составь картинку». Малыш, с использованием комплекта в качестве конструктора, складывает определенные изображения, начиная с самых простых и потом увеличивая сложность: квадрат, треугольник, забор, домик, елочку и т.д.
Раздел №3. Занятия с видио уроками.
Изучение цветовой гаммы.
Сделать это можно с помощью таких игр: «Поезд». Пусть ребенок представит, что палочки Кюизенера – это вагончики и нужно сложить «поезд» в цветную полоску так, чтобы оранжевый «вагон» был левее бордового, но правее красного.
Диктант. Называйте малышу цвета, а он достает из общей кучи соответствующие бруски и выкладывает слева-направо.
«Сушим полотенца». Малыш получает 1 коричневую, 5 жёлтых, 5 красных линеечек. Первое задание — сравнить количество, разложив под каждой красной жёлтую. А затем, представив, что коричневая — это сушилка, развесить на неё чередуя по 2 жёлтых и 2 красных полотенца.
«Строим дом». В качестве строительных материалов малыш получает 6 коричневых палочек, 3 белые, 4 красные, 4 светло-зелёных, 4 жёлтых. Вместе со взрослым малыш выстраивает домики из 4 стен из каждого «семейства» цвета, окошком посередине и двумя брусочками в качестве крыши. Когда домики готовы, нужно сравнить их размеры (больше-меньше) и цвета.
Раздел №4. Игровые занятия.
Элементы математических задач. Настольные игры. Подвижные игры.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– входной контроль (1-е занятие, в форме беседы и наблюдения);
– текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков воспитанников в процессе обучения);
– промежуточный контроль (формы контрольный занятий в течение учебного года);
– итоговый контроль (формы контрольных занятий в конце учебного года).
Формы и критерии оценки учебных результатов программы: трансляция презентаций, символическая система наблюдения.
Методы выявления результатов развития: итоговые задания.
Формы подведения итогов реализации программы: фото-отчеты и презентации образовательных результатов программы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещениям для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации кружка «Волшебные палочки» имеются следующие помещения: оборудованный кабинет и наборы палочек.
Наглядный и иллюстрационный материал, магнитофон, планшет, методическая литература, готовые схемы, книги В.Новиковой и Л.Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал
Список литературы
· Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет, ©Новикова В. П., Тихонова Л. И. 2008
· Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5–7 лет, М.: «Гном», 2015.
· Разноцветные полоски//сост. Л.М. Кларина, З.А. Михайлова.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В каждое занятие включены упражнения на релаксацию и дыхательная гимнастика. Начинаются занятия с 5-минутки приветствия.
№ занятия | Содержание | |
1 | Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины. | |
2 | Техника безопасности на занятиях. Азбука поведения и работы с палочками | |
3 | Предложить выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи. | |
4 | Раскладываем палочки по цвету, длине. | |
5 | "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?" "Положи столько же палочек, сколько и у меня". "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется). | |
6 | ||
7 | Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место. | |
8 | ||
9 | Игры в парах (ориентировка в пространстве). | |
10 | ||
11 | Выложите перед ребенком две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте. | |
12 | ||
13 | Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?» | |
14 | ||
15 | Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше | |
16 | ||
17 | Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую. "Покажи палочку, чтобы она была не желтой". Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?" | |
18 | ||
19 | Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего. | |
20 | ||
21 | Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами». | |
22 | ||
23 | Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами. | |
24 | ||
25 | Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая. | |
26 | ||
27 | вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами. | |
28 | ||
29 | вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами. | |
30 | ||
31 | Сколько белых палочек уложится в синей палочке? | |
32 | ||
33 | С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п. | |
34 | ||
35 | Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе | |
36 | ||
37 | Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе | |
38 | ||
39 | "Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом". | |
40 | ||
41 | "Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом". "Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?" "Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу". Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже. | |
42 | ||
43 | "Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (Получится квадрат). | |
44 | ||
45 | "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной". | |
46 | ||
47 | "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами). | |
48 | ||
49 | Дифференцированные игры. | |
50 | ||
51 | " С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?" | |
52 | ||
53 | "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?" | |
54 | ||
55 | "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет". | |
56 | ||
57 | Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя. | |
58 | ||
59 | "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д. | |
60 | ||
61 | "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д. | |
62 | ||
63 | "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке". Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа) У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы) | |
64 | ||
65 | Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги). | |
66 | ||
67 | Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры попросите малыша положить красную палочку в квадрат. | |
68 | ||
Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую," - и т.д. | ||
Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
(С.Я. Маршак)Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решат...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения....
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополни...
Дополнительная общеразвивающая программа "Цветные палочки"
Дополнительная общеразвивающая программа "Цветные палочки" с использованием палочек Кюизенера...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет
Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...