Выступление на педсовете "Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников"
консультация по математике

Выступление  на педсовете "Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников»

Всем известно, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей,

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. Затем идёт развитие элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждения.

Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать «позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций»

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.

Для развития логического мышления необходимо:

1. Развивать у старших дошкольников логические приемы такие как (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

2. Формировать умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур. В таких видах деятельности формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.

В дошкольном возрасте с целью развития логического мышления у детей используют различные  игры:

• Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геом. фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, круга и т. д.

• Игры-головоломки, как «Танграм»«Пифагор»«Колумбово яйцо». Усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с целью получения новой – необходимый и начальный этап освоения игры. Работа начинается с показа образцов (с указанием частей и без них, но дети не ограничиваются выполнением рекомендаций инструкции. Они самостоятельно придумывают и составляют свои фигуры. В ходе приобщения детей к таким играм, необходимо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая индивидуальные возможности детей.

• Особенно детям нравятся задания на поиск недостающих фигур («Какой из шести»). Из фигур, представленных на карточках, выбрать ту, которую можно поместить на пустое место. Цель этой игры: вызвать у детей интерес к решению задачи. Учить путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали выбирать недостающую из 6 предложенных фигур. Упражнять детей в доказательстве решения. Эта игра дает возможность готовить детей к общению с компьютером.

«Какое число поставить в пустую клетку» Цель: название соседних чисел на 1 больше и на 1 меньше.

«Блоки Дьениша» - основная цель использования дидактического материала – научить дошкольника решать логические задачи на разбиение по свойствам таких как: форма, цвет, размер, толщина. Игра «Найди все фигуры, как эта по цвету» (по размеру, форме)«Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме» (по форме и размеру, по размеру и цвету» и т. д.

• «Палочки Кюизенера» - благодаря палочкам у ребенка развивается логическое мышление. Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина) ребенок получая играя в палочки. «Выбери по одной палочки цвета - получится десять палочек разного цвета. «Разложим палочки по длине – от самой короткой до самой длиной. «Придумай рисунок, в котором бы использовались палочки 3 - х цветов.

«Что умеют счетные палочки» - ребята могут построить простые геометрические фигуры; выложить цифры; преобразовывать фигуры.

• Решение примеров в игре; закрепление состава числа.

«Лабиринт» - развития внимания, логики и мышления.

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-то хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

  • Модели (пирамидки, основа с матрешками, елками для малышей; планы пространства, схемы сложение построек, времени модели (круговая, объемная; натуральный ряд чисел - прямая;)
  • Материалы (для взвешивания, измерения, группировки, сортировки и т. п.): абстрактные (фигуры, «жизненные» (шишки, листья и т. п.); предметные (пуговицы, карандаши, фломастеры», старые монетки, клубки и т. п.).
  • Познавательные книги и рабочие тетради.
  • Компьютерные игры и др.

Организации образовательной деятельности, направленной на логико-математическое развитие детей должна проходить с учетом интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности.

Образовательные программы осуществляют интеграцию и во взаимосвязи между отдельными составляющими разделов программы по элементарной математике выделяют несколько  направлений:

Одно из направлений - Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников
Идея интеграции основана на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); также создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные и т. п.), анализировать условие, рассуждать. Идеи данной интеграции были представлены в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, А. А. Смоленцевой и др.
В данном аспекте разрабатываются технологии обогащения экономических представлений у дошкольников, основанные на интеграции с логико

математическим содержанием (А. А. Смоленцева. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику»).
Технологии направлены на уточнение, конкретизацию и обобщение некоторых представлений экономической направленности, развитию умений и качеств (бережливость, хозяйственность, аккуратность, заботливое отношение к окружающим предметам и т. п.).

В процессе освоения дошкольниками представлений о ресурсах, доходах-расходах, бюджете, выгодных предложениях, экономически правильном поведении (на доступных примерах из опыта семьи) создаются ситуации, способствующие развитию математических представлений и действий.
Подробные идеи интеграции представлены и в разработках А. Д. Шатовой, Е. А. Сидякиной и др.
Методами 
и приемамитрадиционно используемыми в практике детского сада, являются:

• ознакомление детей с денежными единицами (как правило, монетами различного достоинства) и использование их в ролевых играх типа «Магазин», что создает условия для освоения дошкольниками вычислительных действий;

• организация опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление Отношения часть -целое, взвешивание, сравнение по размеру, объему и т. п.) В процесс е сюжетно-ролевых игр или освоения «кулинарии» (заварка чая (определение количества воды), замешивание теста, выпечка пирожных (какая формочка поместится большее число раз на пласте теста); деление торта на определенное число гостей (установление зависимости) и т. п.).

• использование сюжетно-ролевых игр, например, игры «Супермаркет» (другие варианты - «Портняжная мастерская», «Ателье», «На кухне»), в которой представлены разные отделы супермаркета: бакалея, кондитерские изделия, отдел овощей и фруктов и т. п. Детям предлагается распределить отделы, определить количество товара, провести сортировку по заданному признаку (форме, размеру и т. п.), осуществить взвешивание, завертывание и т. п. Используются касса, монеты и т. п. В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет и т. п.), и математические представления и умения.

Таким образом, интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной образовательной программы, а также формирование интегративных качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников

Гукова Марина Викторовнавоспитатель МКДОУ д/с "Радуга" ЯНАО п. Тазовский...

Сказка - как средство экономического развития дошкольников

Актуальность  темы обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта – все ...

Консультация для родителей «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они выраста...

Выступление на педагогическом совете "Экономическое воспитание дошкольников". Презентация, доклад.

Сегодня социально-экономическая ситуация в стране диктует свои стандарты.  В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть экономически и финансово г...