Сказка - как средство экономического развития дошкольников
материал (старшая группа) на тему
Актуальность темы обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта – все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Поэтому в дошкольном детстве можно дать элементарные сведения из области экономики: формировать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_28.02.18_skazka.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка - как средство экономического развития дошкольников
Исмагилова Екатерина Александровна
Воспитатель МАДОУ №86 ЦРР, г. Северодвинск
«Сказка для ребенка такое же серьезное и
настоящее дело, как игра:
она нужна ему для того,
чтобы определиться,
чтобы изучить себя, измерить,
оцепить свои возможности»
(Джанни Радари).
В дошкольном детстве можно дать элементарные сведения из области экономики: формировать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.
Для начала необходимо развеять миф о том, что деньги растут на деревьях. Дети считают, что родители просто подходят к банкомату и берут там деньги, сколько захотят. Чем быстрее ребенок начнет понимать, откуда берутся деньги, тем лучше. Приучать малышей к деньгам можно уже с 4 лет. Детям надо рассказать, что взрослые ходят на работу, там они выполняют обязанности, за это выдают зарплату. При этом необходимо с детских лет воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, внушать ребенку важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.
Значительное место при знакомстве дошкольников с экономикой отводится сказке. Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность.
На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, нестандартности, самостоятельности мышления. Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она перевоплощает слушателя из объекта в субъект взаимодействия.
У сказок множество функций:
1) Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
2) Пробуждает фантазию, творческую активность;
3) Способствует пониманию внутреннего мира людей;
4) Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
5) Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
6) Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
1. Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.
2. Разработать методику использования сказок с целью экономического образования дошкольников.
Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.
Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания дошкольников на основе сказок являются:
• использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;
• организация комплексной работы со сказкой;
• создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.
Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
• сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения («Мохнатый, крылатый да масляный», «Вершки и корешки»);
• сказки, отражающие труд людей («Хаврошечка»);
• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства («Морозко»);
• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» (Л. Толстой «Приключения Буратино»);
• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др. («Кот в сапогах»).
Погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые знания и умения. Экономические знания также необходимы нашим детям, как элементарное знание гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного движения, также важны, как знания родной речи и математики.
В заключении хочется отметить, что приобщение ребёнка к миру экономической действительности — требует от детей умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит в дальнейшем строить свою жизнь более организованно и интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»
Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников
В материале представлены задачи экономических сказок, их функции. Предложены примеры сказок для экономического воспитания дошкольников...
Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»
Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...
Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».
Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, треб...
Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников.
Материал для родителей....
Сказка, как средство экономического воспитания дошкольников.
Современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания, отвечающих современной экономической ситуации в стране. В изменяющихся условиях общественной жизни, учит...