Конспект НОД по математике с использованием технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Головачёва Екатерина Викторовна
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие в царство Математики» Цель: Создать условия для развития элементарных математических способностей у детей посредством игры-путешествия с элементами технологии ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие в царство Математики»

                                         

Цель: Создать условия для развития элементарных математических способностей у детей посредством игры-путешествия с элементами технологии ТРИЗ.

Задачи:

Образовательные: закреплять умения различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине; считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; знания о последовательности дней недели; выкладывать из счетных палочек заданные фигуры. Продолжать развивать умения отгадывать загадки и арифметические задачки. Закреплять умения составлять и решать арифметические задачи по картинкам.

Развивающие: развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; память, способность рассуждать, диалогическую форму речи, мелкую моторику. Развивать сообразительность и быстроту реакции.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий; желание прийти на помощь.

Словарная работа: электронная почта, письмо, математика, неделя, прямой и обратный счёт, условие задачи, вопрос задачи.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: решение математических задач с элементами ТРИЗ, Д/ игры с элементами ТРИЗ: «Да-нетка», «Найди пару», игры с счётными палочками, игры на ориентировку в пространстве, во времени, Д/игры: «Математическое лото», «Живая неделя», «Считай обратно», «Найди отличия», «Найди ошибку». Заучивание стихов и отгадывание загадок: о геометрических фигурах, цифрах, дни недели. Физминутка с использованием ИКТ.

Оборудование: мультимедиа, презентация к занятию, аудиозапись голос царицы Математики, дидактическая игра «Живая неделя»,

геометрические фигуры разных цветов и размеров, счётные палочки, карточки-узоры с изображением геометрических фигур, карточки с цифрами от 1 до 20 - 3 комплекта.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, речевая.

Планируемые результаты: дети закрепили знания о геометрических фигурах, прямому и обратному счёту в пределах 10, дни недели посредством игры - путешествия с элементами технологии ТРИЗ.

Компетенции:  Знание специфики организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Знание общих закономерностей развития ребенка в дошкольном детстве, особенности становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте. Умение организовывать совместную и самостоятельную деятельность.

Ход НОД

Дети заходят в группу. Приветствие «Дружная семья».

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Руку дай соседу справа.

Руку дай соседу слева.

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

Ущипни соседа справа,

Ущипни соседа слева.

Педагог: Поднимаем правую руку над головой и гладим  по голове соседа справа, приговаривая:

-Он такой хороший!

-Я такой хороший! (гладим себя),

Я лучше всех!

Повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними.

- Ко мне на электронную почту пришло письмо. Оно адресовано ни конкретно мне, а подписано «Детям подготовительной группы №1».

- Давайте мы его с вами откроем

(Слайд № 1. Царица математики с обращением к детям аудиозапись)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам царица математики. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том. Что жители разных городов моего царства перемешались. Мне нужна Ваша помощь, что бы заселить всех жителей  в свои города. Вам необходимо очень постараться, что бы выполнить все задания правильно и тогда в моем царстве восстановится точность и порядок. Вы сообразительные, умные, внимательные дети. Помогите мне. Ваш друг Царица Математика»

-Вы готовы помочь  Царице математики, навести порядок в её царстве. Тогда отправляемся.

- Закружились, закружились в математическом царстве очутились. (под музыку дети кружатся открывают глаза).

-Ребята, мы очутились в математическом царстве, посмотрите какой здесь беспорядок: цифры, геометрические фигуры, дни недели все перепуталось и перемешалось.

-Но для того что бы нам помочь всех жителей этого царства расселить по своим городам , я вам предлагаю поиграть в интеллектуальную разминку. Думаем и отвечаем очень быстро.

Интеллектуальная разминка.

1. Сколько ушей у двух собак? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько носов у двух котов? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число больше 8, но меньше 10?

Ну что ж, отправляемся в путешествие по царству математики. А в какой мы отправимся город, вы узнаете, отгадав загадки.

-Три вершинки, три сторонки,

Три уголка – кто это я… (треугольник).

- Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат

А зовут меня ….(квадрат)

 -  И так мы отправляемся в город геометрических фигур. Если мы справимся со всеми заданиями, то геометрические фигуры вернутся на свое место в свой город, город «Геометрических фигур».

-Вы готовы?

Д/игра: Разбери фигуры по признаку.

- Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?

- А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат геометрические фигуры. На столе лежат разные геометрические фигуры Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам можно разделить эти фигуры? (по форме, по цвету, по величине)

- Молодцы, навели порядок. Фигуры разобраны.

Дидактическая игра: «Да-нетка». 

Воспитатель загадывает любую данную геометрическую фигуру. Дети спрашивают:

- Она желтая

- У нее есть углы?

- У нее 3 угла?

- Она маленькая?

 Работа с счётными палочками. (расчитайтесь на 1, 2, 3-ий и поделитесь на три команды)

- Ребята, слушайте внимательно, каждой команде я даю определённое количество счётных палочек, вы должны используя все палочки выложить геометрические фигуры. Которые я вам скажу. (работа за столами, 2 треугольника из 5 палочек, 2 прямоугольника из 5 палочек, 2 квадрата из 7 палочек, затем сравниваем что получилось у детей и на слайде).

- И последнее задание. Каждой команде раздаю листочки с геометрическими фигурами. Вы должны сосчитать сколько геом. Фигур изображено. Будьте внимательны. (Сопровождение показа карточек на слайдах).

- Молодцы. Ребята со всеми заданиями вы справились и теперь все геометрические фигуры живут в своём городе в «Городе геометрических фигур» (показ слайда).

- А теперь что бы попасть в следующий город, отгадайте следующую загадку.

- Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.  (дни недели).

Что за птицы пролетают?

По семёрке в каждой стае.

Вереницею летят.

Не воротятся назад.   ( дни недели)

- Правильно мы попали в город времени. Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье - перепутались дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности.

Дидактическая игра: «Живая неделя»

Материал: На столе семь частей круга. На каждой части изображены соответствующие числа точками.

Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждая часть соответствует какому-либо дню недели:

понедельник –  1точка,

вторник –  2 точки,

среда –  3 точки,

четверг –  4 точки,

пятница – 5 точек,

суббота – 6 точек,

воскресенье –  7 точек.

Дети берут по одной карточке, определяют, что за день недели у них.

Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»

Дети выстраиваются в указанном порядке.

- Назовите свой день недели!( дети перечисляют по порядку свои дни).

- Вторник! Назови своих соседей.

- Пятница, какое  количество точек на  твоей части? какое число оно  означает?   Назови своих соседей.

- Воскресенье, ты какой день по счёту?  Назови своих соседей.

- Суббота, какой по счёту день? Назови своих соседей.

-Понедельник, какой день по счёту?  Назови своих соседей.

-Среда, сколько точек на твоей карточке? Какое число они означают?  Назови своих соседей.

- Четверг, какую цифру означает?  Назови своих соседей.

- Молодцы, с этим заданием вы тоже хорошо справились. Все  дни недели расставили по порядку и отправили их в свой город  Времени. ( показ слайда).

- Предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗ.МИНУТКА.

(На слайде изображены картинки. Дети выполняют движения текста по  количеству картинок изображенных на слайде).

- Ребята, для того что бы правильно выполнить физ. минутку, что вы делали?

- Значит в какой город мы с вами попали пока делали физ. минутку? (в цифроград).

- Посмотрите на слайд все цифры перепутались их нужно расставить по порядку, но для начала вы должны решить очень хитрую задачку. Будьте внимательны. (на слайде текст задачи с картинкой).

- И мы отправляемся с вами в гости к цифрам и числам. На столе лежат цифры. Посмотрите правильно ли  они лежат?

Д/игра «Числовая прямая»

-  Выложите все цифры правильно, в порядке возрастания. (дети делятся на 3 команды по внешним признакам. Команды выкладывают числовую прямую.

- Сосчитай от 1до 20.(по одному из команды).

-  Посчитай в обратном порядке. (по одному из команды).

-Продолжи счёт от числа…. (по одному из команды).

Д\игра «Найди ошибку»

Ну, а сейчас ребята, посмотрите, на экран. А теперь, для вас новое задание! Надо рассмотреть картинки из сказок где есть цифровые значения и  найти, где же спрятались в них ошибки. Здесь нужно сосредоточиться и быть особенно внимательными.

На экране картинки:

1- карт. Белоснежка и пять гномов.

2- карт. Курочка ряба, снесла 4- яйца.

3- карт. Рыбак и две золотые рыбки.

4 - карт. Кот в сапогах.

5 - карт. Волк и пятеро козлят.

6 - карт. 6 поросят.

-Молодцы вы  были очень внимательны и справились с этим заданием.

-Осталось последнее испытание. На экране вы видите картину, по этой картине мы должны составить задачу.

-Глядя на картину, какое условие мы можем составить?

- Какой вопрос мы можем поставить к этой задаче?

-Кто может пойти и решить задачу у доски, с помощью цифровых знаков?

- Молодцы, в этом городе мы тоже навели порядок. Все цифры расставили по порядку и отправили их в свой город Цифроград. ( показ слайда).

-Ребята, посмотрите ко мне на почту пришло ещё одно письмо!

- Давайте мы его с вами откроем. (на слайде Царица математики с аудио обращением)

Письмо «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично. Ваш друг Царица Математика.

      -Пора и нам возвращаться в группу. Закружились, закружились и в Детском саду мы очутились.

Рефлексия

- Ребята, в какое путешествие мы сегодня с вами отправлялись?

-Чем мы с вами занимались?

- Какое задание больше всего вам понравилось выполнять?

- А какие трудности у вас были?

Открытый конец мероприятия.

- Молодцы, ребята, вы очень активно работали были внимательны, и за это вас Царица математики хочет вас поблагодарить. Она предлагает вам вот такие замечательные раскраски по цифрам.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная. Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюи...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная. Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюи...

Тема: «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьёнеша и палочек Кюизенера.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группеТема: «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьёнеша и палочек Кюизенера....

Конспект открытого занятия по математике с использованием технологии ТРИЗ "Путешествие по островам математики"

Занятие с использованием технологии ТРИЗ с палочкаи Кьзера и блоками Дьенеша...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьёнеша и палочек Кюизенера.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группеТема: «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьёнеша и палочек Кюизенера.      ...