Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе "Секретное донесение"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе "Секретное донесение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_femp_v_podgotov_gruppesekretnoe_donesenie_.docx | 403.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП
Тема: «Секретное донесение» (решение практических заданий с использованием современных математических технологий).
Провела воспитатель: Семыкина О. Н.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: формирование элементарных математических представлений воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий с использованием современных математических технологий.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
- Развивать умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и части.
- Закреплять состав числа из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
- Закреплять умение измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
- Закреплять представления о свойствах геометрических фигур путем введения символического обозначения свойств.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, внимание, память, логические операции, сообразительность.
- Развивать мелкую моторику рук, усидчивость.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес воспитанников к деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.
Предварительная работа воспитателя: предварительная работа с детьми, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, изготовление схем к заданиям, подбор оборудования.
Предварительная работа с детьми:
- игры-беседы по активизации эмоционально-мыслительных процессов;
- игры в центре «Познания»: логические игры и упражнения с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина «Сложи узор»;
- разучивание физкультурной минутки, индивидуальные занятия, геометрическое конструирование на плоскости (плоскостное моделирование): «Сложи узор».
Формы реализации детских видов деятельности: минутка вхождения в день (психогимнастика), актуализация чувственного опыта - сюрпризный момент, решение проблемной ситуации, развивающая игра, гимнастика для глаз, пальчиковая игра, физминутка, беседа.
Используемые методы, приемы и технологии: проблемная ситуация (помочь расшифровать слово); использование сюрпризных моментов (появление предмета); наглядный метод, объяснительно-иллюстративный (использование иллюстраций и показ картинок); словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, оценка деятельности детей); практические методы: конструирование по схемам; здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная (конструирование), коммуникативная (беседа), двигательная (ориентирование в пространстве, физминутка).
Словарная работа (закрепление терминов): названия геометрических форм, размеров, цвета, толщины.
Материал и оборудование:
Дидактические средства (демонстрационный материал): учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, печатная схема соответствия палочек Кюизенера цифрам, схема камаза, схема корабля, карточки с символами, домики для состава чисел.
Оборудование: военный планшет с донесением, обручи, стаканчики с крупой (8шт), мерные ложки, счетные палочки, ножницы, бумажные круги (хлеб), звездочки с буквами, водительские права на каждого ребенка, картинки вертолетов в количестве 6 штук, 2 мольберта.
Ход ОД:
1. Психогимнастика.
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу — скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Дети встают в круг, берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Военная сумка.
Воспитатель: Правильно. Откуда она здесь взялась? Кто её оставил? (солдат или офицер). Интересно, что в ней может быть? А вы хотите ее открыть и посмотреть, что в ней лежит? (да) Тогда давайте откроем ее. (Дети открывают сумку и достают конверт).
3. Проблемная ситуация. Мотивация детей к деятельности.
Воспитатель: Что это? (ответы детей) Да это конверт с важным донесением от командира военного отряда. Вот что он пишет: «Ребята, вам, как будущим защитникам Отечества, предстоит пройти сложные испытания. Выполнив необходимые задания, вы сможете расшифровать секретное слово и доставить его в штаб. Задания нужно выполнять правильно и соблюдать дисциплину. За каждое задание вы будете получать звезду с буквой. Так вы узнаете зашифрованное слово. Удачи вам!»
Вы согласны? (Да).
4. Выполнение заданий детьми.
Задание 1. «Заселим солдат в казарму»
На каждом этаже в двух комнатах живет по 7 солдат. На верхнем этаже в комнате слева проживают 6 солдат, а справа – 1 солдат. Сколько всего солдат живут на этаже? (7) Сколько солдат живет слева? Сколько солдат живет справа? Как составили число 7? Как еще можно составить число 7?
7 это 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3
Дети получают звезду с буквой М
5. Пальчиковая гимнастика «Пальцы наши все бойцы».
Воспитатель: А сейчас подготовим наши пальчики для выполнения следующего задания.
Пальцы наши все бойцы, (Повороты кистей рук)
Удалые молодцы. (Соединить ладони обеих рук)
Два больших и крепких малых,
И солдат в боях бывалых. (Разводить и соединять большие пальцы)
Два – гвардейца – храбреца, (Разводить и соединять указательные пальцы)
Два – сметливых молодца, (Разводить и соединять средние пальцы)
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных. (Разводить и соединять безымянные пальцы)
Два – мизинца-коротышки.
Очень славные мальчишки. (Разводить и соединять мизинцы)
1, 2, 3, 4, 5. 6, 7. 8. 9, 10 (Сгибать пальцы по порядку)
Встали пальцы дружно в ряд –
Десять крепеньких солдат. (Повороты кистей рук)
Задание 2. «Измерение сыпучих веществ с помощью условной меры»
В армии солдат кормят 3 раза в день. Представьте, что вы работаете поварами и вам нужно приготовить кашу. Возьмите мисочки с крупой и поставьте их перед собой. Чтобы сварить кашу для 1 человека, нужно отмерить 1 ложку крупы.
Воспитатель: Как узнать, сколько человек можно накормить, сварив крупу из ваших мисочек? (Нужно измерить, сколько в каждой мисочке крупы)
Чем вы будете отмерять крупу? (Условной мерой – ложкой)
Давайте вспомним правило измерения сыпучих веществ:
1. Наполнять нужно целую ложку
2. Аккуратно пересыпать в другую миску, не просыпая на стол
3. Каждый раз отмечать количество пересыпанных ложек 1 счетной палочкой.
4. Сосчитать, сколько (единиц) палочек получилось. Сколько единиц, столько ложек крупы в миске.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Сколько же человек можно накормить, сварив крупу из ваших мисочек? (Спрашиваю 3-4 детей)
Воспитатель: Но какой же обед без хлеба? У вас на столах лежит бумажный хлеб, сейчас мы будем делить его на части.
Что нужно сделать, чтобы разделить хлеб на 2 части? (Сложить бумагу пополам, провести по линии сгиба и разрезать) Как называется каждая часть? (половина или 1/2).
Половина больше или меньше целого?
Как получить 4 части? (Наложить обе половины друг на друга, сложить их пополам и разрезать) Как называется каждая часть? (1/4) Почему именно 1/4, а не 1/3? (Потому что делили на 4 части, а не на 3). Покажите 1/4, 2/4, 3/4.
1/4 больше или меньше, чем целое?
Как разрезать хлеб на 8 частей? (Наложить все части друг на друга, сложить их пополам и разрезать) Как называется каждая часть? (1/8) Покажите 3/8, 5/8.
Дети получают звезду с буквой А
Задание 3. «Получение прав на вождение транспорта». Блоки Дьенеша.
Воспитатель: А сейчас, ребята, у нас с вами будет необычное задание: нам с вами нужно получить права на вождение грузового транспорта. Ведь в армии солдат обязательно учат водить какую-нибудь грузовую машину.
6. Гимнастика для глаз.
Воспитатель: Но сначала давайте подготовим наши глазки к выполнению задания.
Мы посмотрим далеко,
(ладонь у лба, смотрим вдаль)
Мы посмотрим близко,
(ладони перед грудью, словно держим раскрытую книгу)
Мы посмотрим высоко,
(не поднимая голову, смотрим вверх)
Мы посмотрим низко,
(не опуская голову, смотрим вниз)
А теперь по сторонам -
Тут и там, тут и там.
(не поворачивая голову, смотрим по сторонам).
Вдаль на палец посмотри.
(отводят палец далеко, смотрят на него)
Близко к носу поднеси.
(подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд).
Раз, два, три — глаза закрой.
(закрывают глаза).
Раз, два, три — глаза открой.
(открывают глаза).
Воспитатель: Составьте по данной схеме у себя на столах вот такой автомобиль. Давайте вспомним, что означают данные символы.
Домики – размер, силуэты человека – толщина, разноцветные пятна – цвет.
Дети выполняют задание по схеме самостоятельно, воспитатель проверяет правильность выполнения задания детьми.
Воспитатель: Какое у тебя колесо, Вика? А у тебя какое, Витя? Из каких геометрических фигур состоит кузов машины? (Из прямоугольников).
Дети получают звезду с буквой Я и права на вождение камаза.
7. Физпауза.
Воспитатель: А сейчас наступило время физкультурной подготовки. Все солдаты в армии занимаются физкультурой, и мы с вами сделаем несколько упражнений. (Дети выполняют ОРУ по показу ребенка).
Задание 4. Решение задачи на сложение с использованием палочек Кюизенера.
Воспитатель: Сейчас мы будем решать арифметические задачи. Вспомните, из каких частей состоит задача.
Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: Какие арифметические действия вы знаете?
Дети: Сложение, вычитание.
Воспитатель: Итак, слушайте задачу.
На базе находилось 6 вертолетов. 2 улетели. Сколько вертолетов осталось на базе?
Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче? Повторите задачу еще раз. А теперь обозначьте цветными палочками условие задачи.
Воспитатель: Давайте вспомним, какая цифра какой палочке соответствует.
Дети в соответствии с условием задачи выполняют действия с палочками Кюизенера.
Воспитатель: Больше или меньше стало вертолетов на базе, после того, как улетели 2 вертолета? С помощью какого арифметического действия будем решать задачу? (Вычитания)
Вторая задача. (если останется время)
По улице шли 4 солдата. К ним присоединись еще 5. Сколько стало солдат? (4+5=9)
Дети получают звезду с буквой И.
Задание 5. Самостоятельная деятельность детей по складыванию корабля из кубиков Никитина «Сложи узор».
Воспитатель: А сейчас, ребята, вам нужно сложить из кубиков вот такой корабль. Ведь именно на нем мы и отправим командиру военного отряда донесение с расшифрованным словом. Итак, приступайте к заданию.
Дети получают звезду с буквой Р.
Воспитатель: Итак, давайте теперь соберем вместе все буквы и посмотрим, какое же слово у нас получилось?
АРМИЯ
8. Итог. Рефлексия.
Воспитатель приглашает детей встать в центре зала в круг.
Воспитатель: Вы такие молодцы, столько заданий выполнили! А главное, вы смогли расшифровать слово в секретном донесении. В какие математические игры играли?
Кто считает, что он занимался хорошо, и задания ему показались легкими - встаньте в красный обруч. Кому было трудно, встаньте в зеленый обруч, а кто затрудняется с ответом, встаньте в желтый круг. Что вам было трудно?
А теперь нам нужно попрощаться с нашими гостями!
Дети: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое открытое занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Цель : закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей. Повторить количественный и порядковый, обратный счет, цифры 0 – 10, соста...
Конспект открытого занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе
интересное занятие по ФМП с мультимедийным оборудованием "Путешествие на планету математики"...
Итоговое открытое занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе.
Тема :"Повторение".Название :"Весеннее путешествие".Занятие в игровой форме.Охватывает основные темы программы подготовительной группы детского сада....
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Сокровища старого замка"
Закреплять умение пользоваться количественным счетом.Закреплять знания о составе числа в пределах 10.Продолжить учить решать задачи, правильно выбирать арифмитическое действие при решении задач, повто...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Сокровища старого замка"
Закреплять умение пользоваться количественным счетом.Закреплять знания о составе числа в пределах 10.Продолжить учить решать задачи, правильно выбирать арифмитическое действие при решении задач, повто...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».
Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Занятие 41 Тема: «Путешествие в страну Математики»
Программное содержание• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.• Расширять представления о весе предметов.• Закреплять умение видоизменять ге...