Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе "Секретное донесение"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Семыкина Олеся Николаевна

Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе "Секретное донесение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП

Тема: «Секретное донесение» (решение практических заданий с использованием современных математических технологий).

Провела воспитатель: Семыкина О. Н.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: формирование элементарных математических представлений воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий с использованием современных математических технологий.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
  • Развивать умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и части.
  • Закреплять состав числа из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
  • Закреплять умение измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
  • Закреплять представления о свойствах геометрических фигур путем введения символического обозначения свойств.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, внимание, память, логические операции, сообразительность.
  • Развивать мелкую моторику рук, усидчивость.

Воспитательные:

  • Воспитывать  интерес воспитанников к  деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.

Предварительная работа воспитателя:  предварительная работа с детьми, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, изготовление схем к заданиям, подбор оборудования.

Предварительная работа с детьми: 

  • игры-беседы по активизации эмоционально-мыслительных процессов;
  • игры в центре «Познания»: логические игры и упражнения с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина «Сложи узор»;
  • разучивание физкультурной минутки, индивидуальные занятия, геометрическое конструирование на плоскости (плоскостное моделирование): «Сложи узор».

Формы реализации детских видов деятельности: минутка вхождения в день (психогимнастика), актуализация чувственного опыта - сюрпризный момент, решение проблемной ситуации, развивающая игра, гимнастика для глаз,  пальчиковая игра, физминутка, беседа.

Используемые методы, приемы и технологии: проблемная ситуация (помочь расшифровать слово); использование сюрпризных моментов (появление предмета); наглядный метод, объяснительно-иллюстративный (использование иллюстраций и показ картинок); словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, оценка деятельности детей); практические методы: конструирование по схемам; здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная (конструирование), коммуникативная (беседа), двигательная (ориентирование в пространстве, физминутка).

Словарная работа (закрепление терминов): названия геометрических форм, размеров, цвета, толщины.

Материал и оборудование:

Дидактические средства (демонстрационный материал):  учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, печатная схема соответствия палочек Кюизенера цифрам, схема камаза, схема корабля, карточки с символами, домики для состава чисел.

Оборудование: военный планшет с донесением, обручи, стаканчики с крупой (8шт), мерные ложки, счетные палочки, ножницы, бумажные круги (хлеб), звездочки с буквами, водительские права на каждого ребенка, картинки вертолетов в количестве 6 штук, 2 мольберта.

Ход ОД:

1. Психогимнастика.

Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу — скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!
(Дети встают в круг, берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой).

Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Военная сумка.

Воспитатель: Правильно. Откуда она здесь взялась? Кто её оставил? (солдат или офицер). Интересно, что в ней может быть? А вы хотите ее открыть и посмотреть, что в ней лежит? (да) Тогда давайте откроем ее. (Дети открывают сумку и достают конверт).

3. Проблемная ситуация. Мотивация детей к деятельности.

Воспитатель: Что это? (ответы детей) Да это  конверт с важным донесением от командира военного отряда. Вот что он пишет: «Ребята, вам, как будущим защитникам Отечества, предстоит пройти сложные испытания. Выполнив необходимые задания, вы сможете расшифровать секретное слово и доставить его в штаб. Задания нужно выполнять правильно и  соблюдать дисциплину. За каждое задание вы будете получать звезду с буквой. Так вы узнаете зашифрованное слово. Удачи вам!» 

Вы согласны? (Да).

4. Выполнение заданий детьми.

Задание 1. «Заселим солдат в казарму»

На каждом этаже в двух комнатах живет по 7 солдат. На верхнем этаже в комнате слева проживают 6 солдат, а справа – 1 солдат. Сколько всего солдат живут на этаже? (7) Сколько солдат живет слева? Сколько солдат живет справа? Как составили число 7? Как еще можно составить число 7?

7 это 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3

Дети получают звезду с буквой М

5. Пальчиковая гимнастика «Пальцы наши все бойцы».

Воспитатель: А сейчас подготовим наши пальчики для выполнения следующего задания.

Пальцы наши все бойцы, (Повороты кистей рук)

Удалые молодцы. (Соединить ладони обеих рук)

Два больших и крепких малых,

И солдат в боях бывалых. (Разводить и соединять большие пальцы)

Два – гвардейца – храбреца, (Разводить и соединять указательные пальцы)

Два – сметливых молодца, (Разводить и соединять средние пальцы)

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных. (Разводить и соединять безымянные пальцы)

Два – мизинца-коротышки.

Очень славные мальчишки. (Разводить и соединять мизинцы)

1, 2, 3, 4, 5. 6, 7. 8. 9, 10 (Сгибать пальцы по порядку)

Встали пальцы дружно в ряд –

Десять крепеньких солдат. (Повороты кистей рук)

Задание 2. «Измерение сыпучих веществ с помощью условной меры»

В армии солдат кормят 3 раза в день. Представьте, что вы работаете поварами и вам нужно приготовить кашу. Возьмите мисочки с крупой и поставьте их перед собой. Чтобы сварить кашу для 1 человека, нужно отмерить 1 ложку крупы.

Воспитатель: Как узнать, сколько человек можно накормить, сварив крупу из ваших мисочек? (Нужно измерить, сколько в каждой мисочке крупы)

Чем вы будете отмерять крупу? (Условной мерой – ложкой)

Давайте вспомним правило измерения сыпучих веществ:

1. Наполнять нужно целую ложку

2. Аккуратно пересыпать в другую миску, не просыпая на стол

3. Каждый раз отмечать количество пересыпанных ложек 1 счетной палочкой.

4. Сосчитать, сколько (единиц) палочек получилось. Сколько единиц, столько ложек крупы в миске.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Сколько же человек можно накормить, сварив крупу из ваших мисочек? (Спрашиваю 3-4 детей)

Воспитатель: Но какой же обед без хлеба? У вас на столах лежит бумажный хлеб, сейчас мы будем делить его на части.

Что нужно сделать, чтобы разделить хлеб на 2 части? (Сложить бумагу пополам, провести по линии сгиба и разрезать) Как называется каждая часть? (половина или 1/2).

Половина больше или меньше целого?

Как получить 4 части? (Наложить обе половины друг на друга, сложить их пополам и разрезать) Как называется каждая часть? (1/4) Почему именно 1/4, а не 1/3?  (Потому что делили на 4 части, а не на 3). Покажите 1/4, 2/4, 3/4.

1/4 больше или меньше, чем целое?

Как разрезать хлеб на 8 частей? (Наложить все части друг на друга, сложить их пополам и разрезать) Как называется каждая часть? (1/8) Покажите 3/8, 5/8.

Дети получают звезду с буквой А

Задание 3. «Получение прав на вождение транспорта». Блоки Дьенеша.

Воспитатель: А сейчас, ребята, у нас с вами будет необычное задание: нам с вами нужно получить права на вождение грузового транспорта. Ведь в армии солдат обязательно учат водить какую-нибудь грузовую машину.

6. Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Но сначала давайте подготовим наши глазки к выполнению задания.

Мы посмотрим далеко,

(ладонь у лба, смотрим вдаль)

Мы посмотрим близко,

(ладони перед грудью, словно держим раскрытую книгу)

Мы посмотрим высоко,

(не поднимая голову, смотрим вверх)

Мы посмотрим низко,

(не опуская голову, смотрим вниз)

А теперь по сторонам -

Тут и там, тут и там.

(не поворачивая голову, смотрим по сторонам).

Вдаль на палец посмотри.

(отводят палец далеко,  смотрят на него)

Близко к носу поднеси.

(подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд).

Раз, два, три — глаза закрой.

(закрывают глаза).

Раз, два, три — глаза открой.

(открывают глаза).

Воспитатель: Составьте по данной схеме у себя на столах вот такой автомобиль. Давайте вспомним, что означают данные символы.

Домики – размер, силуэты человека – толщина, разноцветные пятна – цвет.

Дети выполняют задание по схеме самостоятельно, воспитатель проверяет правильность выполнения задания детьми.

Воспитатель: Какое у тебя колесо, Вика? А у тебя какое, Витя? Из каких геометрических фигур состоит кузов машины? (Из прямоугольников).

Дети получают звезду с буквой Я и права на вождение камаза.

7. Физпауза.

Воспитатель: А сейчас наступило время физкультурной подготовки. Все солдаты в армии занимаются физкультурой, и мы с вами сделаем несколько упражнений. (Дети выполняют ОРУ по показу ребенка).

Задание 4. Решение задачи на сложение с использованием палочек Кюизенера.

Воспитатель: Сейчас мы будем решать арифметические задачи. Вспомните, из каких частей состоит задача.

Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.

Воспитатель: Какие арифметические действия вы знаете?

Дети: Сложение, вычитание.

Воспитатель: Итак,  слушайте задачу.

На базе находилось 6 вертолетов. 2 улетели. Сколько вертолетов осталось на базе?

Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче? Повторите задачу еще раз. А теперь обозначьте цветными палочками условие задачи.

Воспитатель: Давайте вспомним, какая цифра какой палочке соответствует.

Дети в соответствии с условием задачи выполняют действия с палочками Кюизенера.

Воспитатель: Больше или меньше стало вертолетов на базе, после того, как улетели 2 вертолета? С помощью какого арифметического действия будем решать задачу? (Вычитания)

Вторая задача. (если останется время)

По улице шли 4 солдата. К ним присоединись еще 5. Сколько стало солдат? (4+5=9)

Дети получают звезду с буквой И.

Задание 5. Самостоятельная деятельность детей по складыванию корабля из кубиков Никитина «Сложи узор».

Воспитатель: А сейчас, ребята, вам нужно сложить из кубиков вот такой корабль. Ведь именно на нем мы и отправим командиру военного отряда донесение с расшифрованным словом. Итак, приступайте к заданию.

http://www.xn--c1ajbh3aoaed0c.xn--p1ai/image/cache/catalog/Corvet/KVh572Bm3aA-800x800.jpg

Дети получают звезду с буквой Р.

Воспитатель: Итак, давайте теперь соберем вместе все буквы и посмотрим, какое же слово у нас получилось?

АРМИЯ

8. Итог. Рефлексия. 

Воспитатель приглашает детей встать в центре зала в круг.

Воспитатель: Вы такие молодцы, столько заданий выполнили! А главное, вы смогли расшифровать слово в секретном донесении. В какие математические игры играли?

Кто считает, что он занимался хорошо, и задания ему показались легкими - встаньте в красный обруч. Кому было трудно, встаньте в зеленый обруч, а кто затрудняется с ответом, встаньте в желтый круг. Что вам было трудно?

А теперь нам нужно попрощаться с нашими гостями!

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое открытое занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Цель : закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей. Повторить количественный и порядковый, обратный счет, цифры 0 – 10, соста...

Конспект открытого занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе

интересное занятие по ФМП с мультимедийным оборудованием "Путешествие на планету математики"...

Итоговое открытое занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе.

Тема :"Повторение".Название :"Весеннее путешествие".Занятие в игровой форме.Охватывает основные темы программы подготовительной группы детского сада....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Сокровища старого замка"

Закреплять умение пользоваться количественным счетом.Закреплять знания о составе числа в пределах 10.Продолжить учить решать задачи, правильно выбирать арифмитическое действие при решении задач, повто...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Сокровища старого замка"

Закреплять умение пользоваться количественным счетом.Закреплять знания о составе числа в пределах 10.Продолжить учить решать задачи, правильно выбирать арифмитическое действие при решении задач, повто...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».

Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Занятие 41 Тема: «Путешествие в страну Математики»

Программное содержание• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.• Расширять представления о весе предметов.• Закреплять умение видоизменять ге...