«Занимательная математика»
рабочая программа по математике (старшая группа)

Мосейчук Анастасия Александровна

Кружок по математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy.docx58.27 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

Муниципального образования города Братска

665781, Иркутская область, город Братск, ж.р.Порожский, ул.50 лет Октября, 108

Телефон (3953)40-42-17, e-mail:mdoy.dsov.1.gribkova@yandex.ru

Рассмотрено                                                                      Утверждаю:

На педагогическом совете                                               Заведующий МБДОУ «ДСОВ №1»

Протокол №     от  «___»_______2021г                           __________Е. И. Спириденко

                                                                                Приказ №       от   «___»______2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «Занимательная математика»

(с использованием нетрадиционных техник аппликации)

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

            Составил:

                  Мосейчук Анастасия Александровна

                            Воспитатель

Братск, 2022г.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
  2. Учебный план……………………………………………….…………….5
  3. Календарный учебный график………………………….………….…….6
  4. Рабочая программа……………………………………………………......6
  1. Планируемые результаты………………………………………….6
  2. Тематическое содержание программы…………………………...7
  3. Календарно - тематическое планирование……………………….7
  1. Оценочный материал……………………………………………………20
  2. Методические материалы…...………………………………………….26
  3. Заключение………………………………………………………………28
  4. Список литературы……………………………………………………...29

  1. Пояснительная записка

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепление у детей умение арифметическим и геометрическим навыкам
  • Учить создавать множества из разных по качеству элементов, часть множества или их равенство.
  • Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
  • Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 <6 на 1, 6>5 на 1).
  • Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Развивающие:

  • Развитие умений у детей устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине.
  • Развивать умение у детей понимать о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
  • Развивать представления о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Воспитывающие:

  • Воспитание потребностей  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Принципы построения программы

Программа построена на общепринятых педагогических принципах:

  • Систематичности и последовательности - все занятия программы запланированы последовательно, от простого к сложному, что бы дети усваивали знания постепенно.
  • Доступности и индивидуализации - простота материала, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
  • Занимательности - изучаемый детьми материал интересно и увлекательно составлен, поэтому у детей формируется большое желание выполнять данные виды занятий, развивается стремление к достижению наилучшего результата.
  • Наглядности -  в данной программе этот принцип реализуется путём визуализации различных упражнений, демонстрации наглядных пособий,  схем, образное описание геометрических фигур.
  • Принцип результативности -  предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального уровня развития детей.  

Подведение итогов осуществляется в виде информационно-математических знаний и умений у детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей

1. социально-коммуникативное развитие;

2.познавательное развитие;

3. речевое развитие;

          4. Физическое развитие;

          5. Художественно-эстетическое развитие;

Методы работы с детьми

1. Наглядные:

- рассматривание образцов, схем;

- демонстрация иллюстраций по теме занятия;

2. Словесные:

- беседы;

- объяснение и обсуждение хода работы;

3. Практические:

- индивидуальная работа детей;

- совместная деятельность взрослого и детей;

- опора на личный опыт детей.

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение в отрасли математики.

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способ организации занятий: подгрупповой. 

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет). Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, подвижные и пальчиковые игры.

Сроки реализации и участники: программа рассчитана на 8 месяцев года с 01.10.2022г. по 31.05.2023г., с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Учебный план

Программа «Занимательная математика» рассчитана на 8 месяцев (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы НОД в численность детей в группе должна составляет 10 человек. НОД проводятся два раза в неделю, с октября по апрель, во второй половине дня. Продолжительность НОД 30 минут.

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

8 месяцев

Возраст воспитанников

5-6 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

10

Количество часов в месяц

4

Общее количество часов в год

Возраст детей

Время занятий

Количество занятий

В месяц

В год

5-6 лет

25 минут

8

52

3.Календарный учебный график

Календарный учебный график на 2022 - 2023г.

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Начало учебного года 01.10.2022г.

Продолжительность 8 месяцев (с 01.10.2022 до 31.05.2023)

Каникулы 3 месяца (июнь, июль, август)

Сроки проведения первичного мониторинга (диагностики) октябрь

4. Рабочая программа

4.1. Планируемые результаты

Решение задач данной программы, достижение определенных результатов зависит от индивидуальных способностей и возможностей детей. При успешном выполнении задач программы ожидаются следующие результаты работы:

  • Выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета.
  • Называть текущий день недели.
  • Упражнять в счете предметов с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
  • Учить двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.
  • Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым и его частями.
  • Познакомить с количественным составом чисел 3, 4, 5 из единиц.
  • Учить делить круг (квадрат, прямоугольник) на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
  • Учить ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
  • Учить считать и отсчитывать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  • Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
  • Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и прибавления единицы).
  • Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
  • Называть последовательно части суток, дни недели.
  • Называть текущий день недели.

Ожидаемые результаты: к концу года дети старшей группы могут:

  • Считать и отсчитывать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  • Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.

4.2. Тематическое содержание программы

Программа построена с учетом принципов развивающего обучения. Занятия предполагается проводить, опираясь на особенности ведущей деятельности дошкольника и зону ближайшего развития, используя элементы математического мышления, моторных компонентов мыслительной деятельности, применяя целостный, комплексный подход к решению поставленных обучающих и развивающих задач. Спектр разнообразных занятий очень широк, восприятия, памяти, произвольного внимания, что в значительной степени активизирует становление психических процессов ребенка, способствует формированию математических познавательных функций и развитию интеллекта в целом.

Тематический план на 2022-2023 уч. г

Дата

Тема

Количество занятий

теория и практика

Сентябрь

Первичный мониторинг (диагностика)

Октябрь

Количество и счет

8

Ноябрь

Количество и счет

8

Декабрь

Форма

8

Январь

Величина

6

Февраль

Величина

8

Март

Ориентировка в пространстве

6

Апрель

Ориентировка во времени

8

Май

 Вторичный мониторинг (диагностика)

Итого занятий:

52

4.3. Календарно - тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на 2022- 2023 г.

(52 занятия) 2 занятия в неделю (октябрь-апрель)

Дата

Тема

Задачи

Материал

1

Октябрь  1 неделя

Занятие №1

«Игры с пальчиками»

Закрепить навыки счета в пределах 5; сравнивать группы и числа на основе составленных пар; закреплять знания геометрических фигур; уточнять представления о последовательности частей суток.

Счетные палочки, распечатанные цифры. Геометрические фигуры.

2

Занятие № 2.

«Отсчитай столько же»

Закрепить знания о числе и цифре 1; учить писать цифру 1; закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине.

Счетные палочки, распечатанные цифры.

3

2 неделя

Занятие № 3

«Найди пару»

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух); закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам (длина, ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями; совершенствовать умение

двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

Цифры 5 . Два предмета для сравнивания по двум параметрам (длина, ширина).

4

Занятие 4.

«Посчитай, сколько»

Закрепить знания о числе и цифре 2; закрепить умение писать цифру 1; учить писать цифру 2;учить отгадывать математические загадки; познакомить со знаками +, =, учить их писать; учить записывать решение загадки цифрами и знаками; учит ориентироваться на листе бумаги.

Цифры, знаки на сложение и вычитание и равно печатные.

5

3 неделя

Занятие 5.

«У кого больше пуговиц»

Совершенствовать навыки счета пределах 5; учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета (цвета, формы и величины).

Цифры, предметы круг желтый, овал красный, квадрат оранжевый.

6

Занятие 6.

«Сделай столько же»

Учить писать цифру 3; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; познакомить с тетрадью в клетку; учить рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку.

Цифры, тетради в клетку, картинка фигуры квадрат.

7

4 неделя

Занятие 7

«Исправь ошибку»

Закреплять навыки счета пределах 5; упражнять в сравнении 5 предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот); уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра.

Цифры, полоски, времена суток кортиках.  

8

Занятие 8.

«Который по счету?»

Учить писать цифру 4; учить рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку; учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Цифры, тетрадь в клетку, предметы для количества.

9

Ноябрь  

1 неделя

Занятие 9

«Угадай, что изменилось»  

Учить составлять множества из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями; закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам; совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, сверху, внизу.

Фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

10.

Занятие 10.

«Стройся по порядку»,

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; учить писать цифру 5; познакомить с названием текущего месяца-октябрь; знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел.

Математические загадки, цифры 5.

11

2 неделя

Занятие 11.

«Найди на один меньше больше»

Учить считать в пределах 6, показывать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать соответствующими словами: самый длинный, короче, еще короче…самый короткий (и наоборот), закреплять представления о знакомых геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам.

Предметы по длине, геометрические фигуры, цифры.

12

Занятие 12.

«Назови пропущенное число»

Познакомить с цифрой 6; учить писать цифру 6; учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?; знакомить с составом числа 6.

Цифры.

13

3 неделя

Занятие 13.

«Составь число»

Учить считать в пределах 7, показывать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 6 и7; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по ширине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать соответствующими словами: самый широкий, уже, еще уже…самый узкий (и наоборот), продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

Цифры 6 и 7,

предметы по ширине.

14

Занятие 14.

«Подбери столько же разных предметов»

Учить отгадывать математические загадки; закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6; познакомить со знаками <, >; учить рисовать треугольники в тетради в клетку; учить выкладывать из счетных палочек треугольник, домик.

математические загадки, знаки больше меньше, счетные палочки.

15

4 неделя

Занятие 15

«Я знаю пять названий цветов»

Продолжать учить считать пределах 6 и 7 знакомить с порядковым значением числа 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; продолжать развивать умение сравнивать до 6 по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот);

расширить представление о деятельности взрослых детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

Цифры, времена суток в картинках.

16

Занятие 16.

«Исправь ошибку»,

Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов; знакомить с загадками, в которых есть числа; учить решать логическую задачу на установление закономерностей.

Цифры, логические загадки.

17

Декабрь  1 неделя.

Занятие 17.

«Наведи порядок»

Учить считать в пределах 8, показывать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и8; упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Цифры 7 и 8.

18

Занятие 18.

«Найди недостающее»

Учить решать математическую задачу, записывать решение; познакомить со знаком «минус»; познакомить с цифрой 0, учить писать; познакомить с названием последнего месяца-ноябрь; учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их изображение похожих предметов.

Математические загадки, цифра 0, месяца и времена года в картинках.

19

2 неделя

Занятие 19

«Расставь по порядку»

Учить считать в пределах 9, показывать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9; закреплять представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.; продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

Геометрические фигуры, цифры 8 и 9,картинки с

Местоположением  среди окружающих людей и предметов.

20

Занятие 20

«Сколько шагов»

Продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение; продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Арифметические задачи, цифры.

21

3 неделя

Занятие 21.

«Найди такой же по величине»

Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот); упражнять в умении находить различия в изображении предметов.

Картинки со знаком (самый большой, меньше, еще меньше… ),цифра 8 и 9.

22

Занятие 22.

«Поручение»

Познакомить с цифрой 7; учить писать цифру 7; учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник; учить рисовать прямоугольник в тетради в клетку; учить порядковому счету; учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Цифра 7, тетрадь в клетку.

23

4 неделя

Занятие 23

«Найди пару»

Познакомить с образованием числа 10 основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10; учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?» закреплять представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности; совершенствовать представление о треугольнике, его свойствах и видах.

Цифры 9 и 10,картинки с временами суток.

24

Занятие 24.

«Семерика»

Продолжать знакомить с цифрой 7; знакомить с составом числа 7; закреплять умение писать цифры от 1 до 7; познакомить с днями недели.

Цифры 1до 7.

25

Январь

2 неделя

Занятие 25.

«Кто больше увидит предметов такой же формы»

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух пределах 10; закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот);

упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур; упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Цифры 1-10, геометрические фигуры.

26

Занятие 26.

«Загадочка»

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; познакомить с цифрой 8; учить писать цифру 8; учить правильно использовать и писать знаки + или -; познакомить с названием месяца – декабрь.

математические загадки, цифры, знаки + и -.

27

3 неделя.

Занятие 27.

«Не ошибись»

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов; закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.

 Цифры, геометрические фигуры треугольник и четырехугольник.

28

Занятие 28.

«Порядковый номер»

Упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?; учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале; учить делить предмет на две, четыре части; учить выполнять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Цифра 8,наглядный материал.

29

4 неделя.

Занятие 29.

«Соседи»

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число…больше числа…», «На сколько число…меньше числа…»; продолжить учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения; закреплять умение последовательно называть дни недели.

Цифры 10.

30

Занятие 30.

«Примечики»  

Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить рисовать овалы в тетради в клетку; учить решать логическую задачу; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знаки сложение и вычитание, тетрадь в клетку, геометрические фигуры.

31

Февраль

1 неделя.

Занятие 31.

«Что изменилось»

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число…больше числа…», «На сколько число…меньше числа…»; развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу; совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры; развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

Число 8, геометрические фигуры.

32

Занятие 32.

«Запомни и повтори»

Закреплять умение правильно пользоваться знаками <, >; учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях; упражнять в различении количественного и порядкового счета; правильно отвечать на вопросы сколько?, который?, на каком по счету месте?

знаками <, >., Порядковый счет.

33

 2 неделя.

Занятие 33.

«Где спрятались цифры?»

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10; развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины равной образцу; закреплять умение определять пространственные представления и использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом; упражнять в последовательном назывании дней недели.

Цифры 9 и 10, дни недели.

34

Занятие 34.

«Когда это бывает?»

Познакомить с цифрой 9 и учить писать; познакомить с названием месяца – январь; закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «самая низкая», «повыше», «еще выше».

Месяца в картинках, цифры 10.

3 неделя.

Занятие 35.

«Правильно пойдешь- секрет найдешь»

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом; продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу; учить ориентироваться на листе бумаги.

 Геометрические фигуры.

Занятие 36.

«Порядочек»

Учить порядковому счету; учить соотносить количество предметов с цифрой; учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними; учить складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линиям сгиба.

Цифры 7 и 8, геометрические фигуры.

4 неделя.

Занятие 37.

«Фигурки»

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Геометрические фигуры: (прямоугольника, квадрата, круга, треугольника),цифры.

Занятие 38.

«Найди, назови предметы такой же формы»

Учить отгадывать математическую загадку; познакомить с числом 10 и учить его писать; познакомить с геометрической фигурой – трапецией; учить выкладывать из счетных палочек трапецию; учить рисовать трапецию в тетради в клетку; учить находить отличия в двух похожих рисунках.

Математические загадки, цифры 10,тетрадь в клетку.

Март

1 неделя.

Занятие 39.

«По порядку»

Познакомить с количественным составом числа 3 и 4 из единиц, продолжать ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Цифры, дни недели, тетрадь в клетку.  

Занятие 40.

«Фигурка»

Закрепить умение писать цифры от 1 до 10; учить понимать отношения между числами; учить составлять число 10 из двух меньших чисел; учить решать логическую задачу на установление закономерностей; закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике.

Логические загадки, цифры от 1 до 10,геометрические фигуры.

2 неделя.

Занятие 41

«Сколько»

 Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц, совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

Геометрические фигуры, цифры.

Занятие 42.

«Назови соседей»

Учить решать задачи, записывать решение; познакомить с названием месяца – февраль; учить пользоваться знаками +, -; учить рисовать в тетради в клетку кораблик.

Месяца годы, тетрадь клетку.

3 неделя.

Занятие 43.

«Составь узор»

Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц; формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть; совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Цифры, тетрадь в клетку.

4 неделя.

Занятие 44.

«Наоборот»

Продолжать учить отгадывать математические загадки, записывать решение;, читать запись; учить решать логическую задачу на синтез и анализ; упражнять в количественном и порядковом счете; учить выкладывать их счетных палочек геометрические фигуры.

Геометрические фигуры, математические  задачи.

Апрель

1 неделя.

Занятие 45.

«Считалочка»

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу; продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур, учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета, равного одному из сравниваемых предметов.

Геометрические фигуры, цифры.

Занятие 46.

«Живая неделя»

Продолжать решать примеры на сложение и вычитание; учить составлять числа 7, 8, 9, 10 из двух меньших чисел; учить различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад»; способствовать развитию графических навыков – рисование машины.

Картинки с предметами в «влево», «вправо», «вперед», «назад», цифры 7,8,9,10.

2 неделя

Занятие 47.

«Исправь ошибку»

Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5; совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди сзади) и другого лица; совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Цифры от 5 до 10,тетрадь в клетку.

Занятие 48.

«Больше меньше или равно»

Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов; учить пользоваться знаками <, >; закреплять знания о днях недели.

Знаки <, >, цифры.

3 неделя.

Занятие 49.

«Угодайка»

Познакомить с записью числа 10. продолжать учить делить круг на две равные части, называть части сравнивать целое и часть;

продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов, закреплять умение последовательно называть дни недели.

Цифры 10.

Занятие 50.

«Повторяйка»

Продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать записи; познакомить с названием месяца – март; закрепить знания о зимних месяцах; учить решать логическую задачу на сходство и различие.

Логические задачи, месяца года.

4 неделя.

Занятие 51.

«Фигурка»

Учить делить квадрат на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; совершенствовать навыки счета в пределах 10; развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед – назад, направо – налево).

Цифры от 1 до 10,картинки с предметами находящимися  в (впереди – назад, направо – налево).

Занятие 52.

«Расставь по порядку»

Продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; учить читать запись; закреплять знания о последовательности частей суток; учить рисовать символическое изображение кошки в тетради в клетку; использовать в речи определения « большой», «поменьше», «самый маленький».

математическую загадку, тетрадь в клетку.

5. Оценочный материал

Диагностика на формирование элементарных математических представлений

у детей старшего возраста.

Составление квадрата из разных геометрических фигур. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление изображения из разных элементов. Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Моделирование предметов из плоскостных элементов. Составление различных форм из палочек по образцу. Сравнение предметов по величине. Выкладывание предметов в порядке убывания, возрастания. Конструирование постройки из деталей разного размера. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).

Группа - старшая

2022-2023 учебный год

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Считает (отсчитывает в пределах 10)

 

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»

 

Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы)

 

Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине), проверяет точность путем наложения и приложения

 

Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины

 

Называет текущий день недели. Называет: утро, день, ночь, имеет представление о смене частей суток

 

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам

 

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур количество сторон, углов, равенство/неравенство

 

I. Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 10.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическое упражнение «Соберем бусы для куклы».

Материал: кружочки (по 6-7 шт.)  красного и зеленого цвета, разного размера.

- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько красных и сколько зеленых кружочков?

- Сколько красных? Сколько зеленых?

- Что можно сказать о красных и зеленых кружочках?

- Чем еще отличаются?

- Если одна зеленая (красная) потеряется, что теперь можно сказать о них?

- Каких больше, каких меньше?

- Что можно сделать, что бы их было поровну?

2. Дидактическое упражнение «Кто знает, пусть дальше считает». (счет прямой и обратный)

Материал: мяч.

Содержание диагностического задания: принимать участие в игре могут несколько детей. Воспитатель называет число и бросает мяч, а ребенок считает дальше до 10 или обратно до 1. Зависимости от задания.  Мяч возвращается воспитателю.

- Я говорю – 5.

-Шесть, семь, восемь, девять, десять

-Я говорю 6.

- 5, 4, 3, 2, 1. И т. д.

Не сформирован - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

Находится в стадии формирования - ребенок считает до 10, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Сформирован - ребенок считает до 10, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 10), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

II. Уровень знаний об эталонах величины.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическое упражнение «Посади елочки».

Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (7 шт.).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте?

«Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «самая высокая, ниже, еще ниже самая низкая. Самая низкая, выше, еще выше самая высокая».

2. Дидактическое упражнение «Завяжем куклам бантики».

Материал: две ленточки разной длины и ширины, разного цвета, 2 куклы большая и маленькая.

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

- Чем отличаются ленты?

- Одинаковые они по цвету?

- Что можно сказать о ширине?

- Покажи широкую (узкую).

- Какая лента подойдет маленькой куколке?

- Какая лента подойдет большой куколке?

Критерии оценки

Не сформирован - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.

Находится в стадии формирования - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

Сформирован - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.

III. Уровень знаний о геометрических фигурах.

Дидактические игры, упражнения, вопросы.

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Материал: чудесный мешочек, объемные геометрические фигуры, предметные картинки (мяч, стакан, шкаф, воздушный шарик и т.д.) и

Содержание диагностического задания: участвовать могут несколько человек.

Воспитатель с детьми рассматривают объемные геометрические фигуры. Воспитатель убирает их в мешочек. Ребенок на ощупь определяет какую фигуру он нащупал, называет ее, достает из мешочка. Воспитатель просит соотнести геометрические фигуры с предметными картинками: мяч - шар, стакан - цилиндр, шкаф – куб и др.

2.Дидактическая игра «Сравни и подбери».

Материал: предметные картинки и карточки с геометрическими фигурами.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3.Дидактическая игра «Продолжи ряд».

Материал: карточки с геометрическими фигурами разного цвета, формы и размера. Содержание диагностического задания: на столе выложен ряд из геометрических фигур

Продолжить ряд из геометрических фигур изменить один из признаков. Для усложнении изменить два признака и три признака.

Критерии оценки

Не сформирован - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

Находится в стадии формирования - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Сформирован - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.

IV. Ориентировка в пространстве

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Поручение».

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Содержание диагностического задания:

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

Инструкция.

Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку справа.

Дидактическая игра «Прятки».

Материал: игрушка.

Содержание диагностического задания:

По зданию воспитателя ребенок двигается в указанном направлении (2 шага вперед, 3 шага вправо и т. д ). Если задание выполнено правильно, он находит спрятанную игрушку.

Критерии оценки

Не сформирован - ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого.

Находится в стадии формирования - ребенок после дополнительных инструкций справляется с заданиями. Не знает левую и правую руки.

Сформирован - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

Содержание диагностического задания: участвовать в игре могут несколько человек.

V. Ориентировка во времени.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Круглый год» (лото)

Материал: сюжетные картинки с разными временами года (зима, лето, весна, осень), карточки.

Содержание диагностического задания: участвовать в игре могут несколько человек.

  Воспитатель показывает картинку с изображением (зима), ребенок сопоставляет времена года с погодными условиями, одеждой людей, занятиями людей и животных. Ребенок Называет времена года и месяцы.

Игровое упражнение «Когда это бывает?».

Материал: картинки с изображением частей суток, загадки, стихи о разных частях суток.

Содержание диагностического задания:

Внимательно послушай, определи время суток и найди соответствующую картинку.

ПОТЕШКИ

1.Утром дети просыпаются,

В детский садик собираются.

Делают все по порядку:

Занимаются зарядкой,

Завтракают и играют,

Все растенья поливают.

2.Днем гуляем и играем.

Все листочки собираем.

Повар сделал нам котлет,

Приглашает на обед.

3.Вечер - солнышко садится,

Всех зовет угомониться.

Хочет посмотреть в тиши

«Спокойной ночи, малыши».

4.Ночью дети спят в кроватке.

Снятся сны им сладки, сладки.

Звезды светят им в тиши,

Спите крепко, малыши.

Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.

- Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т.п.

Дидактическая игра «Не ошибись».

Материал: картинки с изображением частей суток.

Содержание диагностического задания: в игре могут принимать несколько человек.

Воспитатель показывает картинку с изображением   частей суток, ребенок называет одно какое – либо занятие, действие, которое делают в определенное время суток. Затем воспитатель показывает другую картинку.

Игровое упражнение: «Назови соседей». (утра, вечера и т. д.)

Критерии оценки

Не сформирован - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра. Не называет месяцы года.

Находится в стадии формирования - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели. Ошибается при перечислении месяцев года.

Сформирован - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели. Знает месяцы года.

  1. Методические материалы

Проведения занятий:

- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.

Методы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).

Структура занятия

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного (тренировочное занятие), проверке усвоения знаний детьми (итоговое занятие).

Структура занятий открытия нового знания имеет следующий вид:

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

3) Открытие детьми нового знания.

4) Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

5) Итог занятия.

На тренировочных занятиях акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. Основная цель занятий такого типа – тренировать (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т. д.)

Этапы реализации программы:

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

Начальный этап:

-Считать по образцу и названному числу в пределах 10;

-Понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

-Писать цифры от 1 до 10;

-Пользоваться математическими знаками: +, -, =, <   >;

-Записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

-Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

-Различать количественный и порядковый  счет в пределах 10;

Основной этап:

-Составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

-Понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

-Знать геометрические фигуры;

-Рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

-Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;

-Располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

-Делить предмет на 2-4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-Называть последовательно дни недели, месяцы;

-Ориентироваться  на листе бумаги, в тетради в клетку;

Заключительный этап:

-Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

-Определять положение предметов по отношению к другому лицу;

-Понимать задание и выполнять его самостоятельно;

-Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Уровень детей посещающих кружок «Занимательная математика» предполагается быть выше в следующих разделах школьной программы: - математика.

Дошкольники, которые научаться логически мыслить, будут обладать следующими качествами:

умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);

быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;

самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

  1. Заключение

Деятельность кружка «Занимательная математика» организована, как бесплатная дополнительная образовательная услуга, реализующая приоритетное направление формирование и развитие математических представлений у детей дошкольного возраста.

Развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

Освоение способов измерения с помощью условной мерки;

Формирование и развитие математических представлений у старших дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.

Программа кружка «Занимательная математика» рассчитана на детей 5-6 лет.

Особенность работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Работа в кружке «Занимательная математика» дает возможность развивать интерес к математике, логическое мышление, познавательную активность и математические способности детей. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

  1. Список используемой литературы

  1. - Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015
  2. - И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений: старшая группа». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. -80С.
  3. - Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва 2015
  4. -Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Программа «Игралочка.»
  5. -Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5- 6 лет.
  6. Рабочие тетради:
  7. - Математика для дошкольников. Рабочая тетрадь. Старшая группа. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой.
  8. - «Я считаю до десяти» Е. В. Колесникова.
  9.  «Математика для детей 5-6 лет» методическое пособие к рабочей тетради, Е.В.Колесникова.
  10. Художественная литература.
  11. «Три поросенка». М.В. Михалков.«Три орешка для золушки.» Б. Немцов
    «Три медведя.». Р.н.с
    «Три толстяка». Ю. Олеша
    «Три богатыря.». Р.н.с.
    «Семеро козлят и серый волк.» Р.н.с.
    «Белоснежка и семь гномов.» братья Гримм.
    12 месяцев «С.Я. Маршак.«Спящая царица и 7 богатырей». А.С. Пушкин.«Козленок, который умел считать до 10». «Цветик - семицветик». В. Катаев. «Сказки про геометрические фигуры». О Емельянова. «Семеро храбрецов» Гримм.                                                                                                                        «Дикие лебеди». Г. Андерсон.                                                                                                                                   «Два мороза» Р.н.с.                                                                                                                                        «Три сына» Осеева.
  12. -Практическое пособие «Состав числа». Г.П.Шалаева. Москва. ЭКСМО. 2003.
  13. -Практическое пособие «Сложение и вычитание». Г.П.Шалаева. Москва. ЭКСМО. 2003.
  14. -Практическое пособие «Числа и цифры». Т.В.Чупина. Ярославль. Академия развития. 2009.
  15. Интернет ресурсы:
  16. http://tc-sfera.ru/
  17. http://www.maam.ru/
  18. http://ped-kopilka.ru/
  19. http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

занятие по математике для следней группы детского сада...

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...

Занятие по математике "Занимательная математика"

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...

Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"

Итоговое занятие по математике для старшей группы....

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...