Учебно-методический комплекс «Мате: плюс» - одно из средств математического образования дошкольников
статья по математике (старшая группа)
Cегодня математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться только развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполнения действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kmo.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическому развитию в дошкольном детстве уделялось внимание всегда, во всех программах дошкольного образования присутствовал раздел «ФЭМП» (формирование элементарных математических представлений) или «РЭМП» (развитие элементарных математических представлений), который ставил задачи перед педагогами и они их решали на занятиях, больше похожих на школьные уроки. Чему мы всегда учили?:
- Ориентировка в пространстве
- Форма
- Количество и счет
- Ориентировка во времени
- Величина
Это традиционные разделы и на протяжении многих лет педагоги на занятиях решали задачи математического развития, используя традиционные методы и приёмы, которые представляли собой, как правило, механическое манипулирование с числами, работу в специальных тетрадях и т.д. Но сегодня математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться только развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполнения действий.
Основные подходы программы «Мате: плюс»:
- Сопровождение освоения математического содержания на ранних ступенях образования позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.
- Индивидуальный характер освоения детьми математического содержания.
- Взаимосвязь математического содержания с другими разделами, особенно с социально-коммуникативным и речевым развитием
- Использование ситуаций повседневной жизни для математического развития, осуществляя при этом речевое сопровождение
- Развитие способности применять математические знания и умения в практических ситуациях в повседневной жизни, в том числе в других образовательных областях
Программа основывается на данных современных научных исследований в области психологии детского развития, опирается на лучший отечественный педагогический опыт и построена на современных научных принципах и теориях. Программа позволяет формировать систему раннего математического образования, отражает подходы к модернизации математического образования.
«Математика в любое время!» - таков девиз этой программы. Иными словами, всё то время, которое дети проводят в дошкольной организации нужно использовать для развития основных математических способностей, причем основой учебного процесса должна быть игра. «Дети есть дети, и они любят делать то, что делали все дети раньше: они осваивают мир через игру!»
Приоритетные задачи программы
Задачи:
- Пробуждать любопытство и стремление к постановке новых и более глубоких вопросов, а также интерес к взаимосвязям в этом мире, которые ребенок может воспринимать и передавать, в том числе описывать словами количественные и качественные отношения, понимать и оценивать их;
- вызывать радость в процессе освоения нового, когда ребенку разрешается сделать ошибки, найти ее и исправить;
- побуждать детей к настойчивым и сконцентрированным действиям;
- развивать творческий потенциал и фантазию, когда создаются условия для реализации собственных идей, побуждать детей следовать правилам, созданным самостоятельно, и помочь им в развитии способностей сравнивать;
- классифицировать, конкретизировать и абстрагировать;
- поддерживать языковое развитие, когда от детей требуется описывать объекты окружающего мира, объяснять пространственные и количественные отношения, различать норму и особенности, аргументировать, используя слова «и», «или», «не», «ни один», «все», «больше, чем / меньше, чем», «столько же..., сколько и...», понимая их значение;
- стимулировать развитие мышления и памяти, и в особенности способностей, необходимых для математического мышления, таких как ориентирование в пространстве и пространственное восприятие;
- развивать добросовестность и самостоятельность, когда дети выполняют элементарные техники, такие как отметить, обвести, нарисовать по шаблону, раскрасить.
«Мате: плюс. Математика в детском саду» — это полный комплекс материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников по всем разделам математического содержания.
В комплект входят:
Материалы для взрослых:
- методические рекомендации,
- таблицы наблюдений,
- карточки для педагога (картотека игр),
- материалы для распечатки на CD.
Материалы для детей:
- рабочие и диагностические тетради,
- игровые материалы,
- карточки для детей (иллюстрированная картотека игр).
Отличительная особенность программы:
Программа делится на пять разделов. Каждому разделу математики присвоен свой цветовой код, который используется в печатных материалах комплекта: на карточках для педагогов и карточках для детей, в математических тетрадях для детей и таблицах наблюдений. Это помогает педагогу быстро определять, на развитие каких способностей направлено то или иное задание. При этом следует обратить внимание на то, что многие задания относятся одновременно к нескольким разделам математики, в этом случае они помечаются несколькими цветами.
Разделы:
1.Пространство и форма (зелёный цвет)
2.Структуры, закономерности, узоры (фиолетовый цвет)
3. Величины и измерения (красный цвет)
4.Данные, частота, вероятность (голубой цвет)
5.Множества, числа, операции (жёлтый цвет)
Под руководством воспитателя игровые задания проводятся в повседневной жизни индивидуально, по подгруппам.
Материалы учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду» имеет, на наш взгляд, ряд положительных сторон:
- игровая форма заданий и отличные игровые материалы, которые гарантируют позитивные эмоции всем участникам занятий
- большой выбор игр и их вариантов, что открывает педагогу возможности для дифференцированного подхода, и кроме того, побуждает и ребенка и педагога к придумыванию собственных игр
- построение материала по принципу «от простого – к сложному», что предполагает развивающий и мотивирующий эффект
- тщательно проработанная система игровых, рабочих и диагностических материалов, обеспечивающая наиболее полный охват математических явлений и понятий
- продуманная система диагностики и наблюдений за развитием, позволяющая реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Создание центров активности в рамках апробации учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду».
Система «Мате: плюс. Математика в детском саду» охватывает всё необходимое для дошкольников математическое содержание и даёт дошкольнику устойчивые ...
Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группы. с использованием материалов учебно – методического комплекса «Мате:плюс. Математика в детском саду» .
Тема: «Путешествие в Считай – городок»....
Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группы. с использованием материалов учебно – методического комплекса «Мате:плюс. Математика в детском саду».
Тема: «Путешествие в Считай – городок»....
"Мате: плюс. Математика в детском саду" - современная технология математического образования дошкольников.
quot;Мате: плюс. Математика в детском саду" - современная технология математического образования дошкольников....
Математическое образование с использованием программно-дидактического комплекса «МАТЕ:ПЛЮС. МАТЕМАТИКА в Детском саду».
Комплект Мате+ рекомендован авторами программы «Вдохновение» использовать в работе с детьми с 4 лет....
Математическое образование с использованием программно-дидактического комплекса «МАТЕ:ПЛЮС. МАТЕМАТИКА в Детском саду».
Комплект Мате+ рекомендован авторами программы «Вдохновение» использовать в работе с детьми с 4 лет....
Учебно - методическое пособие " Игры с блоками Дьенеша как средство разностороннего развития дошкольников в ДОУ"
Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:Образовательные:закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;накопление знаний о свойствах...