Учебно-методический комплекс «Мате: плюс» - одно из средств математического образования дошкольников
статья по математике (старшая группа)

Мария Дмитриевна Пономарева

Cегодня математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться только развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполнения действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kmo.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Математическому развитию в дошкольном детстве уделялось внимание всегда, во всех программах дошкольного образования присутствовал раздел «ФЭМП» (формирование элементарных математических представлений) или «РЭМП» (развитие элементарных математических представлений), который ставил задачи перед педагогами и они их решали на занятиях, больше похожих на школьные уроки.  Чему мы всегда учили?:

- Ориентировка в пространстве

- Форма

- Количество и счет

- Ориентировка во времени

- Величина

Это традиционные разделы и на протяжении многих лет педагоги на занятиях решали задачи математического развития, используя традиционные методы и приёмы, которые  представляли собой, как правило, механическое манипулирование  с числами, работу в специальных тетрадях и т.д. Но сегодня математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться только развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполнения действий.

Основные подходы программы «Мате: плюс»:

  • Сопровождение освоения математического содержания на ранних ступенях образования позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.
  • Индивидуальный характер освоения детьми математического содержания.
  • Взаимосвязь математического содержания с другими разделами, особенно с социально-коммуникативным и речевым развитием
  • Использование ситуаций повседневной жизни для математического развития, осуществляя при этом речевое сопровождение
  • Развитие способности применять математические знания и умения в практических ситуациях в повседневной жизни, в том числе в других образовательных областях

Программа основывается на данных современных научных исследований в области психологии детского развития, опирается на лучший отечественный педагогический опыт и построена на современных научных принципах и теориях. Программа позволяет формировать систему раннего математического образования, отражает подходы к модернизации математического образования.

«Математика в любое время!» - таков девиз этой программы. Иными словами, всё то время, которое дети проводят в дошкольной организации нужно использовать для развития основных математических способностей, причем  основой учебного процесса должна быть игра. «Дети есть дети, и они любят делать то, что делали все дети раньше: они осваивают мир через игру

Приоритетные задачи программы

Задачи:

  • Пробуждать любопытство и стремление  к постановке новых и более глубоких вопросов, а также интерес к взаимосвязям в этом мире, которые ребенок может воспринимать и передавать, в том числе  описывать словами количественные и качественные отношения, понимать и оценивать их;
  • вызывать радость в процессе освоения нового, когда ребенку разрешается сделать ошибки, найти ее и исправить;
  • побуждать детей к настойчивым и сконцентрированным действиям;
  • развивать творческий потенциал и фантазию, когда создаются условия для реализации собственных идей, побуждать детей следовать правилам, созданным самостоятельно, и помочь им в развитии способностей сравнивать;
  • классифицировать, конкретизировать и абстрагировать;
  • поддерживать языковое развитие, когда от детей требуется описывать объекты окружающего мира, объяснять пространственные и количественные отношения, различать норму и особенности, аргументировать, используя слова «и», «или», «не», «ни один», «все», «больше, чем / меньше, чем», «столько же..., сколько и...», понимая их значение;
  • стимулировать развитие мышления и памяти, и в особенности способностей, необходимых для математического мышления, таких как ориентирование в пространстве и пространственное восприятие;
  • развивать добросовестность и самостоятельность, когда дети выполняют элементарные техники, такие как отметить, обвести, нарисовать по шаблону, раскрасить.

«Мате: плюс.  Математика в детском саду» — это полный комплекс материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников по всем разделам математического содержания. 

В комплект входят: 

Материалы для взрослых:

  • методические рекомендации,
  • таблицы наблюдений,
  • карточки для педагога (картотека игр),
  • материалы для распечатки на CD.

Материалы для детей: 

  • рабочие и диагностические тетради,
  • игровые материалы,
  • карточки для детей (иллюстрированная картотека игр).

Отличительная особенность программы:

Программа делится на пять разделов. Каждому разделу математики присвоен свой цветовой код, который используется в печатных материалах комплекта: на карточках для педагогов и карточках для детей, в математических тетрадях для детей и таблицах наблюдений. Это помогает педагогу быстро определять, на развитие каких способностей направлено то или иное задание. При этом следует обратить внимание на то, что многие задания относятся одновременно к нескольким разделам математики, в этом случае они помечаются несколькими цветами.

Разделы:

1.Пространство и форма (зелёный цвет)

2.Структуры, закономерности, узоры (фиолетовый цвет)

3. Величины и измерения (красный цвет)

4.Данные, частота, вероятность (голубой цвет)

5.Множества, числа, операции (жёлтый цвет)

Под руководством воспитателя игровые задания проводятся в повседневной жизни индивидуально, по подгруппам.

Материалы учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду» имеет, на наш взгляд,  ряд положительных сторон:

- игровая форма заданий и отличные игровые материалы, которые гарантируют позитивные эмоции всем участникам занятий

 - большой выбор игр и их вариантов, что открывает педагогу возможности для дифференцированного подхода, и кроме того, побуждает и ребенка и педагога к придумыванию собственных игр  

 - построение материала по принципу «от простого – к сложному», что предполагает развивающий и мотивирующий эффект

  - тщательно проработанная система игровых, рабочих и диагностических материалов, обеспечивающая наиболее полный охват математических явлений и понятий

 - продуманная система диагностики и наблюдений за развитием, позволяющая реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Создание центров активности в рамках апробации учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду».

       Система «Мате: плюс. Математика в детском саду»  охватывает всё необходимое для дошкольников математическое содержание и даёт дошкольнику устойчивые ...

"Мате: плюс. Математика в детском саду" - современная технология математического образования дошкольников.

quot;Мате: плюс. Математика в детском саду" - современная технология математического образования дошкольников....

Математическое образование с использованием программно-дидактического комплекса «МАТЕ:ПЛЮС. МАТЕМАТИКА в Детском саду».

Комплект Мате+ рекомендован авторами программы «Вдохновение» использовать в работе с детьми с 4 лет....

Математическое образование с использованием программно-дидактического комплекса «МАТЕ:ПЛЮС. МАТЕМАТИКА в Детском саду».

Комплект Мате+ рекомендован авторами программы «Вдохновение» использовать в работе с детьми с 4 лет....

Учебно - методическое пособие " Игры с блоками Дьенеша как средство разностороннего развития дошкольников в ДОУ"

Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:Образовательные:закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;накопление знаний о свойствах...