Статья :" Сенсорное развитие детей раннего возраста"
статья по математике (младшая группа)

Юсупова Елена Михайловна

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и явлениях окружающего мира. От уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, в значительной степени зависит умственного, физического, эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornoe_razvitie_rannego_vozrasta.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

Юсупова Елена Михайловна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 2075, г. Москва

Воспитатель

Статья на тему: «Сенсорное развитие в раннем возрасте»

1.Особенности сенсорного воспитания

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и явлениях окружающего мира. От уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, в значительной степени зависит умственного, физического. Эстетического воспитания.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего, умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познаниями. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

 В детском саду ребенок обучается рисованию, лепки, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты.

Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметов, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух и зрительное восприятие начертание букв. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемое в ранние периоды детства. Главное направление сенсорного восприятия должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорное культура» вошла дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. В основе своей педагогической системе она положила – биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной активности личности. Монтессори требовала одного представить ребенку самому себе, не препятствовать ему в его свободном выборе. Смысл ее метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к саморазвитию, к самовоспитанию, к самообучению, а задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность, найти свой уникальный путь, реализовать собственную природу.

В качестве ведущих дидактических принципов, наряду с индивидуализацией, обучение М. Монтессори выделяла таким, как кратность, простоту и объективность, под которой понималась способность воспитателя быть незаметным и сосредоточивать все внимание детей на объекте познания. Также Монтессори считала, что для приобретения сенсорной культуре достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различие формы цвета и величины и других свойств предметов. Такая точка зрения ошибочная, т.к. сенсорная культура – это результат усвоения ребенка сенсорной культуры, созданной человечеством. Так как ребенок воспринимает все это, но, если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и происходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов:

  1. Цвета – это семь цветов, их оттенки по светлоте и насыщенности
  2. Формы – геометрические фигуры
  3. Величины – метрическая система мер.

Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство, но нужно иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов.

Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, т.к. именно форма, величина и цвет имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

2. Сенсорное развитие в раннем возрасте.

Ранний возраст – период благоприятный для физического, речевого, сенсорного развития ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Это показывают многие исследования педагогов и психологов, которые считают, что ранний возраст заключает в себе большие возможности для развития восприятия и представлений. Также профессор Щелованов Н.И. назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.

В раннем возрасте перед сенсорным воспитанием стоят определенные задачи. Например, на первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимание к свойствам предметов. Когда у малыша начинает формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Сенсорное воспитание в этом периоде – основной вид воспитания.

На втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Эти представления должны быть разнообразны. Ребенка следует знакомить со всеми основными свойствами – это шестью цветами (голубой цвет исключить), белым и черным цветом, с формами как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомя различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания к употреблениям их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» и «крышей». Воспитатель, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но требует этого от детей. Достаточно, чтобы они научились правильно понимать слова «форма», «цвет», «такой же».

Исключение здесь составляет ознакомления с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. Это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Усвоение названий сенсорных свойств предметов детьми раннего возраста, существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Например, название цветов: морковный, апельсиновый, вишневый и т.д.

Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов имеющих постоянную характеристику: малышам понятно и доступно название прямоугольного бруска – кирпичиком, треугольной призмы – крышей, предметом овальной формы – огурчиком или яичком.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, нужно организовать такие действия с предметом, при которых требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Для этого предлагают детям накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг друга, сравнивая цвета.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные, продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, т.к. не понимают их значение. Поэтому, обучая малышей. Выполнять простейшие продуктивные задания. Необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительной этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения или сенсорной культуры.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания с продуктивными видами деятельности. Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры, и упражнения по сенсорному воспитанию.

Из этого следует, что дидактические игры являются основным средством сенсорного воспитания. Они выполняют определенные функции: во-первых, учебную, которая направлена не организацию и дальнейшее совершенствования сенсорного опыта детей; во-вторых – игровая. Ради которой действует ребенок; в-третьих – это контроль за состоянием сенсорного развития детей. Для этого используют дидактические материалы игрушки – вкладыши, геометрическое лото.

Ребенок, увеличенный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того что он учиться. Дидактические игры на занятиях подчиняются логики и помогают воспитателю сделать учебные задачи более понятными и интересными для детей.

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет действия. Направленные на группировку объектов, соотнесение их по цвету, форме, величине. Так, играя со сборной матрешкой, малыш соотносит между собой детали одежды куклы, в значительной мере ориентируясь на их цвет.

Воспитатель знакомить детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности: предметной, элементарной, конструктивной. Например, действуя со строительным материалом, малыши овладевают умением учитывать форму величину предметов; играя с кубами – вкладышами, они закрепляют умение соотносить объекты по величине. При этом учет сенсорных свойств предметов обусловливает практический результат. Так, если ребенок правильно учтет величину кубов, они все войдут один в другой.

Воспитатель также обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве. Интересным и доступным для маленьких детей оказывается и ознакомление с теми свойствами предметов, которые существуют не сами по себе, а как важные признаки каких – то состояний. Ребенку понятно объяснение, что красная ягода земляники – созревшая, а зеленую рвать и есть нельзя; маленькому огурчику надо еще подрасти и пр.

В повседневной жизни воспитатель фиксирует внимание воспитанников на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое.

Практическим путем они знакомятся и со свойствами снега(воды). Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свойства предметов, как их твердость, мягкость, хрупкость, пластичность.  Заворачивая кукла в мягкую ткань, малыш быстро усваивает, что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам. Воспитателю не следует обязательно требовать от детей словесных объяснений, комментариев по поводу тех или иных сенсорных качеств. Важным является предоставление детям разнообразных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации, их практической деятельности.

Накопления детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны происходит упорядочение знаний на занятиях. С другой – во вне учебного времени у ребенка закрепляются те знания и умения, которые сформированы на занятиях.

Планирование и методика проведения занятий по сенсорному воспитанию.

Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно - образовательной работы в детском саду.

Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Число занимающихся может быть разным –от 3-4 до 6-8 зависимости от возраста и степени обученности.

Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить спокойно, слушать воспитателя выполнять его указания, требования. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы.

Так, успешная организация занятий по ознакомлению со свойствами предметов при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисование краской.

Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющего в процессе предметной деятельности. На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины.

На каждом занятии дети приучаются выполнять элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальные материалы на стол воспитателя и складывать его.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качестве приготовления дидактического материала. Чистые способствуют накоплению сенсорных представлений. цветовые тона, приятная фигура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствую накоплению сенсорных представлений.

Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим.

Так прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Важным фактором в планировании занятий является принцип последовательности предусматривающий постепенное усложнение задания. Этим принципом обусловливается – величиной и формой предметов. Которые можно обследовать путем ощупывания, а потом сенсорным свойством, цвет. Ориентировка на который возможно только в плане зрительного восприятия. Важным принципом организации процесса обучения является систематичность.

Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводиться с детьми 1г.

1г.3мес. – 1-2 раза в неделю, более старшими – 1 раз в 2 недели, при этом необходимо закрепление у детей полученных знаний в самостоятельной деятельности, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

Занятие на повторение в период раннего детства недолжно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность может привести к механическому запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Первоначально малышами дают задания группировка предметов. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и наконец по цвету. Но повторность предусматривают тонкое усложнение.

В начале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами, затем более близкими.

На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предмета; т.е. заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.

В планировании методом обучения маленьких детей четко просматривается постепенность их изменения. Основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению – это объяснение должно быть предельно кратким, т.к. каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку.

В третьей части задания при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания оказывается периодичную помощь. На начальных этапах обучения используется развернутая инструкция, так при группировке предметов по величине:

  1. Посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;
  2. Посмотри на два предмета положенные в разные стороны в начале на один, потом на другой.
  3. Снова посмотри на свой предмет;
  4. Найди глазами. Где у воспитателя лежит такой же;
  5. Покажи его воспитателю;
  6. Положи свой предмет рядом с образцом.

Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми.

Воспитатель должен заинтересовать и вызвать у малыша поиграть с дидактическим материалом. При этом ребенка нельзя заставлять заниматься если он не хочет. После окончания занятий со всеми детьми воспитатель предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета.

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задание быстрее другие с помощью педагога.

Перспективное планирование занятий сенсорному воспитанию имеет некоторые варианты. Для третьего года жизни предусмотрены задания, умения группировать предметы по величине, форме, цвету. Задание по сенсорному воспитанию включаются в предметную, но и в элементарную деятельность – рисование, вкладывание мозаики.

Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают в начале предметы одной разновидности, затем раскладываются по гнездам оставшиеся вкладыши. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующие гнезда. Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. к концу третьего года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу и т.д.

При проведении игр – занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д. так в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании детей узнают температурные свойства воды, во время прогулки – свойства снега, в процессе игр, при катании на санках учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол они знакомятся с величиной. Формы предметов дети учитывают в играх со строительным материалом и т.д.

Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия проводятся при естественном освещении. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях.

Примерные задания для детей:

  1. Задание на выполнение предметных действий.
  • Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Цель обучения: является фиксация детей на свойствах предметов, формирование у них простейших предметов, установления тождества и различие величины, формы цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщают слова: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

  • Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.

Цель обучения: является выработка у детей умения соотносить свойства разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов.

  1. Элементарные, продуктивные действия.
  • Вкладывание мозаики разной величины, формы, цвет по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель обучения: фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

  • Рисование красками.

Цель обучения – закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерному признаку. Подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

3.Перспективное планирование по сенсорному развитию

детей группы раннего возраста

месяц

неделя

Тема занятий

Дидактическая задача

Дидактические игры, материал

сентябрь

1-2

неделя

Знакомство детей с уголком сенсорики.

Дать представление о том, как пользоваться тем или иным дидактическим пособием. Развивать интерес у детей. Любознательность и познавательную мотивацию.

«Собери матрёшку»

«Разбери матрёшку»

«Собери пирамидку»

«Разбери пирамидку»

«Собери машину из двух частей»

«Собери пирамидку из двух частей»

Игрушка – трехместная матрешка, одноцветная (дидактические карточки)

3-4 неделя

Здравствуй матрешка и пирамидка!

Вызвать интерес детей к предметам ближнего окружения. Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Формировать готовность к совместной деятельности со взрослым и сверстниками. Дать представление о части и целого

октябрь

1-2 неделя

Знакомство с пальчиками и пальчиковыми красками

Развивать познавательный интерес детей. Расширять опыт ориентировки в пространстве. Развивать мелкую моторику. учить соотносить движения пальцев с текстом, концентрировать внимание. Развивать воображение и творческую активность.

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Сорока – сорока». Рисование пальчиковыми красками: «Дождик», «Моя ладошка». «Осенний листопад».

Ладошки детей.

Пальчиковые краски.

3-4 неделя

Знакомство с пальчиками и пальчиковыми красками

Продолжать сенсорное развитие. Развивать познавательные действия с предметами, умение обобщать. Побуждать детей подбирать предметы по тождеству. Сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

«Найди такой же», «Подбери пару»,

Игрушки

Дидактические карточки

ноябрь

1-2 неделя

Знакомство с формой предметов

Развивать познавательный интерес детей. Формировать первичное представление о форме предметов (круг, квадрат, треугольник). Учить различать предметы по форме и называть их. Развивать ориентировку в пространстве.

«Найди такой же», «Найди предмет похожий на треугольник, круг, квадрат».

«Подбери по форме» «Чудесный мешок». Дидактические карточки, мягкие модули, геометрические фигуры, чудесный мешочек.

3-4 неделя

Знакомство с цветом

Продолжать сенсорное развитие. Учить различать цвета и называть их (желтый, синий, красный, зеленый). Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, воображение и творческую активность. Формировать познавательные действия.

«Подбери по цвету», «Подбери пару», «Подбери по цвету и форме», «Найди такую же», «Поставь грибок на свою дорожку», «Положи грибок в свою корзину», поиграем: какого цвета? «Что лишнее?»

Игрушки. Дидактические карточки, раздаточный материал.

декабрь

1-2 неделя

Знакомство с величиной

Формировать первичное представление об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира- величине. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой – маленький).

«Большой дом – маленький домик», «Большой мяч – маленький мячик», «Большая матрешка – маленькая матрешка», «Маленькая пирамидка – большая пирамидка» и т.д.

Игрушки, дидактические карточки, мягкие модули.

3-4 неделя

Знакомство с величиной

Обогащать сенсорный опыт детей. Развивать мелкую моторику. формировать умение соотносить предметы по величине

«Большой – маленький», «Собери матрешку», «Собери пирамидку» и др.,  дидактические карточки, мягкие модули, игрушки.

январь

1-4 неделя

Логические пирамидки и куб

Учить детей простым действием с предметами. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов.

Занятие в игровой форме.

«Парад пирамидок», «Собери пирамидку на убывание», «Нанизывание шариков на стержень по цвету».

Стержень на основе и шарики 4-х основных цветов. Пирамидки разных размеров. Куб

февраль

1-4 неделя

Знакомство с развивающими ковриками.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, воображение, глазомер, наблюдательность. Привлекать внимание детей к застежкам, пристежкам, липучкам, молниям, шнуровке, прищепкам. Учить детей действиям с кнопками.

Игровые упражнения:

«Застегни сапожок», «Прошнуруй корзиночку», «Пристегни цветок», «Собери солнышко», «Завяжи бантик», «Пристегни к бантику» и т.д.

Сенсорные коврики, корзинка и сапожок со шнуровкой, геометрические фигуры с прищепками.

март

1-4 неделя

Занимательный поезд

Продолжаем формировать знания цвета, формы, величины. Развивать мелкую моторику рук. обследование нового дидактического пособия

Развивающие коврики.

Дидактический поезд - вагончики с разными элементами для развития.

 

апрель

1-2 неделя

Знакомство с водой

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность, познавательного интереса детей. Познакомить детей с водой и ее свойствами. Учить вылавливать предметы из воды. Закрепление цвета – зеленый, синий.

Эксперимент «Тонет – не тонет».

Комплексное занятие: «Путешествие на пруд»

Дидактические упражнения: «Рыболов», «Поймай шарики». «Окрасим воду»

Таз с водой. Подкрашенный зеленым цветом.

3-4 неделя

Шарики зеленого и синего цвета.

побуждать детей называть цвет и подбирать предметы по тождеству. Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действий с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, но разных цветов.

«Найди одинаковые предметы», «Найди такой же по цвету (форме, величине)

Игрушки. Инвентарь.

май

1-2 недели

Повторение.

Учить размещать в отверстиях предметы соответствующей форму. Развивать интерес к этому виду деятельности

«Подбери по форме». Втулки с отверстиями.

3-4 недели

Развивать познавательную деятельность

Проведение с детьми опытов с водой.

Заключение

При ознакомлении с формой я планирую проводить игры, основанные на практических действиях ребенка, требующих опоры на форму предмета. Затем буду проводить игры, где надо сопоставить форму зрительно.

Ребенок сопоставляет форму, и у него развивается восприятие формы постепенно у ребенка формируется представление, связанное со словом – названием формы.

После этого можно проводить игры, связанные с представлениями. Например, находить в группе предметы разной формы по слову – названию.

Наиболее сложным в работе по развитию у детей восприятия является развитие восприятия цвета, так как это свойство не может быть выделено практически. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Я изготовила дидактические игры, в которых при определении цвета большую роль. Играет сопоставление путем приложения, чтобы ребенок мог увидеть одинаковость или неодинаковость цветов. Например, дидактические игры «Шарики улетели», «Ежики» и др.

Когда дети научились определять цвета путем наложения и приложения, я перешли к играм, в которых требуется настоящее восприятие цвета, т.е. выбор по образцу, когда предметы находятся на расстоянии. Например, дидактическая «Найди свою пару». Действуя с цветом, дети начинают запоминать названия цвета. При изготовление дидактических игр я старалась подобрать разнообразный яркий, красочный материал, чтобы привлечь внимание детей.

Основные приемы, которые я использовала в работе – это показ способа действия, речевой образец.

Работу по развитию детского восприятия нельзя заключить в какие –то временные рамки, этот процесс должен идти постоянно, поэтому я постаралась создать в группе условия для самостоятельной деятельности детей. Которая помогает решать поставленные задачи. Это всевозможные пирамидки, вкладыши. Втулочки, мозаика, цветная посуда и др.

Я также побуждаю детей проговаривать свои действия. Например, «У меня красная чашка. Я поставлю ее на красное блюдце. Угощу куколку чаем».

Я стараюсь не отвлекать ребенка от его игры. А подключать к его игре и направляю ее нужную сторону. Например, ребенок играет в кубики. Я предлагаю ему построить домик для зайки. На зайке очень любит зеленый цвет. Ребенок, желая помочь зайке. Отбирает зеленые кубики и строит из них домик. Важным средством сенсорного и общего развития является наблюдение. Если ребенок за чем – либо наблюдает, я его обязательно поддержу. Помогу увидеть в наблюдаемом главное, существенное, отвечают на вопросы.

Литература.

  1. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» Л.А. Венгер, Э.П. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Просвещение» 1988
  2. «Занятия по сенсорному воспитанию» Э.П. Пилюгина Москва «Просвещение» 1983
  3. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под. Ред. Н.П. Сакулиной Москва «Просвещение» 1969
  4. «Антология гуманной педагогики Монтессори» «Издательский дом» 1999
  5. 4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  6. 5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

сенсорное развитие детей раннего возраста...

Статья: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством  дидактических игр»...

Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

    Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития у детей: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Задачей родителей и воспитателей детских садов ...

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру"

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактическую игру...

Статья: "сенсорное развитие детей раннего возраста"

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

quot;Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Статья .Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры .Я работаю с детьми раннего возраста. Малыши, которые приходят к нам в группу, практически не умеют говорить. Исходя из этого, главные задачи, ...