Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
статья
"Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_detey.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Составила воспитатель: Омарова А.В.
МАДОУ № 88 г. Нижнекамск
- АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- является основой для развития воображения, внимания;
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного развития детей раннего возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного развития детей раннего возраста в условиях ДОУ ещё следует совершенствовать .
Диагностика уровня сенсорного развития детей, проводимая мною в начале каждого учебного года в первой младшей группе, показывает, что приходя в детский сад:
- большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;
- не могут различить предметы по величине (особенно трудно детям выделять среднюю величину);
- плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник);
- различают шар, куб и кирпичик только с помощью взрослого;
- не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;
- не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец;
- у детей слабо развита мелкая моторика рук.
Все это говорит об актуальности проведения работы по сенсорному воспитанию детей.
- УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
На протяжении 30 лет я работаю воспитателем в группе детей раннего возраста (2-3 года).
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
- необходимость сенсорного развития детей раннего возраста в условиях ДОУ;
- необходимость повышения компетентности родителей по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в семье;
- необходимость повышения компетентности педагогов по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.
На основе выше изложенных факторов определена ведущая идея опыта: разработать модель сенсорного развития детей раннего возраста и определить педагогические условия её реализации в дошкольном образовательном учреждении.
- НОВИЗНА ОПЫТА
Новизна опыта заключается в комплексном подходе, использовании современных образовательных технологий в сенсорном развитии детей раннего возраста.
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Что же такое сенсорное развитие? Сенсорные ощущения могут быть разными:
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.
Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др.
Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
• цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;
• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;
• звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;
• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д.
- ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Разработка системы сенсорного развития детей
Цель – решение задач сенсорного развития детей раннего возраста в условиях детского сада и семьи.
Были поставлены следующие задачи:
- развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста.
С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания детей было проведено анкетирование.
В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, дни открытых дверей.
Выполнение первых двух задач основывалось на следующей идее: сенсорное развитие детей должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования "жизненной обстановки" в целом – помещений детского сада и его территории.
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы осуществляется в виде:
- непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организованная образовательная деятельность:
- игры развивающие;
- наблюдения на прогулке; сезонные наблюдения;
- конструирование;
- рассматривание и обсуждение предметных картинок, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений декоративно-прикладного искусства, анализ цвета, формы;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка).
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
- закрепление цвета, формы, величины, назначения разных предметов одежды при одевании;
- развитие тактильных и вкусовых ощущений при приеме пищи;
- ознакомление со свойствами воды во время умывания;
- обогащение сенсорного опыта детей во время прогулок.
Самостоятельная деятельность детей:
- самостоятельное применение полученных знаний и умений в играх;
- развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений при самостоятельной работе с изобразительным материалом.
Взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- формирование знаний родителей о значении, целях и методах сенсорного развития детей данного возраста;
- оказание консультативной помощи и профилактической поддержки родителям по различным вопросам сенсорного воспитания малышей;
- активизирование родителей к поисковой и творческой деятельности в условиях сотрудничества с педагогом.
Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.
Сенсомоторный уголок предназначен:
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
- развития мелкой моторики, повышения двигательной активности;
- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создания положительного эмоционального фона;
- активизации познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Таким образом, в своей работе я выделила принципы организации уголка:
- доступность;
- безопасность;
- полифункциональность.
Одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.
Подобные цели реализуются мною проведением развивающих игр, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.
Я использую различные развивающие игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.
По возможности использую и естественные условия природной среды: игры с водой, мелкими камушками, сухим песком и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...