Проект
проект по математике (старшая группа)

Ахметшина Лилия Римовна

ПРОЕКТ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРАНА»

 

для детей старшего дошкольного возраста

от 5 до 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_strana.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРАНА»

для детей старшего дошкольного возраста

от 5 до 6 лет

г. Нижнекамск, 2022

Содержание:

  1. Информационная карта проекта
  2. Введение
  3. Этапы реализации проекта
  4. План реализации проекта
  5. Диагностика
  6. Список использованной литературы

1. Информационная карта проекта

1.

Наименование учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №88» НМР РТ

2.

Название проекта

Проект «Математическая страна»

3.

Авторы проекта

Воспитатель: Ахметшина Лилия Римовна

                       Низамова Альбина Зубаировна

4.

Тип  проекта

Информационно-игровой, познавательный

5.

Продолжительность проекта

Долгосрочный – один учебный год (2021 г. -2022гг.)

6.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители) и педагоги

7.

Цель проекта

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через занимательный материал, повышение уровня познавательной активности детей, развитие способности детей решать логические задачи.

Задачи

- формировать математические представления детей на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения;

- развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- формировать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по-своему, на уровне возрастных возможностей);

- воспитывать интерес у детей к математике.

8.

Предполагаемый результат

У  детей

1.Ребенок проявляет познавательные интересы. Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.

2. Повысится интерес к математике.

У педагога

1.Пополнение центра математики разнообразием развивающих, дидактических игр математического содержания.

2.Внедрение игровых технологий в образовательный процесс с дошкольниками.

У родителей

1.Участие   родителей в реализации проекта.

2.Повышение уровня педагогических знаний родителей по математическому развитию ребенка.

9.

Этапы проведения проекта

I этап- организационно-подготовительный

II этап- основной практический

III этап- заключительный

  1. Введение

Актуальность темы. Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средством интеллектуального развития ребенка, его логического мышления, познавательных и творческих способностей, расширяет возможности его успешной адаптации к ускоряющимся процессам информатизации общества, поэтому математическому развитию отводится особая роль.

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий, умение использовать элементарные математические знания и навыки в разных видах деятельности и различных жизненных ситуациях.

Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребенок подошел к школьному обучению как можно спокойнее, не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Принципы реализации проекта:

- интеграции;

- развития;

- систематичности;

- научности;

- последовательности;

- доступности.

Срок реализации проекта: один учебный год (2021 - 2022 г.).

Участники проекта: дошкольники 5-6, педагоги, родители.

Продукт проекта: картотека дидактических игр математического содержания.

  1. Этапы реализации проекта

Проект содержит три этапа (подготовительный, основной и заключительный).

Таблица 1

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Сроки реализации

Подготовительный

Подбор методической литературы для реализации проекта. Подбор наглядно дидактического материала, игр по ФЭМП. Разработка конспектов ООД, викторин. Создание развивающей среды в группе.

Сентябрь

2021

Основной

На данном этапе реализуются основные виды деятельности детей; разработанные мероприятия по формированию у детей математических представлений, воспитанию интереса к математике. Поставленные задачи реализуются в различных видах деятельности, обеспечивая интегрированный подход.

Октябрь

2021 г. -

Апрель

2022 г.

Заключительный

Итоговая диагностика детей; корректировка и дальнейшие перспективы развития. Продукт проекта: картотека дидактических игр математического содержания.

Май

2022 г.

Реализация проекта включает в себя использование методических пособий, дидактических игр и художественной литературы математического содержания.

  1. План реализации проекта

Таблица 2

План реализации проекта

Сроки

Содержание

Участники

проекта

Ответственные

Сентябрь

1. Беседа: «Зачем нам нужна математика?»

2. Чтение сказок, заучивание стихов, считалок, загадок математического содержания.

3. Дидактические игры: «Найди и разложи фигуры одинаковые по величине», «Длинный - короткий».

4. Рисование цифр.

Воспитатель, дети

Воспитатель

Октябрь

1. Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счета.

2. Дидактические игры: «Разложи карточки по цвету и форме», «Дополни ряд фигур.

3. Составление аппликации из геометрических фигур.

4. НОД «Страна геометрии».

Воспитатель, дети

Воспитатель

Ноябрь

1. Заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет», считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счета.

2. Игровые упражнения «Сколько одинаковых фигур», «Разложи одинаковые по длине предметы».

3. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта».

4. Математический досуг «У Лукоморья».

Воспитатель, дети

Воспитатель

Декабрь

1. Чтение пословиц, загадок о цифрах.

2. Дидактические игры: «Цветной город», Выше – ниже», Чья цепочка не порвется?

3. НОД «Цифры».

4. Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку».

Воспитатель, дети

Воспитатель

Январь

3. Дидактические игры: «Лото», «Танграм», «Чего не стало?», «Собери бусы», «Что лишнее?», «Собери цветок».

4. Математический КВН «Математика - страна чудес».

Воспитатель, дети

Воспитатель

Февраль

1. Заучивание математических считалок, загадок, решение логических задач.

2. Подвижная игра «Кто быстрее по порядку».

3. НОД «Увлекательное математическое путешествие».

4. Развлекательное мероприятие  «Веселая математика».

Воспитатель, дети, муз.

руководитель

Воспитатель, музыкальный

руководитель

Март

1. Чтение математической сказки «В стране математики в пластилиновом районе».

2. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Едем в гости», «Семья».

3. НОД «Веселый счет».

4. Штриховка геометрических фигур.

Воспитатель, дети

Воспитатель

Апрель

1. Чтение математических сказок авт. М. Ю. Стожарова «Яблоко», «Сказка о том, как Круг и Квадрат отправились в

поход».

2. Настольные игры: «Найди пару», «Найди друг друга», «Весёлый счет».

3. Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию».

4. НОД «Путешествие в цветочный город».

Воспитатель, дети

Воспитатель

 

Май

1. Проблемно – игровые ситуации: «Почему получились разные числа», «Как Белоснежка считала гномов».

2. Словесные игры: «Посчитай», «Заколдованный мяч», «Поймай и назови».

3. Аппликация «Веселый треугольник».

4. Выставка «Математические игры для дошкольников».

Воспитатель, дети

Воспитатель

Формы работы:

- фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы работы:

- наглядные методы (книги, картинки, игры);

- дидактические игры: сенсорные, моделирующего характера;

- развивающие игры логико-математического содержания;

- математические упражнения.

Содержание работы с родителями:

1. Знакомство родителей с содержанием работы по проекту программы.

2. Разработка консультаций для родителей «Развитие математических способностей у детей в старшем дошкольником возрасте», «Игры с палочками Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».

3. Рекомендации для родителей по использованию литературы.

4. Проведение математических викторин с участием родителей.

5. Рекомендации по приобретению игр и занимательной литературы.

Ожидаемый результат:

- дети измеряют величины различными условными мерками;

- уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;

- умеют словесно описывать фигуры;

- имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;

- проводят классификацию предметов по свойствам;

- умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;

- активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;

- активно включаются в игры на классификацию и сериацию, предлагают варианты, участвуют в преобразовательной деятельности.

  1. Диагностика

Критерии оценки результативности реализации проекта

Высокий уровень (3 балла) – характеризуется наличием у ребенка достаточно полных и конкретных математических представлений. Ребенок правильно отвечает на предлагаемые вопросы, понимает тему, содержание задания. Выделяет объекты по определенному признаку, классифицирует, сравнивает. Проявляет выраженное стремление к самостоятельному поиску ответа.

Средний уровень (2 балла) – характеризуется наличием у ребенка первичных математических представлений. Ребенок правильно отвечает на предлагаемые вопросы, но в понимании содержания математических представлений имеет некоторые недостатки, выражающиеся в том, что ребенок не может аргументировать свое мнение при решении математических упражнений, а также неуверенно определяет свойства фигур, не выделяя значимых признаков.

Низкий уровень (1 балл)  - характеризуется наличием у ребенка ограниченных, фрагментарных математических представлений. Ребенок на большую часть вопросов отвечает неверно, содержание задания ему не совсем понятно, он не может обосновать свое мнение. Не аргументирует свои действия при выполнении задания, не объединяет и не выделяет элементы в единое целое. Самостоятельности не проявляет. 

Примерные диагностические задания для определения уровня сформированности у старших дошкольников математических представлений.

1. Диагностическое задание «Найди отличие».

Цель: выявить умения найти различие легкого и тяжелого предмета в паре, определять результаты сравнения словами тяжелый - легкий.

Диагностический материал: кубы (один пустой, а другой наполнен песком).

Ход: педагог предлагает детям найти сходства и отличия у двух одинаковых кубов. Один куб внутри пустой, а другой заполнен песком. Выполнение задания осуществляется путем «взвешивания» предметов на ладонях рук.

При сравнении дети находят общие признаки (обе  фигуры одинаковы по форме, цвету и размеру). Задает вопрос после выполненного задания:

- в чем сходство предметов? различие предметов?

- какой из кубиков тяжелее?

- можно ли это определить, не взяв их в руки?

- для чего нужно измерять массу?

2. Диагностическое задание «Размещение предметов по порядку».

Цель: выявить у детей умения определять и размещать предметы по величине.

- начиная от самой короткой палочки до самой длинной. Назови, какие палочки по длине?;

- начиная от самого длинного карандаша до самого короткого. Назови, какие карандаши по длине?;

- начиная от самой широкой ленточки до самой узкой. Назови, какие ленточки по ширине?;

-  начиная от самого узкого бантика до самого широкого. Назови, какие бантики по ширине?;

- начиная от самого высокого кувшина до самой низкого. Назови, кувшины по высоте?;

- начиная от самой низкой елочки до самой высокой. Назови, какие елочки по высоте?

3. Диагностическое задание «Определи фигуру».

Цель: выявить у детей уровень развития умений различать геометрические фигуры.

Диагностический материал: набор геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Методика работы: воспитатель предлагает ребенку отложить в сторону все плоские фигуры. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники). Предлагает сравнить круг и квадрат (наличие и отсутствие углов) и выбрать и назвать объемные фигуры.

Материально-технические ресурсы:

- подбор развивающего иллюстрированного материала.

- наглядно-демонстрационный математический материал.

  1. Список использованной литературы:

  1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательного интереса к математике у старших дошкольников: учеб. - метод. пособие / Л.Н. Вахрушева; Вят. гос. пед. ун-т. - Киров, 2011. - 54 c.
  2. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду: практические, семинарские и лабораторные занятия. - 3-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 160 с.
  3. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов. - М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
  4. Крылова О.Н. Знакомство с математикой: конспекты занятий   / Л.Ю. Самсонова – М. Издательство «Экзамен», 2010. – 157 с.
  5. Кангина Н.Н. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий с детьми от  4 до  7 лет  / О.В. Тихомирова.  – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 160 с.
  6. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2014. – 384 с.
  7. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. Сост.: А. А. Смоленцева, О. В. Пустовой. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 191 с.
  8. Математическое развитие детей  4-7 лет: игровые занятия  / авт.-сост. Л.В. Колесова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...