Конспект занятия организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактической игр.Тема: «На помощь Маше»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Барбакова Татьяна Геннадьевна

Тема: «На помощь Маше» Цель: • формировать элементарные математические представления; • совершенствовать знания о геометрических фигурах. Образовательные задачи: • закрепить знания о времени года и сезонных изменениях; • систематизировать знания детей, посредством дидактических игр и игровых заданий; • закрепить представления детей о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник; • закрепить знание основных цветов синий, желтый, красный, зеленый; • совершенствовать счетные навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10; • упражнять в умении работать с опорными схемами; • поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость. Развивающие задачи: • развивать у детей память, внимание, мышление, любознательность, взаимопомощь; • развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе; • развивать мелкую моторику рук; • способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков свободного общения с взрослым. Воспитательные задачи: • воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности; • воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий; • воспитывать навыки культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку. Интеграция образовательных областей: • познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Планируемые результаты: • дети имеют представление о геометрических фигурах, владеют прямым и количественным счетом до 10. Демонстрационный материал: • письмо от Маши, билеты на поезд. Раздаточный материал: • геометрический пенал на каждого ребенка набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, геометрические фигуры, карандаши, карточки с числовыми домиками, карточки с цифрами, раздаточный математический материал, геом. Фигуры, музыкальное сопровождение. Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня я шла на работу и увидела поляну с красивыми цветущими цветами Над цветами летали бабочки ,жуки. может такое быть? ,а почему не может? (ответы детей :о времени года , о сезонных явлениях природы ) Правильно все это, я придумала. Сегодня пришло к нам письмо давайте прочитаем: нам пишет Девочка Маша из сказки «Маша и медведь». Маше нужна помощь, на день рожденье Медведь подарил ей красивые картинки, но она не знает как в них играть , и она просит приехать нас, чтобы мы ей рассказали и показали». Ну что поможем Маше ( ответы детей) Тогда в путь, но на чем же нам отправиться? ( Предложения детей) Давайте поедем к Маше на поезде? Согласны? Но для этого надо купить билеты, а билеты у нас непростые. — Дидактическая игра «Билет на поезд» — Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд? (Купить билет.) — Где покупают билеты? (В кассе.) — Как называется человек, который продает билеты? (Кассир.) — Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все вместе? (Столько же, сколько детей.) .Дети самостоятельно покупают билеты. Воспитатель-проводник проверяет билеты около поезда. И просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете. Ответ должен звучать так: У меня нарисовано: 4квадрата или 5 треугольников. Проводник забирает билет. Все пассажиры на местах, билеты проверены — можно ехать. — Посмотрите направо (налево). Дети поворачивают головы направо (налево). Воспитатель: Вот мы и приехали! Устали сидеть, давайте разомнемся. Физкультминутка: На дворе у нас мороз, На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать, И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.) А теперь представим лето. Речка солнышком согрета. Мы плывём, плывём, плывём, Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.) Мы выходим из речушки, Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.) Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на пути река. А как нам перебраться через реку? (Дети могут предложить переплыть на лодке, перебраться через реку вплавь и т. п. Не отвергая детских вариантов, воспитатель подводит их еще к одному варианту - построить мост) Воспитатель, показывая на квадраты и прямоугольники, говорит детям, что это дощечки, из которых можно построить мост. Но для строительства нужно взять дощечки на которых написаны цифры ,чтобы он был крепким надо положить дощечки с цифрами по порядку. Дети выкладывают дощечки с цифрами и называют порядковый счет. Дети и воспитатель переходят через реку. Они оказываются на красивой поляне . Дидактическая игра «Цветочная полянка» На полу разложены вырезанные из картона цветы красного, желтого, зеленого и синего цвета. Воспитатель: Давайте соберем три букета разных цветов (дети собирают цветы в букеты одного цвета) чтобы в одном букете было 3 цветка, а во втором на 2 больше чем в первом, третий букет будет таким как первый Воспитатель: Послушайте, мне кажется, что кто-то плачет. Как вы думаете, кто и почему может плакать в лесу? (Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит их к тому, что кто-то заблудился.) Он выставляет на фланелеграфе изображение человечка. Дидактическая Игра «Прямоугольник и квадрат» Воспитатель: Ребята давайте поможем найти домик человеку А как вы думаете, мы сможем так ему помощь? Воспитатель ставит человечка на квадрат. Высота человечка, стояще- го на квадрате, не должна превышать высоты елки. Воспитатель: Увидел человек свой дом? Воспитатель: Почему он не смог этого сделать? (Потому что елка выше человечка, стоящего на квадрате.) Потом человечка ставят на прямоугольник, но он тоже ничего невидит Воспитатель: Что делать? Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, поддерживает их, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Он подводит детей к тому, что надо повернуть прямоугольник на бок. Если дети сами не выскажут такого предложения, можно задать им наводящие- вопросы: Воспитатель: Давайте попробуем повернуть квадрат (переворачивает). Что-то изменилось? (Нет.) Воспитатель: Жаль, что у квадрата все стороны одинаковые! А у второй фигуры тоже одинаковые? (Нет.) Что же получится, если ее перевернуть? Чем это поможет? Воспитатель переворачивает прямоугольник, ставит на него человечка и хвалит детей: Воспитатель: Молодцы! Вот вы как замечательно придумали! Ну что жеребята пойдемте дальше, Маша нас уже ждет. Дети приходят к Маше в гости (Садятся за столы, на которых лежат карточки с домиками для определения чисел соседей и карточки соотношения чисел.) Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять» Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательными и средними пальчиками) Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки) Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки подщёку) Дидактическая игра «Числа-соседи» Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки. Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5; какое число вы поставили между числами 7 и 9; какое число вы поставили между числами 1 и 3; какое число вы поставили между числами 4 и 6; Назовите соседей числа 6, 2, 5, 9; Назови число, которое больше числа 8 на 1; Назови число, которое больше числа 4 на 1; Назови число, которое больше числа 7 на 1; Мультимедийная минутка: Гимнастика для глаз Воспитатель: Ребята Маша порвала бусы, давайте поможем их собрать. Дидактическая игра: Собери бусы. Дети собирают бусы (на столе лежат геометрические фигуры, из которых дети под диктовку воспитателя собирают бусы на бумаге) Дидактическая игра: Найди столько же предметов (счет от 1 до 10) Дети на карточке соотносят с число и предметом. Воспитатель: За то что вы показали Маше как надо играть с каточками она говорит вам спасибо..Ну, а нам пора отправляться домой. Переходя через реку, спрашивает вспомнить обратный счет (Дети хором вспоминают обратный счет.) Дети садятся в поезд. Дидактическая игра «впереди», «сзади», «между» закрепить умение правильно понимать смысл» и грамотно употреблять их в речи, развивать фантазию, воображение, речь. Воспитатель рассаживает детей по вагонам, используя слова «впереди», «сзади», «между». — Маша поедет впереди Сережи, Настя — между Машей и Сережей, Вова — позади Андрея и т. д. Воспитатель: Садимся на свои места. Поезд возвращается в детский сад под музыку из мультфильма «Поезд из Ромашкова» Итог занятия. Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха. Дети собираются около воспитателя. — Где вы сегодня побывали? — Понравилось ли вам на занятии? — Что вам показалось интересным? — Что было наиболее трудно?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_portal.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  организованной образовательной деятельности

для детей старшей группы

по формированию элементарных математических представлений

с элементами дидактической игр

                 

Тема: «На помощь Маше»

Цель:

  •  формировать элементарные математические представления;
  • совершенствовать знания о геометрических фигурах.

Образовательные задачи:

  • закрепить знания о времени года и сезонных изменениях;
  • систематизировать знания детей, посредством дидактических игр и игровых заданий;
  • закрепить представления детей о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник;
  • закрепить знание основных цветов синий, желтый, красный, зеленый;
  • совершенствовать счетные навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
  • упражнять в умении работать с опорными схемами;
  • поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.

Развивающие задачи:

  • развивать у детей память, внимание, мышление, любознательность, взаимопомощь;
  • развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков свободного общения с взрослым.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности;
  • воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий;
  • воспитывать навыки культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Планируемые результаты:

  • дети имеют представление о геометрических фигурах, владеют прямым и количественным счетом до 10.

Демонстрационный материал:

  • письмо от Маши, билеты на поезд.

Раздаточный материал:

  • геометрический пенал на каждого ребенка набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, геометрические фигуры, карандаши, карточки с числовыми домиками, карточки с цифрами, раздаточный математический материал, геом. Фигуры, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте  ребята,   сегодня я шла на работу и увидела поляну с красивыми цветущими цветами  Над цветами летали бабочки ,жуки. может такое быть? ,а почему  не может? (ответы детей :о времени года , о сезонных явлениях природы )   Правильно   все это,  я придумала.  

 Сегодня пришло к нам письмо  давайте прочитаем:   нам пишет Девочка Маша из сказки «Маша и медведь». Маше  нужна помощь,  на день рожденье Медведь подарил ей красивые картинки, но она не знает как в них играть , и она просит приехать  нас,  чтобы мы ей рассказали и показали».  Ну что поможем Маше              ( ответы детей) Тогда в путь, но на чем же нам отправиться? ( Предложения детей) Давайте поедем к Маше на поезде? Согласны?  Но для этого надо купить билеты, а билеты у нас непростые.

  • Дидактическая игра «Билет на поезд»
  • Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд? (Купить билет.)
  • Где покупают билеты? кассе.)
  • Как называется человек, который продает билеты? (Кассир.)
  • Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все
    вместе? (Столько же, сколько детей.)

.Дети самостоятельно покупают билеты. Воспитатель-проводник проверяет билеты около поезда.

И просит сказать, что
и в каком количестве нарисовано на билете. Ответ должен звучать
так:

У меня нарисовано: 4квадрата или 5 треугольников. Проводник забирает билет.

Все пассажиры на местах, билеты проверены — можно ехать.

  • Посмотрите направо (налево). Дети поворачивают головы направо
    (налево).

Воспитатель: Вот мы и приехали! Устали сидеть, давайте разомнемся.

Физкультминутка:

На дворе у нас мороз,
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки,
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на пути река. А как нам перебраться через реку?

(Дети могут предложить переплыть на лодке, перебраться через реку
вплавь и т. п. Не отвергая детских вариантов, воспитатель подводит их
еще к одному варианту - построить мост)

Воспитатель, показывая на квадраты и прямоугольники, говорит
детям, что это дощечки, из которых можно построить мост. Но для  
строительства нужно взять дощечки на которых написаны цифры ,чтобы он был крепким надо положить дощечки с цифрами по порядку. Дети выкладывают дощечки с цифрами и называют порядковый счет. Дети и воспитатель переходят через реку. Они оказываются  на красивой поляне .

Дидактическая игра «Цветочная полянка»

На полу разложены вырезанные из картона цветы красного, желтого, зеленого и синего цвета.

Воспитатель: Давайте соберем  три  букета разных цветов (дети собирают цветы в букеты одного цвета)  чтобы в одном букете было 3 цветка, а во втором на 2 больше чем в первом, третий букет будет таким как первый

Воспитатель: Послушайте, мне кажется, что кто-то плачет.   Как вы думаете, кто и
почему может плакать в лесу?

(Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит
их к тому, что кто-то заблудился.) Он выставляет на фланелеграфе
изображение  человечка.

Дидактическая Игра «Прямоугольник и квадрат»

 Воспитатель: Ребята  давайте поможем найти домик человеку

 А как вы думаете, мы сможем так ему помощь?

Воспитатель ставит человечка на квадрат. Высота человечка, стояще-
го на квадрате, не должна превышать высоты елки.

Воспитатель: Увидел человек свой дом?

Воспитатель: Почему он не смог этого сделать? (Потому что елка выше
человечка, стоящего на квадрате.)

Потом человечка ставят на прямоугольник, но он тоже ничего невидит

Воспитатель: Что делать?

Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей,
поддерживает их, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Он
подводит детей к тому, что надо повернуть прямоугольник на бок. Если
дети сами не выскажут такого предложения, можно задать им наводящие-
вопросы:

Воспитатель: Давайте попробуем повернуть квадрат (переворачивает). Что-то
изменилось? (Нет.)

Воспитатель: Жаль, что у квадрата все стороны одинаковые! А у второй фигуры тоже одинаковые? (Нет.)

Что же получится, если ее перевернуть?

Чем это поможет?

Воспитатель переворачивает прямоугольник, ставит на него человечка
и хвалит детей:

Воспитатель: Молодцы! Вот вы как замечательно придумали!    Ну что жеребята пойдемте дальше, Маша нас уже ждет.

  Дети приходят к Маше в гости (Садятся за столы, на которых лежат карточки  с домиками  для определения чисел соседей и карточки соотношения чисел.)

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

 (движения  воображаемой ложкой; руки подщёку)

  Дидактическая игра «Числа-соседи»

Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки.

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5;

какое число вы поставили между числами 7 и 9;

какое число вы поставили между числами 1 и 3;

какое число вы поставили между числами 4 и 6;

Назовите соседей числа 6, 2, 5, 9;

Назови число, которое больше числа 8 на 1;

Назови число, которое больше числа 4 на 1;

Назови число, которое больше числа 7 на 1;

Мультимедийная минутка: Гимнастика для глаз

Воспитатель: Ребята Маша  порвала бусы, давайте поможем  их собрать.

Дидактическая игра:  Собери  бусы.  

 Дети собирают бусы (на столе лежат геометрические фигуры, из которых дети под диктовку воспитателя собирают  бусы на бумаге)

Дидактическая игра: Найди столько же предметов  (счет от 1 до 10)

Дети на карточке соотносят с число и предметом.

Воспитатель: За то что вы показали Маше как надо играть с каточками  она говорит вам спасибо..Ну, а нам пора отправляться домой.  

Переходя через реку, спрашивает вспомнить обратный счет (Дети хором  вспоминают обратный счет.)

Дети садятся в поезд.

 Дидактическая игра   «впереди», «сзади», «между»

закрепить умение правильно понимать смысл» и грамотно употреблять их в речи,
развивать фантазию, воображение, речь.

Воспитатель рассаживает детей по вагонам, используя слова «впереди», «сзади», «между».

  • Маша поедет впереди Сережи, Настя — между Машей и Сережей,
    Вова — позади Андрея и т. д.

Воспитатель: Садимся на свои места.

 Поезд возвращается в детский сад под музыку из мультфильма «Поезд из Ромашкова»

Итог занятия.

Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.   Дети собираются около воспитателя.

  • Где вы сегодня побывали?
  • Понравилось ли вам на занятии?
  • Что вам показалось интересным?
  • Что было наиболее трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельностит с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по островам».

Обучение решению математических и логических задач, умению ориентироваться в пространстве, освоение понятия "многоугольники" в занимательной игровой форме....

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Математические игры с Машей»

Цель: ознакомление детей с числом 9, цифрой 9.Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально - коммуникативное...

Конспект непосредственной-образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений: «Карта солнечной системы»

Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Карта солнечно...