Полифункциональное пособие для мониторинга «Новогодняя елка» (старшая группа).
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)
Дидактическое пособие предназначено для мониторинга освоения программы по ФЭМП, а также может использоваться для непосредственно-образовательной, совместной, игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Полифункциональное пособие для мониторинга «Новогодняя елка» (старшая группа) | 574.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Полифункциональное пособие для мониторинга «Новогодняя елка»
Назначение: дидактическое пособие предназначено для мониторинга освоения программы по ФЭМП, а также может использоваться для непосредственно-образовательной, совместной, игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель: определение уровня освоения программы по ФЭМП, активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей.
Задачи:
Определить уровень:
- умения считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- умения сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов;
- умения сравнивать предметы различной величины;
- знания о форме предметов;
- умения определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям;
- умения ориентироваться на листе бумаги;
- умения устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.
Этим пособием можно пользоваться не только в области познания (ФЭМП и ФОФГ), а также в социально – коммуникативной области. Дети могут обыгрывать это пособие и в сюжетно - ролевых играх. Таких, как «Магазин», «Семья». Можно использовать следующие сюжеты: «Семейный праздник», «Новый год», «Поездка за покупками», «Я иду в гости», «Жду гостей» и т.д.
Пособие состоит из фетровой елки, набора новогодних елочных игрушек, набора геометрических фигур, фетровых полосок.
Основной материал для изготовления игрового дидактического пособия: фетр жесткий, фетр глитерный, магниты неодимовые, материал для украшения (бусины, пайетки, шнур).
Используя это пособие, проводить мониторинг с детьми стало намного проще и интереснее, а главное – его можно использовать с детьми любого возраста.
Мониторинг по ФЭМП старшая группа.
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения | Материал | Содержание диагностического задания | Критерии оценки | |
1 | Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными. | 1. Дидактическое упражнение «Скажи сколько». 2. Дидактическое упражнение «Скажи, который по счету предмет». | 1. Фетровые игрушки на елку (шарики, колокольчики, конфетки, морковки, сосульки и т. п.). Количество каждой группы предметов разное (например, 6 шариков, 7 колокольчиков, 9 конфеток, 10 сосулек). 2. Можно использовать материал первого задания, только (разложить игрушки по одному (шарик, колокольчик, конфетка и т. п.) | 1. Ребенок считает количество предметов в любой группе. Вопросы: - Посчитай шарики. Сколько их всего? - Посчитай конфетки. Сколько их? И т. д. 2. Ребенок рассматривает елочные игрушки, выложенные в ряд, и определяет, какой по счету стоит колокольчик, какая по счету морковка? И т. п. | 3 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который, по счету?». 2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?». 1 балл - ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов. |
2 | Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов. | Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». | Фетровые ёлочные игрушки (например, 5 шариков, 6 колокольчиков). | Разложены две группы ёлочных игрушек так, чтобы в одной, их было меньше на один. Например: 5 шариков и 6 колокольчиков . Задание: -Посчитай группы предметов. - Сколько всего шариков? - Сколько колокольчиков? - Чего больше (меньше)? - На сколько? - Сделай так, чтобы их стало поровну. - Как еще можно это сделать? | 3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы). 2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом. 1 балл - ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может. |
3 | Умение сравнивать предметы различной величины. | 1. Дидактическая игра «Зайкина зарядка». 2. Дидактическое упражнение. «Сравни коврики», «Сравни полотенца» | 1.Фетровые ёлочные игрушки зайчики (7-10 штук) разные по высоте. 2. Ленточки (фетровые полоски) разной длины и ширины, 7-10 штук | 1. Вопросы: - Что ты видишь на столе? - Зайчики вышли на зарядку. - Посмотри, все ли зайчики одинаковы? - Чем они отличаются? Задание: - Построй зайчиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий». - Укрась зайчиками ёлку (в порядке убывания). 2. Ребенок рассматривает ленточки (коврики для физкультурных занятий) и раскладывает их в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий». Вопросы: -Как ты думаешь, какой коврик нужен самому высокому зайчику, самому низкому? (Самому высокому зайчику – самый длинный коврик и т.д.) Ребенок рассматривает фетровые полоски (полотенца для зайчиков) и выкладывает их в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый широкий», «уже», «еще уже», «самый узкий». Можно повесить коврики на елку каждому зайчику. Вопросы: - Какое полотенце ты дашь самому высокому зайчику? И т. д. (Самому высокому - самое широкое). | 3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты). 2 балла - правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания. 1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок. |
4 | Знания о форме предметов. | Дидактическая игра «Что где лежит?». | Набор ёлочных игрушек (геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник). Елочные игрушки - шарик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, пуговица, квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга. | Задания: - Рассмотри все игрушки. - Какие геометрические фигуры ты видишь? Назови их. - Чем отличаются круг и овал от других фигур? - Соотнеси картинку с геометрической фигурой. - Разложи фигуры в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы. - повесь на ёлку игрушки круглой (овальной, квадратной, прямоугольной) формы. | 3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку. 2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1-2 ошибки при соотнесении с предметами. 1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок. |
5 | Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям. | Игра «Встань там, где я скажу» | Любые фетровые ёлочные игрушки. | Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы: - Что ты видишь справа (слева) от себя? - Что ты видишь впереди (сзади) от себя? - Возьми шарик (морковку) и положи перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа от себя и т. п. - Повесь на елку сосульку справа (слева) и т. д. | 3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя. 2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям. 1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно. |
6 | Умение ориентироваться на листе бумаги | 1.Игра «Собери игрушки» или «Посылка» 2. Игра «Наряди елку» | Любые фетровые ёлочные игрушки и фетровый квадрат (коробка) | 1. Ребенок рассматривает игрушки, выбирает несколько понравившихся, чтобы отправить их в подарок другу ( Кате, Сереже или зайчику, медвежонку) Задание: - Положи в верхний правый угол шарик (колокольчик); - В нижний левый угол – морковку; - В верхний левый угол положи (конфетку или конфетки); - В нижний правый угол – сосульку (сосульки); - В середину – сердечко. 2. Принцип тот же, только другие задания. Задания: - Повесь на ёлку игрушку, которая лежит в верхнем левом углу и т.д. | 3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя. 2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения правый и левый угол. 1 балл - ребенок знает только верхний и нижний угол. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно. |
7 | Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. | Диагностическая игра «Часть и целое». | Три вида ёлочных игрушек разного количества (например, шарики, конфетки, колокольчики) или круги (квадраты или треугольники) синего, желтого и красного цветов. | Ребенок рассматривает группы игрушек (шарики, конфетки, колокольчики), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания: - Сосчитай количество частей «Группы игрушек». - Сколько их? (Три.) - Какие это части? (Первая часть - шарики, вторая часть - конфетки, третья - колокольчики.) - Посчитай количество игрушек каждой части. - Чего больше? - Значит, какая часть больше? - В какой части игрушек меньше? - Что можно сказать об этой части игрушек? (Она самая маленькая.) Примечание. Можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм | 3 балла - ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого). 2 балла - ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях. После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть. 1 балл - ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями |
Высокий уровень - 18-21 балл; Средний уровень - 11-17 баллов; Низкий уровень - 7-10 баллов. | |||||
Литература: 1.Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Старшая группа/ авт.-сост. С. С. Дреер, А. Н. Потыкан. - Волгоград: Учитель, 2011. - 43 с. 2. едагогических наук; Т. Д. Стульник — кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк—кандидат педагогических наук; О. А. Шиян — кандидат педагогических наук. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2. едагогических наук; Т. Д. Стульник — кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк—кандидат педагогических наук; О. А. Шиян — кандидат педагогических наук. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой едагогических наук; Т. Д. Стульник — кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк—кандидат педагогических наук; О. А. Шиян — кандидат педагогических наук. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозаика Синтез 2014 г. 333 стр. |
едагогических наук; Т. Д. Стульник — кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк—кандидат педагогических наук; О. А. Шиян — кандидат педагогических наук.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
агогических наук; Т. Д. Стульник — кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк—кандидат педагогических наук; О. А. Шиян — кандидат педагогических наук.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А
агогических наук; Т. Д. Стульник — кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк—кандидат педагогических наук; О. А. Шиян — кандидат педагогических наук.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А
Фотоматериалы.
№ 1 (старшая группа) Количественный и порядковый счет в пределах 10.
1. Дидактическое упражнение «Скажи сколько» (счет в пределах 10)
2. Дидактическое упражнение «Скажи, который по счету предмет».
№ 4 (старшая группа) Знания о форме предметов. Дидактическая игра «Что, где лежит?»
№ 6 (старшая группа) Умение ориентироваться на листе бумаги.
1.Игра «Собери игрушки» или «Посылка»
2. Игра «Наряди елку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧУДЕСА У НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ средняя группа
НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК "Чудеса у новогодней елки"...
ПРАЗДНИК НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ СТАРШАЯ ГРУППА
Танец снежинок...
«Сказочные приключения у новогодней елки» (старшая группа)
Новогодний праздник 2018...
Сценарий новогодний для старшей группы "Старик Хоттабыч на елке у ребят"
Данный сценарий используется музыкальными руководителями и воспитателями в детском саду...
Сценарий новогоднего утренника "Приключения у новогодней елки" средняя группа
quot;Приключения у новогодней елки"...
Полифункциональное пособие для мониторинга «Новогодняя елка» (средняя группа)
Дидактическое пособие предназначено для мониторинга освоения программы по ФЭМП, а также может использоваться для непосредственно-образовательной, совместной, игровой деятельности детей младшего, средн...
Методическая разработка Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Красивая новогодняя елка» Старшая группа
Лепка из пластилина красиво украшенную елку нетрадиционной техникой лепки – пластилинография....