"В поисках времени"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Знакомство родителей с достижениями детей в освоении временных представлений, привлечение их к участию в математической сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._konspekt_femp_-_v_poiskah_vremeni.docx1021.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 26"

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной группе

 «В поисках времени»

Воспитатель высшей категории

                                                                                               Карпенко Е. А.

г. Еманжелинск

2019 г.

Цель: Знакомство родителей с достижениями детей в освоении временных представлений, привлечение их к участию в математической сказке.

Задачи: 

Обучающие.

Закреплять знания о последовательности частей суток, дней недели, времён года, названии месяцев года, часах 

    Упражнять в  умении ориентироваться на листе бумаги в клетку, пользоваться меркой. 

Развивающие.

    Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, развитию смекалки, зрительной памяти, воображения.

Воспитательные.

Воспитывать самостоятельность при выполнении поставленных учебных задач.

    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в процессе выполнения работы.

Предварительная работа:

  Беседа о часах, дидактические игры по формированию временных представлений, решение логических задач, чтение Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».

Методы и приёмы:

   Игровой, наглядный,  художественное слово, вопросы, объяснение, практическая деятельность, поощрение.

Материал и оборудование:

  • 4 карточки с маршрутами:

                 2 клетки вперёд, 1 влево, 1 вперёд

                 1 клетки вперёд, 1 влево, 1 вперёд, 1 вправо, 1 вперёд

                 1 клетки вперёд, 1 влево, 1 вперёд, 2 вправо, 1 вперёд

                 3 клетки вперёд, 1 вправо, 2 назад

  • 4 модели (круги, разделённые на части): сутки (4), времена года (4), дни недели (7), месяцы (12).  
  • Шифры слов:

М

Е

Н

С

У

А

К

Ч

Т

Д

И

Р

Л

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

11

3

5

9

6

  3+5=  

  3+3=

  3+1=

4

2

7

5

3

10

6

4

9

12

2

13

7

11

  • 4 дорожки с улитками, 4 мерки разной длины (1, 2, 3 и 6 клеток).
  • Макет часов, цифры, стрелки, буквы.
  • Карточки с логическими задачами, с заданиями «Четвёртый лишний»
  • Листочки и простые карандаши

Структура занятия:

   Вводная часть – 3 минуты.

 а) вопросы по прочитанной сказке

 б) игровой момент: отправиться в лес к волшебникам, чтобы собрать часы и вернуть время

   Основная часть – 24 минуты

 а) ориентировка на плоскости

 б) работа с моделями

 в) работа с меркой

 г) решение логических упражнений и задач

 д) чтение стихотворения

 е) игра «Ходят стрелочки по кругу»

   Заключительная часть – 3 минуты

 а) итог занятия

 б) поощрение

Ход занятия:

– Ребята, совсем недавно мы с вами читали сказку о злых волшебниках и ребятах, которых звали Петя, Маруся, Наденька и Вася. Как называлась эта сказка? C:\Users\User\Desktop\аттестация\ФОТО ЗАНЯТИЕ\P1011303.JPG

– «Сказка о потерянном времени».

 – Что случилось с героями этой сказки и почему?

 – Они превратились в стариков, потому что не ценили, не берегли время. Но в конце им удалось вернуть своё время, забрав его у злых волшебников.

– Всё верно. У злых волшебников ничего не вышло. И они решили действовать по-другому. Они решили поломать часы, чтобы мы с вами не могли следить за временем, беречь его, потеряли ему счёт. Посмотрите, что случилось с нашими часами.

– На циферблате не все цифры и нет стрелок.

– Чтобы вернуть время и собрать на циферблате все цифры и стрелки, нам

нужно отправиться в волшебный лес к злым волшебникам и выполнить все их задания, а выполнять мы их будем в парах. Давайте разделимся на пары. Дети договариваются, кто с кем будет выполнять задания.

– Чтобы добраться до первого волшебника нам нужно пройти по этому маршруту. Начинать путь надо от красного круга.

Первая пара детей получает карточку с маршрутом (2 клетки вперёд, 1 влево, 1 вперёд). Выполняет задание, находит цифру 1.

 – Молодцы. Теперь подойдём к дому и откроем замок с помощью этой цифры.

Дети прикладывают цифру к замку. Из дома выходит первый волшебник.C:\Users\User\Desktop\аттестация\ФОТО ЗАНЯТИЕ\P1011304.JPG

– Здравствуйте, здравствуйте. Зачем пришли, что хотите. 

– Хотим, чтобы наши часы снова шли и показывали время.

– Ишь, чего захотели! Не бывать этому, потому что часы смогут пойти только тогда, когда вы выполните наисложнейшие задания. А вы с ними не справитесь!

– А мы готовы их выполнить.

– Ну что ж, тогда приступайте  к первому заданию. Вам нужно собрать круги из частей и рассказать, что это может быть.

Дети получают подносы с частями кругов (4 части – сутки, 4 – времена года,  7 – неделя, 12 – год), выполняют задание, работая в парах. C:\Users\User\Desktop\аттестация\ФОТО ЗАНЯТИЕ\P1011307.JPG

– Мы собрали и готовы вам рассказать, что это.

– Скажите, ребята, сколько частей в вашем круге? Как вы думаете, модель чего вы построили и почему?

– Сутки, их 4.

– Назовите по порядку.

– Утро, день, вечер, ночь.

– Сколько частей в вашем круге? Как вы думаете, модель чего вы построили и почему?

– Времена года, их 4.

– Назовите по порядку.

– Зима, весна, лето, осень.

– Сколько частей в вашем круге? Как вы думаете, модель чего вы построили и почему?

– Неделя, потому что дней недели 7.

– Назовите по порядку.

– Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

– Сколько частей в вашем круге? Как вы думаете, модель чего вы построили и почему?

– Это год, в нём 12 месяцев.

– Назовите по порядку.

– Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

– Что ж с этим заданием вы справились. А сейчас задание на внимание называется «Четвёртый лишний». Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и старайтесь определить какое из них лишнее.  Готовы?

– Понедельник, среда, пятница, осень.

– Лишнее слово – осень, потому что понедельник, среда и пятница – это дни недели.

– Четверг, зима, весна, лето.

– Лишнее слово – четверг, потому что зима, весна, лето – это времена года.

– Вечер, август, ночь, утро.

– Лишнее слово – август,  потому что вечер, ночь, утро – это части суток.

– Январь, март, день, июнь.

– Лишнее слово – день, потому что январь, март, июнь – это месяцы.

– Что же вы оказались очень внимательными. А раз уж вы справились с заданием, то получите цифры  – 4, 7, 12,  их вы мне и называли. Возьмите и прощайте.

– Мы можем вернуть эти цифры на место.

Дети выкладывают цифры на циферблате.

– Теперь нам нужно отправляться ко второму волшебнику, а пойдём мы вот по этому маршруту.

Вторая пара детей получает карточку с маршрутом (1 клетки вперёд, 1 влево, 1 вперёд, 1 вправо, 1 вперёд). Выполняет задание, находит цифру 2.

– Молодцы. Теперь подойдём к дому и откроем замок с помощью цифры 2.

Дети прикладывают цифру к замку. Из дома выходит второй волшебник. 

– Приветики, приветики, что хотите циферки на циферблатик вернуть, а вот и не получится, потому что они спрятались в моей задачке. Ха-ха-ха. А задачка про улиточек – сложненькая-пресложненькая.C:\Users\User\Desktop\аттестация\ФОТО ЗАНЯТИЕ\P1011313.JPG

– Волшебник, а мы хотим попробовать решить вашу задачу.

– Ну, что тогда берите, читайте, решайте. Решите, получите циферки, а нет, так уж не обессудьте,  у меня они останутся. (Подаёт конверт).

– Давайте, ребята прочитаем задание. Жили-были 4 сестрички улитки, решили они пойти в гости к своей бабушке. Самая младшая улитка проходила за день 1 клетку, улитка постарше – по 2 клетки, улитка ещё постарше – по 3, а самая старшая проходила в день 6 клеток. Через сколько дней каждая улитка придёт к бабушке. Давайте присядем за столы и постараемся правильно сосчитать, сколько дней понадобиться каждой улитке, чтобы добраться до бабушки.

Дети за столами выполняют задание. Работают в парах. C:\Users\User\Desktop\аттестация\ФОТО ЗАНЯТИЕ\P1011316.JPG

– Волшебник, мы готовы дать ответ.

– Самая младшая улитка дойдёт до бабушки за 6 дней, улитка постарше – за 3 дня, ещё старше – за 2, а самая старшая – за 1.

– Надо же решили, а я то думал, что не справитесь. Забирайте циферки. До свидания.

– Давайте вернём цифры на циферблат.

Дети выкладывают цифры.

– Пришло время  отправиться к третьему волшебнику вот по этому маршруту. 

Третья пара детей получает карточку с маршрутом (1 клетки вперёд, 1 влево, 1 вперёд, 2 вправо, 1 вперёд). Выполняет задание, находит цифру 3.C:\Users\User\Desktop\аттестация\ФОТО ЗАНЯТИЕ\P1011320.JPG

– Молодцы. Теперь подойдём к дому и откроем замок с помощью этой цифры.

Дети прикладывают цифру к замку. Из дома выходит третий волшебник. C:\Users\User\Desktop\аттестация\ФОТО ЗАНЯТИЕ\P1011321.JPG

– Ой-ой-ой, какие гости пожаловали. Знаю-знаю зачем пришли и задание для вас приготовил. Смотрите, какой у меня есть шифр. Здесь зашифрованы слова, если сможете разгадать, то получите отгадки. Задание  я приготовил для каждой пары детей, поэтому вы должны разгадать 4 слова.

Волшебник раздаёт листочки с шифром, дети садятся за столы, выполняют задание. При необходимости оказываю помощь.C:\Users\User\Desktop\аттестация\ФОТО ЗАНЯТИЕ\P1011325.JPG

  Волшебник, мы с ребятами разгадали слова. 

– Давайте-давайте, посмотрим-посмотрим. Какие у вас получились слова.

– Секунда, минута, час, стрелки.

– Правильно. Вот они ваши стрелки. Эта стрелка длинная и тоненькая. Как она называется?

– Секундная.

– Вот стрелка короткая толстенькая, она как называется?

– Часовая.

– А эта длинная стрелка – какая?

– Минутная.

– Какая из этих стрелок самая быстрая?

– Секундная.

– А самая медленная?

– Часовая.

– Справились, молодцы. Забирайте стрелки. Прощайте.

 – Давайте вернём стрелки на циферблат. У нас не хватает теперь только одной цифры. Нужно отправиться за ней к четвёртому волшебнику. А пойдём мы вот по этому маршруту.

Четвёртая пара детей получает карточку с маршрутом (3 клетки вперёд, 1 вправо, 2 назад). Выполняет задание, находит цифру 4.

– Молодцы. Теперь подойдём к дому и откроем замок с помощью цифры 4.

Дети прикладывают цифру к замку. Из дома выходит четвёртый волшебник. 

– Здравствуйте. Да знаю, что вы справились  уже с тремя испытаниями.  А вот с моими точно не справитесь, потому что мои задачки хитрые. Слушайте внимательно первую задачку.C:\Users\User\Desktop\аттестация\ФОТО ЗАНЯТИЕ\P1011327.JPG

     Таня ходила в детский сад всю осень, зиму, весну. А Серёжа ходил в детский сад целый год. Кто из детей меньше ходил в детский сад?

– Таня. Потому что в году 4 времени года, а Таня проходила только 3 (летом не ходила в детский сад).

– Слушайте вторую задачку.

     Как назвать три дня подряд,  не называя чисел и дней недели.

– Вчера, сегодня, завтра.

– А теперь третья задача.

     Пройдут одна неделя и ещё один день, и наступит праздник. Через сколько дней наступит праздник?

– Через 8.

– Надо же, и эту решили. А вот ещё одна.

     После дождя на асфальте высохли лужи. Что было сначала, а что потом: лужи, солнце, дождь?

– Сначала дождь, потом лужи, а потом солнце, которое высушило лужи.

– Последнюю задачу тоже решите?

     На полу осталась лужа от снежка, который мы слепили на прогулке и захватили с собой домой. Что было раньше, что потом?

– Пошли гулять, слепили снежок, взяли его домой, потом он растаял.

– Вы решили 5 задач и заработали цифру 5, можете возвращать её на свой циферблат. До свидания.

– Давайте вернём последнюю цифру нашим часам.

Дети выкладывают цифру на циферблат часов.

– Ребята мы с вами настоящие молодцы, справились со всеми заданиями. Теперь наши часы в полном порядке и будут нам снова отсчитывать время.

Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

 Я предлагаю позвать злых волшебников к нам в детский сад и устроить для них тоже небольшое испытание, а потом поиграть с ними. Давайте позовём их.

Дети зовут волшебников. C:\Users\User\Desktop\аттестация\ФОТО ЗАНЯТИЕ\P1011332.JPG

– Уважаемые волшебники, мы очень хотим с вами поиграть, но сначала выполните наше задание, постарайтесь отгадать, что здесь лишнее:

     год, месяц, среда, солнце, неделя, сутки.

– Солнце, потому что все остальные понятия обозначают время.

– Вот вам буквы, выложите из них слово.

Волшебники выкладывают слово ВРЕМЯ.

– Уважаемые волшебники, вам нужно научиться ценить время.

Давайте поиграем все вмести в игру «Ходят стрелочки по кругу». C:\Users\User\Desktop\аттестация\ФОТО ЗАНЯТИЕ\P1011336.JPG

На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Все встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные слова.

Мы – часы, наш точен ход,

(Идти  по кругу, взявшись за руки.)

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Остановиться и сесть с ближайшей карточкой рядом).

Воспитатель:

 Пять часов!

(Должны встать те, кто сидит возле карточек с цифрами 5 и 12) .

Игра повторяется несколько раз.

Уважаемые волшебники, на прощанье мы хотим познакомить вас с такой пословицей ДЕЛУ ВРЕМЯ ПОТЕХЕ ЧАС. И пригласить вас в наш музей часов.

G:\DCIM\111NIKON\DSCN1414.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"

Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были  реа...

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....

Конспект ОД по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста." В поисках волшебного сундучка."

1.      Продолжать учить детей ориентироваться в последовательности дней неделизакреплять имеющие знания о частях суток, закреплять представления детей о временах года.2....

В поисках потерянного времени

Сценарий выпускного утренника в детском саду "В поисках потерянного времени"....

оод "В поисках волшебного ключа от Часов времени"

Данное занятие предназначено для детей 6-7 лет...

Конспект открытого занятия. Раздел "РМП" Тема "В поисках потерянного времени""

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область: «Познавательное развитие»раздел: «Развитие математических представлений»по теме «В поисках поте...

конспект: Квест –игра: «В поисках потерянного времени» для детей 6-7 лет

Квест –игра: «В поисках потерянного времени»для детей 6-7 лет...