Проект для малышей
проект по математике (младшая группа)
Предназначен для детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika_dlya_samh_malenkih.docx | 123.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по сенсорно – математическому развитию детей раннего возраста (2 – 3 года)
«Математика для самых маленьких»
Автор проекта:
Воспитатель
Захарова Юлия Леонидовна
Пояснительная записка
Социально – значимый проект «Математика для самых маленьких» предназначен для детей группы раннего возраста. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
- Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных действий воспитателя, детей и родителей).
- Принцип активности (поддержание мотивации и интереса).
- Принцип психологической комфортности.
Проект «Математика для самых маленьких» предназначен для развития элементарных сенсорно – математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесса по формированию элементарных математических представлений.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Метод проектов помогает решать эту задачу. Он развивает свободную личность ребёнка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Меня заинтересовал этот метод, т.к. он основан на взаимодействии педагога и ребёнка, цель достигается практической деятельностью: дети учатся сравнивать предметы по различным параметрам, классифицировать предметы по заданному признаку, развивается мелкая и крупная моторика пальцев рук, обогащается активный и пассивный словарь детей.
При разработке проекта я опиралась на знания и опыт детей, на методическую литературу.
Для реализации проекта использовала следующие средства: занятия, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, заучивание стихов и потешек, рассматривание альбомов и книг с иллюстрациями по теме проекта, просмотр мультфильмов, изготовление поделок.
Актуальность данной работы заключается в том, что ведущим видом деятельности в дошкольном, а тем более в раннем дошкольном возрасте, является игра. Поэтому элементарные занятия по сенсорно – математическому развитию детей раннего возраста можно объединить в систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, не замечая, что идет обучение. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности, и в то же время решаются основные задачи ООП ДО и стандарта ДО.
Кроме того, актуальность данной работы объясняется и тем, что не все дети уже в раннем возрасте развиваются одинаково и наша задача обеспечить продвижение ребенка в развитии своим темпом, в соответствии с зоной ближайшего развития. Поэтому в системе сенсорно – математических игр можно определить задания, которые дети могут решать самостоятельно, и такие задания, которые требуют смекалки, догадки, наблюдательности. А в итоге без перегрузки все дети освоят необходимый для его продвижения минимум, но при этом не будет тормозиться развитие более способных детей и будет обеспечен вариативный подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, и прослеживающийся в стандарте дошкольного образования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта (тема) | Проект «Математика для самых маленьких» |
Вид проекта | Социально – значимый, среднесрочный, групповой |
Длительность проекта | С 13 июля по 30 ноября 2019 |
Разработчик проекта | Воспитатель Захарова Юлия Леонидовна |
Основные исполнители проекта | Педагог, воспитанники ДОУ группы раннего возраста, родители воспитанников, посещающих ДОУ, музыкальный руководитель |
Социальная значимость проекта | Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями через игру задача взрослых (родителей и педагогов). Значимость данной работы объясняется и тем, что не все дети уже в раннем возрасте развиваются одинаково и наша задача обеспечить продвижение ребенка в развитии своим темпом, в соответствии с зоной ближайшего развития. |
Цель проекта | Формирование и развитие сенсорно – математических эталонов у детей группы раннего дошкольного возраста. Объединить усилия семьи и детского сада для сенсорно – математического воспитания детей |
Основные задачи проекта | Задачи проекта: Обучающие: – учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических фигур; – формировать у детей зрительные способы обследования предметов; – учить детей различать цвета и правильно их называть; – учить различать предметы по форме и правильно их называть (круг, квадрат); – учить различать предметы по величине (большой – маленький); – учить группировать предметы, сравнивать и обобщать. Развивающие: – развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания, воображения у детей; – обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова «цвет», «такой же», «большой», «маленький» и т.д.; – содействовать развитию сенсорной сферы детей посредством игровых технологий; – развивать наблюдательность, любознательность, желание получать новые знания. Воспитательные: – воспитывать бережное отношение к игрушкам; – воспитывать усидчивость; – воспитывать интерес к познавательной деятельности; – привлекать внимание родителей к сенсорно – математическому воспитанию детей; |
Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации) | Ожидаемые результаты: Дети: - дети умеют группировать предметы по заданному признаку (цвет, форма, величина); - различают и называют основные цвета (в соответствии с возрастом); - различают и правильно называют предметы по форме; - различают и правильно называют предметы по величине. Сводная работа в пространстве группы даёт детям возможность проявить самостоятельность. Дети смело знакомятся с новыми предметами, осваивают их. Ребёнок не является слушателем, пассивно воспринимая объяснения педагога, а напротив, активно приобретает знания, умения и навыки самостоятельной работы, учится исследовать окружающий мир. Продукты проектной деятельности для детей: – Коллективные работы: «Цветочная полянка», «Весёлый паровозик», «Нарядная ёлочка». – Индивидуальные работы: «Котята», «Гусеничка», «Дома большие и маленькие». – Выставка поделок семейного творчества: совместное творчество детей и родителей на тему: «Картина из фигур»; – Выставка дидактических игр и пособий: творчество родителей на тему: «Математика для малышей». Для воспитателей: - сборник методического материала с конспектами занятий; - картотека дидактических игр; - картотека подвижных игр; - картотека игр на развитие сенсорных способностей у детей; - картотека пальчиковой гимнастики. Для родителей: - консультация «Сенсорное воспитание детей 2 – 3 лет»; - консультация «Значение сенсорного развития в раннем детстве»; - консультация «Сенсорное развитие – основа интеллектуального развития детей 2 – 3 лет»; - семинар – практикум «Сенсорные игры для детей 2 – 3 лет»; - буклет «Играем вместе с детьми»; - буклет «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»; - памятка «Развивающие игры с пуговицами»; - памятка для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей 2 – 3 лет». |
Основные принципы проекта | Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Занимаясь построением зоны сенсорного воспитания, я руководствовались принципами:
|
Нормативно – правовая база проекта | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет» Н.А.Арапова – Пискарёва. Система работы в первой младшей группе детского сада «Формирование элементарных математических представлений. 2 – 3 года» И.А.Помораева, В.А.Позина. |
Обеспечение проекта: материально - техническое | Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, альбомы, мультфильмы, презентации) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры. Коллективные работы детей, выставки поделок семейного творчества, выставки дидактических игр и пособий, изготовленных родителями |
Учебно - методическое | И.А.Помораева, В.А.Позина «Система работы в первой младшей группе детского сада. Формирование элементарных математических представлений» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 г. Н.А.Арапова – Пискарёва «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет», Мозаика – Синтез, Москва, 2008 год. Большая книга занятий с малышом. 150 упражнений для успешного развития ребёнка от рождения до трёх лет, - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010 г. М.Дружинина «Про всё на свете. Первая книжка маленьких почемучек», - М.: ООО «Издательство Астрель», 2014 г. Е.С.Чайка «Первая книга малыша. Энциклопедия», - Минск: Харвест, 2012 г. Интернет – ресурсы: https://urokimatematiki.ru – сайт «Уроки математики» https://www.maam.ru – сайт «MAAM.ru» http://doshkolnik.ru – сайт «Дошкольник» http://dohcolonoc.ru–информационный портал Дошколёнок.ру |
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (13.07.2019 – 31.07.2019):
- выбор темы, постановка целей и задач;
- написание плана проектной деятельности;
- изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Обруч», «Дошкольное образование» по сенсорно – математическому воспитанию детей раннего возраста;
- информация интернет – ресурсов;
- подборка литературы для детей по данной теме;
- подборка аудио и видеозаписей;
- изготовление наглядного материала;
- привлечение родителей к изготовлению дидактических игр.
2 этап – основной (3.08.2019 – 23.10.2019):
- беседы;
- прослушивание и заучивание стихов «Часики», «Мышки», «Тучка»;
- чтение художественной литературы А.Барто «Мяч»; С.Я.Маршак «Сборник произведений»; И.Токмакова «Ходит солнышко по кругу», «Поиграем?»; Г.Сташевская «Цвет, величина, форма», РНС «Колобок», «Теремок», «Три медведя»;
- просмотр мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. треугольник»;
- рассматривание иллюстраций в книге Е. С. Чайка «Первая книга малыша», М. Дружинина «Про всё на свете»; С. В. Батяева, Е. В. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких»;
- дидактические игры;
- работа с родителями.
Работа с родителями:
- консультация «Сенсорное воспитание детей 2 – 3 лет»;
- консультация «Значение сенсорного развития в раннем детстве»;
- консультация «Сенсорное развитие – основа интеллектуального развития детей 2 – 3 лет»;
- семинар – практикум «Сенсорные игры для детей 2 – 3 лет»;
- оформление выставки семейного творчества;
- привлечение родителей к изготовлению дидактических игр;
- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации: художественная литература, мультфильмы.
3 этап – заключительный (26.10.2019 – 30.10.2019):
- презентация опыта для сотрудников детского сада;
- оформление проектной деятельности;
- подведение итогов и выводов по теме проектной деятельности;
- оформление фотоальбома «Занимательная математика».
Формы и методы работы
Методы: наглядный, словесный, наглядно – практический.
Приёмы:
практические:
- изготовление поделок;
- дидактические игры «Подбери пару», «Разноцветный клоун», «Учимся различать цвета», «Разложи по коробочкам», «Подбери куклам одежду», «Один - много», «Раздели на группы», «На что похоже» и т.д.;
- показ способа действия;
наглядные:
- рассматривание альбомов и книг с иллюстрациями по теме проекта;
- просмотр мультфильмов;
- работа с карточками «Величина, цвет, форма. Карточки для детей 1 – 3 лет»;
словесные:
- беседы – диалоги;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихов и потешек;
здоровьесберегающие:
- динамические паузы «А часы идут - идут», «Бабочка», «Будем прыгать и скакать», «Солнышко», «Пробуждение солнышка», «Озорные мячики»;
- психогимнастические этюды на выражение эмоций «Солнышко проснулось», «Вкусно или нет?», «Белочки на веточке»;
- пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошки - мышки», «Пальчики - мальчики» и др.;
- подвижные игры: «Автомобили», «Бегите ко мне», «У медведя во бору», «Бездомный заяц», «Сердитый пёс», «Волк во рву», «Догони мяч».
Приёмы и методы мотивации детей:
- Новизна получаемой информации;
- Игровые приёмы (подвижные и дидактические игры), которые максимально облегчают понимание и усвоение материала. Способствует развитию не только творческих сил и возможностей, но и отработке навыков и умений;
- Благоприятный психологический климат: обращение к детям по имени, опора на похвалу, одобрение, на добрый, ласковый тон речи, на ободряющие прикосновения;
- Групповая работа. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений.
Приёмы и методы мотивации родителей:
- Новизна получаемой информации;
- Демонстрация фрагментов занятий;
- Памятки и буклеты с играми в домашних условиях;
- Семинары – практикумы;
- Индивидуальные беседы;
- Консультации;
- Организация выставок семейного творчества.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность мы вели по четырем направлениям:
- информационно-аналитическое (анкетирование, которое лучше помогло нам сориентироваться в педагогических потребностях семьи)
- познавательное - обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого использовали следующие формы и методы работы:
- общие и групповые собрания,
- занятия с привлечением родителей,
- работа с родительским комитетом,
- совместное создание предметно-развивающей среды,
- совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок
- наглядно – информационное:
- родительские уголки,
- папки передвижки,
- семейно - групповой альбом «Жили-были…»,
- фотовыставки;
- мастер – классы.
- досуговое:
- развлечения с участием родителей воспитанников.
План проектной деятельности «Математика для самых маленьких»
для детей группы раннего возраста
АВГУСТ |
|
СЕНТЯБРЬ |
|
ОКТЯБРЬ |
|
Результативность проекта
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры. У детей вырос уровень знаний по сенсорно – математическому развитию.
Большинство детей самостоятельно анализируют, сравнивают и обобщают предметы. Понимают, где много предметов, а где один; выбирают заданные фигуры, находят лишние, называют квадрат, круг.
Кроме того, дети научились общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в игровую и в общественно – полезную деятельность.
Сотрудничество с родителями способствовало повышению их компетентности в вопросах сенсорно – математического воспитания, проявлению заинтересованного отношения к работе педагогов.
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр: шнуровка, бусы, шумовые коробочки, «чудесный мешочек».
Рефлексия
Анализируя работу в рамках проекта «Математика для самых маленьких», я пришла к выводу, что тесное сотрудничество с родителями дает хорошие результаты при организации образовательной деятельности, построении предметно – пространственной развивающей среды. Родители с удовольствием замечают положительные изменения в развитии детей.
Я на собственном опыте убедилась, что проектная деятельность даёт возможность педагогам более творчески подойти к организации образовательной деятельности, найти и использовать новые нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников и наметить пути дальнейшего развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"
Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!» (для детей первой младшей группы)Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспече...
Проект "Здоровый малыш"
Проект разработан для второй младшей группы. Для его реализации использовался план по самообразованию....
Проект "Шестиногие малыши"
Педагогический опыт работы в детском саду по расширенному ознакомлению детей с насекомыми. Показать, доказать, что в природе все взаимосвязано. Учить видеть прекрасное в окружающем мире, быть добрым....
Проект "Шестиногие малыши". Часть 2.
Педагогический опыт работы в детском саду по расширенному ознакомлению детей с насекомыми. Показать, доказать, что в природе все взаимосвязано. Учить видеть прекрасное в окружающем мире, быть добрым....
Проект "Шестиногие малыши". Часть 3.
Педагогический опыт работы в детском саду по расширенному ознакомлению детей с насекомыми. Показать, доказать, что в природе все взаимосвязано. Учить видеть прекрасное в окружающем мире, быть добрым....
Педагогический проект «Здоровый малыш»
Формирование начальных представлений у детей о здоровом образе жизни...
Групповой проект: «Кулинария малышам». Мини проект: «Вкусненький салатик».
Данная презентация разработана на основе материала и планомерной работы, которая начиналась в старшей группе (2012 - 2013 гг.).К этому проекту с большим удовольствием присоединились и родители. С помо...