Путешествие в страну "Математика".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Данный конспект направлен на формирование умения составлять арифметические задачи на сложение и вычитание, создавать модели задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_doo.docx | 320.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия (ООД) в дошкольной образовательной организации.
Образовательная область: Познавательное развитие ФЭМП |
Тема занятия (ООД) Путешествие в страну Математика |
Возрастная группа воспитанников: 6-7 лет |
Цель: учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. |
Задачи: «Познавательное развитие» - продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание и записывать их решение с помощью цифр, составлять модели задачи; - закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ; - закрепить знания детей о геометрических фигурах; - совершенствовать умение составлять число из единиц; - упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур. «Речевое развитие» - совершенствовать умение отвечать полным ответом. «Художественно - эстетическое» - продолжать учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение. «Социально – коммуникативное развитие» - продолжать формировать навыки общения; - приучать детей работать в группе, давая возможность высказаться каждому. |
Целевые ориентиры: - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. |
Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие; социально – коммуникативное развитие; речевое развитие. |
Виды деятельности: двигательная (физминутка); игровая (игровые ситуации, дидактические игры); познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций); коммуникативная (беседы, вопросы). |
Формы работы: групповая, парная. |
Методы и приемы - практические: проблемная ситуация «Составь задачу», игровое упражнение «Поздравим друзей с праздником», игровое упражнение «Собери картинку», физминутка. - наглядные: картинки с изображением разных месяцев зимы, 2 ветки дерева, силуэты птиц: 10 синиц, 10 снегирей. Картинки с изображением предметов с ценниками: карандаш – 2 руб., конверт – 5 руб., открытка – 10 руб.; коробка с прорезью. -словесные: интеллектуальная разминка, беседа по составлению и решению задач. |
Подготовительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём. |
Средства реализации (оборудование) Демонстрационный материал: картинки с изображением разных месяцев зимы, 2 ветки дерева, силуэты птиц: 10 синиц, 10 снегирей. Картинки с изображением предметов с ценниками: карандаш – 2 руб., конверт – 5 руб., открытка – 10 руб.; коробка с прорезью. Раздаточный материал: наборы монет достоинством 2, 5, 10 руб.; монеты достоинством 1руб.(по 10 шт. для каждого ребенка), тетради в клетку, геометрические фигуры, счетные палочки. |
Логика образовательной деятельности
Этапы (структурные компоненты деятельности) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно - побудительный | Сегодня я приглашаю вас с собой в путешествие. Хотите узнать куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку. Она царица всех наук, Без нее мы – как без рук, Научит думать и решать, И много действий совершать (математика). - Молодцы, дети, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика» и остановимся на острове арифметической задачи. Путь наш будет непрост, но интересен, поэтому давайте сделаем небольшую разминку. | - Математика. | |
Организационно - поисковый | Интеллектуальная разминка. Сколько дней в неделе? Если сегодня четверг, то какой день недели был вчера (будет завтра). Сколько месяцев у времени года «Зима»? Сколько времён года? Сколько хвостов у пяти коров? Сколько лап у двух гусей? Сколько пальцев на правой руке, (а на правой ноге?). Сколько ушей у двух мышей? Сколько лап у двух медвежат Сколько месяцев в году? - Молодцы! Итак, отправляемся в путешествие! Звучит музыка, дети паровозиком «едут» в далекие края. - Ребята, у нас первая остановка по пути «Задачкино». Как вы думаете, мы здесь будем делать? - Правильно, решить задачу. (стоит изображение дерева на нём на одной ветке сидят 7 синиц, на другой 3 синицы) - Дети давайте попробуем составим условие задачи и вопрос, ориентируясь на наш сюжет. - Да, правильно, у нас получилась следующая задача «На веточке дерева сидели семь синичек. К ним прилетели ещё три синички. (условие) Сколько всего синичек стало на дереве? (вопрос) - Ребята, из чего состоит наша задача. - Да, правильно из условия и вопроса. А теперь давайте определим структуру задачи, уточним числовые данные и арифметическое действие, с помощью которого её можно решить. Запишем решение в тетради. - Ребята, задачу можно записать с помощью моделирования. Посмотрите, как я её изображаю. «Круг с семью точками обозначает количество сидевших на ветке птиц; круг с тремя точками – количество прилетевших птиц; общий круг – сколько всего птиц». Смоделируйте решение задачи с помощью схемы. (Дерево переворачивается другой стороной) На нём на одной ветке 10 снегирей. - Ребята, посчитайте сколько снегирей сидит на дереве? Воспитатель берёт 3 снегирей и пересаживает на нижнюю ветку дерева. - Ребята, попробуйте теперь составить задачу. Работа по этой задаче ведётся в той же последовательности, что и в первой. - Давайте, попробуем составить модель задачи. - Да, правильно общий круг показывает, сколько всего снегирей было на ветки. Три точки- сколько снегирей улетело. Точки слева от черты – сколько снегирей осталось». - Молодцы, ребята все справились хорошо. Двигаемся дальше в нашу волшебную страну. Игровое упражнение «Письмо-загадка» На доске вывешиваются картинки с изображением разных месяцев зимы и загадываются загадки. Загадки: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица – Белокоса, белолица. Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром. (зимние месяцы) После отгадывания загадки, с месяцем дети находят соответствующие иллюстрации и рассказывают о приметах данного месяца. Назовите – ка ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый год! (Декабрь) Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз, Брызнешь воду – упадёт Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету, Что, скажи, за месяц это? (Январь) Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели. На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль) - Молодцы, ребята, назовите зимние месяцы по порядку. Игровое упражнение «Поздравляем друзей с праздником». - А сейчас наша остановка «Поздравлялкино». У нас был недавно праздник, какой? - Правильно, 8 марта. А кого мы поздравляли? - Правильно мам, бабушек, сестер, теть т.е. женщин, девушек, девочек. А как можно поздравить друга который живет далеко? - Правильно, написать открытку. А что бы ее отправить в другой город что нам нужно? - Правильно, конверт. - Итак, мы пришли в магазин обратите внимание на доску. На доске картинки с изображением предметов с ценниками: карандаш – 2 руб., конверт – 5 руб., открытка – 10 руб. - Купить карандаш, конверт, открытку можно через вот этот автомат. Только он принимает монеты достоинством 1 руб. Посмотрите на ваши монетки, все ли монетки примет автомат? - Почему? - А как поступить? Что нужно сделать? - Правильно разменять монетки. - Итак, …, что ты будешь покупать? Сколько монет опустишь? Сколько 1 рублевых монет нужно дать за 2(5, 10). - Молодцы, справились с задание! Едем дальше. Остановка и на пути остров математической физкультминутки. Физкультминутка В гости к пальчику большому В гости к пальчику большому (выставляют вверх большие пальцы) Приходили прямо к дому (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук) Указательный и средний, (названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно) Безымянный и последний, С ним мизинчик-малышок (мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак) Постучался о порог. (кулачками стучат друг о дружку) Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимают пальцы на обеих руках) - Следующая остановка «Воображалкино». Здесь вам нужно из геометрических фигур и счетных палочек выложить подарок для мамы. Но, выкладывать вы будете парами. Для этого сначала договоритесь что вы будете делать и только потом приступайте к работе. - Что у вас получилось? А какие геометрические фигуры для этого использовали? - А теперь мы с вами отправляемся назад, в детский сад! | Дети отвечают на вопросы. - 7 дней в неделе. - Если сегодня четверг, то вчера была среда (будет пятница). - У времени года «Зима» 3 месяца. - 4 времени года. - У 5 коров 5 хвостов. - У 2 гусей 4 лапы. - 5 пальцев на правой руке (ноге). - 4 уха у двух мышей. - 8 лап у 2 медвежат. - 12 месяцев в году. «Едут» паровозиком. - Мы будем решать задачи. - На дереве сидело 7 синичек. К ним прилетели еще 3. - Сколько всего синичек на дереве. - Задача состоит из условия и вопроса. - Было 7 синичек, прилетело еще 3 синички. Арифметическое действие сложение, потому что синички прилетели. Дети смотрят и зарисовывают схему. Дети считают. - 10 снегирей. - На ветке сидело 10 снегирей, 3 улетело на другую ветку, сколько снегирей осталось на ветке. Составляют модель. Отгадывают загадки, отвечают на вопросы. - в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи (выпадает снег). - в январе морозы (льдом покрываются реки). - в феврале бураны, метели (ночью мороз, днем капели). - декабрь, январь, февраль. - 8 марта. - мам, бабушек, сестер. - отправить открытку. - конверт. - Нет не все. - Потому что есть другие монетки, по 2, 5, 10 рублей. - Разменять. - Конверт, 5 рублевых монет опушу. Дети по очереди подходят называют товар и количество монет, которое опустят. Выполняют движения физминутки. Дети в парах выкладывают подарки, затем называют что выложили и называют какие геометрические фигуры использовали. | Правильно отвечают на вопросы. Правильно выделяют условие задачи, ставят вопрос, называют арифметическое действие. Научаться составлять модели решения. Правильно отгадывают загадки, называют зимние месяцы и их признаки. Умеют составлять и раскладывать число на единицы. Научаться выкладывать предметы из геометрических фигур и счетных палочек. |
- Скажите, чем мы сегодня занимались? - Куда мы с вами отправились в путешествие? - Какое задание вам понравилась больше?
А теперь что бы понять всем ли все понятно, и было ли вам интересно, вам нужно опустить по монетке в ту корзинку цвет которой вам подходит. Зеленый мне все понравилось и было интересно. Желтый мне не все понравилось, и не все было интересно. Красный мне вообще не понравилось и было не интересно. | - мы сегодня путешествовали (задачи решали, делали подарки из счетных палочек и геометрических фигур, отгадывали загадки, поздравляли друга, т.е. покупали открытку, карандаш, конверт). - Мы отправились в страну Математика. - Рисовать схемы, решать задачи, делать подарки, отгадывать загадки. Дети опускают монетки в соответствующие цветовые корзинки. |
Схемы задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»
Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»
Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».
Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие
Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...