Волшебные кубики Дьенеша
консультация по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Волшебные кубики - логические блоки Дьенеша!
Это отличное пособие, которое поможет развить логику и мышление ребенка в игровой форме. Ведь играть - это всегда приятнее, чем учиться!
Логические Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 разноцветных пластмассовых кубиков. Они имеют лишь четыре кардинальных отличия: форма, цвет, размер, толщина. По форме блоки бывают: круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные. По цвету: красные, желтые, синие. По размеру: большие и маленькие. По толщине: толстые и тонкие.
Блоки Дьенеша - развиваем логику легко и просто!
Играя с блоками Дьенеша, ребенок научится решать логические задачи на разбиение по свойствам. Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать, удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам, с учетом наличия или отсутствия каждого.
Т.е., если сказать проще, то сортировать по двум или одному общему свойству. Самым маленьким предлагается отделить от общей кучки, например, все круги, или все синие фигуры, или только синие круги и т.д.
Детям постарше уже можно предложить выстроить цепочку из фигурок с одним или двумя общими свойствами. Например, начинаем с красного большого круга, далее кладется такой же круг только синий, далее - синий большой квадрат, далее - синий маленький квадрат и т.д. Усложним задание и закодируем фигурки. Задача ребенка расшифровать опознавательные знаки и выложить картинку из опознанных кубиков.
В описании предложено еще множество игр.
В нашем же интернет-магазине логические блоки Дьенеша купить можно как отдельно, так и в комплекте с развивающими альбомами. Вы сможете легко подобрать нужную игру по возрасту или сложности.
Например, альбом Маленькие логики рассчитан на детишек от 2 до 4 лет. А комплект заданий Давайте вместе поиграем для детей от 2 до 7 лет. Также компанией Корвет выпущены альбомы для совместной игры с цветными палочками Кюизенера, например Вместе весело играть для детей от 2 до 3 лет. Это сделает процесс обучения более увлекательным и познавательным.
Дополнительную информацию об игрушке можно получить в нашей статье.
Материал - пластмасса.
Состав: 48 кубиков + инструкция.
Как можно играть с блоками Дьенеша?
Игры с блоками Дьенеша для самых маленьких
Предложите малышу начать с самых простых игр:
1) Попробуйте найти все фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине).
2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету).
3) Угости Мишку красными «конфетками» — большими, квадратными, толстыми, треугольными, маленькими и т.д.
4) Положите перед ребенком три детали. Предложите малышу закрыть глазки и уберите одну из них. Какую «конфетку» съел Мишка?
5) Как и в предыдущей игре, выкладываем три блока. Ребенок закрывает глаза, а мы меняем детали местами. Что изменилось?
6) Игра – что лишнее. Разложите три фигуры – 2 общие по какому-то принципу, одна нет. Спросите малыша, что здесь лишнее?
7) Составляем пары (мама и малыш, например). Большой ищем маленькую деталь, красному кругу – красную деталь.
8) Складываем блоки в непрозрачный мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.
Играем с детками постарше
Игра «Поиск»
Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера.
Игра «Змейка»
Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие:
Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине).
Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру, например.
Соседние блоки должны быть одинакового размера и цвета, но разной формы.
Игра «Этажи»
Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.
Игра «Домино»
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
Игра «Делимся»
Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы». Усложняем игру – нужно разделить фигуры так, чтобы у кошечки были все синие детали, а у мышки – все треугольные.
Блоки Дьенеша
Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш. Этот конструктор, совмещенный с игрой заслуживает самого пристального внимания родителей.
Пособие состоит из 48 элементов, которые различаются четырьмя свойствами:
Толщиной – тонкие и толстые.
Цветом – желтые, красные, синие.
Формой – круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные.
Размером – маленькие и большие.
Карточки с символами свойств.
На карточках условно изображены свойства блоков – цвет, форма, размер, толщина. 11 карточек подтверждают наличие у фигуры того или иного свойства (например: синяя), и 11 карточек, которые указывают на отрицание какого либо свойства (например: не квадратный). Знакомство с этими символами очень важная ступень в освоении знаковой культуры.
Логические кубики
5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков. Кубики помогут ребенку придумать разные игры, также они в свою очередь будут полезны для овладения навыками кодирования и декодирования.
Схемы алгоритмы
Карточки с изображением предметов для игры в магазин и поезд.
В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр.
С логическими блоками ребенок выполняет много действий: меняет местами, убирает, выкладывает, ищет, делит, сравнивает.
Пособие впервые познакомит ребенка с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция.
Игры разовьют комбинаторику, аналитические способности, умение выделять различные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие. Обобщать по нескольким свойствам, разовьют память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать.
С совсем маленькими детьми занятия эффективны при ознакомлении с геометрическими фигурами, формой и размером предметов.
Примерные варианты игр с блоками.
Поиск одинаковых фигур
Играть можно даже с малышами. Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.
Угости игрушку
Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.
Домик
Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате.
Найди такой же
Покажите ребенку любой выбранный блок и попросите его найти такой же. Можно усложнить задание и искать фигуры по двум одинаковым признакам ( толщине и цвету).
Что лишнее
Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.
Игра с кругом
Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.
Дорожки
Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).
Покажи не
Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
Цепочка Научите выкладывать блоки с определенной последовательностью: синий, красны, синий, красный. Или круг, треугольник, круг, треугольник. Добавьте третью фигуру
. Вы можете усложнить задание – выложить цепочку, но пропустить середину. Предложите собрать дорожку, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей одним признаком.
Когда ребенок освоит простейшие логические операции – переходите к более сложным задачам.
Угадай- ка
Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.
Группы
Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и к второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.
Разгадывание фигуры по знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.
Магазин
Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка «синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.
Архитектор
Ребенок должен разработать проект детской игровой площадки. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами. Например: ре6енок берет любой блок. Допустим синий большой толстый блок. «Начало» подскажет, откуда мы начинаем строить. В ромбе вопрос: красный ваш блок? –нет, двигаемся направо. Вопрос второго ромба – круглый ваш блок? – нет, попадаем на конец схемы . Этот блок может использоваться при постройке.
По аналогии Вы можете придумать свои, новые варианты игр, есть также специальные альбомы, с которыми ваши занятия станут намного легче, так как там уже есть специально подобранные по возрасту варианты игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия на тему: "Волшебный кубик"
Данное открытое занятие направлено на развитие связной речи, диалогической, фонематичеких представлений, речевого дыхания.Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений, координации речи с движением.Ра...
Интегрированное занятие "Волшебный кубик"
Цель занятия, расширять знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей. Учить детей сопоставлять различные жанры художественных произведений и музыки с определённым цвет...
Интегрированное занятие с использованием речевых игр «Волшебный кубик»
Цели занятия: · Приобщать детей к общечеловеческим ценностям культуры.· Продолжать расширять знания дете...
Методическая разработка урока по ФЭМП с логическими кубиками Дьенеша. « Мальвина и Буратино
Методическая разработкаЗанятия по ФЭМП с блоками Дьенеша старшая группа « в гостях у Мальвины» Составитель:...
«Волшебные кубики» (обучение чтению по кубикам Н.Зайцева)
Выступление из опыта работы на практико-ориентированном семинар «Альтернативные и традиционные технологии обучения чтению и письму в коррекционно-образовательном процессе»...
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Консультация - практикум для родителей (законных представителей) детей, посещающих консультационный центр «Развивающие пособия для детей: кубики Дьенеша и палочки Кюизенера»
Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в логико-математическом развитии детей через проблемно - игровую технологию....
Волшебные кубики Дьенеша
Волшебные кубики Дьенеша...