"Как появились часы"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Дудченко Наталья Юрьевна

Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_poyavilis_chasy.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Дудченко Наталья Юрьевна

Место работы

МАДОУ детский сад комбинированного вида №3

Возрастная группа

Старшая группа

Образовательная область

Познавательное развитие

Тема занятия

«Как появились часы?»

Используемая образовательная программа

«От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования»/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильеваой

Цель

Познакомить с историей появления часов

Программные задачи

Расширять и углублять представления детей об истории создания разных видов часов: солнечные, водяные,  песочные, огненные,  механические.

Формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Развивать у детей познавательные и исследовательские способности.

Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение.

Воспитывать способность и умение беречь время

Предварительная работа

- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и чтение в них информации о часах;

- создание в группе выставки часов;

-  рассматривание разных видов часов;

- просмотр мультфильма «Фиксики» -серия «Будильник»;

- заучивание стихотворения "Часы" В.Берестова

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)

Демонстрационный:  мультимедийное устройство, макет солнечных часов, песочные часы, заготовка огненных часов, выставка часов, карточки с проблемными вопросами

Раздаточный материал: набор деталей для моделирования водяных часов, разрезанные иллюстрации часов на липучках, коврографы

Интеграция образовательных областей

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно – эстетическое развитие

- Физическое развитие        

Инновационный подход

- создание проблемных ситуаций

- опытно-экспериментальная деятельность

Использованная литература

- Дыбина О. В. «Что было до...» Игры - путешествия в прошлое предмета, 2010 г.

- Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , 2010 год.

- Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром», 2008 г.

- Козлова С. А. «Мой мир», 2002 год.

Этапы работы

Содержание работы

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Здравствуйте)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Я хочу подарить вам волшебные звуки утра.

(Дети слушают звуки - звонок будильника,  крик петуха, часы с кукушкой.)

- Какие звуки вы услышали?

- Какую роль выполняют эти звуки утром? (Они помогают человеку проснуться, будят нас)

- Верно, они выполняют роль будильника.

(Показ будильника)

- Что такое будильник? (Часы)

- А для чего людям нужны часы? (Чтобы знать время)

- Зачем нужно знать время?  (Чтобы все делать вовремя, чтобы не проспать в          детский сад, а родителям на работу  и т.д.) 

III. ВВЕДЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ

 - Ну что ж. А судя по нашим часам, сейчас самое время посмотреть мультфильм.

(Отрывок из мультфильма «Фиксики»)

- Что случилось у Дим Димыча? (Он проспал и опоздал в школу)

- А почему так произошло? (Потому что у него сломался будильник)

- Какая неприятность случилась у мальчика только из-за того, что у него сломались часы!

- Как вы думаете, что было бы, если бы часов ни у кого не было?  

- Действительно, без часов был бы настоящий беспорядок!

 (Звук электронного письма)

- Ой, ребята! Кажется, нам пришло видеописьмо. Давайте его посмотрим.

(Видеообращение Дим Димыча  к ребятам: «Здравствуйте, ребята! Вы уже знаете, какая история произошла со мной. Представляете, из-за сломанного будильника я проспал и опоздал в школу! И мне стало интересно,

как же  в далеком прошлом люди обходились без часов?

Как люди определяли время?

Помогите мне разобраться в этом вопросе»

IV. ЗАТРУДНЕНИЕ В ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ

- Ребята, а вы как думаете, часы были всегда?

- Давайте предположим, что в давние времена не было часов. Тогда как же без них обходились люди, как они  определяли время?

- А если часы были и в давние времена, то как они выглядели?

- А хотите узнать об этом больше?

- Тогда я приглашаю вас в Экспериментальный центр «Хочу все знать» и почувствовать себя настоящими учеными. А собранный материал отправить Дим Димычу. Впереди нас ждут загадки, интересные истории, необычные исследования. Вы готовы?

- Но чтобы войти в экспериментальный центр, нужно надеть специальную одежду.

(Дети надевают халатики. Под музыку «Часики» дети проходят в экспериментальный центр)

V. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

1. Знакомство с солнечными часами.

Эксперимент № 1.

- Уважаемые коллеги, вот мы и в экспериментальном центре. А вот и первая загадка-испытание  для нас.

В дверь в окно стучать не будет,

а взойдёт и всех разбудит.

- Верно. Это солнце. Как же связано солнце с часами?

- Давным-давно когда часов ещё не было, люди определяли время по солнцу. Встало солнышко и людям пора вставать, да за работу браться. А если спряталось, то пора ложиться спать. Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Смотрел- смотрел человек, как тень по кругу бегает и придумал солнечные часы.

- Давайте, попробуем испытать, как же работали солнечные часы.

(Опыт с солнечными часами)

- Всегда ли люди могли пользоваться солнечными часами?

- Почему вы так думаете?

- Вы правы. Такие часы были не всегда удобны. В пасмурный и дождливый день не определить время по таким часам. Почему?

- Верно. А еще их нельзя взять с собой. Да и время они показывали не точное.

2. Знакомство с водяными часами.

Эксперимент № 2.

- А наше исследование продолжается. И мы переходим к следующему объекту.

  И вот вам еще одна загадка- испытание:

В море я всегда солена,

А в реке я пресная.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место.

- Что может быть общего между часами и водой?

- Вы правы.  Людям нужны были более удобные часы. И люди изобрели часы с водой. Как бы вы назвали эти часы?

- Верно. Их так и назвали «водяные».

- Ну что ж, пора испытать и водяные часы. Давайте посмотрим, как же были устроены и как работали водяные часы.

(Опыт с водяными часами)

- Именно с этого времени появилось выражение «время течет». И даже в наше время люди иногда говорят такую фразу «С тех пор много воды утекло»… Как вы понимаете это выражение? (Что прошло много времени)

- Как вы думаете, удобны были такие часы людям?

- А чем они были не удобны?

- Вы правы, такие часы тоже оказались не удобны людям. В них надо было постоянно подливать воду. С собой их носить тоже было нельзя. И даже если их можно было бы вынести на улицу, смогли бы они работать, например, зимой?

- Почему?

3. Знакомство с песочными часами.

Эксперимент № 3.

- А нам пора отправляться дальше.

- И снова для вас, мои юные коллеги, загадка-испытание.

Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я - …                     (Песок)

- С тех пор прошло немало лет, и люди стали использовать в часах песок. Как бы вы назвали такие часы? (песочные)

- Верно. Именно так их и назвали «песочные часы».

(Показ песочных часов)

Вот это часы песочные.

И  они достаточно точные!

В них песчинки текут - секунды бегут!

Как песчинки собрались, холмиком улеглись

В колбочку из стекла, так минутка истекла.

- Чем они были лучше водяных часов?

- А какие у них были недостатки?

- Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1минуту. Нужно каждую  минуту их переворачивать.

- А как вы думаете, 1 минута – это много или мало?

- Давайте проверим это.

- Я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту, пока сыплется песок.

(Игра «Молчанка»)

- Как вам показалось, молчали мы долго? (Кажется, что мы молчали очень долго). 

-А теперь давайте  ровно 1 минуту поиграем. Готовы?

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так? 

Ходьба на месте

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт 

Наклоны влево -вправо.

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.

Дети садятся в глубокий присед.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверь,

Наклоны вперед, закрыв. и открыв. лицо руками.

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. 

Вращение туловищем вправо.

Повернёмся мы с тобой,

Против стрелки часовой

Вращение туловищем влево.

А часы идут, идут, 

Ходьба на месте.

Иногда вдруг отстают. 

Замедление темпа ходьбы.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! 

Бег на месте.

Если их не заведут,

То они совсем встают. 

Дети останавливаются.

- Ой, ребятки, а минутка уже прошла. Долго длилась наша игра? (Нет. Все  закончилось очень быстро. Мы даже не успели доиграть)

- Как вы думаете, почему, когда мы занимались делом, время прошло быстро, а когда мы просто молчали, время тянулось долго?

- Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

- Как вы думаете, используют ли сейчас песочные часы?

- Да их можно встретить в больницах, в лабораториях.

4. Знакомство с огненными часами.

- Дорогие друзья, давайте пройдем к следующему объекту.

- Посмотрите. Здесь есть свеча. Как вы думаете, как связаны свеча, часы и время?

- Людьми были придуманы даже огненные часы.

(Показ слайда)

- На свечке начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло времени.

- Как вы думаете, почему люди перестали использовать, свечи как часы?

- Действительно, эти часы были не удобны и даже опасны. Если свеча упадёт, то может случиться пожар.

- Поэтому испытывать огненные часы мы не будем. А сразу отправимся дальше.

5. Знакомство с механическими часами.

- Наконец, людьми был придуман часовой механизм.  

(Показ)

- И часы стали называться механическими. Это и есть наши современные часы, которые можно встретить у каждого из вас дома.

- Давайте пройдем на нашу  выставку часов и рассмотрим современные часы.

- Чем похожи все механические часы? (У них у всех есть стрелки, цифры…)

- Верно. У всех механических часов есть стрелки, цифры, циферблат и, конечно же, сам механизм.

- А это что-за часы? (Электронные)

- Чем они отличаются от механических? (Работают от батареек, у них нет стрелок)

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

 (Игра с мячом: воспитатель кидает мяч, задавая вопрос.  Тот, у кого мяч и отвечает на вопрос:

- Часы, которые висят на стене, как будут называться? (настенные)

- Часы, которые стоят на полу, как будут называться? (напольные)

- Часы, которые стоят на столе, как будут называться? (настольные)

- Часы, которые носят в кармане, как будут называться? (карманные)

- Часы, которые носят на руке, как будут называться? (наручные)

- Часы на башне…(башенные)

(На экране последовательно появляются слайды с данными часами)

- А кто из вас знает, где находятся самые главные часы нашей страны? ( В Москве. На Спасской башне Кремля.)

(Показ слайда)

- Главные часы нашей страны – Кремлевские куранты. Каждый час раздается торжественный бой этих часов.

- А сейчас мы вспомним все, о чем говорили, и эти знания помогут вам справиться с последним испытанием.

VI. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ.

 (Дети подходят к столу, на котором находятся разрезанные иллюстрации солнечных, песочных, огненных, водяных, механических часов и коврографы)

- Уважаемые коллеги, я прошу вас встать парами и собрать картинки с разными часами.

 (Бой Курантов – дети собирают картинки «История развития часов)

- Посмотрите, какая богатая история у обычных часов.

- В начале  нашего исследования мы предположили, что часов в далекие времена не было. Подтвердились наши предположения? (Нет. Часы были.)

- Тогда у нас возник второй вопрос: как часы выглядели? Мы нашли ответ на этот вопрос? (Да.)

- Так какие часы были в прошлом? (Солнечные, водяные, огненные, песочные и потом появились механические)

- Для чего же людям нужны были часы?

- Действительно, много разных часов было придумано людьми еще в далекие времена. А все потому, что люди во все времена ценили время, учились не тратить его зря.

- Ну что ж. Вот и готов ответ Дим Димычу. Целая посылка получилась. Мы отправим ее, чтобы и Дим Димыч про все это тоже узнал.

- А сейчас нам пора покинуть экспериментальный центр и вернуться в детский сад.

(Снимаем халатики. Проходим в группу)

- Всем большое спасибо за работу. И самое главное, я надеюсь, что наше время  не прошло даром.

Желаю вам дальнейших успехов и новых открытий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов"  с использованием ИКТ  Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...

презентация "Часы" из истории часов

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...

Индивидуальные беседы на тему: «Что делать родителям, если у ребенка появилось появилось заикание, запинки?»

Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание, запинки? Зачастую соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникнове...

Презентация на тему "Как появились современные часы"

Презентация о возникновении часов. От самых древних до современных....

Как появились часы

конспект по познавательному развитию...