Открытое занятие по ФЭМП "Путешествие в страну Мистера Математика" в подготовительной группе с использованием логических блоков Дьенеша
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Вахлаева Юлия Петровна

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

Обучающие:

  1. Создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 20,

обратного счета. Закрепить представления детей о составе чисел;

  1. Формировать умение выявлять в объектах (логические блоки

Дьенеша) разнообразные свойства (форма, цвет, размер, толщина), называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно несколько свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия/отсутствия каждого;

  1. Закрепить умение ориентироваться на листке бумаги, в  

пространстве относительно себя и относительно других предметов;

  1. Продолжать развивать связную речь, умение высказывать и

обосновывать свои суждения. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, воображение, наблюдательность.
  2. Стимулировать познавательную активность.
  3. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца.
  2. Воспитывать желание работать в коллективе, дружеские взаимоотношения, умение выслушать товарища, не перебивая его.
  3. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в страну Мистера Математика» в подготовительной группе с использованием логических блоков Дьенеша.

Тема: «Путешествие в страну Мистера Математика».

Виды деятельности: познавательна и игровая.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Реализация требований к оформлению: раздаточный, демонстрационный материал, наглядность отвечает эстетическим требованиям; подобран согласно поставленным задачам открытого занятия, рационально размещен. Соответствует возрасту и уровню развития детей.

Раздаточный материал: учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», лист бумаги А4, поделенный на 9 клеток, на каждого ребенка.

Демонстрационный материал: лабиринт, карточки-символы со свойствами, карточки с заданиями. Домики (состав числа), обручи (красный и синий), презентация.

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

Обучающие:

  1. Создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 20,

обратного счета. Закрепить представления детей о составе чисел;

  1. Формировать умение выявлять в объектах (логические блоки

Дьенеша) разнообразные свойства (форма, цвет, размер, толщина), называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно несколько свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия/отсутствия каждого;

  1. Закрепить умение ориентироваться на листке бумаги, в  

пространстве относительно себя и относительно других предметов;

  1. Продолжать развивать связную речь, умение высказывать и

обосновывать свои суждения. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, воображение, наблюдательность.
  2. Стимулировать познавательную активность.
  3. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывающие: 

  1. Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца.
  2. Воспитывать желание работать в коллективе, дружеские взаимоотношения, умение выслушать товарища, не перебивая его.
  3. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Методические приемы:

Словесные: вопросы (прямые, косвенные), оценка ответов детей (положительная), указания, поощрения.

Наглядные: демонстрация, наглядное моделирование (обручи).

Игровые: вводная беседа, физминутки, дидактическая игра, сюрпризный момент.

Предварительная работа: заучивание слов физминутки, проведены дидактические игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша – «Раздели блоки», «Цепочка», «Найди клад» и др.

Ход открытого занятия:

Воспитатель: - Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им улыбку. Молодцы!

Приносят письмо.

Содержание письма – «Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Мистер Математик! Я очень давно за вами наблюдаю, Вы уже выросли и готовы идти в школу, поэтому приглашаю вас к себе в гости в страну Математики. Я приготовил вам сюрприз, найдете его, если выполните задания. Возьмите мою волшебную карту, на ней обозначено место, в котором спрятано 1 задание, найдя это место и выполнив задание, вы получите подсказку. Желаю вам удачи!»

Воспитатель: - Ребята, а хотите сегодня отправиться в волшебную страну «Мистера Математика»?

(ответы детей)

Воспитатель: - А для того, чтобы мы смогли с вами отправиться в путешествие нам необходимо взять билетики, а нашими билетиками будут логические блоки Дьенеша, кроме того нам нужно уметь быстро считать и думать. Давайте внимательно посмотрим на карту.

Воспитатель: - Смотрите, стрелки, нам показывают в каком направлении нам надо двигаться, а разноцветные геометрические фигуры, какое задание по порядку нам надо выполнить.

Воспитатель: - Ну что отправляемся в путь?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Посмотрите на карту, найдите место с 1 заданием.

(Дети находят геометрическую фигуру под номером один, с заданиями, подсказки спрятаны под геометрическими фигурами).

1 задание. Нужно быстро ответить на вопросы:

Сколько орехов в пустом стакане (0)?

Сколько раз в году бывает день рождения (1)?

Сколько глаз у любого из нас (2)?

Сколько носов у трех котов (3)?

Сколько ушей у двух мышей (4)?

Сколько пальцев на одной руке (5)?

Сколько ног у трех детей (6)?

Какая цифра спряталась в слове семья (7)?

- Молодцы! Очень быстро соображаете!

Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладают наши блоки.

Воспитатель: - На что похожи наши блоки? Какие фигуры?

Дети: - На разные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель: - Совершенно верно! Значит, они различны, по какому признаку?

Дети: - По форме.

Воспитатель: - Абсолютно точно! А кроме формы у блоков есть отличия?

Дети: - Да, по цвету, размеру, толщине.

Воспитатель: - Георгий, напомни нам цвет блоков.

Дети: - Они бывают красные, желтые, синие.

Воспитатель: - Верно! Алиса, скажи, пожалуйста, какого размера логические блоки?

Дети: - Большие и маленькие.

Воспитатель: - Да! Как блоки различаются по толщине, нам скажет Дима.

Дети: - Толстые и тонкие.

Воспитатель: - Замечательно. Ребята, вот мы и справились с первым заданием. А вот и первая наша подсказка. Давайте посмотрим на карту и найдем следующее задание. А наше следующее задание находится в коридоре под знаком ножек и ручек.

(Дети находят геометрическую фигуру согласно карте, с заданиями).

Воспитатель: - Мистер Математик хочет проверить, на сколько, вы ловкие, сильные и физически готовы.

2 задание. Нужно выполнить физические упражнения по шаблону, который лежит на полу.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы справились и с этим заданием! Все сильные, ловкие. Ну и посмотрим, есть ли подсказка? Да, подсказка на месте.

Воспитатель: - Давайте посмотрим на карту, где ждет нас следующее задание и подсказка. Следующее задание у нас находится под знаком яблони.

Воспитатель: - Ребята, смотрите, у вас в ручках ваши билетики-блоки, данное задание будет связанно с ними.

3 задание. Поднимается карточка-символ со свойствами. Поднимают свои блоки те ребята, чей блок подходит под свойства карточки.

1 этап – поднимают те ребята, у которых толстые блоки;

           – поднимают те ребята, у которых большие блоки;

           – поднимают те ребята, у которых желтые блоки;

2 этап – поднимают те ребята, у которых не синие и большие блоки;

           – поднимают те ребята, у которых маленькие и красные блоки;

                    – поднимают те ребята, у которых тонкие и квадраты;

3 этап – поднимают те ребята, у которых тонкие, синие и треугольники;

           – поднимают те ребята, у которых большие, толстые и желтые;

           – поднимают те ребята, у которых маленькие синие круги.

Воспитатель: - Ребята, вы большие молодцы! Все были внимательны, и сделали все правильно. Вот и третья подсказка. Идем дальше!

Воспитатель: - Посмотрим на карту, что дальше? 4 задание находиться под знаком лисички. Ребята, как вы думаете, почему две лисички?

Дети: - Нужно выполнить (раскрасить) задание по образцу.

Воспитатель: - Все верно! Следующее задание нужно выполнить по образцу.

4 задание. Выполнить по образцу домики и дорожки.

Физкультминутка.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Вращения головой.)

Корпусов вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем –

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И приготовились в путь!

Воспитатель: - Все задания выполнены правильно, мы нашли с вами четвертую подсказку. Посмотри на карту, что дальше?

Воспитатель: - «Состав числа». Ребята, посмотрите на домике, какие числа живут в этих домиках? В каждом домике живет столько жильцов, сколько указано на крыше.

Воспитатель: - Вспомним, какие жильцы живут в домике с одним и двумя жильцами.

5 задание. Состав числа.

Воспитатель: - Давайте начнем с первого домика с 3-мя жильцами с 1 этажа. На этом этаже уже живет число 1, а какое число должно жить рядом?

(Дети выполняют задание в каждом домике на состав числа).

Воспитатель: - Все задания выполнены правильно, мы нашли с вами пятую подсказку. Давайте посмотрим на карту, и узнаем, что ждет нас дальше.

Воспитатель: - Ребята для следующего задания, вам необходимо разделиться на две группы, а разделимся мы с вами по следующему свойствам (1 группа – маленькие, 2 группа – толстые).

6 задание. Первая команда – считает прямой счет от 10 до 20, вторая команда считает – обратный счет от 20 до 10.

Воспитатель: - Вы, ребята, большие молодцы. Дружно справились с заданием. А сейчас давайте посмотрим на карту. Какое следующее задание?

7 задание. 

На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют, одним словом, фигуры вне обруча.

Воспитатель: - Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. Давайте взглянем на карту. Осталось последнее задание, посмотрим, где оно находится. Оно находится у нас в центре музыкального зала.

Воспитатель: - Что же нам необходимо выполнить?

Дети: - Сложить по образцу.

8 задание. Вам, ребята, предстоит «починить» грузовик (история№1), отвести продрогшего зайку домой (история №2), выложив их из блоков.

Воспитатель: - Ребята, вы справились с заданием. Вы собрали все подсказки, а там указание, где Мистер Математик спрятал для вас сюрприз.

(Дети собирают пазлы в единую картинку, и отгадывают, где спрятан подарок)

Воспитатель: - Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями. А помогли вам в этом ваши знания и то, что вы были дружными, внимательными, сообразительными.

Подведение итогов:

- Что было для вас самым интересным?

- Ребята, а что показалось вам самым трудным?

- Чему вы научились во время путешествия?

- Что у вас не получилось?

- Кого бы вы хотели похвалить за работу?

Планируемые результаты:

- у детей сформированы элементарные математические представления; представления о свойствах геометрических фигур путем введения символического обозначения свойств; представления о числовом ряде;

- сформировано умение выделять свойства в предметах (блоках), абстрагировать эти свойства от других, удерживать в памяти, следовать определенным правилам при решении практических задач;

- развиты первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) во второй младшей группе с использованием логических блоков Дьенеша «Путешествие в Солнечную страну»

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП)   во второй младшей группе с использованием логических блоков Дьенеша...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша

Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.Цель: Развивать умение выделять свойства в предметах (блоках), абстрагировать эти свойства от других, у...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с использованием логических блоков Дьенеша. Тема «Секретные задания»

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с использованием логических блоков Дьенеша. Тема «Секретные задания&ra...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с использованием логических блоков Дьенеша.

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша....