Вариативность использования игровых технологий в процессе познавательно-математической деятельности в режиме дня.
статья по математике

Охотникова Алсу Зуфаровна

Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации обучающего процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68 «Золотые зернышки»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Консультация для педагогов

«Содержание познавательно-математической деятельности

в режиме дня»

                                           Составила:

                                                          Воспитатель I категории

                                                          группы №12 МБДОУ №68  

                                           Охотникова А.З.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2020-2021 учебный год

В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность.

Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них в том, что дети быстро теряют интерес к занятиям по математике.

Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации обучающего процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня. 

Процесс познания форм, величин, количественных отношений детьми дошкольного возраста осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях. Внимание ребенка  направляется на подлежащий усвоению признак предмета, количество предметов, их местонахождение. Основное внимание уделяется освоению детьми способов практических действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путем сопоставления, воспроизведение в том же количестве, воссоздание целого из частей.  В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны, эмоционально захватывают детей. Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, в своей работе можно  использовать  необычные приемы режимных моментах.

Прогулка - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Одеваясь на прогулку можно совместно с детьми  выяснить, у кого обувь больше, определить, много ли ребят пришло в куртках, в комбинезонах и т.п. (классификация); сравнить  шарфы, определить у кого шарф длиннее, а у кого короче. Можно обратить внимание на количество пуговиц, длину куртки, кофты, футболки,  форму платка, шарфа. Также в процессе сбора на прогулку педагог может познакомить  детей с понятием пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое.

Во время прогулок можно обратить внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов, предложить сосчитать, сколько проехало машин, количество этажей в домах расположенных рядом с садиком,  сравнить по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья и т.д.

Собирая осенние листья, можно предложить детям выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые,  выложить   из них длинные и короткие дорожки, сосчитать количество листьев.  Во время игр с песком можно предложить сделать  отпечаток подошвы обуви, сравнить их по форме и по размеру. При сборе игрушек предложить  сосчитать ведра, формочки, лопатки.  Наблюдая,  за транспортом можно уточнить геометрическую форму частей автомобиля, цвет, направление и скорость движения.

   При организации наблюдения за изменениями, происходящими в разное время года, можно закрепить знания о частях суток, временах года.

Особое внимание следует уделять  постановке  проблемных вопросов, созданию проблемных ситуаций. Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов у ребенка и воспитателя? С чем это связано?

Необходимо  создавать условия, в которых бы дети осознавали необходимость применять математические знания и самостоятельно решали задачи. Каких цветов больше на клумбе: белых или красных. Чего больше красных цветов или цветов всего?

Общественно-полезный труд, труд в природе, ручной труд также являются теми видами деятельности, где эффективно  закрепляются математические знания.

  При сервировке стола, подготовке к занятиям можно создать  ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равной численности множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? Уточнить с детьми местонахождение столовых приборов и продуктов: тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка лежит справа от тарелки, вилка – слева, салфетница стоит в центре стола.

    Руководя выполнением  трудовых поручений, можно закрепить у детей пространственное расположение предметов по отношению к себе, совершенствовать умение группировать предметы по определенным признакам.

    Работа в уголке природы тоже может дать богатый материал для закрепления знаний о числе, счете, величине и способах ее измерения. Дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, цветов. На глазах ребенка постоянно возникают задачи с арифметическим содержанием: «Вчера на ветке распустилось 3 листочка, сегодня еще 1. Сколько всего?»

Постепенно сам ребенок начнет находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения.

В любом уголке природы  имеется календарь наблюдений, дидактические игры на закрепление знаний о временах года, месяцах, частях суток, что тоже является хорошим подспорьем в закреплении временных понятий. Все это позволяет детям усваивать знания не формально, а осознанно.

Сюжетно - ролевые игры.   Во время проведения  сюжетно - ролевых игр также можно закрепить основные математические понятия.

Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием, позволяет закрепить с детьми знания о монетах, купюрах. Играя, дети незаметно для себя закрепляют  состав числа, количественный и порядковый счет.

Количественный состав числа из единиц также хорошо осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний.

Игра «Зоопарк» дает возможность закрепить порядковые и количественные числительные: «Сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?»

Играя в «Парикмахерскую» во время  расчесывания девочек и мальчиков, можно спросить у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные), сравнить цвет, длину ленточек, сосчитать количество резинок, расчесок.

Немаловажную роль в познавательном развитии отводиться фольклору. Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Также он дает большой эффект в обучении дошкольников    математическим понятиям.        

Например, в процессе  игр – драматизаций  по сюжетам знакомых сказок, дети учатся сравнивать  игрушки по величине: кто больше - зайчик или мишка, кто меньше, кто такого же роста; устанавливают  временные отношения, закрепляют знания порядкового  и количественного  счёта (Кого встретил колобок первым, вторым, третьим?  Кто поселился в теремке первым, вторым, и т.д.), а также определяют  пространственное  расположение  предметов.

Сказки помогают легче запомнить простейшие математические понятия, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность.   

При проведении подвижных, пальчиковых игр, утренней гимнастики можно использовать считалки с математическим содержанием, подвижные игры на ориентировку в пространстве и относительно себя,  что тоже помогает в ненавязчивой форме закреплять математические представления.

Также важное место в формировании математических представлений дошкольников  отводится  использованию дидактических игр и упражнений в свободной  деятельности детей. С этой целью в каждой группе создан Уголок математики.  Игровой материал в нем систематически обновляется и  меняется в соответствии с возрастом и программой. Игра для ребёнка – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах,  о временных и пространственных отношениях.

Использование занимательных математических вопросов и задач с подвохом, в старшем дошкольном возрасте, также способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать находить нестандартные пути решения.

Например:

- У бабушки есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

-В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)

-Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)

-Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше: во втором стакане или в кастрюле? (Поровну, потому что в стаканах было поровну.)

Развитию внимания и сообразительности способствуют и головоломки. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками:

- из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника.  

- составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

- составить квадрат и треугольник из 6 палочек.

Таким образом, использование интересных заданий в режимных моментах, занимательных задач, дидактических, настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр, игр-головоломок даёт возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели. Дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов, учатся планировать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию»

Доклад из опыта работы на тему: "Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию"...

Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности"

Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности....

Мастер – класс: «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»

Мастер – класс:«Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»...

Мастер – класс: «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»

Все мы знаем, что в дошкольном возрасте игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономернойстановится тенденция увеличения числа обучающих занятий исокращения времени для игровой...

Мастер – класс: «По следам сказки» - Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности

Цель: наполнение социального и чувственного интелекта (умение сопереживать, быть отзывчивым и коммуникабельным....

Мастер-класс: «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»

Все мы знаем, что в дошкольном возрасте игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономерной становится тенденция увеличения числа обучающих занятий и сокращения времени для игров...

"Использование игровых технологий в процессе театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста" Э. Г. Чурилова

Даная технология является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребенка: познавательных и психических процессов, формирован...