Математика – особый язык описания окружающего мира.
материал по математике
Предварительный просмотр:
Математика – особый язык описания окружающего мира.
Занятия в группе № 12 проходят по ООП ДО, разработанной МБОУ «Гимназия №11» с учетом ООП ДО «Радуга», под редакцией Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. Математика изучается в разделе «Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления», под редакцией Е.В. Соловьевой.
Обращаю ваше внимание на то, что в программе «Радуга» впервые была снята «презумпция послушности» ребёнка; было подчеркнуто, что его участие в образовательных процессах может быть только добровольным, он не обязан выполнять инструкции педагога. Каждый ребенок учится в своем темпе. Если он не научился сегодня, это не значит, что он отстает в развитии. Научится завтра.
В чем особенность нашего изучения математики:
1. Само название по программе «От рождения до школы» - Формирование элементарных математических представлений, а по программе «Радуга» - математические представления.
2. Формирование элементарных математических представлений ребёнка дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития.
- Для детей 3-4 лет большинство заданий предполагает наклеивание ребёнком заранее вырезанных взрослым картинок, т.е. аппликации как такового занятия отдельно нет, а оно реализуется в математике.
- В среднем возрасте знакомство с числами первого десятка проходит посредством театрализации историй о числах, которые педагог рассказывает детям. Числа первого десятка появляются перед детьми как персонажи настольного плоскостного театра в коробке. Предполагается постановка сказок с циклическим сюжетом, отражающих количественные и качественные, пространственные и временные закономерности. Для более устойчивого интереса к изучению математического материала (ознакомление с цифрами) в работе используется цифровые фризы – это последовательность страниц, расположенных в порядке возрастания представленных на них чисел. Каждая страница - это тематический коллаж.
- Обучение счетным операциям, составление и решение задач перенесено в старшую группу. Счетная деятельность включает ряд операций, которые должны быть соподчинены и требуют произвольного контроля, а он становится доступен детям после 5 лет. Для детей среднего возраста отсчет и пересчет – напряженное занятие, в котором не все преуспевают.
- В подготовительной к школе группе дети совершенствуют умение правильно описывать пространственное расположение предметов друг относительно друга. Делая это не только с опорой на реальные предметы, но и по картинке.
3. В традиционной системе ребёнка знакомят с количественными изменениями, не акцентируя внимания на взаимосвязи количества и качества. Программа «Радуга» предлагает обратить внимание детей сначала на те явления, в которых количество выступает как существенный признак. Например: цветок сирени имеет четыре лепестка, незабудка - пять, лилия – шесть.
4. Знакомство с числами начинается раньше, чем предлагала традиционная система, но счетные операции вводятся позднее.
5. Так же по программе «Радуга» у детей предполагается продуктивная деятельность. Продуктивная деятельность в развитии математических представлений дошкольника – это творческая, свободная деятельность детей, в процессе которой формируются такие важные качества личности как умственная активность, любознательность, память. Эта деятельность развивает образное и логическое мышление, внимание, воображение, фантазию. Старшие группы помогают младшим: что – то вырезать, а когда те вырезанное наклеят, то придти посмотреть результат. Старшие группы показывают свои коллекции, сделают малышам сюрпризы, подарки.
Некоторые фрагменты образовательного содержания программы повторяют традиционные, но перенесены из одной возрастной группы в другую.
Формы обучения математическим представлениям:
- Групповые, коллективные, индивидуальные занятия
- Образовательные театрализации с математическим содержанием
- Беседы, чтение
- Самостоятельная деятельность
С целью определения степени освоения материала проводится мониторинг. Данные о результатах мониторинга отражаются в специальных таблицах развития ребенка. Вопросы для таблицы мониторинга предложены в методической литературе, в конце каждого возрастного раздела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по аппликации, математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Конспект занятия по аппликации, математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе...
Консультация для воспитателей «Математика, как средство познания окружающего мира»
Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать бол...
Конспект занятия по аппликации, математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Конспект занятия по аппликации, математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе...
Итоговое комплексное занятие в средней группе по математике и ознакомлению с окружающим миром.
Закрепление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года....
«Математика, как средство познания окружающего мира» Консультация для воспитателей.
«Математика, как средство познания окружающего мира»Консультация для воспитателей.Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.С. М...
Конспект занятия по ФГТ Интегрированная образовательная деятельность педагога с детьми по математике и ознакомлению с окружающим миром во 2-ой младшей группе «Прогулка в осенний лес»
занятие по ФЭМП "Прогулка в осенний лес"...
Наблюдение — особая форма познания окружающего мира дошкольниками.
Статья акцентирует внимание на такой форме познавательной деятельности как наблюдение...