Отчёт по теме самообразования "Использование дидактических игр при ФЭМП у детей с ОВЗ"
материал по математике (средняя группа)
Активнол воздействовать на всестороннее развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu_femp.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru
ИНН 3704002708 КПП 370401001
ОТЧЁТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФЭМП У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ»
по самообразованию
образовательная область
«познавательное развитие»
возраст 5-6 лет, дети ЗПР
Разработала:
Воспитатель: Ковалева М.Д.
Тейково
2022
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Это и послужило выбор темы по самообразованию в младшей группе.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Пути реализации:
- создание условий предметно-пространственной среды, в том числе с использованием программного обеспечения (уголок познавательного развития);
- повышение грамотности педагогов по использованию дидактических игр по ФЭМП, их профессионализма в области познавательного развития;
- Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года, обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Прежде чем начать работу по теме, мною были изучена следующая литература:
- З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
- Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г.
- Т.А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г.
- «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А.А. Смоленцева.
- Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»
Одно из направлений моей работы – это формирование предметно-пространственной среды – уголок познавательного развития.
В группе была составлена картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года) и изготовлены игры:
- «Волшебный коврик»
- «Собери яблоки»
- «Геометрическая форма»
- «Когда это бывает?»
- «Найди предмет»
- «Веселые матрешки»
- «Три квадрата»
- «Игра с обручем»
- «Собери бусы»
- «Широкое и узкое»
- «Длинный – короткий…»
Приобретены игры (игры предоставлены родителями на время).
- «Палочки Кюизенера;
- «Блоки Дьенеша»;
- «Геометрическое лото…»
Безусловно, работа по взаимодействию с родителями по ФЭМП заключалась в следующем:
- Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
- Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
- Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».
- Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».
- Изготовление Лепбука пол теме.
- Анкетирование родителей.
Для педагогов были проведена консультация «Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников с помощью дидактических игр»:
В результате проделанной работы:
- активизировался познавательный интерес дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений;
- прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, делать выводы.
В следующем учебном году планируется продолжить работу по формированию использование дидактических игр.
Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным учебным предметам. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.
На начальном этапе работы над темой у воспитанников возникали различные трудности:
- трудности установления контакта;
- проблемы в познавательной сфере: неустойчивое внимание, быстро переключаемое или застраиваемое на определенных действиях или предметах; непринятие и непонимание простых словесных инструкций; сниженный уровень всех видов памяти; нарушены фонематический слух и грамматический строй речи и т. д.;
- эмоционально-поведенческие расстройства: аффективные вспышки, стереотипные реакции, заторможенность, не эмоциональность, негативизм;
- низкая работоспособность, астения, повышенная утомляемость;
- не сформированы или сформированы недостаточно навыки самообслуживания и т. д. (младшие воспитанники).
- в обозначении выделенных свойств словом (младшие воспитанники путают названия цветов, геометрических фигур).
- отмечается низкий уровень аналитического восприятия (ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю»).
Используя дидактические игры, я увидела, что игра позволяет:
- активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
- систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
- формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
- воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
- формировать связную речь;
- обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.
В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от занятий время следующие игры:
1. Дидактические игры:
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
• «Подбери ключик к замочку»
• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
• «Найди свою пару» (варежку)
2. игры– путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:
• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.
3. Игры – соревнования:
• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)
4. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Зоопарк» (счёт)
• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)
• «Путешествие на корабле»
5. Игровые математические знания с театрализацией:
• «Математика в сказках»
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей»
6. Настольно – печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мозаика»
• «Пазлы»
7. Дидактические игры:
• «Собери сказочного героя» (из частей)
• «Кто больше найдёт отличий?» (2 паровоза, 2 собачки и т. д.)
• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)
«Пароход», и т. д. «Дом»
• «Когда это бывает?» — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)
В результате изучения темы: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет», сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание), завтрак, обед и т. п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.
Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.
Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.
Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Анализ показывает, что в работе наблюдается стабильная положительная динамика. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Обучающиеся стали играть более уверенно, самостоятельно. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются.
Таким образом, игра активно воздействует на познавательную деятельность обучающихся, на их эмоциональную сферу, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, даёт возможность повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Эффективность игры во многом будет зависеть и от эмоционального настроя педагога.
Свой отчет я хочу закончить высказыванием великого педагога В.А.Сухомлинского «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Так пусть этот огонек сможет зажечь каждый педагог и отдать частичку огонька своим воспитанникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста
Данная статья рассказывает о значении дидактических игр в ФЭМП у детей дошкольного возраста...
"Перспективный план дидактических игр по ФЭМП у детей средней группы"
Данный перспективный план является методическим материалом для педагогов для введения в их деятельность. В основе данного плана были использованы методические разработки А. В. Белошистой....
Отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
В данном документе представлен отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста» 2014 - 2015 учебный год....
Отчёт по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей ЗПР"
Продолжать и далее работу по развитию мелкой моторики рук у детей....
Отчёт по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности» за 2019 – 2020 учебный год
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник...
Дидактическое пособие по ФЭМП для детей младшего и старшего дошкольного возраста: дидактическая игра «Закончи ряд».
Цель игры: развивать у детей логическое мышление, познавательный интерес, внимательность, усидчивость.Задачи:- развивать умение у детей видеть образец, шаблон;- закрепить умение разл...
Дидактические игры Картотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы
Дидактические игрыКартотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы...