Отчёт по теме самообразования "Использование дидактических игр при ФЭМП у детей с ОВЗ"
материал по математике (средняя группа)

Ковалёва Мария Дмитриевна

Активнол воздействовать на всестороннее развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_femp.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

ОТЧЁТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФЭМП У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ»

по самообразованию

образовательная область

«познавательное развитие»

возраст 5-6 лет, дети ЗПР

                                             Разработала:

                                                              Воспитатель: Ковалева М.Д.

Тейково

2022

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Это и послужило выбор темы по самообразованию в младшей группе.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Пути реализации:

  • создание условий предметно-пространственной среды, в том числе с использованием программного обеспечения (уголок познавательного развития);
  • повышение грамотности педагогов по использованию дидактических игр по ФЭМП, их профессионализма в области познавательного развития;
  • Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года, обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

Прежде чем начать работу по теме, мною были изучена следующая литература:

  1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
  2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г.
  3. Т.А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г.
  4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А.А. Смоленцева.
  5. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»

Одно из направлений моей работы – это формирование предметно-пространственной среды – уголок познавательного развития.

В группе была составлена картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года) и изготовлены игры:

  • «Волшебный коврик»
  • «Собери яблоки»
  • «Геометрическая форма»
  • «Когда это бывает?»
  • «Найди предмет»
  • «Веселые матрешки»
  • «Три квадрата»
  • «Игра с обручем»
  • «Собери бусы»
  • «Широкое и узкое»
  • «Длинный – короткий…»

Приобретены игры (игры предоставлены родителями на время).

  • «Палочки Кюизенера;
  • «Блоки Дьенеша»;
  • «Геометрическое лото…»

Безусловно, работа по взаимодействию с родителями по ФЭМП заключалась в следующем:

  1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
  2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
  3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».
  4. Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».
  5. Изготовление Лепбука пол теме.
  6. Анкетирование родителей.

Для педагогов были проведена консультация «Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников с помощью дидактических игр»:

В результате проделанной работы:

  • активизировался познавательный интерес дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, делать выводы.

В следующем учебном году планируется продолжить работу по формированию использование дидактических игр.

Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным учебным предметам. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.

На начальном этапе работы над темой у воспитанников возникали различные трудности:

- трудности установления контакта;

- проблемы в познавательной сфере: неустойчивое внимание, быстро переключаемое или застраиваемое на определенных действиях или предметах; непринятие и непонимание простых словесных инструкций; сниженный уровень всех видов памяти; нарушены фонематический слух и грамматический строй речи и т. д.;

- эмоционально-поведенческие расстройства: аффективные вспышки, стереотипные реакции, заторможенность, не эмоциональность, негативизм;

- низкая работоспособность, астения, повышенная утомляемость;

- не сформированы или сформированы недостаточно навыки самообслуживания и т. д. (младшие воспитанники).

- в обозначении выделенных свойств словом (младшие воспитанники путают названия цветов, геометрических фигур).

- отмечается низкий уровень аналитического восприятия (ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю»).

Используя дидактические игры, я увидела, что игра позволяет:

- активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

- систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

- формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

- воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

- формировать связную речь;

- обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от занятий время следующие игры:

1. Дидактические игры:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. игры– путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.

3. Игры – соревнования:

• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)

4. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

• «Путешествие на корабле»

5. Игровые математические знания с театрализацией:

• «Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

6. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мозаика»

• «Пазлы»

7. Дидактические игры:

• «Собери сказочного героя» (из частей)

• «Кто больше найдёт отличий?» (2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход», и т. д. «Дом»

• «Когда это бывает?» — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)

В результате изучения темы: «Использование игровых приемов при формировании  элементарных математических  представлений у детей 4-5 лет», сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание), завтрак, обед и т. п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.

Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.

Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Анализ показывает, что в работе наблюдается стабильная положительная динамика. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Обучающиеся стали играть более уверенно, самостоятельно. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются.

Таким образом, игра активно воздействует на познавательную деятельность обучающихся, на их эмоциональную сферу, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, даёт возможность повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Эффективность игры во многом будет зависеть и от эмоционального настроя педагога.

Свой отчет я хочу закончить высказыванием великого педагога В.А.Сухомлинского «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Так пусть этот огонек сможет зажечь каждый педагог и отдать частичку огонька своим воспитанникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста

Данная статья рассказывает о значении дидактических игр  в ФЭМП у детей дошкольного возраста...

"Перспективный план дидактических игр по ФЭМП у детей средней группы"

Данный перспективный план является методическим материалом для педагогов для введения в их деятельность. В основе данного плана были использованы методические разработки А. В. Белошистой....

Отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

В данном документе представлен отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста» 2014 - 2015 учебный год....

Отчёт по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей ЗПР"

Продолжать и далее работу по развитию мелкой моторики рук у детей....

Отчёт по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности» за 2019 – 2020 учебный год

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник...

Дидактическое пособие по ФЭМП для детей младшего и старшего дошкольного возраста: дидактическая игра «Закончи ряд».

Цель игры: развивать у детей  логическое  мышление, познавательный интерес,  внимательность, усидчивость.Задачи:- развивать умение у детей видеть образец, шаблон;- закрепить умение разл...

Дидактические игры Картотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы

Дидактические игрыКартотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы...