Открытое занятие «Путешествие в страну математики»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Матвеева Надежда Сергеевна

Данное занятие по формированию элементарных математических представлений разработано для детей старшей группы с целью закрепления математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_matematiki.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности в старшей группе ДОО.

Тема: «Путешествие в страну математики»

Интеграция видов деятельности: -

- Познавательное развитие (математическое развитие)

- Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

- Физическое развитие

Цель: выявить полученные знания по элементарным математическим представлениям.

Образовательные задачи:

  • Совершенствовать умение решать задачи на сложение и вычитание;
  • Закрепить знания дней недели, частей суток, времен года, навыки  порядкового, обратного счета в пределах 10, закрепить умение сопоставлять длину, высоту, ширину, узнавать геометрические фигуры и  ориентироваться на листе бумаги;
  • Закреплять умение создавать изображение из геометрических фигур на листе бумаги.

Развивающие задачи:.

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, связную речь, память и элементы логического мышления,  мелкую моторику, коммуникативные навыки, воображение.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к математическим знаниям, самостоятельность при выполнении задания..

Оборудование, материалы:

Демонстрационные:магнитная доска, картина с изображением условия задачи, геометрические фигуры, мяч, наборное полотно, образец с размещением геометрических фигур

Раздаточные: числовые карточки от 1 до 10, листы бумаги, карандаши, математический пинал, полоски разной ширины от 1 до 10 см, (для сравнения по длине)

Технологическая карта образовательной деятельности

Этапобразовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Дети заходят в группу и проходят на ковер

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь, встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети выполняют движения в соответствие с текстом

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе этот конверт. Хотите узнать, кто его прислал? 

Сейчас я его открою и прочту:

(чтение письма)

«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны математики. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок».

-Поможем, ребята?

-Да.

А чтобы нам попасть в страну Математики, надо произнести волшебные слова:

Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

Все преграды на пути можем запросто пройти!

(Музыкальное сопровождение)

Дети внимательно слушают, отвечают на вопрос.

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектированиерешенийпроблемнойситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

1задание:

Игра «Ответьте правильно» (с мячом).

Сколько частей суток вы знаете? (частей суток – четыре)

Назовите их (утро, день, вечер, ночь)

Сколько времени года вы знаете? (времени года – четыре)

Назовите их (осень, зима, весна, лето)

Какое сейчас время года? (Весна)

Назовите весенние месяцы (март апрель, май)

Назовите дни недели (пн,вт,ср,чт…)

Какой сегодня день недели (пятница)

Какой вчера был день недели?

А какой будет завтра

2 задание

Воспитатель: Ребята, аСЕГОДНЯ - это когда? Подумайте немного, а кто знает ответ, поднимаем руку.

- Что у нас получилось сегодня – весна, апрель, пятница,день и мы в гостях у Королевы Математики. Молодцы!

Воспитатель подходит к столу,расположенному в центре круга, и обращает внимание детей на карточки с цифрами расположенные в беспорядочном положении.

3 задание – Числовой ряд

– Ребята нужно взять ту карточку с цифрой, которое будет являться ответом на вопрос. Назвать число и выйти на середину нашего круга. Слушаем внимательно.

- Возьмите цифру, показывающую сколько углов у треугольника? (3)

- Назовите число, которое стоит между 1 и 3? (2)

- Покажите цифру, показывающую сколько сторон у квадрата? (4)

- Назовите число, которое при счёте обозначает пусто? (0)

- Покажите цифру, стоящую перед 2? (1)

- Какое число следует за числом 4? (5)

- Число, стоящее между 5 и 7? (6)

- Покажите цифру, следующее за числом 6? (7)

- Число, предшествующее числу 9? (8)

- Число, последующее числу 8? (9)

- Какое число стоит после 9? (10)

Молодцы, но цифры стоят не по порядку, а математика - это точная наука. Скорее цифрыстановитесь в ряд. Вот и следующее задание.

 4 задание

Дидактическая игра «Построй цифры»

Посмотрите, цифры забыли свои места, а ну цифры, встаньте в ряд.

Дети выстраиваются по порядку, затем воспитатель просит каждую цифру назвать своих соседей. 

- Почему ты встал после 5? (потому что цифра 6 стоит между 5 и 7)

Цифра 7, назови своих соседей? (6 и 8)

Детине задействованные с цифрой выполняют задания и встают за теми детьми которые с цифрами.

-Встань за тем числом, которое между 3 и 5 (4)

-Найди соседей числа 7

-Ребята, а сколько вас всего. (Всего 10)

По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.

-Вы молодцы, справились и с этим заданием, проходим за столы. Давайте вспомним, как мы садимся за свои места?  (через середину)

Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит математический набор, лист бумаги, поднос с геометрическими фигурами.

 Воспитатель: ребята, но, чтобы в Стране Математики навести порядок, нам предстоит выполнить следующее задание.

5 задание(на столах раздаточный материал)

Воспитатель: Посмотрите, на столе перед вами лежат полоски разной длины и ширины.

-Какая полоска длиннее? (Полоска красного цвета)

-Если полоска красного цвета длиннее, то что мы можем сказать о полоске синего цвета? (правильно она короче)

Каким методом вы это определили? (Методом приложения)

-А что вы можете сказать о полосках желтого и зеленого цвета? (Зеленая шире, желтая –уже.)

Как вы это определили? (методом наложения)

Д/ИГРА «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

  • Если верёвка толще нитки, то нитка? (тоньше верёвки)
  • Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (короче линейки)
  • Если стол выше стула, то стул? (ниже стола)
  • Если сестра старше брата, то брат? (младше сестры)

-  Да, мы справились!

6 задание - ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

 Использование наглядного материала (геометрические фигуры)

Воспитатель: Ребята, а как называются фигуры лежащие перед вами? (геометрические фигуры)

Они забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут? (наглядный материал)

 – Да (дети называют)

- А теперь возьмите, пожалуйста, лист бумаги, который у вас лежит на столах, и слушайте внимательно задание: (

Положить в верхний левый угол – круг,

В верхний правый угол – квадрат,

В нижний левый угол – треугольник,

В нижний правый угол – прямоугольник,

В середину – шестиугольник

-А как еще можно назвать эту фигуру?

Заранее изготовлен образец с правильным расположением геометрических фигур на листе. После того, как дети выполнят задание, надо показать этот лист для сравнения:

 -У ВСЕХ ТАК? Найдите ошибку и исправьте.

Посмотрите, мы с вами выполнили почти все задания. Давайте немного отдохнем.

Физминутка

1 - подняться, потянуться,
2 - согнуться, разогнуться,
3 - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На 4 - руки шире,
5 - руками помахать,
6 - на место тихо сесть.

7 задание:

«Составь задачу про птичек. Запиши её решение и прочитай запись»

Дидактическая игра «Реши задачу»

(Наглядное пособие с изображением условия задачи)

На одном дереве сидят пять птичек, на другом – четыре. Сколько всего птиц на двух деревьев.

  5+4=9

Записываем выражение посредствам наборного полотна.

- После решения, что следует: (ответ)

Всего 9 птичек на двух деревьях

Ребята, а если я изменю условия задачи?

На одном дереве сидят пять птичек, одна птичка улетела. Сколько осталось птичек на дереве?

5-1=4

Записываем выражение посредствам наборного полотна.

-Всего 4 птички осталось на дереве

Что есть у задачи – условие, решение, вопрос, ответ.

- Молодцы, ребята, мы столько всего сделали, осталось последнее задание, думаю, мы с ним легко справимся.

Дети внимательно слушают задания, отвечают на вопросы, выполняют поставленную задачу.

Ответы детей

Дети выстраиваются согласно заданию и называют цифру стоящего перед ним и после него.

Вспоминают правила посадки за рабочий стол, садятся на места.

Занимаются сравнением длины и ширины. Выясняют каким методом это можно определить.

Строят логическую цепочку, заканчивают предложения.

Работа с геометрическими фигурами.

Дети отвечают на вопросы, выполняют задание.

Физминутка

Дети выполняют задание,составляют задачу по картине, формулируют вопрос и записывают математическое выражение. Проговаривают полный ответ.

2.

Самостоятельное применение нового на практике

 (выполнение работы)

В королевстве Математики нет зверей. Я предлагаю вам выложить любого зверя из геометрических фигур. (Самостоятельная работа)

Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили все желания королевы Математики.А теперь, нам пора возвращаться в детский сад.

(Встаем из- за смола, переходим на ковер, встаем в круг)-музыкальное сопровождение.

«Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

Все преграды на пути можем запросто пройти!»

Самостоятельная работа: дети выкладывают силуэт зверя из геометрических фигур.

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, где мы с вами сегодня побывали?

- А что вам понравилось больше всего?

- Какие задания вам показались лёгкими, а какие трудными?

Дети отвечают на вопросы. вспоминают выполненные задания

Рефлексия

Ребята, какие впечатления остались у вас от сегодняшнего занятия? Я вам предлагаю нарисовать тот смайлик, который соответствует, вашему настроению. (Рисуют на заранее заготовленном ватмане)

Воспитатель: Ребята, Математическое Королевство очень велико, в нем еще много интересного, и мы будем продолжать изучать математическую науку.

Анализируют свою деятельность

Дети рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Подведение итога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Путешествие в страну математики"

Открытое занятие по математике для подготовительной группы...

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну математики"

Составила и провела воспитатель Васильева Надежда Николаевна....

Итоговое открытое занятие. «Путешествие в страну математики»

Конспект НОД для детей старшей группы по математическим знаниям....

Конспект открытого занятия " Путешествие в страну математики" Средняя группа

Конспект открытого занятия  " Путешествие в страну математики"...

Открытое занятие «Путешествие в Страну Математики», старшая группа

Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников...