Методичекая разработка.
методическая разработка по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАТА.
Введение
Актуальность работы в том, что одним из важнейших показателей целостного гармоничного развития ребенка является уровень овладения пространственными представлениями, умение свободно ориентироваться в пространстве и знание основных пространственных понятий. Сформированные пространственные представления необходимы в различных видах деятельности и формах активности детей, таких как двигательная деятельность, игра, счет, письмо, рисование, конструирование, чтение и другие.
Над этой проблемой работали многие известные специалисты в области дошкольной психологии и педагогики. Определенные закономерности в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста были установлены в исследованиях Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой и др.
Цель: определить педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Рассмотреть содержание понятия «Ориентировка в пространстве
- Раскрыть последовательность формирования умений ориентировки на листе бумаги.
- Разработать задания для детей по формированию умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, схемах и др.
- Содержание понятия «Ориентировка в пространстве»
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);
• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.
Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
1) ориентировку «на себе» (знание собственного тела);
2) ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;
4) определение расположения предметов в пространстве «от себя»;
5) определение собственного положения в пространстве;
6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;
7) определение расположения предметов на плоскости.
«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).
В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Пространственные представления возникают очень рано, их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой и др.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
В младшем возрасте ведущую роль в познании пространственных отношений играет практический опыт ребенка (игра, прогулка,...). По мере его накопления все большее значение начинает приобретать слово.
Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:
• вверху — это там, где голова;
• внизу — это там, где ноги;
• впереди — это там, где лицо;
• позади — это там, где спина;
• справа — это там, где правая рука;
• слева — это там, где левая рука, и т. д.
Ориентировка на своем теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. Обычно выделяется одно направление и на основе сравнения осознается другое:
под -» над;
справа -> слева;
вверху -» внизу;
сзади -> впереди.
Этапы восприятия пространственных отношений между предметами:
I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.
II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.
III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом.
Большую роль играет слово. Практические действия постепенно сворачиваются и переходят в умственные.
При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.
- Методика обучения ориентировки на листе бумаги Предварительная работа
Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, например в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа.
Во II младшей группе на занятиях по математике дети знакомятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начинают понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево:
—Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, раскладывай слева направо (или сверху вниз).
—На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.
Методика обучения
Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.
Последовательность формирования ориентировок:
1. Знание плоскости листа.
Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ. Для решения этой проблемы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (также помогает работа на фланелеграфе).
2. Понимание пространственных отношений на листе.
Рассматривание карточек-перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок. Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).
3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.
«Составь узор по описанию» (Математический диктант с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).
Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку
В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с размеченными клеточками.
Последовательность обучения:
1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:
• Лист состоит из двух страниц.
• Тетрадь состоит из листов.
2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
3. Изучение клеточного и строчечного микропространства.
Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции.
4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.
Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:
5. Рисование фигур по точкам:
Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения:
6. Запись цифр.
При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+,-,<,>, =) на листе бумаги в клетку.
3. Задания для детей по формированию умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, схемах и др.
Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное). ( Приложение )
Усложнение заданий:
1. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью игрушечной мебели).
2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:
• игрушечной мебели;
• плоских изображений предметов;
• условных знаков;
• геометрических фигур.
3. На схеме обозначить стрелками словесные направления
движения.
4. Пользуясь картой, найти клад.
5. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом.
В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются планы-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проделывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения.
Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития логического мышления и вызывает интерес у ребенка.
Заключение
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по математике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют детские представления.
Значение развития пространственных представлений у дошкольников
· Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.
· Активизируется речь, увеличивается словарный запас.
· Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.
· Развивается логика, мышление, воображение.
· Формируются навыки ориентировки на улице.
· Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.
· Способствует развитию игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности. · Развивает кругозор и др.
Список литературы
- Белошистая А.В. Обученик математике в ДОУ: Методическое пособие. -М: Айрис – пресс, 2005
- Ковалец И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. – М.: ВЛАДОС, 2014.
- Михайлов З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного развития. Детство – пресс, 2008
- Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение. 2014
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019
- Теория и технология развития математических представлений у детей: учебнк для студ. учреждений высш. образования /Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015
- Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М: ИД «Форум» - ИНФА - М, 2006
Интернет – источники
- Организация работы по формированию пространственных ориентировок посредством дидактических игр в старшей группе ДОУ http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMATP_MAT2014D12.pdf
- Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возрастаhttp://www.dissercat.com/content/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenii-u-detei-mladshego-vozrasta
- Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр.http://kref.ru/infoshkolnajaprogramma/133368/2.html
Игры на умение «читать» графические изображения пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, чертежа, плана, схемы
- Игры на освоение условных знаков для обозначения предметов (это могут быть геометрические фигуры), условные знаки для обозначения пространственных направлений (линии, стрелки) и т. д.:
- Игра «Кукла Маша купила мебель»
Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель (не более 3 - 4 предметов), лист бумаги, изображающий кукольную комнату (на нем в соответствующих местах черточками отмечены окна и двери), геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник).
Воспитатель сообщает о том, что, кукла Маша купила новую мебель и расставила ее в своей комнате. Посередине она поставила стол, рядом с ним – стул, у стены под окном – диван. Рассказ сопровождается размещением соответствующих предметов в нужных местах комнаты. Затем воспитатель рассказывает о том, что медвежонок Миша пришел к Маше в гости и увидел, как Маша удобно расставила мебель в комнате, и ему тоже захотелось поставить стол, стул и диван на тех же местах. Воспитатель показывает детям Мишину комнату – лист бумаги – и разъясняет, где расположены дверь, а где – окна. Потом говорит, что у Миши вместо стула, стола и дивана будут геометрические фигуры и показывает, какая фигура будет замещать какой предмет мебели. Затем дети размещают фигуры в соответствующих местах листа бумаги, т. е. составляют план кукольной комнаты. При этом, комната-образец располагается не рядом с листом, а за ним.
В дальнейшем, при проведении игры игровая ситуация усложняется: должно увеличиваться количество предметов.
- Игры на умение читать готовые схемы (графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве) и самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы):
- Игра «Кукольная комната»
Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель (вначале не более 3 - 4 предметов); план, предварительно начерченный на листе бумаги (пространственное положение плана и комнаты должно быть одинаковым: двери и окна располагаются с одной и той же стороны). Можно рассказать такую историю: «Кукла Маша купила новую мебель, но она не знала, как лучше расставить ее в комнате. Медвежонок решил помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал, как надо поставить мебель». Затем воспитатель разбирает план: устанавливается соответствие обозначений на плане каждому из предметов кукольной мебели. Затем дети расставляют мебель по плану.
В дальнейшем следует увеличивать количество предметов мебели. Полезно использовать одинаковые предметы (например, 2 кресла) или разные предметы, которые на плане обозначаются одинаково (так, диван и шкаф можно обозначить одинаковыми прямоугольниками).
- Игры на умение находить предметы, пользуясь планом (независимо от того, в какой точке комнаты они находятся)
- Игра «Куда спрятался жучок?» (Игра «Где мишка?»)
Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель, план комнаты. На нарисованном плане красным кружком отмечается предмет, под который спрятался жучок. Дети должны по этому указанию отыскать его в игрушечной комнате. Игру можно повторять несколько раз: жучок каждый раз будет заползать под разные предметы.
В дальнейшем, дети уже могут сами задавать друг другу подобные задачи: сначала прятать жучка в кукольной комнате, затем на плане отмечать его расположение красным кружком. Кто первый находит жучка, загадывает следующую загадку.
- Игра «Кукла Маша купила пианино»
Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель, план комнаты (лист бумаги с отмеченными окнами и дверями и расположенными геометрическими фигурами, соответствующими предметам кукольной мебели), игрушечное пианино и прямоугольник из картона.
Дети рассматривают план и комнату и устанавливают соответствие обозначений на плане каждому из предметов кукольной мебели. Воспитатель сообщает, что кукла Маша, которая живет в этой комнате, купила пианино, но не знает, куда его поставить. Для этого нужно переставить остальную мебель. Предлагает помочь детям. Одному ребенку воспитатель дает картонный прямоугольник, обозначающий пианино, и просит переставить мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. Чтобы правильно решить эту задачу, нужно пианино поставить у стены, перед ним оставить место для стула, разместить остальные предметы. Ребенок реализует новый вариант расстановки мебели в самой кукольной комнате. Остальные дети следят за его действиями и исправляют ошибки.
В дальнейшем можно усложнять игру: покупаются сразу несколько новых предметов, которые нужно разместить.
- Игра «Где кукла?»
Потребуется план группы, в которой проводится игра (на плане начерчены стены группы, обозначены окна и двери, изображены проекции всех находящихся в ней предметов мебели); кукла, которую можно спрятать под любым предметом мебели; красный кружок, с помощью которого можно отметить на плане, где спряталась кукла. Перед началом игры воспитатель прячет куклу под каким-нибудь предметом мебели. Затем сообщает детям, что кукла Маша решила поиграть с ними в прятки и уже спряталась где-то в комнате, но она оставила рисунок комнаты и отметила, где она спряталась - красным кружком. Один из детей ищет с помощью плана куклу, а остальные наблюдают. При повторном проведении игры кукла прячется под другим предметом.
- Игра «Чье это место?»
Понадобится фланелеграф, вырезанные из картона прямоугольники по количеству столов, за которыми сидят дети; квадраты по количеству стульев детей; прямоугольник, обозначающий доску (Можно использовать план, который рисуется на листе бумаги при детях); 2 маленьких красных кружка. Эта игра проводится в той части группы, где находится доска и ряды детских столов и стульев. При участии детей воспитатель делает на фланелеграфе план группы. Сначала он отмечает на плане расположение окон и дверей, затем доски, столов и стульев. При этом называются имена детей, сидящих за каждым столом. Такое поэлементное составление плана облегчает ориентировку детей в одинаковых объектах, которыми являются детские столы.
Затем воспитатель отмечает на плане кружочком место одного из детей , прикрепляя кружок в том месте, где обозначен стул. Ребенок, сидящий на этом месте, должен встать.
- Игра «Поменяйтесь местами»
Вариант игры «Чье это место?». Она отличается тем, что воспитатель отмечает на плане 2 места за различными столиками и предлагает детям, сидящим за этими столиками, поменяться местами.
- Игра «Секреты»
Понадобится план группы (участка), где проводится игра. Незаметно для детей воспитатель прячет в группе (на участке) игрушку. Затем воспитатель красным кружком отмечает на плане место спрятанной игрушки. Воспитатель с детьми рассматривает план, устанавливая соответствие изображений на плане реальным предметам группы (участка)а дети ее ищут.
Можно попросить ребенка спрятать предмет и отметить на плане, где он находится.
Можно разделить детей на команды и устроить соревнование: кто быстрей найдет спрятанный предмет.
Можно одновременно спрятать несколько предметов, тогда каждая команда будет искать по плану свой секрет.
- Игра «Принеси карандаш»
Понадобится:
- план этажа детского сада, где расположены помещения, в которых работают взрослые (медсестра, повар, прачка, заведующий и др.) и находятся группы. На плане должны быть отмечены все двери этажа.
- красный кружок (им отмечается дверь, в которую должен войти ребенок).
Перед проведением игры следует договориться со всеми взрослыми, находящимися на этаже, что к ним может зайти ребенок.
Воспитатель сообщает детям, что ему нужен карандаш и его надо попросить у человека, который находится вот за этой дверью (показывает план коридора, одна из дверей которого помечена кружком). Затем выбирает ребенка, который будет должен выполнить задание и помогает ему найти на плане место, на котором он находится перед началом поиска. Ребенок берет план, находит по нему соответствующую комнату и просит у взрослого карандаш. Когда он возвращается с карандашом в группу, дети спрашивают, у кого он попросил карандаш, и проверяют по плану правильно ли их товарищ выполнил задание. Если задание выполнено правильно, то воспитатель перемещает кружок на другую дверь и за карандашом идет следующий ребенок.
Задания может придумывать не только воспитатель, но и сами дети.
- Игра «Найди ведерко»
Понадобится несколько планов участка детского сада, ведерко.
Во время прогулки на участке детям предлагается прятать и искать ведерко. Дети разбиваются на две команды: первая команда сначала прячет, а вторая – ищет. Когда ведерко будет спрятано, участник первой команды берет один из планов и прочерчивает на нем путь, по которому нужно двигаться, чтобы найти ведерко. Участники второй команды в это время отворачиваются. Затем идут по прочерченному на плане участка пути и пытаются найти ведерко. При удаче команды меняются местами. При неудаче все вместе с помощью воспитателя обсуждают, какая команда ошиблась (допущена ли ошибка при прочерчивании схемы пути или ее использовании).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»
городского округа город Шарья Костромской области
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАТА.
Автор
Воспитатель: Якушева Е.С.
Шарья 2022 г
Введение
Актуальность работы в том, что одним из важнейших показателей целостного гармоничного развития ребенка является уровень овладения пространственными представлениями, умение свободно ориентироваться в пространстве и знание основных пространственных понятий. Сформированные пространственные представления необходимы в различных видах деятельности и формах активности детей, таких как двигательная деятельность, игра, счет, письмо, рисование, конструирование, чтение и другие.
Над этой проблемой работали многие известные специалисты в области дошкольной психологии и педагогики. Определенные закономерности в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста были установлены в исследованиях Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой и др.
Цель: определить педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Рассмотреть содержание понятия «Ориентировка в пространстве
- Раскрыть последовательность формирования умений ориентировки на листе бумаги.
- Разработать задания для детей по формированию умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, схемах и др.
- Содержание понятия «Ориентировка в пространстве»
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);
• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.
Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
1) ориентировку «на себе» (знание собственного тела);
2) ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;
4) определение расположения предметов в пространстве «от себя»;
5) определение собственного положения в пространстве;
6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;
7) определение расположения предметов на плоскости.
«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).
В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Пространственные представления возникают очень рано, их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой и др.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
В младшем возрасте ведущую роль в познании пространственных отношений играет практический опыт ребенка (игра, прогулка,...). По мере его накопления все большее значение начинает приобретать слово.
Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:
• вверху — это там, где голова;
• внизу — это там, где ноги;
• впереди — это там, где лицо;
• позади — это там, где спина;
• справа — это там, где правая рука;
• слева — это там, где левая рука, и т. д.
Ориентировка на своем теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. Обычно выделяется одно направление и на основе сравнения осознается другое:
под -» над;
справа -> слева;
вверху -» внизу;
сзади -> впереди.
Этапы восприятия пространственных отношений между предметами:
I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.
II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.
III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом.
Большую роль играет слово. Практические действия постепенно сворачиваются и переходят в умственные.
При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.
- Методика обучения ориентировки на листе бумаги Предварительная работа
Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, например в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа.
Во II младшей группе на занятиях по математике дети знакомятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начинают понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево:
—Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, раскладывай слева направо (или сверху вниз).
—На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.
Методика обучения
Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.
Последовательность формирования ориентировок:
1. Знание плоскости листа.
Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ. Для решения этой проблемы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (также помогает работа на фланелеграфе).
2. Понимание пространственных отношений на листе.
Рассматривание карточек-перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок. Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).
3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.
«Составь узор по описанию» (Математический диктант с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).
Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку
В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с размеченными клеточками.
Последовательность обучения:
1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:
• Лист состоит из двух страниц.
• Тетрадь состоит из листов.
2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
3. Изучение клеточного и строчечного микропространства.
Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции.
4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.
Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:
5. Рисование фигур по точкам:
Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения:
6. Запись цифр.
При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+,-,<,>, =) на листе бумаги в клетку.
3. Задания для детей по формированию умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, схемах и др.
Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное). ( Приложение )
Усложнение заданий:
1. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью игрушечной мебели).
2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:
• игрушечной мебели;
• плоских изображений предметов;
• условных знаков;
• геометрических фигур.
3. На схеме обозначить стрелками словесные направления
движения.
4. Пользуясь картой, найти клад.
5. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом.
В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются планы-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проделывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения.
Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития логического мышления и вызывает интерес у ребенка.
Заключение
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по математике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют детские представления.
Значение развития пространственных представлений у дошкольников
· Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.
· Активизируется речь, увеличивается словарный запас.
· Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.
· Развивается логика, мышление, воображение.
· Формируются навыки ориентировки на улице.
· Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.
· Способствует развитию игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности. · Развивает кругозор и др.
Список литературы
- Белошистая А.В. Обученик математике в ДОУ: Методическое пособие. -М: Айрис – пресс, 2005
- Ковалец И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. – М.: ВЛАДОС, 2014.
- Михайлов З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного развития. Детство – пресс, 2008
- Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение. 2014
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019
- Теория и технология развития математических представлений у детей: учебнк для студ. учреждений высш. образования /Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015
- Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М: ИД «Форум» - ИНФА - М, 2006
Интернет – источники
- Организация работы по формированию пространственных ориентировок посредством дидактических игр в старшей группе ДОУ http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMATP_MAT2014D12.pdf
- Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возрастаhttp://www.dissercat.com/content/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenii-u-detei-mladshego-vozrasta
- Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр.http://kref.ru/infoshkolnajaprogramma/133368/2.html
Игры на умение «читать» графические изображения пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, чертежа, плана, схемы
- Игры на освоение условных знаков для обозначения предметов (это могут быть геометрические фигуры), условные знаки для обозначения пространственных направлений (линии, стрелки) и т. д.:
- Игра «Кукла Маша купила мебель»
Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель (не более 3 - 4 предметов), лист бумаги, изображающий кукольную комнату (на нем в соответствующих местах черточками отмечены окна и двери), геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник).
Воспитатель сообщает о том, что, кукла Маша купила новую мебель и расставила ее в своей комнате. Посередине она поставила стол, рядом с ним – стул, у стены под окном – диван. Рассказ сопровождается размещением соответствующих предметов в нужных местах комнаты. Затем воспитатель рассказывает о том, что медвежонок Миша пришел к Маше в гости и увидел, как Маша удобно расставила мебель в комнате, и ему тоже захотелось поставить стол, стул и диван на тех же местах. Воспитатель показывает детям Мишину комнату – лист бумаги – и разъясняет, где расположены дверь, а где – окна. Потом говорит, что у Миши вместо стула, стола и дивана будут геометрические фигуры и показывает, какая фигура будет замещать какой предмет мебели. Затем дети размещают фигуры в соответствующих местах листа бумаги, т. е. составляют план кукольной комнаты. При этом, комната-образец располагается не рядом с листом, а за ним.
В дальнейшем, при проведении игры игровая ситуация усложняется: должно увеличиваться количество предметов.
- Игры на умение читать готовые схемы (графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве) и самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы):
- Игра «Кукольная комната»
Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель (вначале не более 3 - 4 предметов); план, предварительно начерченный на листе бумаги (пространственное положение плана и комнаты должно быть одинаковым: двери и окна располагаются с одной и той же стороны). Можно рассказать такую историю: «Кукла Маша купила новую мебель, но она не знала, как лучше расставить ее в комнате. Медвежонок решил помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал, как надо поставить мебель». Затем воспитатель разбирает план: устанавливается соответствие обозначений на плане каждому из предметов кукольной мебели. Затем дети расставляют мебель по плану.
В дальнейшем следует увеличивать количество предметов мебели. Полезно использовать одинаковые предметы (например, 2 кресла) или разные предметы, которые на плане обозначаются одинаково (так, диван и шкаф можно обозначить одинаковыми прямоугольниками).
- Игры на умение находить предметы, пользуясь планом (независимо от того, в какой точке комнаты они находятся)
- Игра «Куда спрятался жучок?» (Игра «Где мишка?»)
Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель, план комнаты. На нарисованном плане красным кружком отмечается предмет, под который спрятался жучок. Дети должны по этому указанию отыскать его в игрушечной комнате. Игру можно повторять несколько раз: жучок каждый раз будет заползать под разные предметы.
В дальнейшем, дети уже могут сами задавать друг другу подобные задачи: сначала прятать жучка в кукольной комнате, затем на плане отмечать его расположение красным кружком. Кто первый находит жучка, загадывает следующую загадку.
- Игра «Кукла Маша купила пианино»
Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель, план комнаты (лист бумаги с отмеченными окнами и дверями и расположенными геометрическими фигурами, соответствующими предметам кукольной мебели), игрушечное пианино и прямоугольник из картона.
Дети рассматривают план и комнату и устанавливают соответствие обозначений на плане каждому из предметов кукольной мебели. Воспитатель сообщает, что кукла Маша, которая живет в этой комнате, купила пианино, но не знает, куда его поставить. Для этого нужно переставить остальную мебель. Предлагает помочь детям. Одному ребенку воспитатель дает картонный прямоугольник, обозначающий пианино, и просит переставить мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. Чтобы правильно решить эту задачу, нужно пианино поставить у стены, перед ним оставить место для стула, разместить остальные предметы. Ребенок реализует новый вариант расстановки мебели в самой кукольной комнате. Остальные дети следят за его действиями и исправляют ошибки.
В дальнейшем можно усложнять игру: покупаются сразу несколько новых предметов, которые нужно разместить.
- Игра «Где кукла?»
Потребуется план группы, в которой проводится игра (на плане начерчены стены группы, обозначены окна и двери, изображены проекции всех находящихся в ней предметов мебели); кукла, которую можно спрятать под любым предметом мебели; красный кружок, с помощью которого можно отметить на плане, где спряталась кукла. Перед началом игры воспитатель прячет куклу под каким-нибудь предметом мебели. Затем сообщает детям, что кукла Маша решила поиграть с ними в прятки и уже спряталась где-то в комнате, но она оставила рисунок комнаты и отметила, где она спряталась - красным кружком. Один из детей ищет с помощью плана куклу, а остальные наблюдают. При повторном проведении игры кукла прячется под другим предметом.
- Игра «Чье это место?»
Понадобится фланелеграф, вырезанные из картона прямоугольники по количеству столов, за которыми сидят дети; квадраты по количеству стульев детей; прямоугольник, обозначающий доску (Можно использовать план, который рисуется на листе бумаги при детях); 2 маленьких красных кружка. Эта игра проводится в той части группы, где находится доска и ряды детских столов и стульев. При участии детей воспитатель делает на фланелеграфе план группы. Сначала он отмечает на плане расположение окон и дверей, затем доски, столов и стульев. При этом называются имена детей, сидящих за каждым столом. Такое поэлементное составление плана облегчает ориентировку детей в одинаковых объектах, которыми являются детские столы.
Затем воспитатель отмечает на плане кружочком место одного из детей , прикрепляя кружок в том месте, где обозначен стул. Ребенок, сидящий на этом месте, должен встать.
- Игра «Поменяйтесь местами»
Вариант игры «Чье это место?». Она отличается тем, что воспитатель отмечает на плане 2 места за различными столиками и предлагает детям, сидящим за этими столиками, поменяться местами.
- Игра «Секреты»
Понадобится план группы (участка), где проводится игра. Незаметно для детей воспитатель прячет в группе (на участке) игрушку. Затем воспитатель красным кружком отмечает на плане место спрятанной игрушки. Воспитатель с детьми рассматривает план, устанавливая соответствие изображений на плане реальным предметам группы (участка)а дети ее ищут.
Можно попросить ребенка спрятать предмет и отметить на плане, где он находится.
Можно разделить детей на команды и устроить соревнование: кто быстрей найдет спрятанный предмет.
Можно одновременно спрятать несколько предметов, тогда каждая команда будет искать по плану свой секрет.
- Игра «Принеси карандаш»
Понадобится:
- план этажа детского сада, где расположены помещения, в которых работают взрослые (медсестра, повар, прачка, заведующий и др.) и находятся группы. На плане должны быть отмечены все двери этажа.
- красный кружок (им отмечается дверь, в которую должен войти ребенок).
Перед проведением игры следует договориться со всеми взрослыми, находящимися на этаже, что к ним может зайти ребенок.
Воспитатель сообщает детям, что ему нужен карандаш и его надо попросить у человека, который находится вот за этой дверью (показывает план коридора, одна из дверей которого помечена кружком). Затем выбирает ребенка, который будет должен выполнить задание и помогает ему найти на плане место, на котором он находится перед началом поиска. Ребенок берет план, находит по нему соответствующую комнату и просит у взрослого карандаш. Когда он возвращается с карандашом в группу, дети спрашивают, у кого он попросил карандаш, и проверяют по плану правильно ли их товарищ выполнил задание. Если задание выполнено правильно, то воспитатель перемещает кружок на другую дверь и за карандашом идет следующий ребенок.
Задания может придумывать не только воспитатель, но и сами дети.
- Игра «Найди ведерко»
Понадобится несколько планов участка детского сада, ведерко.
Во время прогулки на участке детям предлагается прятать и искать ведерко. Дети разбиваются на две команды: первая команда сначала прячет, а вторая – ищет. Когда ведерко будет спрятано, участник первой команды берет один из планов и прочерчивает на нем путь, по которому нужно двигаться, чтобы найти ведерко. Участники второй команды в это время отворачиваются. Затем идут по прочерченному на плане участка пути и пытаются найти ведерко. При удаче команды меняются местами. При неудаче все вместе с помощью воспитателя обсуждают, какая команда ошиблась (допущена ли ошибка при прочерчивании схемы пути или ее использовании).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методичекая разработка к методичекому объединению: Модный приговор
Уважаемые воспитатели этот материал можно использовать на методическом объедитении для молодых педагогов, показав им как должен внешне выглядеть воспитатель и что является не приемлимым...
Методичекая разработка по Правилам Дорожного движения.
Методическая разработка заняла I место в районе....
МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА: ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА
Цель: продолжить работу по воспитанию у детей- чувства терпимости к людям разных национальностей;- уважения к национальной культуре разных народов;- гордости за неповторимость своей национальной культ...
МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА Проект «Времена года» в музыке П. И. Чайковского.
Актуальность проекта: Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются этал...
Методичекая разработка НОД
НОД по математике в старшей группе...
Методичекая разработка конспекта ООД для детей первой младшей группы с использованием песочной терапии «Волк, который не ест козлят»
научить ребенка прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения; корректировать эмоции страха и злости; учить понимать себя и других, способствовать приобретению начального опыта рефлексии (самоанал...
Методичекая разработка конспекта занятия с использованием сказкотерапии в средней логопедической группе № 9 для детей с ОНР. Тема: «Путешествие по сказке «Колобок» »
Задачи:Коррекционно –образовательные:Упражнять в согласовании числительных с существительными.Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.Упражнятьв умении пересказывать с использовани...